- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Содержание и проблемы реализации государственной программы
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Право социального обеспечения
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Содержание и проблемы реализации государственной программы "?49 страниц
47 источников
Добавлена 26.07.2024 Опубликовано: stuservice
8175 ₽
16350 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Правовые аспекты обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов в Российской Федерации
1.1 Нормативно-правовое обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Российской Федерации
1.2 Обеспечения социальной защиты инвалидов: международно-правовой и национальный аспект.
Глава 2. Реализации государственной программы «Доступная среда», как правовое средство обеспечения прав инвалидов
2.1.Цели и задачи государственной программы «Доступная среда»
2.2.Организационные аспекты реализации государственной программы «Доступная среда»
Глава 3. Проблемы правового регулирования социального обеспечения инвалидов в РФ.
3.1 Актуальные проблемы деятельности органов государственного управления в сфере защиты прав инвалидов в РФ
3.2 Текущие итоги реализации государственной программа «Доступная среда»
3.3 Особенности реализации программы «Доступная среда» в регионах (на примере Челябинской области)
Глава 4. Вопросы охраны труда инвалидов
Заключение
Список использованных источников
Фрагмент для ознакомления 2
Обеспечение защиты прав и свобод человека, а также оказание социальной защиты отдельных категорий граждан становится ключевой задачей внутренней политики большинства государств. Создание условий, замещающих обслуживание в стационаре на сопровождение в обычных местах проживания, способствует социализации людей с инвалидностью и активному включению в жизнь общества.
Инвалидность - это не личная проблема человека, основанная на особенностях его здоровья, а проблема окружения - общества и инфраструктуры, которые часто не готовы к тому, чтобы обеспечить такому человеку достойный уровень жизни. Одной из ключевых проблем людей с тяжелой инвалидностью является изолированность их от общества, крайней формой такой изолированности - определение в закрытые учреждения.
Ратифицировав Конвенцию о правах инвалидов , Россия взяла курс на деинституционализацию и внедрение стационаро-замещающих технологий, в том числе сопровождаемого проживания. Данная технология позволяет инвалидам жить в обычных местах проживания в наиболее благоприятной среде и быть включенными в жизнь общества, получая необходимую помощь со стороны.
Основными международными актами являются: Декларация прав умственно отсталых лиц 1971 г. ; Декларация прав инвалидов 1975 г. , Всемирная программа действий в отношении инвалидов 1982 г. ; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г. ; Конвенция ООН о правах инвалидов 2006 г. .
После ратификации в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов в России поменялась модель восприятия инвалидов государством, медицинская модель сменилась на социальную. Согласно этой модели ограниченные возможности здоровья не должны лишать инвалида права жить самостоятельно и участвовать в жизни общества. Основой правового регулирования в данной сфере являются Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
С целью приведения нормативных правовых актов в соответствие с принципами Конвенции Правительством РФ на протяжении последних лет ведется планомерная работа по совершенствованию законодательства, направленная на улучшение положения инвалидов. Был принят Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» , который внес изменения в 25 нормативных правовых актов и установил механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды. Были внесены изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» , который не допускает любую дискриминацию по признаку инвалидности.
В декабре 2013 г. принят Федеральный закон N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , который предполагает получение социальных услуг всеми людьми, постоянно проживающими на территории РФ. Одним из ключевых принципов социального обслуживания граждан, указанных в законе, является сохранение пребывания их в привычной благоприятной среде .
Изменения коснулись и базовых Федеральных законов в области образования и занятости , которые дают дополнительные гарантии на получение образования и труд людям с ограниченными возможностями здоровья.
Значимым событием стало закрепление понятия «сопровождаемое проживание» в Приказе Минтруда России от 14 декабря 2017 г. N 847 «Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях» . Несмотря на то что этот документ носит рекомендательный характер, в нем изложены единые организационные и методические основы сопровождаемого проживания.
Многие вопросы, касающиеся жизнедеятельности инвалидов в нашей стране нашли свое отражение в Государственной программе РФ «Доступная среда» Проекты по поддержке инвалидов подлежат оказанию финансовой поддержки как из государственных, бюджетов, так и из бюджетов РФ при их региональном со финансировании . В 2021 г. финансовую поддержку получили 39 регионов, к 2023 г. их количество увеличится до 60 регионов. С учетом имеющихся результатов на конец 2025 г. запланирована реализация таких составляющих государственной программы, как к примеру сопровождаемое проживание инвалидов в 100% регионов нашей страны .
