Фрагмент для ознакомления
1
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты организации деятельности Федеральной службы судебных приставов………………………………6
1.1 История развития Федеральной службы судебных приставов……...6
1.2 Сущность и назначение Федеральной службы судебных приставов…………………………………………………………………..10
1.3 Правовое регулирование деятельности Федеральной службы судебных приставов………………………………………………………13
Глава 2. Практические аспекты организации деятельности Федеральной службы судебных приставов……………………………………………..20
2.1 Полномочия Федеральной службы судебных приставов…………..20
2.2 Права и обязанности судебных приставов-исполнителей…………26
2.3 Организационно-правовые основы административной деятельности Федеральной службы судебных приставов в сфере исполнительного производства………………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………48
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что деятельность такого органа власти, как Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП РФ), является гарантией исполнения судебных решений, что имеет важную социальную функцию по обеспечению стабильности и авторитета государственной власти. Именно через деятельность таких ведомств реализуется так называемая сила государственного принуждения, без которой правовые нормы, закон, решения государственных органов и судов не имели бы никакой практической силы.
Деятельность ФССП РФ в рамках исполнительного производства проявляется в создании условий для исполнения решений судов и иных органов власти. Часто это проявляется в реализации такой функции, как государственное принуждение.
Действительно, без эффективного исполнения решения судебных органов нельзя говорить о правовом государстве, об эффективном правосудии. Именно в неукоснительном и незамедлительном исполнении судебных решений лежат основа правового государства, гарантия прав человека и эффективное разделение властей. Благодаря этому повышаются доверие граждан к судебной системе и престиж государства в целом. Поэтому можно с уверенностью сказать, что органы ФССП РФ стоят на страже законности и социальной справедливости, будучи ключевым звеном в механизме обеспечения эффективности судебной системы.
При этом актуализируется вопрос постоянного совершенствования нормативно-правовых аспектов административной деятельности данного органа исполнительной власти в сфере исполнительного производства.
Россия сегодня прочно встала на путь развития рыночной экономики, институтов предпринимательства и частной собственности. Защита законных интересов и прав лиц, участвующих в хозяйственном обороте, является неотъемлемой прерогативой любого демократического государства. В связи с усложнением и развитием форм экономических отношений между гражданами, организациями, физическими лицами и государством увеличивается количество возможных противоречий и конфликтных ситуаций в данной сфере.
Большой комплекс таких ситуаций связан с имущественными, долговыми обязательствами между гражданами, организациями, между гражданами и государственными органами. Зачастую такие ситуации сводятся к тому, что какая-либо из сторон имущественных отношений бывает не в состоянии или не желает выполнять свои обязательства (например, погашать задолженность). В этих случаях участники таких отношений обращаются в суд и зачастую судебные органы принимают решение о принудительном взыскании или исполнении обязательств (взыскание задолженности, взыскание алиментов и т.д.).
Чтобы данное решение было реализовано на практике, оно должно быть исполнено. А исполнение судебных решений входит в прерогативу специальных органов исполнительной власти – одной из центральных в этой системе как раз и является ФССП РФ.
Объектом анализа выступают общественные отношения, связанные с деятельностью Федеральной службы судебных приставов.
Предмет исследования нормативно-правовые акты направленные на урегулирование деятельности Федеральной службы судебных приставов.
Цель настоящей работы – анализ полномочий и особенностей организации деятельности Федеральной службы судебных приставов.
Для осуществления указанной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития Федеральной службы судебных приставов.
2. Изучить сущность и назначение Федеральной службы судебных приставов.
3. Проанализировать правовое регулирование деятельности Федеральной службы судебных приставов.
4. Раскрыть полномочия Федеральной службы судебных приставов.
5. Рассмотреть права и обязанности судебных приставов-исполнителей.
6. Изучить организационно-правовые основы административной деятельности Федеральной службы судебных приставов в сфере исполнительного производства.
Нормативную базу составляют: Конституция РФ , ратифицированные Россией международные нормативные правовые акты, отечественные нормативно-правовые акты регламентирующие особенности деятельности Федеральной службы судебных приставов.
