Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы.
Глазные заболевания и нарушения зрения широко распространены. Не менее 2,2 миллиарда человек в мире страдают от той или иной формы нарушения зрения. Социально значимые заболевания глаз являются приоритетной проблемой в различных развитых и развивающихся странах и оказывают значительное влияние на здоровье населения, особенно пожилого возраста. В настоящее время большинство исследователей относят к таким заболеваниям макулярную дегенерацию, глаукому и катаракту.
Медико-социальная значимость этих заболеваний определяется их высокой распространенностью, являясь основной причиной частичной и полной слепоты, приводящей к значительному снижению качества жизни, плохой социальной адаптации, длительным срокам лечения и сильной зависимости от посторонней помощи со стороны окружающих и семьи. В нескольких публикациях сообщается о высокой распространенности катаракты в разных странах. Катаракта является наиболее распространенной причиной предотвратимой слепоты во всем мире, на нее приходится 47% всех заболеваний глаз. Поэтому катаракта является не только одной из актуальных тем в офтальмологии, но и рассматривается как крупная глобальная медико-социальная проблема.
Ожидается, что к 2025 году число людей с катарактой достигнет 40 миллионов в связи с увеличением продолжительности жизни в экономически развитых странах. Заболевания органов зрения на современном этапе развития медицины лечатся при помощи хирургических методов, поэтому актуальным стала работы медицинской сестры перевязочного кабинета, которая принимает участие в послеоперационных перевязках.
Перевязочная сестра – это работник хирургического и неотложного отделений, основной обязанностью которого является наложение и смена повязок. По существу, такой специалист может выполнять все манипуляции, которые возложены на медсестру, однако по большей части она занимается только перевязкой ран и других травматических повреждений. В зависимости от рабочего места перевязочная сестра может оказывать как первую помощь, так и программные перевязки, назначенные врачом.
Нами была рассмотрена работа перевязочной медицинской сестры в офтальмологическом отделении. Использование глазной повязки необходимо при травмах глаз, во время транспортировки пациента и после хирургических вмешательств.
Следует иметь в виду, что функциональные обязанности перевязочной медицинских сестер определяются не только комплексом диагностических и лечебных мероприятий, но и участием в организации и проведении противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение инфицирования. В связи с этим актуальным вопросом является не только оценка качества медицинской помощи, оказываемой пациентам в офтальмологическом отделении, но и соблюдение правил санитарно-противоэпидемического режима. Поэтому мы решили рассмотреть роль медсестры в перевязочном кабинете.
Цель исследования: проанализировать деятельность медицинской сестры в перевязочном кабинете отделения офтальмологии.
Поставленная цель определяет следующий круг задач:
1. Изучить сестринский процесс при заболеваниях органа зрения;
2. Рассмотреть организацию работы офтальмологического отделения;
3. Проанализировать организацию перевязок в перевязочном кабинете офтальмологического отделения;
4. Охарактеризовать перевязочный кабинет офтальмологического отделения;
5. Провести анализ деятельности медицинской сестры ЧУЗ КБ «РЖД – Медицина»;
6. Составить рекомендации пациентам после операционного лечения органа зрения.
Объект: перевязочный кабинет офтальмологического отделения.
Предмет: роль медсестры в перевязочном кабинете офтальмологического отделения.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы;
2.Анализ медицинской документации;
3.Наблюдение.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка использованных источников.
В первой главе описаны сестринский процесс при заболеваниях органа зрения, организация работы офтальмологического отделения и организация перевязок в перевязочном кабинете офтальмологического отделения.
Во второй главе представлена характеристика базы исследования, анализ деятельности медицинской сестры перевязочного кабинета в офтальмологическом отделении ЧУЗ КБ «РЖД – Медицина» и разработаны рекомендации пациентам после операционного лечения органа зрения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Сестринский процесс при катаракте
Сестринский процесс направлен на то, чтобы пациент как можно лучше физически, психосоциально и духовно адаптировался к своему состоянию. Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление автономии пациента для удовлетворения основных потребностей организма. Организация сестринского ухода и особенности ухода за пациентами с катарактой связаны с работой хирургического стационара. Сестринский процесс можно разделить на несколько этапов.
Первый этап – обследование пациента.
Цель первого этапа – получить информацию о состоянии здоровья пациента.
1) Сбор анамнеза:
– история возникновения проблемы;
– психологические данные;
– социологические данные (из истории болезни).