Отметим, что развитие нормативно – правовой базы, при помощи которой регламентированы такие вопросы, которые предусматривают обеспечение жизнеустройства инвалидов, способствуют также те мероприятия, которые утверждаются Правительством РФ в соответствии с предусмотренным планом, носящим также наименование «дорожная карта», в рамках которого регламентированы вопросы, касающиеся развития программ реабилитации инвалидов в субъектах РФ, включая стационарно-замещающие технологии, с помощью которых производится социальное обслуживание граждан, которые имеют психические расстройства. Отметим, что в рамках Концепции развития в период с 2019 – 2024 года в нашей стране предусмотрена система комплексной реабилитации граждан, имеющих инвалидность, включая несовершеннолетних граждан и определены основные направления деятельности в данной области.
1.2Обеспечениe социальной защиты инвалидов: международно-правовой и национальный аспект
Международные акты, регулирующие права инвалидов, включая Конвенцию ООН о правах инвалидов 2006 г. и международные нормы Международной организации труда (МОТ), предусматривают различные меры, направленные на социальную защиту инвалидов .
В отчете Международной организации труда (далее - МОТ) указывается, что кризис, вызванный пандемией COVID-19, усугубил существовавшее ранее неравенство, сильнее ударив по уязвимым членам общества. В принятой государствами - членами ООН Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. одной из групп уязвимых людей признаются люди с ограниченными возможностями. Рекомендация МОТ N 202 «О минимальных уровнях социальной защиты» 2012 г. предполагает, что помимо минимального гарантированного дохода инвалиды должны иметь эффективный доступ к различным социальным услугам, обеспечивающим их активное участие в различных областях общественной жизни .
Уязвимость индивида или группы населения в международном праве означает прежде всего более высокий по сравнению с другими риск стать жертвой нарушения прав человека, в том числе быть ограниченным в возможности реализовать гарантированные каждому права и свободы . В связи с этим защита прав лиц с ограничениями по здоровью в сфере труда и занятости неразрывно связана с понятиями равенства и недискриминации и является одним из приоритетных направлений государственной политики.
С целью рассмотрения вопроса о социальной защите инвалидов на наш взгляд в первую очередь следует рассмотреть основной понятийный аппарат и дать определение понятию «инвалид». Конвенцией о правах инвалидов 2006 г. к инвалидам отнесены лица, имеющие устойчивые физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые при взаимодействии с различными барьерами могут нести за собой определенные помехи, связанные с их полным и эффективным участием в жизни общества, как и другие члены общества. По мнению Комитета ООН по правам инвалидов, официальный перевод употребляемого в ст. 1 Конвенции о правах инвалидов термина persons with disabilities на русский язык словом «инвалиды» не отражает правозащитную модель и должен быть изменен . Применяющийся в тексте Конвенции на английском языке термин persons with disabilities переводится на русский дословно как «лица с ограниченными возможностями». Как обоснованно отмечает Р.Н. Жаворонков , употребление такого термина создает неопределенность в правовом регулировании, поскольку не ясно, какие именно возможности ограничены.
В научной литературе также обращается внимание на различные подходы к пониманию инвалидности . Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеющее определенные нарушения здоровья, которые связаны со стойкими расстройствами различных функций организма, и которые обусловлены определенными заболеваниями, а также которые возникли в связи с последствиями травм или дефектов, которые приводят к определенным ограничениям жизнедеятельности и вызывают необходимость повышенной социальной защиты. Данное определение мы считаем достаточно полным и отражающим все необходимые аспекты. Для того чтобы гражданин был признан инвалидом, недостаточно только наличия заболеваний или определенных дефектов, необходимо, чтобы такие ограничения здоровья согласно Постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» влекли ограничение жизнедеятельности и, следовательно, нуждаемость в мерах социальной поддержки. Таким образом, не каждый гражданин, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, будет признан инвалидом.
Помимо лиц, признанных инвалидами, в отдельную группу можно выделить граждан, которые также имеют обусловленные состоянием здоровья ограничения, но при этом в соответствии с законодательством не относятся к инвалидам. Для обозначения этой категории граждан в законодательстве применяется термин «лица с ограниченными возможностями здоровья». В нашей стране названное разделение понятий применимо лишь в случае регламентации лишь ряда определенных общественных отношений. Так, данное разграничение характерно положениям Концепции развития систем комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, на период до 2025 г. Согласно данной Концепции речь идет о требовании осуществления «реализации мероприятий, связанных с обеспечением доступности профессионального образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью». Согласно с Положениями Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отнесены дети-инвалиды, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. Отметим, что признание гражданина инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, а отнесение к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - психолого-медико-педагогической комиссией. На наш взгляд необходимо разграничения этих категорий граждан, также точку зрения о внесении определенности в содержание понятия «лица с ограниченными возможностями здоровья» неоднократно указывалось в научной литературе .