Методологическая основа исследования, состоит из методов теоретического анализа: изучения, анализа, синтеза, а также обобщения научных и учебных источников литературы, в которой раскрываются особенности деятельности Федеральной службы судебных приставов; метода системного анализа, частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, которые дали возможность проанализировать заявленную тему и сделать определенные обобщения, а также выводы по теме исследования.
Теоретическое и практическое значение работы представляет собой заполнение некоторых пробелов, которые были обнаружены в ходе анализа правоприменительной практики и доктринальных подходов.
Структура работы. Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты организации деятельности Федеральной службы судебных приставов
1.1 История развития Федеральной службы судебных приставов
В теории права и законодательстве термин «правосудия» неспроста является синонимом «деятельности судебных органов», ведь исполнение судебных решений - это показатель уважения к государству.
В Российской Федерации службой, которая осуществляет принудительное исполнение судебных решений - является Федеральная служба судебных приставов.
Но история долговых отношений и регулирования долговых обязательств насчитывает не одно тысячелетие.
Сборщиком налогов в Древней Руси являлся сам князь. Его помощники назывались дружинниками и собирали дань. Четкий размер налога тогда еще установлен не был, и дружинники нередко встречали сопротивление.
Налоговую реформу на Руси провела княгиня Ольга. Именно она создала фиксированный размер налога и ввела новую форму получения дани – «повоз».
Уже после князем Ярославом Мудрым был создан свод законов, под названием «Русская Правда». Именно в нем был указан порядок взыскания налогов. Нормативные правовые акты, закрепившие введение специальных должностных лиц, которые содействовали судебному процессу и обеспечивали исполнение судебных решений, были приняты в период с конца 11 века по 15 век .
Первое упоминание о приставах встречается в 1497 году в Судебниках. Приставом называли человека, который исполнял различные судебные обязанности: принудительно доставлял ответчиков в суд, следил за порядком в суде, за уплатой налогов и пошлин.
Законодательно функции пристава были закреплены в 16-17 веках.
С начала 15 века пристав назывался недельщиком, так как был на службе неделями. Он оповещал людей о вызове в суд, содействовал в розыске обвиняемого и доставлял его в суд. При вступлении в должность его регистрировал дьяк в особой книге. В 1649 году полномочия приставов расширил царь Алексей Михайлович. За противоправные действия недельщики несли полную ответственность по закону (они возмещали убытки, их могли уволить со службы, и даже побить) .
В 18 веке должность судебного пристава была упразднена.
После упразднения института судебных приставов судебно-вспомогательные функции перешли в ведение полиции. В18– 19 веках в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые ямы»; действовала круговая порука; за неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы... Но недоимки росли, и с 1769 года в безнадежных случаях они стали списываться: царское правительство «складывало» долг, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям.
В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов .
В 1864 году статус судебного пристава был восстановлен и являлся структурным подразделением суда. В 1864 году император Александр 2 утвердил «Устав уголовного производства», «Учреждение судебных установлений», «Устав гражданского производства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей».
В подведомственных судах Петербургской и Московской палат трудились 203 пристава. Их деятельность контролировали судебные ведомства. При рассмотрении кандидатуры на должность пристава устанавливались жесткие требования: кандидат должен был обладать высокими морально-нравственными качествами, обладать «благонадежной нравственностью», не моложе 21 года, не подвергавшийся судебным приговорам и не под следствием. Утверждали пристава в должности только спустя год отличной службы без нареканий.
В случае ненадлежащей работы пристава ждала гражданская, уголовная или дисциплинарная ответственность.
Отправной точкой в истории института судебных приставов является 1865 год. Судебные приставы заняли достойное место в системе государственной службы.
В 1917 году 24 ноября Совет Народных Комиссаров упразднил институт судебных приставов и ликвидировал действующую до этого судебную систему.
Был создан институт судебных исполнителей. Они подчинялись суду и являлись штатными сотрудниками суда. В их обязанности входила реализация судебных решений.
Охраной Порядка в суде и доставкой подсудимых занимались сотрудники советской полиции .
В 1997 году были приняты законы «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» , «Об исполнительном производстве» . С этих законов началось возрождение службы судебных приставов исполнителей.
