Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время сфера туризма считается одной из самых стремительно развивающихся и перспективных, в которой задействованы большое количество ресурсов. Индустрия внутреннего туризма, безусловно повышает культурный уровень людей изучение истории своей страны воспитывает любовь к своей Родине. Формирование новых туристических направлений в России занимает важную роль в экономическом и геополитическом развитии страны.
По данным Федеральной службы государственной статистики от переписи населения на 01.01.2021, молодежь в возрасте от 15 до 30 лет в РФ составляет 35 миллионов человек. Это 24 % от всей численности населения в стране. Данная социально-демографическая группа имеет ряд своих особенностей, таких как высокий уровень мобильности, освоение новых социальных ролей в обществе и активное познание своего места в этом мире.
В связи с этими особенностями молодые люди, еще не обремененные семейными и финансовыми обязанностями, стремящиеся к самореализации и самопознанию, отдают активное предпочтение путешествиям и легки на подъем. Во всем мире это самая активная туристская группа. Но помимо всего прочего, молодежь практически постоянно встречается с финансовыми проблемами и зачастую не располагает большими денежными средствами для путешествий. Тогда встает вопрос об иных тлях решения проблемы и поиска возможностей для осуществления поездок не только по России, но и за границу.
Актуальность темы обусловлена высокой мобильностью данной социально-демографической группы в сфере туризма. В период постиндустриального общества растет число туристских проектов в контексте социального туризма. Актуальность и необходимость программ социального молодежного туризма была подтверждена обращением Президента РФ федеральному собранию в апреле 2021 года и в итоге реализованы программы студенческого туризма от министерства образования РФ. Государство активно поддерживает развитие внутреннего туризма при помощи различных грантов и субсидий, появляются федеральные, региональные и частные социальные проекты, направленные на развитие молодежного туризма.
Объектом исследования является процесс развития молодежного туризма.
Предметом исследования является совокупность теоретических и практических аспектов, связанных с организационно-экономическим развитиеммолодежного туризма.
Целью квалификационной работы является разработка и обоснование практических рекомендаций, направленных на выявление возможностей развития молодежного туризма в Новосибирской области.
Задачи выпускной квалификационной работы:
Изучить сущность туристических услуг и молодежного туризма;
Проанализировать факторы, влияющие на развитие молодежного туризма;
Определить особенности организации молодежных туров;
Провести анализ особенностей и направлений развития молодежного туризма в России;
Определить перспективы развития наиболее востребованных туров на рынке молодежного туризма в регионах России.
Теоретической основой работы служат труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам классификации видов туризма и туристических услуг, регионального развития туризма, теоретических и практических основ формирования и функционирования туристических кластеров, другие источники.
Информационную базу составили научные публикации и монографические издания отечественных и зарубежных ученых, нормативно- правовые документы России, материалы научных конференций, информация Всемирной туристической организации, государственного агентства развития туризма Российской Федерации, статистические сборники, интернет- источники.
Теоретическая база исследования - при проведении исследования использовались официальные законы РФ в сфере туризма, официальные источники в сети интернет, научные статьи и исследования ученых в сфере туристкой индустрии.
В работе были использованы следующие методы - анализ, синтез, описание.
Практическая значимость - результаты теоретического анализа проблемы могут быть использованы для осмысления сферы молодежного туризма, как актуального и социально значимого сегмента туристского рынка, более того материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в рамках проведения информационных туристских встреч для молодежи, направленных на освещение возможностей для участия в турпродуктах в сфере молодежного туризма.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития молодежного туризма в России
1.1 Сущность туристических услуг и молодежного туризма
Люди начинают отправляться в путешествия ради получения эмоций. Человек мотивирует себя стремлением к разнообразию. Это характерная черта человеческой жизни (после удовлетворения основных потребностей). Таким образом, туризм- это потребность человека в разнообразии.
Отдых во время турпоездок оказывает большое значение для трудоспособности человека. Потому что, только хорошо отдохнувшие люди могут плодотворно работать. Соответственно приносить прибыль своей фирме, а так же вносить вклад в бюджет своей страны и налоговые поступления. Благодаря хорошо развитой туристической отрасли идут доходы в государство от иностранного капитала[ Александрова А.Ю. Международный туризм: уч. / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2017. – С. 103].
В настоящее время отрасль туризма ощущает большой подъем. Во многих развитых и развивающихся странах мира туризм является главной основой в экономике. Роль туризма в государстве можно наблюдать в таблице 1.1.
Туристическая индустрия – это совокупность транспорта, средств размещения, объектов общественного питания, объектов делового, спортивного, оздоровительного значения, совокупность гостиниц, организаций, которые предоставляют услуги гидов-переводчиков[Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 41 с.].
Разница в путешествии и туризме то, что туризм - это перемещение человека за небольшой отрезок времени.