Одной из приоритетных задач в области социальной защиты инвалидов в последние годы, в том числе в период пандемии по мнению международных организаций является предоставление в адрес инвалидов необходимого набора социальных услуг, к которым относится в том числе непрерывное надлежащее обеспечение ухода. В подавляющем количестве стран постоянный уход за инвалидами подлежит оказанию со стороны членов их семей и представляет собой неоплачиваемую деятельность. Это обуславливает наличие в ряде международных актов определенных норм, касающихся выплаты дополнительных пособий тем лицам, которые нуждаются в помощи, предоставляемой третьими лицами.
Следует отметить, что во время пандемии большая часть инвалидов была вынуждена прекратить осуществляемую ими трудовую деятельность, при этом некоторые, которые были заняты в неформальном секторе экономики, были лишены выплат по социальному обеспечению, в том числе пособий по безработице и пособий по временной нетрудоспособности. Все это говорит о наличии особой актуальности разработки, предоставления и законодательной регламентации мер, которые направлены на повышения уровня занятости инвалидов, что представляет собой один из важнейших компонентов медико-социальной концепции инвалидности . Согласно с политикой предоставления одинаковых возможностей, в отношении всех инвалидов было рекомендовано осуществлять выплаты пенсий, а также пособий по социальному обеспечению до тех пор, пока инвалид не будет иметь «адекватный и гарантированный доход» . При этом осуществляемые выплаты по социальному обеспечению не могут стать быть барьером для трудоустройства инвалидов, а имеют в качестве своей направленность стимулирование данной категории граждан к осуществлению занятости .
В последние годы в нашей стране вступили в силу различные нормативные акты, в соответствии с которыми регламентированы меры, имеющие своей направленностью улучшение существующего положения инвалидов. В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ N 1697 от 16 октября 2020 г. вступил в силу Временный порядок признания лица инвалидом, согласно которому установленная группа инвалидности автоматически продлевалась на 6 месяцев без прохождения переосвидетельствования, это сыграло положительную роль в период пандемии. Кроме того в экспериментальном порядке вводился электронный документооборот между медицинскими организациями и Бюро медико-социальной экспертизы, которое устанавливает группу инвалидности. Все это было направлено на сокращение сроков сбора медицинских документов и на 20% позволило сократить количество жалоб инвалидов.
Также как социальная услуга начала действовать услуга по сопровождению лиц, которые проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания, в медицинские организации при госпитализации для оказания соответствующего ухода .
Что касается активных мер по содействию занятости среди инвалидов, то российское законодательство, в частности ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г., регламентирует процедуру, связанную с квотированием рабочих мест, предоставляемых инвалидам, а также регламентирует процедуру, связанную с адаптацией рабочих мест, принимая во внимание существующие потребности инвалидов. Однако согласно статистическим данным только 26,4% трудоспособных инвалидов осуществляют трудовую деятельность в России
В рамках государственной программы «Доступная среда» на период 2011 - 2025 гг. предусмотрены различные меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе создание безбарьерной среды в социальных и образовательных учреждениях, появление служб сопровождения инвалидов в федеральных аэропортах, железнодорожных и автовокзалах. Запрет дискриминации по признаку инвалидности во всех сферах общественной жизни был установлен на законодательном уровне. Необходимо подчеркнуть, что к работе по совершенствованию правового регулирования в последние годы стали шире привлекать общественные объединения инвалидов, в частности Всероссийское общество инвалидов, Всероссийские общества глухих и слепых и различные некоммерческие организации. Однако на практике сохраняется потребность в дальнейшем совершенствовании мер, направленных на интеграцию инвалидов во все сферы жизни общества. Например, в отношении программы «Доступная среда» социологические опросы показывают, что позитивные изменения были отмечены в большей степени жителями крупных городов (70%), в то время как жители сельской местности не указали на какие-либо изменения (54%) .
Более подробно на рассмотрении основных моментов государственной программы «Доступная среда» мы остановимся в следующей главе.
