Фрагмент для ознакомления
2
В подсистему транспортных обязательств включают и соглашения, нацеленные на обеспечение, а также на оказание помощи в исполнении главного обязательства в области перевозки и это соглашение транспортной экспедиции на основании гл. 41 ГК РФ, соглашение буксировки на основании ст. 88 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и так далее.
В данной системе можно наблюдать ролевую, а кроме этого функциональную общность, состоящую из взаимосвязей составных компонентов всех транспортных обязательств.
При этом в качестве главного компонента данной системы будут определены гражданско-правовые транспортные соглашения, у которые есть особенности относительно предмета, а также направленности на основании особенностей данных правовых отношений.
В качестве основы договорной системы называют комплекс регулируемых транспортными соглашениями всевозможных гражданских правоотношений .
На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что транспортные обязательства — это объективное соединение по содержательным показателям юридических норм в области организации перевозок в комплексно упорядоченное единство, которое имеет определенную самостоятельность, а кроме этого устойчивость, а также автономность деятельности и нацеленное на обязательственные договорные правовые отношения. Транспортные обязательства являются как взаимосвязанными друг с другом так и с другими системами, которые находятся на более высокой ступени гражданского права при учете особенностей юридического регулирования. И именно такая система помогает достижению главной цели в тех обязательствах которое возникают при перевозке.
§1.2. Классификация транспортных обязательств
Классификация транспортных договоров по форме. Транспортные договоры могут быть заключены в письменной или устной форме. Письменная форма является более надежной и защищает интересы сторон в случае возникновения споров. Устная форма может использоваться в некоторых случаях, например, при мелких перевозках или при перевозке грузов на короткие расстояния.
Классификация транспортных договоров по моменту заключения. Транспортные договоры могут быть заключены до начала перевозки (договор о перевозке), во время перевозки (дополнительное соглашение к договору о перевозке) и после окончания перевозки (договор о хранении). Договор о перевозке определяет условия перевозки груза, включая маршрут, сроки, стоимость и ответственность сторон. Дополнительное соглашение к договору о перевозке может быть заключено в случае изменения условий перевозки, например, при изменении маршрута или сроков. Договор о хранении определяет условия хранения груза после окончания перевозки.
Классификация транспортных договоров по предмету. Транспортные договоры могут быть заключены на перевозку различных видов грузов, таких как сырье, товары, автомобили и т.д. В зависимости от предмета перевозки могут быть установлены различные условия, например, требования к упаковке или температурному режиму.
Классификация транспортных договоров по географии перевозки. Транспортные договоры могут быть заключены на перевозку грузов внутри страны (внутренние перевозки) или за ее пределами (международные перевозки). В зависимости от географии перевозки могут быть установлены различные требования, например, в отношении таможенного оформления или страхования груза.
Классификация транспортных договоров по виду транспорта. Транспортные договоры могут быть заключены на перевозку различными видами транспорта, такими как автомобильный, железнодорожный, морской или воздушный. В зависимости от вида транспорта могут быть установлены различные условия, например, требования к упаковке или возможность использования определенных видов транспорта.
Таким образом, транспортные договоры могут быть классифицированы по форме, моменту заключения, предмету, географии перевозки и виду транспорта. Каждый из этих критериев определяет особенности условий перевозки и ответственности сторон. Поэтому при заключении транспортного договора необходимо учитывать все эти факторы и выбирать наиболее подходящий вариант для своих нужд.
Нынешний комплекс транспортных обязательств имеет следующую классификацию:
- самих транспортных обязательств, то есть из соглашений в области перевозки;
- дополнительных транспортных обязательств в череде которых соглашение транспортной экспедиции и иные в качестве предмета которых определяют процесс предоставления услуг и связаны с процессом перемещения всевозможных грузов. Проанализируем главные транспортные обязательства.