Важно в туризме определить категорию места постоянного проживания (местожительство). Предусматривается выезд людей с места своего постоянного проживания в другое место ради цели туризма.
Главной группой является цель туризма, позволяющая выделить виды деятельности, которые относятся к туризму. Главная задача туризма: развлекательная (аттрактивная), познавательная, рекреационная. Далее следует цель оздоровительная и лечебная, профессионально-деловая, гостевая и др.
Туризм проявляет себя по-разному, поэтому очень важно определить классификацию туризма, т.е. выделить признаки. Имеется огромное число подходов к классификации туризма, которые различаются по прикладным задачам.
В соответствии с темой нашего исследования следует подробнее остановиться на такой возрастной группе как молодежь.
До сих пор среди учёных (социологов, демографов), а также законодательных актов различных государств и международных организаций нет единого и чёткого ответа на вопрос, людей какого возраста следует относить к молодёжи.
Показательно, что даже факт, говорящий об изучениях молодости и молодёжи в течение всего XX века, не приводит к единому знаменателю. Нередко в видении части людей слово «молодёжь» охватывает лишь лиц вышеназванного подросткового возраста, что является ошибкой. Подростковый возраст завершается лишь наступлением полноценной гражданской дееспособности.
Термины, связанные с подростковым периодом, ограничены более узкими возрастными рамками и являются лишь частью понятия «молодёжь».
В рамках теоретических аспектов данного исследования далее будут рассмотрены основные версии возрастной периодизации молодёжи.
В Европейском союзе в целом обозначается в качестве возраста молодёжи период с 15 до 24 лет включительно. По крайней мере, этот возраст фигурирует в отчётно-статистических материалах ЕС[ Гражданская и политическая вовлеченность молодежи и глобальная гражданственность / ООН // 2017. URL: https://www.un.org/ru/chronicle/article/21743].
В документах ООН, как правило, возраст молодёжи трактуется в промежутке от 15 до 25 лет.
Если рассматривать законодательство отдельных стран, можно, в частности, подчерпнуть, что возраст молодёжи в Испании составляет от 14 до 30 лет, в Италии – от 15 до 35 лет. Во Франции различными законодательными актами установлен разный возраст молодёжи, но в целом можно утверждать, что таковым возрастом (по крайней мере, Национальный институт молодежи и общественного образования в своих релизах упоминает именно этот возрастной промежуток) считается период от 16 до 29 лет. В Германии и Норвегии возраст молодёжи – от 15 до 29 лет, а в Швеции охват молодёжного возрастного периода ещё меньше – от 13 до 25 лет. На Кубе нижней возрастной границы молодёжи не установлено, а верхняя граница находится на уровне 35 лет. Говоря о странах бывшего СССР, можно, в частности, отметить, что в Беларуси возраст молодёжи – от 14 до 31 года, в Казахстане – от 14 до 29 лет, в Азербайджане – от 16 до 35 лет.
Теперь следует обратиться к историческому опыту возрастной периодизации молодёжи в нашей стране.
Как известно, в образованном в 1922 году и получившем историческое название в 1926 году Всесоюзном ленинском коммунистическом союзе молодёжи (ВЛКСМ, более распространённое наименование – комсомол) могли состоять лица в возрасте от 14 до 28 лет. Впрочем, такая установленная периодизация не поставила точку на вопросах о том, людей какого возраста в СССР можно считать молодёжью[ Устав ВЛКСМ: Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи, принят XIV съездом ВЛКСМ от 16-20 апреля 1962 года, (с изменениями, внесенными XV, XVII и XVIII съездами ВЛКСМ)]. Бурные дискуссии по этому вопросу среди отечественных социологов велись на рубеже 1960-х и 1970-х гг. Так, социологи И. А. Громов, С. Н. Иконникова и В. Т. Лисовский считали, что молодёжью следует называть людей в возрасте от 15 до 25 лет;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Аигина Е.В., Тульская Н.И. Современное состояние и развитие детского туризма в Российской Федерации // Современные исследования социальных проблем. 2015. №10 (54). С. 505-518
2.Александров Г.И., Кровопусков П.А. Формирование интереса у обучающегося к выбранной профессии посредством промышленного туризма // Машиностроение. Тенденции развития современной науки: Мат. науч. конф. студ. и асп. Липец.гос. техн. ун-та. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2018. С. 224–226
3.Александрова А.Ю. Международный туризм: уч. / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2017. – С. 103
4.Александрова А.Ю. Формирование интегрированной системы статистики туризма в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2017. №1. С. 41–61
5.Биржаков М.Б.: Введение в туризм. - С-Пб.: Торговый дом «Герда», 2016. – С. 112
6.Боголюбов, В. С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для академического бакалавриата / В. С. Боголюбов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — С. 103
7.Богомазова И. В., Медведева Е. Н. Молодежный туризм как фактор развития региональной социально-экономической системы. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/24469/1/Bogomazova_Molodezhnyy_17.pdf
8.Боярская Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы : учеб.пособие. Екатеринбург, 2017. 120 с
9.Ведерников В.П., Косолапова В.А., Колесников Н.Р. Современный молодежный туризм как актуальное явление // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2018. №1(14)
10.Водовода А. В. Концепция устойчивого развития туризма и рекреационная деятельность на охраняемых природных территориях: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2016.- С. 98
11.Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 41 с.