2. Реализации государственной программы «доступная среда», как правовое средство обеспечения прав инвалидов
2.1 Цели и задачи государственной программы «Доступная среда»
Наша страна представляет собой социальное государство, его политика в качестве основных направлений имеет создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь, а также свободное развитие граждан . В условиях сложившегося современного российского общества маломобильные граждане в большинстве случаем обладают определенными ограничениями, связанными с предоставлением доступа к городским ресурсам, в связи с чем организация их самостоятельной жизни представляет собой одну из наиболее важных государственных и общественных задач.
Идея создания и развития безбарьерной среды в городах обладает большой актуальностью, что свидетельствует о наличии необходимости развития современных и имеющих перспективы методов, способствующих адаптации территории населенных пунктов для той группы граждан, мобильность которых ограничена.
С целью реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов, а также положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» была разработана и утверждена государственная программа «Доступная среда». Названная государственная программа представляет собой один из основных инструментов решения проблем в социальной отрасли и решения существующих проблем лиц с ограниченными возможности, в частности, маломобильных граждан , данная программа утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 363.
Следует отметить, что сегодня существует ряд проблемных моментов, связанных с социальным обеспечением, адаптацией и интеграцией инвалидов. Данные вопросы приобретают высокую значимость и требуют своего решения, при этом не только основываясь на принятых нормативно-правовых актах, но также и путем всесторонней их проработки со стороны органов государственной власти и принятия ими стратегических решений в этой области, так как данные вопросы напрямую связаны с уровнем благополучия населения в целом, и отображают состояние экономической обстановки нашей в стране. Все вышеизложенное свидетельствует о комплексном характере проблемы инвалидов, которые являются наиболее социально уязвимой частью общества .
Этапы, связанные с реализацией целей и направлений, обозначенных в государственных программах имеют межотраслевой и межведомственный характер. В рамках реализации данной программы следует разделять и четко обозначать те полномочия, которые присущи органам исполнительной власти на различных уровнях, к которым относится федеральный, региональный и муниципальный. Кроме того, существенное значение приобретает решение вопроса о создании и регламентации различных общественных организаций и объединений, осуществляющих свою деятельность в названной сфере. Отдельно следует регламентировать актуальные вопросы, касающиеся процедуры оказания Подлежат государственной поддержки, финансирования и разработке действенных правовых норм, касающихся социального обеспечения инвалидов.
Главные цели программы «Доступная среда» направлены на всестороннее улучшение качества жизни инвалидов, а также улучшение качественных показателей медицинских услуг, которые оказываются данной категории граждан, а также создание достойных и благоприятных условий труда людям с ограниченными возможностями .
Также в качестве цели программы следует назвать содействие в трудоустройстве данной категории граждан и деятельность по интеграция маломобильны граждан с обществом. В качестве одной из наиболее важных задач программы –следует рассматривать дачу инвалидам возможностей осуществлять свободное передвижение по территории страны и наделение из равными возможностями по сравнению с теми лицами, которые не имеют особенности развития. Также задачами данной программы следует назвать такие, как :
1. увеличение количества оборудованного для перевозки маломобильных граждан общественного транспорта;
2. оснащение пандусами или подъемниками мест общественного пользования (зданий, тротуаров, пешеходных переходов и т.п.);
3. модернизация зданий с целью обеспечения комфортного доступа в них для инвалидов и т.д.
4. организация для инвалидов культурных мероприятий;
5. создание специально оборудованных спортивных учреждений;
6. обеспечение доступа в развлекательные заведения, кафе, рестораны и т.д.
Также в рамках программы «Доступная среда» принимаются меры по интеграции маломобильных граждан в трудовую сферу общества, в рамках чего создаются дополнительные оборудованные места на предприятиях, а также выделяется определенный обязательные процент рабочих мест на государственных предприятиях для данной категории лиц. Так, государство оказывает поддержку работодателям, принимающим на службу инвалидов, возмещая траты на создание для них специально оборудованных рабочих мест .
Таким образом в качестве основных направлений рассматриваемой программы следует назвать следующие: наличие в государстве правовых, экономических и институциональных условий, которые бы способствовали интеграции инвалидов в общество и повышение уровня их жизни, а также обеспечение равного доступа инвалидов к основным объектам и услугам в основных и важнейших сферах жизнедеятельности инвалидов, а также иных маломобильных групп населения; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение одинакового доступа к профессиональному развитию и трудовой деятельности.
Подводя итог, следует отметить, что решение основных задач и достижение целей программы «Доступная среда» позволит обеспечить возможность реабилитации и социальной адаптации в обществе лиц с ограниченными возможностями.