2) Физическое обследование:
– измерение АД;
– измерение t тела;
– измерение глазного давления;
– данные о зрении.
3) Лабораторные исследования:
– общий анализ мочи;
– общий анализ крови;
– биохимический анализ крови;
– кровь на РВ, ВИЧ и т.д.
4) Сестринская история болезни.
От качества обследования зависит успех следующего этапа. История болезни пациента, которому проводится операция по удалению катаракты, и лечащий врач являются источниками информации для медсестры, у которых она узнает диагноз и рекомендации. Также важно получить субъективные данные о пациенте, источником которых является сам пациент. Чрезвычайно важно эмоциональное состояние пациента, включая тревогу и страх перед операцией. Необходимо также поговорить о том, как будет восстанавливаться зрение, так как некоторые пациенты ожидают моментального восстановления зрения после операции. Существуют также объективные данные, которые можно получить с помощью измерения показателем. К таким данным относятся артериальное давление, острота зрения, температура и лабораторные анализы (клинический минимум, необходимый перед операцией). После сбора всей этой информации от пациента и членов его семьи следует рассказать пациенту об этапах операции, а также об особенностях предоперационного и послеоперационного периодов
Второй этап – установление проблем
1. Проблемы настоящие:
– первичные;
– промежуточные;
– вторичные.
Проблемы подразделяются на: настоящие и потенциальные.
Настоящие проблемы – это проблемы, с которыми пациент сталкивается в данный момент. Например, плохое зрение, стресс, страх перед операцией или повреждение обоих глаз могут означать, что пациент не может передвигаться по палате.
Потенциальные проблемы – это те, которые могут возникнуть со временем. Для пациентов с катарактой это психические нарушения (реакция организма на премедикацию), боль и физические изменения, вызванные сопутствующим заболеванием (артериальное давление, проблемы с кишечником, высокий сахар при сахарном диабете). Часто у пациента может быть несколько проблем одновременно. В таких случаях необходимо определить, какие из них являются приоритетными и требуют срочного вмешательства (например, гипертония, болевой синдром, стресс), а какие промежуточными – не угрожающими жизни (например, вынужденное положение после операции).
2. Промежуточные проблемы – боль в спине из-за вынужденного положения в постели в течение суток.
Третий этап – составление плана сестринского ухода.
Сестринский диагноз – это сестринское обследование для определения состояния здоровья пациента и необходимости вмешательства медсестры. В отличие от врачебного диагноза, цель сестринского диагноза - выявить реакцию организма на болезнь. По мере изменения реакции организма может меняться и диагноз, связанный с восприятием пациентом состояния здоровья. Сестринский диагноз является основой для составления плана ухода. Медсестре необходимо разработать цели, методы и технологии ухода, то есть действия для достижения поставленных целей.
План ухода:
1) Постановка целей.
2) Участие пациента и семьи.
3) Стандарты сестринской помощи.
4) Письменное руководство по уходу.
Цель этого этапа - определить ожидаемый результат и разработать план вмешательства. В разработке этого плана участвуют пациент и его семья.
Постановка целей должна отвечать определенным требованиям:
- реалистичность и достижимость;
- соответствие диагнозу;
- временные рамки (конкретные сроки). Каждая цель имеет временные рамки оценки, продолжительность которых зависит от проблемы пациента, причины, лечения и состояния.
Существует два типа целей: краткосрочные (от одной до двух недель) и долгосрочные (более двух недель). При постановке целей медсестры учитывают три критерия: поведение, время и условия. Например, медсестра должна научить пациента закапывать глазные капли в глаза в течение недели. При планировании ухода за пациентом необходимо определить, какого результата хочет достичь пациент.
План - это письменное руководство по уходу. Он представляет собой подробный перечень действий медсестры, записанный в истории болезни.
Подводя итог этого этапа, медсестра должна представлять четко ответы на вопросы:
– цель ухода;
– пациент как личность (его характер, интересы, культура);
– его окружение, их отношение к медицине;
– задачи в достижении цели;
– возможные последствия.
Четвертый этап – выполнение целей. Спланировав уход, медсестра приступает к осуществлению плана.
Вмешательства
1. Категории:
– независимая;
– зависимая;
– взаимозависимая.
2. Потребность в помощи:
– временная;
– постоянная;
– реабилитирующая.
3. Методы ухода:
– Достижение терапевтических целей;
– Достижение хирургических целей;
– Обеспечение ежедневно жизненных потребностей.
4. Выполнение целей.