12.Галустян, А. В. Сущность молодежного туризма и мотивация к путешествию / А. В. Галустян // Университетские чтения – 2017 : Материалы научно-методических чтений ПГУ, Пятигорск, 12–13 января 2017 года. – Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2017. – С. 105-111
13.Донскова, Л. И. Исследование социального туризма в молодежном сегменте: современное состояние, проблемы и перспективы / Л. И. Донскова, А. А. Макаров, Е. В. Мягкова // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. – 2019. – № 11. – С. 20-36
14.Дурович, А.П. Организация туризма: учеб.пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. - Мн.: Новое знание, 2017. - 153 с
15.Каменец А. В. Молодежный социальный туризм как общественная проблема // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 857
16.Колодий, Н. А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте : учеб.пособие для магистратуры / Н. А. Колодий. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 52 с.
17.Коновалова Е. Е., Косарева Н. В. Развитие молодежного туризма в России // Сервис в России и за рубежом. 2016. Вып. 1. С. 196—208
18.Коновалова Е. Е., Косарева Н. В. Развитие молодежного туризма в России // Сервис в России и за рубежом. 2016. Вып. 1. С. 196—208
19.Леонова М. О., Поддубная Т. Н. Возможности экологического тура выходного дня как средства рациональной организации свободного времени молодежи // Воспитание как социокультурный феномен : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. Майкоп :Магарин О. Г., 2020. С. 177—182.
20.Маркетинговое исследование предпочтений молодежи в области туризма / С. В. Булганина, К. В. Ананьева, Н. С. Тюмина, Ю. Г. Шутова // Науковедение. 2016. Т. 8. № 4. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/06EVN416.pdf
21.Морозов, М. А. Экономика туризма : учебник для СПО / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 32 с.
22.Мотышина, М. С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для академического бакалавриата / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 59 с.
23.Некоммерческое Партнерство «Новосибирская Ассоциация Туристских Организаций» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nato-nsk.ru/mod.document/action.show/id.127
24.Палаткина Г. В. Молодежный туризм : учеб.пособие. М. : КНОРУС ; Астрахань : Изд. дом «Астрахан.ун-т», 2016. 205 с.
25.Рибник О. А. Організація та розвитокмолодіжного туризму в Україні. URL: http://dspace.tneu.edu.ua/ bitstream/316497/34504/1/Рибник%281%29.pdf
26.Рубаник А.А., Ушаков Д.В. Технологии выездного туризма. Учебник. -- М.: Издательский центр "МарТ", Феникс, 2017. - 174 с.
27.Современные тенденции и проблемы развития молодежного туризма в России на примере Краснодарского края / Д. В. Сидорова, А. А. Филобок, Н. В. Пономарева, Т. А. Волкова // Юг России: экология, развитие. 2017. Т. 12. № 3. C. 98—105.
28.Соколова, М. В. История туризма / М.В. Соколова. - М.: Академия, 2017. – С. 152.
29.Ушакова Е.О., Цой М.Е., Щеколдин В.Ю. Оценка туристского потенциала Новосибирской области с использованием факторного и кластерного анализов // Практический маркетинг. – 2020. – № 9 (283). – С. 3–10
30.Чудновский, А. Д. Информационные технологии управления в туризме / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КноРус, 2018. – С. 108.
31.Шубаева, В. Г. Маркетинговые технологии в туризме : учебник и практикум для СПО / В. Г. Шубаева, И. О. Сердобольская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с.
32.Щербакова, С. А. Международный туризм. Экономика и география / С.А. Щербакова. - М.: Финансы и статистика, 2017. – С. 104.
33.Юдина Т.А., Баланян М.Н. Молодежный туризм как фактор развития международного туризма на территории Краснодарского края // Теория и практика общественного развития. 2017. №5. С. 18–22
34.Basovsky, L.E. Economic assessment of investments: textbook/L.E. Basovsky, E.N. Basovskaya. — Moscow: Infra-M, 2017.
35.Development of youth tourism based on public-private partnership on the example of the Krasnodar Territory / E. L. Zadneprovskaya, T. A. Dzhum, M. V. Ksenz, F. R. Khatit, A. Yu. Stezel // International Journal of Disaster Recovery and Business Continuity. 2020. Vol. 11. Рp. 1390—1398