2.2.Организационные аспекты реализации государственной программы «Доступная среда»
В условиях современной реальности особую значимость приобретают вопросы, связанные с созданием безбарьерной среды в населенных пунктах, которая была бы в полной мере адаптирована для жизнедеятельности инвалидов, обладающих малой мобильностью. Данная задача представляет собой одну из основных и требует полной проработки. Процедура, связанная с адаптацией среды населенных пунктов реализуется при за использовании бюджетных средств, и с помощью привлечения определенного объема частных инвестиций, а также в форме государственно-частного и муниципально-частнго партнерства . Срок реализации рассматриваемой программы определен на период до 2025 года. Считаем необходимым также упомянуть о существующих подпрограммах, к которым относятся такие, как «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», которая направлена на обеспечение безбарьерной городской среды, которая является адаптированной для жизнедеятельности различных маломобильных граждан. Для соблюдения существующих целей государственной программы была произведена всесторонняя адаптация как нормативно-правовой, так и технической базы, в частности, было организовано проведения комплексных исследований строительных и проектировочные норм, а также правовых актов в области эксплуатации объектов жилищно-коммунального и транспортного комплексов, в части их адаптации под требования, необходимых для создания приемлемой среды жизнедеятельности инвалидов . Отметим, что на сегодняшний день разработка нормативно-правовой базы не всегда является достаточным условием, позволяющим обеспечить достойный уровень жизни инвалидов. В качестве основополагающего начала при проведении процедуры реализации проекта безбарьерной городской среды для инвалидов следует рассматривать в том числе интеграцию маломобильных граждан и общества в целом. С целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам, обеспечивающим получение гражданами услуг и товаров, а также к местам отдыха и рекреации должны быть созданы соответствующие условия, в том числе дающие равные возможности для участия лиц с ограниченными возможностями, инвалидов, маломобильных граждан в жизни государства и общества в целом .
Говоря о процедуре адаптации территории населенных пунктов для комфортного проживания инвалидов заключается следует в первую очередь рассматривать необходимость проведения комплекса работ по организации безбарьерной среды. Работы, адаптирующие существующую среду под существующие требования должны проводиться как на этапе разработки проектов планировки территории, так и на стадии архитектурно-строительного проектирования, а также при проведении комплексного развития территорий населенных пунктов, и при адаптации тех территорий, на которых застройка уже была проведена. В момент проведения работ по проектированию, либо адаптации уже построенных зданий и сооружений для реализации потребностей инвалидов со стороны компетентных органов должны быть заложены и реализованы следующие требования: доступность, безопасность, комфортность, информативность.
В нашей стране, в соответствии с действующими нормативным регламентами и правилами, при проведении процедуры реконструкции использованию подлежит так называемый «поэтапный метод развития безбарьерной городской среды», целью которого является достижение необходимых высоких показателей, ориентированных на обозначенные нами требования . В первую очередь должны быть определены и минимальные показатели, характеризующие доступность городской среды для инвалидов. Во-вторых необходимо проводить работы, направленные на достижение обозначенных требований. В дальнейшем выполнению подлежать минимально необходимые мероприятий, а кроме того проводятся комплексные работы по созданию доступной, безопасной, комфортной среды для жизнедеятельности инвалидов и маломобильных граждан, в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных норм и правила также других необходимых документов. Отметим, что все общественные объекты подлежат соответствующей необходимой адаптации под требования маломобильных граждан и безоговорочно соответствовать установленным нормативно-правовым требованиям . Процедура обслуживания инвалидов подлежит реализации по следующим направлениям: во-первых, по направлению, оказания необходимых услуг на дому, что подразумевает под собой создание развитой сети социальных учреждений, целью которых является уход за лицами с ограниченными возможностями, а также внедрение новых технических средств в местах проживания инвалидов с целью их самостоятельного использования; во – вторых по направлению развития самообслуживания; в-третьих по направлению проведения процедуры адаптации зданий учреждений обслуживания и их территорий, а также адаптации путей следования к ним.