Дата 1 ноября легла в основу Указа Президента Российской Федерации от 08.09.2009 № 1019 , которым был установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сказать о том, что на данный момент времени деятельность в области развития правил исполнительного производства не прекращается, и, если последующее развитие будет осуществляться при принятии участия профессиональных юристов, то в стране будет максимальное количество исполненных решений судебных органов. Следует иметь познания в области истории так как оценка исторических событий дает все основания для более глубокого исследования процесса становления российской системы законодательства. А прошлый опыт помогает более полно осознать то что при помощи силы возможно заставить должника оплатить долги, но самое главное и самое результативное оружие – это законодательство.
Появление ФССП это возврат к тем традициям, которые существовали в дореволюционной России. В то время в судебных органах были приставы, которых называли судебной полицией. И которые как трудились для обеспечения выполнения решений судебных органов, так и защищали законные интересы тяжущихся. В данном случае можно проследить некоторую связь между приставами XIX в., а также конца XX в. так как видно терминологический комплекс, а также организационно-юридическая обособленность приставов от судебных органов. Но несмотря на это в деталях работа нынешних судебных приставов имеет большие различия от работы своих предшественников.
1.2 Сущность и назначение Федеральной службы судебных приставов
ФССП РФ является федеральным органом исполнительной власти у которого есть функции в области предопределения порядка работы судебных органов, выполнения решений судебных органов, решений иных органов, а также должностных лиц и кроме этого есть правоприменительные полномочия в области контроля а также надзора в определенной области деятельности .
На основании ст. 3 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» Служба судебных приставов России (ССП России), а также Служба судебных приставов субъектов России (ССПС России) это органы осуществляющие принудительное выполнение. ФССП РФ — это правовой преемник Департамента судебных приставов Минюста. Данная служба появилась на основании Указа Президента России от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» , исходя из опыта который был заложен во времена деятельности Департамента судебных приставов и который перестал существовать в 1998 г.
На основании Положения о ФССП РФ в качестве главных задач деятельности ФССП РФ выделяют:
- процесс обеспечение безопасности деятельности судебных органов;
- процесс организации принудительного выполнения решений судебных органов и иных государственных органов;
- установление, пресечение, а также расследование преступных деяний против судебных органов.
Кроме этого стоит сказать о том, что все перечисленные задачи кроме последней нужно воплощать в жизнь при помощи разрешения значимых заданий, поставленных перед приставами.
В череде данных задач можно выделить реализацию ФССП РФ определенного режима работы судебных органов, в которых организуется безопасный процесс деятельности разнообразных категорий судебных органов. Работа судебных приставов в наибольшей мере нацелена на процесс обеспечения охраны прав граждан в судебных органах.
Следующая задача состоит в реализации всевозможных решений судебных органов приставами-исполнителями при проведении процесса исполнительного производства.
В качестве главных функций исполнительного производства можно выделить: своевременное и верное исполнение решений судебных органов с целью охраны нарушенных прав россиян, а также юридических лиц.
Процесс принудительного исполнения решений судебных органов — это обязательный компонент работы отечественной судебной системы. В это же время выполнение происходит при помощи органов ФССП РФ в которых работают приставы-исполнители .
Процесс разрешения данных задач — это нормативно-правовая конкретизация правил принудительного исполнения решений судебных органов и других органов.
Следующая задача состоит в изначальном расследовании которое проводят как вариант дознания и которое находится в законной силе исходя из постановления от 19.07.2009 г. № 194- ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О судебных приставах» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 26.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.05.2023) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
8. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3590.
9. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 26.04.2023) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // "Собрание законодательства РФ", 08.10.2007, N 41, ст. 4849.
10. Федеральный закон от 19.07.2009 N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" // "Собрание законодательства РФ", 20.07.2009, N 29, ст. 3631.
11. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
12. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О системе государственной службы Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
13. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об оружии" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2023) // "Собрание законодательства РФ", 16.12.1996, N 51, ст. 5681.
14. Указ Президента РФ от 08.09.2009 N 1019 "Об установлении дня судебного пристава" // "Собрание законодательства РФ", 14.09.2009, N 37, ст. 4395.
15. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 20.11.2020) "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 19.05.2008, N 20, ст. 2290.
16. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 27.03.2023) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945.
17. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 (ред. от 27.04.2023) "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" // "Собрание законодательства РФ", 18.10.2004, N 42, ст. 4111.
18. Приказ ФССП РФ от 12.04.2011 N 124 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов" // "Бюллетень Федеральной службы судебных приставов", N 5, 2011.
19. Административное право: Учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Ю. Волков, Е. В. Евсикова, В. В. Костылев [и др.]; Под общей редакцией С.Ю. Русановой. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – 84 с.
20. Административное право / В. Ю. Волков, Е. В. Евсикова, В. М. Зимин [и др.]; Под редакцией В. М. Зимина. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – 76 с.
21. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. Д. Эриашвили, С. Н. Бочаров, А. В. Зубач [и др.]; под ред. В. Я. Кикотя, Н. В. Румянцева, П. И. Кононова. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 672 с.
22. Баракина Ю. А. Исполнительное производство как форма административной деятельности Федеральной службы судебных приставов // Аллея науки. 2021. Т. 1, № 9 (60). С. 175–180.
23. Бакурова Н. Н. Новые модели обеспечения прав человека в исполнительном производстве: административно-процессуальный аспект // Административное право и процесс. 2022. № 3. С. 70–73.
24. Бакурова Н. Н. Административная реформа и институт судебных приставов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2018. - № 1 - С. 78-84.
25. Бакурова Н.Н. О некоторых аспектах административно-юрисдикционной деятельности федеральной службы судебных приставов // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2020. – № 8. – С. 158-163
26. Гуреев В. А., Салов А. А. Совершенствование территориальной организации Федеральной службы судебных приставов // Современное право. 2021. № 6. С. 67–79.
27. Данилова А. Е. Административная деятельность Федеральной службы судебных приставов в сфере исполнительного производства // Интернаука: электрон. науч. журн. 2018. № 34 (68). С.102-106.
28. Ишеков К. А., Дорогин Р. В. Органы принудительного исполнения в российской системе государственной власти: эволюция, состояние, перспективы развития // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2021. № 4 (45). С. 116–124.
29. Купреев С.С. Генезис понятия «административная деятельность» в юридической науке // Полицейская деятельность. – 2020. – № 5. – С. 16-29.
30. Михайлов К. В. Проблемы организации охраны судов в нерабочее время // Администратор суда. - 2018. - № 4. - С. 3-7.
31. Михин А. В. Взаимодействие Министерства внутренних дел России с Федеральной службой судебных приставов: теоретический и практический аспект // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2021. – № 1 (29). – С. 140-142.
32. Нажмудинов А. А. Административная деятельность Федеральной службы судебных приставов в сфере исполнительного производства // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 9. С. 303–308.
33. Оленьчева А. Н., Соколова Н. А. Совершенствование законодательства Российской Федерации, затрагивающего деятельность Федеральной службы судебных приставов // Практика исполнительного производства. 2019. № 1. С. 9–1.
34. Рассохина А.А. Некоторые проблемы исполнительного производства в Российской Федерации / А.А. Рассохина, А.А. Проданова // Молодой ученый. – 2021. –№ 21. – С. 656-658.
35. Сибилев Ю. Н. Организация работы в структурном подразделении территориального органаФедеральной службы судебных приставов // Практика исполнительного производства. 2019. № 2. С. 14–18.
36. Суренков, К.А. Федеральная служба судебных приставов в системе органов исполнительной власти // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 14 (26). – С. 31–33.
37. Стахов, А. И. Административное право России в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / А. И. Стахов, П. И. Кононов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. 473 с.
38. Ткаченко В. В. Совершенствование организации деятельности службы судебных приставов // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2018. – № 4. – С. 28-34.
39. Тарбеева А. А. Процессуальные особенности предварительного расследования преступлений, подследственных органам дознания Федеральной службы судебных приставов // Практика исполнительного производства. 2019. № 6. С. 21–34.
40. Юридическая деятельность в органах государственной и муниципальной власти: Учебное пособие / И. В. Бондарчук, И. С. Еремина, В. В. Костылев [и др.]; Под редакцией М.И. Никулина. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – 194 с.