На основании соглашения относительно перемещения грузов перевозчик должен доставить определенный груз до определенной точки и передать получателю, при этом отправитель должен перечислить определенную плату на основании норм п.1 ст.785 ГК РФ. В правовых отношениях, которые возникают во время перевозки грузов, будут принимать участие три участника и это перевозчик, а также грузоотправитель и кроме этого грузополучатель. Установление правовой природы грузополучателя будет оказывать самое большое воздействие на квалификацию самого соглашения перевозки грузов .
Так как в указанном определении есть упоминание про такие обязанности перевозчика как доставка определенного груза и передача его получателю, то на основании ст. 785 ГК РФ соглашение перевозки груза предопределяют в качестве реального. Чаще всего его подписывают во время сдачи-приемки определенного груза и передачи документации относительно приемки данного груза.
В это же время соглашение перевозки груза при помощи транспорта общего применения будет публичным на основании норм ст. 426 ГК РФ.
Указанная статья определяет правила относительно публичного соглашения, то есть относительно частноправового института, который указывает на те отношения, которые существуют между частными компаниями и приобретателями различных услуг. Особенности публичного соглашения состоят из особого положения частных компаний, которая направляет личные предложения всем желающим.
Для признания соглашения в качестве публичного нужно присутствие двух обстоятельств:
- в качестве участников должны быть частная компания, а также потребитель;
- направленность деятельности компании такая, что осуществляется работа с любыми потребителями, которые желают получить определенную услугу.
Как пример можно привести розничную торговую сеть, транспорт общего применения, медицинские услуги и так далее.
При этом нужно помнить, что не любое соглашение, заключенное с частными компаниями, которые занимаются публичным предоставлением услуг, будет публичным. Например, соглашение относительно приобретения топлива, которое подписано с транспортной компанией не является публичным в результате того что контрагент данной компании не является потребителем данных услуг .
Особенное положение участника публичного соглашения – частной компании будет заключаться в использовании относительно нее определенных ограничений свободы соглашения на основании норм ст. 421 ГК РФ. Во время подписания соглашения данный контрагент не имеет права для отказа тому кто к ней обратился, а помимо этого во время заключения соглашения кому то из потребителей нельзя оказать определенное предпочтение перед всеми остальными и условия соглашения нужно определять единые .
Ограничение относительно свободы соглашения и которое предопределено публичной направленностью функционирования частной компании и которое на разрешает давать отказ потребителю в подписании соглашения не будет абсолютным. Нормативно-правовые акты и другие нормы права могут определять исключения из такого порядка.
Помимо этого, в подписании соглашения можно отказать, ссылаясь на то что нельзя предоставить заказчику определенные услуги либо с полнить определенные работы.
Например на основании ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» любая транспортная компания обязана в первую очередь обеспечить перемещение финансовых ценностей которые есть в государственном резерве. При данном подходе другие заказчики должны будут ждать.
Кроме этого законным будет отказ компании предоставить услуги приобретателю если свободных мест на рейс, на котором он хочет передвигаться уже нет. Также как следует из Постановления Пленума ВС РФ № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 от 1 июля 1996 г ., сбором доказательств относительно отсутствия возможности предоставить заказчику услуги должна сама частная компания которая занимается предоставлением данных услуг потребителям.
В качестве приобретателя услуги, предоставляемой перевозчиком будет пассажир и как результат на отношения в области перевозки пассажиров а кроме этого багажа, кроме ГК РФ а также транспортных уставов будет распространять свое действие Закон «О защите прав потребителей» .
На основании ст. 801 ГК РФ соглашение транспортной экспедиции состоит в том, что один участник (экспедитор) должен за определенное вознаграждение, а также при помощи второго участника (клиента) исполнить либо организовать исполнение конкретных услуг экспедиции, которые будут связаны с перемещением грузов.
Разница между экспедиционной работой и самой перевозкой грузов будет состоять в том, что работа транспортных компаний и заказчиков является неоднородна. В качестве основы данной деятельности можно назвать процесс перемещения грузов, передвижение из одного пункта в другой. Но с целью обеспечения данного передвижения нужен целый комплекс дополнительных операций. Которые подпадают под нормы ч. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ, то есть организовать процесс перемещения груза определенным транспортом и по конкретному маршруту, которые выбирает экспедитор либо сам заказчик, подписание соглашения, обеспечение отправки данного груза.