На этапе создания доступной среды в сельских территориях важно предусмотреть удобные транспортные и доступные пешеходные связи внутри элементов планировочной структуры. По периметру жилых районов, микрорайонов и кварталов целесообразно предусматривать объекты социально-культурного, коммунально-бытового или общественного назначения для обслуживания инвалидов в границах элемента планировочной структуры . В момента проектирования необходимость представляет строительство жилых секций с многообразием планировок и ориентация их на адаптированность жилых территорий для жизни инвалидов с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей. Жилой район, в котором есть исторические постройки разных времен является наиболее сложным для адаптации маломобильных групп населения. В связи с этим при проведении мероприятий по реконструкции необходимо создать безбарьерную среду, не нарушая исторического облика зданий и сооружений. Сохраняя историческое наследие необходимо создать условия для обеспечения доступа инвалидов к историческим памятникам архитектуры, в том числе их доступность для людей с ограниченными возможностями из других регионов районов и муниципальных образований.
Глава 3. Проблемы правового регулирования социального обеспечения инвалидов в РФ.
3.1 Актуальные проблемы деятельности органов государственного управления в сфере защиты прав инвалидов в РФ
Актуальность вопросов, касающихся различных сфер деятельности органов государственного управления, касающихся организации процедуры, связанной с защитой прав инвалидов предопределена теми факторами, что сегодня нерешенные вопросы, социальной защиты инвалидов представляют собой одну из наиболее сложных проблем, которая требует от как от государственных органов, так и об общества в целом ее всестороннего изучения и выработки максимально действенных путей решения.
Говоря о системе органов государственного управления, занимающихся вопросами, связанными с защитой прав инвалидов, следует сказать, что она имеет в своем составе ряд уровней, к которым в первую очередь следует отнести следующие элементы:
1) Правительство РФ , которое в соответствии с положениями ст. 16 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» организует создание государственной социальной политики, а также занимается вопросами обеспечения и соблюдения основных конституционных прав инвалидов, относящихся к области социального обеспечения;
2) органы исполнительной власти РФ, к данным органам следует отнести Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации , Федеральную службу труд занятости, а кроме того Министерство здравоохранения Российской Федерации и др.,
3) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, в частности территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости
4) органы исполнительной власти субъектов РФ, которые составляют существующую систему региональных органов исполнительной власти. Данные органы создаются и функционируют в различных форма, к ним мы можем отнести министерство, управления, департамент, службу, другие органы. В качестве примера органа исполнительной власти субъекта РФ можно привести Министерство социальных отношений Челябинской области, а также Министерство здравоохранения Челябинской области;
5) отдельные субъекты государственного управления, к которым мы относим различные фонды, кроме того в данную группу мы относим федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.
Отметим, что созданная на сегодняшний день система органов государственного управления, касающаяся вопросов обеспечения всесторонней защитой прав инвалидов представляет довольно сложно организованную, но имеющую достаточно четкую правовую регламентацию структуру. Отметим, что часто на практике возникают определенные вопросов, касающиеся деятельности вышеназванных органов, в том числе в части исполнения ими принятых на себя полномочий, в связи с чем существующую систему невозможно назвать совершенной. В качестве причин, которые влекут за собой определенные проблемы в функционировании вышеназванных нами органов следует назвать отсутствие четко определенного правового закрепления разграничения полномочий названных нами органов государственного управления, а также невозможность на основании законодательной регламентации определить те полномочия, которые должны быть решены на федеральном, или региональном уровне. Также причиной является отсутствие четкости в определении ряда задач, которые преследуют данные органы в своей деятельности, а также дубляж ряда положений и присущих полномочий. Все это предопределяет возникновения ряда проблем, связанных с организацией межведомственного взаимодействия и соответствующей координации деятельности различных органов. В этом отношении считаем возможным привести мнение, высказанное И.А. Скляровым, согласно которому значимой проблемой является также то, что государственные органы, осуществляя свою деятельность на различных уровнях в своей деятельности не показывают надлежащего уровня заинтересованности и целеустремленности, что ведет к затягиванию решения ряда вопросов и трудностей в достижении поставленных перед названными органами задач и целей . Проблемой также является то, что органы государственной власти уделяют недостаточно внимание тому факту, что большая часть принятых и вступивших в юридическую силу законов не выполняется, а это подрывает всей существующей системы.
К.О. Рыбкова отмечает, что присутствие определенного уровня неуверенности и присущей медлительности определенным образом характеризует существующий комплекс проблем, которые присущи реализации целей и задач государственных и местных органов в ходе реализации положений Государственной программы «Доступная среда» . Следует также отметить, что в качестве одной их существующих проблем реализации названной государственной программы следует рассматривать определенные существующие недоработки нормативно-правовой базы, регламентирующей действие и реализацию названной программы. Отметим, что определенные трудности возникают также в связи с отсутствием надлежащего контроля за фактом реализации государственными и местными органами использования средств, направленных на реализацию целей и задач государственной программы Доступная среда.
