Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Современное общество и государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Главным результатом образования является его соответствие целям опережающего развития. Стремительно меняющаяся жизнь, реформирование системы образование (Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.07.2022); приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»), социальный заказ общества, внедрение в практику работы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), заставляет педагогов пересматривать роль и значение современных образовательных средств (методов, приемов, технологий) в практике дошкольного образования.
Вышесказанное определяет проблему исследования – выявление качественных средств развития познавательного интереса к математике детей дошкольного возраста.
Проблема развития познавательного интереса к математике детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных в детской психологии, в рамках деятельности концепции развития, принятой в отечественной психолого-педагогической научной школе. Формирование математических представлений и познавательного интереса к математике реализуется в активной деятельности (игровой, познавательной, трудовой, в общении и др.), которая становится предпосылкой формирования и развития интеллектуальных качеств личности, помогает формировать субъектность, самостоятельность, целеустремленность. В настоящее время, в рамках образовательного стандарта дошкольного образования дошкольники получают базовые знания в области математики.
Отечественный педагог, специалист по умственному развитию дошкольников, Н.Н. Подьяков, подчеркивал тот факт, что на современном этапе развития математического образования важно предоставить ребенку возможность реализовать естественную потребность в мыслительной деятельности. Взрослый должен создать условия для осуществления развития мышления.
Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра, которая в этот период развития становится основным механизмом социализации, как в отношении решения житейских задач, так и в контексте приобщения к этическим нормам поведения в различных ситуациях. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются петь, танцевать, показывать свои рисунки другим, так как личность ребенка еще не закомплексована.
Креативность ребенка выражается в том, в какой степени разовьется его творческий потенциал. Многие факторы зависят от воспитателей и игр, которые ему предлагает воспитатель, а также возможности самому принять участи в создании правил или элементов игры. Таким образом, игра подразумевает широкие возможности для творческих экспериментов воспитателя, так как может иметь разные формы, темы и пути воплощения. Также игра является естественной формой активности для детей старшего дошкольного возраста, в связи с чем работа, цель которой исследовать влияние авторских дидактических игр на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста, является актуальной.
Материалами исследования послужили работы по проблеме познавательной активности, способам и методам активизации игровой деятельности Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С.
По проблеме деятельностного подхода в обучении математике в дошкольном возрасте материалами исследования послужили работы В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, В. Д. Шадрикова, Е. П. Шияновой, Д. Б. Эльконина и др.
Материалами исследования по теории активизации познавательного интереса дошкольников послужили труды Л. П. Аристовой, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, П. И. Пидкасистого, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, а также фундаментальные разработки по дидактике Г. Д. Бухаровой, В. В. Краевского, И. Я. Лернер, Н. Н. Тулькибаевой, и др., по методологии педагогического исследования - А. Я. Найн, А. М. Новикова и др. При этом исследователи ориентировались на основные виды игр в педагогике детей дошкольного возраста: настольно-печатные; словесные игры, игры с предметами; без активного применения средств информационно-коммуникационных технологий, а также, без возможности проявления определенного креативного элемента, в связи с чем предлагаемые в данном исследовании авторские игры, предполагающие, в том числе, активное использование средств информационно-коммуникационных технологий, а также стимулирование формирования детской познавательности, имеет научную новизну.
Объект исследования: познавательный интерес детей дошкольного возраста к математике
Предмет исследования: групповые и коллективные игры как средство развития познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать рекомендации по использованию групповых и коллективных игр с целью развития познавательного интереса к математике у дошкольников.
На основе теоретического анализа научной литературы по теме исследования была выдвинута гипотеза: познавательный интерес к математике детей дошкольного возраста посредством групповых и коллективных игр будет развиваться более эффективно, если в группах дошкольной образовательной организации будут созданы игровые центры, которые включают следующие компоненты:
- определённые педагогические условия проведения различных игр: позитивная атмосфера, своевременное предотвращение конфликтов,
- материальную базу,
- содержательный компонент.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Официальный сайт «Федеральные государственные образовательные стандарты» [Электронный ресурс] / «ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты» – 2016-2018. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (Дата обращения 13.05.2023).