Участниками соглашения являются экспедитор, а также заказчик. По поводу принятых экспедитором определенных обязанностей заказчик будет кредитором, в это же время сам экспедитор будет должником. При этом в качестве заказчика может выступить как гражданин так и любая организация .
На основании проведенного исследования можно сделать выводы о том, что транспорт является индивидуальной сферой экономической деятельности государства развитие которой происходит довольно специфически. В качестве основной задачи транспорта определен процесс предоставления специальных услуг направленных на перемещение граждан либо продукции. Отношения в области перевозки появляются тогда, когда есть надобность территориального перемещения определенной продукции либо людей при помощи транспорта. Чаще всего в данном процессе участвуют два объекта в череде которых транспортная компания и тот кому необходима определенная транспортировка. Являясь предопределенными на уровне законодательства у данных отношений формат будет обязательственно-правовой.
В качестве основной цели работы транспорта можно назвать бесперебойное перемещение товаров, пассажиров в разные точки страны, в другие страны и которую достигают при помощи согласования соглашения относительно перевозки которых есть не мало видов. Данное соглашение — это юридический инструмент, при помощи которого можно достичь появления и воплощения в жизнь отношений перевозки, определенной дисциплины со стороны каждого участника и так далее.
Нынешний комплекс транспортных обязательств имеет следующую классификацию: самих транспортных обязательств, то есть из соглашений в области перевозки; дополнительных транспортных обязательств в череде которых соглашение транспортной экспедиции и иные в качестве предмета которых определяют процесс предоставления услуг, которые связаны с процессом перемещения всевозможных грузов.
§ 1.3. Основания ответственности и пределы ответственности за нарушение транспортных обязательств
В юридической науке гражданско-правовая ответственность в зависимости от оснований ее возникновения дифференцируется на договорную и внедоговорную. К основаниям возникновения договорной гражданско-правовой ответственности при перевозках грузов относятся деяния, которые можно определить, как нарушения обязательств, установленных условиями согласованного сторонами договора. Нарушение обязательства, возникшего не из договора, а по другим основаниям, влечет внедоговорную (деликтную) ответственность. Такая ответственность применяется, в частности, в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица, когда вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ), вследствие неосновательного приобретения или сбережения имущества за счет другого лица (ст. 1102 ГК РФ), и в некоторых других случаях. Несмотря на то, что деликтные обязательства могут возникнуть в связи с договором, основанием для применения ответственности все же является не нарушение договорных обязательств, а соответствующий факт причинения вреда.
Первая группа оснований касается нарушений, выраженных в противоправных действиях или бездействии перевозчика, связанных с подачей транспорта на загрузку груза, которые приводят к неисполнению или ненадлежащему исполнению названного обязательства и могут выражаться в следующих формах:
- неподача транспортных средств под погрузку (срыв загрузки);
- подача под погрузку неисправных транспортных средств или транспортных средств, непригодных для перевозки конкретных грузов (в том числе предоставление транспортного средства, не соответствующего условиям договора перевозки/конкретной заявки);
- несвоевременная подача транспортных средств.
Вторая группа оснований связана непосредственно с перевозкой груза. Это:
- несохранность груза;
- просрочка доставки груза.
Основные нормы относительно гражданско-правового варианта ответственности при несоблюдении обязательств во время перемещения пассажиров, а также багажа либо разнообразных грузов всевозможными вариантами транспорта можно найти в гл. 40 ГК РФ, а если говорить более точно, то в ст. 793-796 ГК РФ, а также в ст. 800 ГК РФ. В это же время последняя обладает отсылочным правилам говоря о том, что когда перевозчик причинил ущерб жизни либо здоровью человека то его устанавливают на основании норм гл. 59 ГК РФ, когда в нормативно-правовых актах либо в соглашении нет указаний относительно повышенного варианта ответственности .
Исходя из правил, содержащихся в п. 1 ст. 786 ГК РФ должное выполнение обязанностей перевозчика по соглашению перевозки — это доставка без задержек до пункта назначения самого пассажира с последующей передачей получателю его багажа.
Стоит сказать о том, что когда главная обязанность в рамках соглашения заключается не в целостности груза, то в данном случае можно использовать нормы РФ. И это, например, соглашение относительно утилизации определенных твердых отходов на основании которого предусматривается вывоз с применением определенного транспорта.
При невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств в области перевозки на перевозчика можно возлагать определенную ответственность, которая определена как нормами ГК РФ, так и всевозможными транспортными уставами, а также соглашением участников перевозки и что предопределено в нормах п. 1 ст. 793 ГК РФ. Помимо этого, нужно помнить о том, что на основании п. 2 ст. 793 ГК РФ последние не имеют возможностей для ограничения либо полного устранения определенной в нормативно-правовых актах ответственности перевозчика кроме этого ситуаций, при которых данная возможность предопределена нормами транспортных уставов. В иной ситуации данное соглашение на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ будет признано ничтожным в данной части.
В это же время на основании норм ст. 403 ГК РФ перевозчик будет нести ответственность за действия третьих лиц, помощь которых ему понадобится при перевозке. Допустим перевозчик будет нести ответственность за потерю багажа во время нахождения транспорта на определенной стоянке в период передвижения. Кроме этого оплата штрафа, а также пени не является помехой для возмещения потерь в полной мере выше размера данной неустойки .
Подписание соглашения перевозки груза помимо этого нужно подтвердить при помощи транспортной накладной. Когда ее нет либо она заполнена неверно, либо она была потеряна это не будет основанием считать соглашение в качестве незаключенного, либо в качестве недействительного.
В такой ситуации участники соглашения могут использовать иные доказательства если это не вступает в противоречие с нормами процессуального законодательства то есть с правилами ч. 2 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ , а также ч. 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ .
На основании ст. 796 ГК РФ предопределена ответственность перевозчика при потере, либо при недосдачи, либо при повреждении грузов, либо багажа. Данная статья содержит основания, а также сроки данной ответственности. На основании данной статьи определяют общее урегулирование в рамках соглашения перевозки груза, а также перевозки пассажиров. В это же время так как субъект рассматриваемых правоотношений — это перевозчик осуществляющий предпринимательство и у которого есть определенная лицензия, при неисполнении либо некачественном выполнении обязательств в области перевозки должен понести определенную ответственность, несмотря на, то есть либо нет вина самого перевозчика, даже не смотря на случайный ущерб, в качестве которого можно назвать кражу груза, случайный пожар транспорта и так далее.
В практике деятельности судебных органов порой можно найти случаи, когда на основании норм данной статьи вина самого перевозчика в таком случае презюмируется. Допустим, во время ДТП, случившегося в результате виновных действий третьих лиц, что предопределено на основании материалов дела относительно административного правового нарушения. Перевозчик, должен понести гражданскую ответственность на основании соглашения в результате того что само ДТП, которое произошло в результате вины другого лица, по основным правилам не является основанием освобождения от определенной ответственности за потерю определенного груза так как это не непреодолимое обстоятельство и является обыкновенным риском в предпринимательстве .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023) // "Собрание законодательства РФ", 24.03.1997, N 12, ст. 1383
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 26.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
6. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 28.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.04.2023) // "Собрание законодательства РФ", 12.03.2001, N 11, ст. 1001.
7. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 28.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023) // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2207.
8. Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О государственном материальном резерве" // "Собрание законодательства РФ", 02.01.1995, N 1, ст. 3.
9. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // "Собрание законодательства РФ", 12.11.2007, N 46, ст. 5555.
10. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 28.02.2023) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, N 2, ст. 170.
11. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей" // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 140.
12. Приказ Минтранса России от 15.08.2019 N 267 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2020 N 57125) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.01.2020.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств" // "Российская газета", N 136, 25.06.2020.