Цель этого этапа – выполнение действий в соответствии с планом.
Существует три категории вмешательств.
Независимые – это действия, которые не предполагают контакта медицинской сестры с врачом. Примеры: обучение навыкам самообслуживания, разведение препаратов для парентерального введения, консультации по питанию и т.д.
Зависимые – это действия, предписанные врачом. Примеры включают введение инъекций, подготовку к диагностическим процедурам и подготовку к операции.
Третья категория – взаимозависимые действия, когда медсестра работает с врачом и родственниками пациента. Во всех видах вмешательства медсестра несет равную ответственность. Поддержка, необходимая пациенту, может быть временной (отсутствие самообслуживания после операции), постоянной (ампутация, травма) или реабилитационной (например, беседа с пациентом). Общение с пациентом играет важную роль. Это психологическая помощь, помогающая пациенту подготовиться к операции и справиться с тревогой и страхом. Если ситуация пациента меняется, план корректируется. [7]
Пятый этап – оценка сестринской помощи.
Эффективность процесса
1. Оценка действий самой медсестрой.
2. Мнение пациента, его семьи.
3. Оценка действий старшей сестрой:
– сильные и слабые стороны в работе;
– корректировка плана.
Важно, удовлетворен ли пациент уходом за ним. Медсестра также должна оценивать эффективность своей работы. Если цели не достигнуты, необходимо выявить причины, определить время и внести коррективы в план действий.
Таким образом, сестринский процесс – это гибкий и динамичный процесс, который обеспечивает постоянное выявление ошибок в уходе и систематическую корректировку планов ухода. В центре процесса ухода
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барыкина Н. В., Зарянская В.Г. Сестринское дело в хирургии. Серия «Медицина для вас» Ростов н/ Д: «Феникс», 2019. - 448с.
2. Барыкина Н. В. Сестринское дело в хирургии: учеб. пособие / Н. В. Барыкина, В. Г. Зарянская. - Изд. 12-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2019. - 447 с.
3. Вебер, В.Р. Основы сестринского дела: учебное пособие для учащихся медицинских училищ и колледжей / В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников. - М.: Медицина, 2020. - 496 с.
4. Гребенев, А.А. Основы общего ухода за больными: учеб. пособие / А.А. Гребенев, А.А. Шептуллин, А.М Хохлов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2019. - 288 с.
5. Дмитриева, З. В. Теоретические основы сестринского дела в хирургии / З.В. Дмитриева, А.И. Теплова. - М.: СпецЛит, 2019. - 328 c.
6. Камынина, Н. Н. Теория сестринского дела. Учебник / Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 224 c.
7. Карманный справочник медицинской сестры / Т.П. Обуховец и др. - М.: Феникс, 2019. - 672 c.
8. Касимовская, Н. А. Организация сестринской службы. Учебник / Н.А. Касимовская, В.Е. Ефремова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2019. - 440 c.
9. Справочник операционной и перевязочной сестры: справочное издание / Ред. Б.Д. Комаров, Сост. М.М. Абакумов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2019. - 480 с.
10. Стецюк В.Г. Сестринское дело в хирургии. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва «ГЭОТАР» 2021. -720 с.
11. Дмитриева, З. В. Теоретические основы сестринского дела в хирургии / З.В. Дмитриева, А.И. Теплова. - М.: СпецЛит, 2019. - 328 c.
12. Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела. Курс лекций, сестринские технологии. Учебник / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова. - М.: Феникс, 2020. - 736 c.
13. Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 512 c.
14. Организация сестринской деятельности. Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 528 c.
15. Офтальмология. Национальное руководство. Под ред. С.Э. Аветисова, Е.А. Егорова, Л.К. Мошетовой, В.В. Нероева, Х.П. Тахчиди - ГЭОТАР-Медиа , 2019 г. - 752 стр.
16. Рубан Э. Д. Сестринское дело в офтальмологии: учеб. пособие / Э. Д. Рубан. - Изд. 5-е, стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2019. - 352 с.
17. Планы ведения больных. Офтальмология: диагностика, лечение, предупреждение осложнений. Под ред. О. Ю. Атькова, Е. С. Леоновой - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 588 с.
18. Олвер, Д. Наглядная офтальмология: учеб. пособие / Д. Олвер, Л. Кессиди - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 128 с.
19. Сидоренко Е.И. «Офтальмология». - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2019г. - 404с.
20. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела. Учебное пособие / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова. - М.: Феникс, 2020. - 768 c.