2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155(ред. от 21.01.2019)"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"(Зарегистрировано в Минюсте России14.11.2013 N 30384 (электронный ресурс)- URL: https://ciur.ru/srp/srp_ds33/DocLib11\
3.Абашина, В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений / В. В. Абашина. – 2-е изд., испр. и доп. – Сургут: РИО СурГПИ, 2005. – 137 с.
4.Аббасова Л.И. Развитие интеллектуальной компетентности старших дошкольников / Л.И. Аббасова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-1. – С. 4-6\
5.Аббасова Л.И. Психолого-педагогические основы познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Аббасова, Н.П. Малярова // International scientific review. – 2019. – № LXV. – С. 65-67.
6.Архипова, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н. А. Архипова // Детская психология, 2019. – № 3. – С. 15-22.
7.Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - Москва: Форум, 2017. - 142 c.
8.Артюхова Т.Ю., Федорова Е.П. Возможности развития мышления детей старшего дошкольного возраста средствами психолого-педагогического сопровождения / Т.Ю. Артюхова, Е.П. Федорова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2022. – № 1 (21). – Т. 6. – С. 16-25.
9.Барылкина, Л. П. Формирование математических представлений: 4–7 лет / Л. П. Барылкина, Т. А. Фалькович. – М.: Вако, 2008. – 207 с.
10.Белова, О. М. Формирование элементарных математических представлений у ребёнка дошкольного возраста [Текст] / О. М. Белова // Современная педагогика. – 2017. – № 1. – С.19-26.
11.Беляева, А. В. Современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А. В. Беляева // Современная педагогика. – 2018. – № 3 – С.32-39.
12.Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
13.Бояринцева Н.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / Н.В. Бояринцева // Вестник науки и образования. – 2021. – № 15-1 (118). – С. 71-74.
14.Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы - М.: Юрайт, 2019. – 282 с.
15.Гафурова Э.Г. Управление развитием познавательного интереса дошкольников средствами истории и культуры / Э.Г. Гафурова // Национальная ассоциация ученых. – 2020. – № 59-1 (59). – С. 6-8.
16.Ерофеева, Т. И. Знакомство с математикой / Т. И. Ерофеева. – М., 2018. – 24 с.
17.Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с
18.Игра и развитие ребенка [Текст]: хрестоматия / сост.: Л.Г. Соловьева, А.С. Михашина. - Архангельск: Поморский университет, 2017. - 551 с.
19.Исаева, О. А. Математика как средство формирования основ логико – математической компетентности у дошкольников [Текст] / О. А. Исаева // Молодой учёный. – 2020. – №3. – С. 551-555.
20.Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2016. -96 с.
21.Косикова Л.В. Личностные особенности старших дошкольников с разным уровнем развития интеллектуальных способностей / Л.В. Косикова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-3. – С. 346-350.
22.Мавричева, О. Л. Математические игры для дошкольников [Текст] / О. Л. Мавричева // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 1. – С.71- 79.
23.Петровский, А. В. Психология: учеб, для студентов вузов / A. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, Высшая школа, 2012. —752 с.
24.Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей в игровой деятельности детей дошкольного возраста / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 1. - С. 48-54
25.Смирнова, Е.О. Организация игровой деятельности: учебное пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева. - Ростов-н/Д: Феникс, 2016. - 224 с.
26.Талызина, Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников : учебное пособие / Н. Ф. Талызина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 172 с.
27.Тихомиров, О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005. – 288 с.
28.Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова (Под ред. А.В. Запорожца) // М. 2014. - 249 с.
29.Яцковец, А.С. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на феномен игры [Текст] / А.С. Яцковец // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2017. - № 68. - С. 190-205.