14. Постановление Пленума ВС РФ от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» // Бюллетень ВС РФ. 2021. № 8.
15. Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» // Бюллетень ВС РФ. 2018. № 8.
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 8, август, 2015.
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 (ред. от 25.12.2018) "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 9, 1996, N 5, 1997.
18. Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 (ред. от 01.07.2010) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // "Экономика и жизнь", N 45, 2005.
19. Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2020) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 16, октябрь, 2021.
20. Решение калининградского областного Арбитражного суда от 5 ноября 2019 г. по делу № А21-7352/2019.
21. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29 марта 2019 г. по делу № А63-21524/2018.
22. Решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 апреля 2021 года по делу №А76-24092/2020-12-616/120.
23. Анисимов А.П., Козлова М.Ю., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Гражданское право России. Особенная часть: в 2 т. М.: Юрайт, 2022. Т. 2. 604 с.
24. Бестугин А.Р., Санников В.А., Филин А.Д. Основы организации воздушного движения. М.: Юрайт, 2019. 521 с.
25. Белов В.А. Состав и система случаев-оснований возникновения права одностороннего отказа от договоров (обязательств) и их исполнения и одностороннего изменения их условий // 3акон. 2019. № 8. С. 44—62.
26. Васильева Н.В. Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с договором перевозки груза и транспортной экспедиции // Информационно-аналитический журнал "Арбитражные споры". 2020. N 1. С. 28 - 46.
27. Волкова М.А. Структура и состав договорных связей в договоре перевозки грузов // Актуальные проблемы российского законодательства. – 2020. – № 3. – С. 71-75.
28. Глинщикова Т. В., Антун Т. И. Роль принципов международных коммерческих договоров унидруа в регулировании трансграничных коммерческих сделок // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 4-2. С. 48–50.
29. Гонгало Б.М. Д.И. Мейер и формирование учения об обеспечении обязательств // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. 2019. Т. 161. Кн. 4. С. 37–43.
30. Махиборода М.Н. Особенности возмещения вреда, причиненного жизни // 3акон и право. 2021. № 10. С. 51-55.
31. Манджиев С.Ю. Обзор судебной практики по применению п. 5 ст. 166 ГК РФ // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. N 1. С. 192 - 205.
32. Маркевич Н.В. Договоры в сфере воздушных перевозок: понятие и основные черты // Бизнес, менеджмент, право. 2020. № 1(45). С. 69-76.
33. Мельников В.С., Мельникова Ю.В. Гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки// Образование и право. 2021. № 2. С. 133-138.
34. Молчанов В.В. Гражданско-правовое регулирование воздушных перевозок: автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 2019. 32 с.
35. Сочнева, А.С., Торопова, А.И., Ротанова, В.А., Власова, А.А., Кокарева М.Е. Механизмы минимизации рисков // Современные научные исследования и инновации. - 2020. - № 1 (105). - С. 15.
36. Савин В. И. Перевозки грузов автомобильным транспортом // Дело и Сервис. – 2021. – 544 c.
37. Садиков О. Н. Правовое регулирование международных перевозок. – М., 2018. – 183 с.
38. Стародумова С.Ю. Ответственность и меры ответственности в гражданском праве России // Актуальные проблемы российского законодательства. – 2021. – № 12. – С. 138–151.
39. Тимофеева В.В. Проблемы ответственности авиаперевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора воздушной перевозки пассажира // Вопросы российской юстиции. 2021. № 14. С. 341–354.
40. Федоров, А.Г., Демина, Т.С. Оптимальные способы обеспечения исполнения обязательств от неправомерных действий в сфере договорных отношений: международный опыт // Сolloquium-journal. Jurisprudence № 26 (50). – 2019. – Część 11. (Warszawa, Polska). – С. 68-72.
41. Фильченко Д.Г., Евтухович Е.А. Комментарий Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020) // Третейский суд. 2020. N 3/4. С. 144 - 159; 2021. N 1. С. 142 - 158.