Для более детального уяснения основных проблем, существующих в деятельности органов государственного управления в сфере защиты прав инвалидов, считаем необходимым обратиться к примеру судебной практики. Так, Челябинский областной суд рассмотрел гражданское дело по заявлению МУП «Челябгортранс» в части оспаривания такого нормативно-правового акта , как Постановление губернатора Челябинской области от 23 ноября 2007 г. N 384 «О финансировании расходов по обеспечению доступности транспортных услуг на территории Челябинской области для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации» в связи с противоречием его действующему федеральному законодательству.
Представитель губернатора Челябинской области с заявленными требованиями не согласилась и указала на то, что оспоренный нормативно-правовой акт, устанавливаюет дополнительные меры социальной поддержки не нарушает права МУП «Челябгортранс».
Суд, пришел к выводу, что оспоренное Постановление не противоречит действующему федеральному законодательству и является принятым в пределах имеющейся компетенции . На основании рассмотренного судебного решения считаем возможным дополнительно определить некоторые проблемы, связанные с реализацией достойной жизнедеятельности инвалидов. К ним относятся в частности
1) отсутствие созданного и действующего единого механизма, благодаря которому функционирует и действует система социального обеспечения инвалидов. Бесспорно, в соответствии с ныне дейтсвующими, а также вновь принимаемыми нормативно-правовоыми актами и изменениями к ним ситуация, в части создания дейтсвенного механизма обеспечения прав инвалидов в нашей стране с каждым годом улучается, но все еще остается достаточно большое количество вопросов, требующих своего решения. Эти положения применимы как к федеральному. Так и региональному уровню.
2) не достаточно регламентированы те вопросы, которые касаются обеспечения трудовой деятельности и вопросов занятости инвалидов, особенно имеющих проблемы с передвижением и малую мобильность. На сегодняшний день возникла необходимость практической реализации различных программ, позволяющих инвалидам получать востребованные профессии, а также программ повышения квалификации и уровня образования инвалидов. Все еще остаются учебные заведения, доступ к которым физически недоступен маломобильным гражданам, не созданы условия доступа для лиц с инвалидностью, что требует незамедлительного решения и принятия действенных мер. Ряд положений, имеющих отражение в правовых актах, регламентирующих вопросы образования инвалидов носят декларативный характер.
3) несовершенство механизма обеспечения доступа инвалидов к различным инфраструктурным объектам. Данная проблема на сегодняшний день активно обсуждается как на федеральном, так и на региональном уровне, но все еще остается большой процент объектов инфраструктуры, доступ к которым для инвалидов не представляется возможным. Кроме того в рамках государственной программы «Доступная среда» данный вопрос также нашел свое отражение, в связи с чем будет более подробно рассмотрен нами в следующих параграфах.
3.2 Текущие итоги реализации государственной программа «Доступная среда»
Государственная программа «Доступная среда« является одним из самых значимых инструментов выполнения поставленных российским отраслевым законодательством и Конвенцией о правах инвалидов задач по обеспечению гражданам с инвалидностью равного доступа к осуществлению всех прав человека и основных свобод. Как ранее нами было отмечено одной из основных целей данной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий для интеграции инвалидов в общество и повышения уровня их жизни.
Данная программа в соответствии с Постановлением Правительства РФ начала свое действие в 2019 году и продлится до 2025 года в том виде, в котором она утверждена, при существует возможность внесения в данную программу необходимых изменений, в том числе касающихся ее финансирования. Отметим, что реализаций положений программы отличаются определенным уровнем эффективности, так как в рамках нее осуществляются конкретные мероприятия, имеющие своей целью обеспечение должного уровня прав инвалидов в нашей стране.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Декларация прав умственно отсталых лиц. Принята Резолюцией 2856 ГА ООН от 20 декабря 1971 г. // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
3. Декларация прав инвалидов. Принята Резолюцией ГА ООН 3447 от 9 декабря 1975 г. // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023)
4. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята Резолюцией 37/52 ГА ООН от 3 декабря 1982 г. // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
5. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты Резолюцией 48/96 ГА ООН от 20 декабря 1993 г. // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
6. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 ГА ООН 13 декабря 2006 г. // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
7. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: общенародное голосование от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 248. Ст. 7.
8. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 23 декабря. N 245
9. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023)
10. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
11. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
12. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023)
13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
14. Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
15. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
16. Постановлением Правительства Челябинской области от 17.12.2020 года № 688-П «Государственной программе Челябинской области «Доступная среда» // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
17. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
18. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2020 г. N 2086 «О внесении изменения в пункт 8 примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» //[Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
19. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2021 г. N 3711-р. // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023
20. Приказ Минтруда России от 14 декабря 2017 г. N 847 «Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях» //// [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
21. ГОСТ Р 57763-2017 «Скрытые субтитры для инвалидов по слуху. Общие технические требования // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3528.
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Российская газета. 1994. 22 февраля. N 35
24. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» СП 2.2.9.2510-09 // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
Судебная практика
1. Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 2122-// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. 30 января. N 5. Ст. 180.
2. Решение Челябинского областного суда от 26 мая 2009 г. N 3-61(69)/2009// [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
3. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 г. № 5-КГ19-71// [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023)
4. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. № 33-КГ19-6// [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).
Научная и учебная литература
1. Архипова О.В., Зелезинский А.Л., Породин И.В. Современные подходы к обеспечению доступности объектов и услуг для лиц с ограниченными возможностями в инфраструктуре современного мегаполиса // Экономический вектор, 2021, № 1 (24). С. 10-22.
2. Алисиевич Е.С. Поощрение и защита уязвимых групп в международном праве. М., 2012. С. 14.
3. Бондаренко Е.Ю. Проблемы и тенденции создания безбарьерной среды // Вестник магистратуры, 2021, № 1-4 (112). С. 48-49.
4. Волкова Н.С., Пуляева Е.В. Конвенция ООН о правах инвалидов и развитие инклюзивного образования в Российской Федерации // Журнал российского права. 2017. N 9. С. 55 – 66
5. Долинская В.В., Долинская Л.М. Специфика правового статуса лиц с ограниченными возможностями здоровья // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 6. С. 24 – 30
6. Жаворонков Р.Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты): монография. М., 2020. С. 129.
7. Жаворонков Р.Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты): Монография / Р.Н. Жаворонков. Москва: У Никитских ворот, 2020. 247 с.Калошина С.В., Сазонова С.А., Полуянова Е.А. Анализ доступности жилых и общественных зданий для маломобильных групп населения на территории города Перми // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2020, № 4 (54). С. 204
8. Кочерга В.Г., Семчугова Е.Ю., Гайдаев В.С. Повышение мобильности людей с ограниченными возможностями здоровья в логистической системе городского пассажирского транспорта // Инженерный вестник Дона, 2012, № 4.
9. Кожушко Л.А., Владимирова О.Н., Кантышева И.Г. Сопровождаемое проживание: состояние вопроса в Российской Федерации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Минск, 2021. С. 192 – 196
10. Кожушко Л. А. Совершенствование нормативной правовой базы Как инструмент развития сопровождаемого проживания // «Социальное и пенсионное право», 2022, N 2
11. Мачульская Е.Е. Концепция инвалидности в международных и российских нормативных актах / Е.Е. Мачульская // Социальное и пенсионное право. 2015. N 4. С. 20 - 26.
12. Скляров И.А. Развитие системы государственного управления на современном этапе // Актуальные вопросы советской государственности и социального управления: Сборник научных трудов. Тверь: Тверской госуниверситет, 1991. С. 17 - 21.Семчугова Е.Ю. Проблемы организации доступной среды на городском пассажирском транспорте // Инженерный вестник Дона, 2013, №
13. Рыбкова К.О. Об актуальных проблемах деятельности органов государственного управления в сфере защиты прав инвалидов в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2018. N 4. С. 79 - 82
Интернет-источники
1. Электронный ресурсURL: https://sfri.ru/analitika/chislennost
2. World Employment and Social Outlook: Trends 2021. Geneva, 2021. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/publicpubl/documents/publication/wcms_795453.pdf.
3. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Принята на саммите ООН по устойчивому развитию 25 сентября 2015 г. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld.
4. General Survey of the ILO Committee of Experts on the Application of Conventions and Recommendations. Universal social protection for human dignity, social justice and sustainable development. International Labor Conference, 108th Session, 2019 // International Labour Office. Geneva: ILO, 2019. С. 160 - 161.
5. Занятость инвалидов в трудоспособном возрасте // Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. URL: https://sfri.ru/analitika/zanyatost/zanyatost?territory=1.
6. Соблюдение и защита прав инвалидов в Российской Федерации. Тематический доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 2020 г. С. 18. // URL: https://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/106169-2.pdf.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней