Фрагмент для ознакомления
2
Право граждан РФ на социальную защиту закреплено непосредственно в Конституции РФ, которая провозглашает, что Россия является социальным государством и ее политика направлена на создание оптимальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение сформулировано в статье 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по инвалидности, по уходу за детьми и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В общем смысле социальная защита - это совокупность определенных социально-экономических мер, осуществляемых государством и направленных на оказание помощи нетрудоспособным гражданам России (см. рис.1 Приложение 1).
Социальное обеспечение является ключевым компонентом социальной защиты. Законодательно предусмотрены государственные и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создаются различные дополнительные формы социального обеспечения и благотворительности. Все граждане имеют право на социальную защиту.
Конституция РФ возлагает на государство безусловную обязанность создавать все условия, необходимые для реализации этого права. Следует отметить, что Конституция РФ не только декларирует право граждан на определенную социальную защиту, но и очень точно и четко определяет, как его реализовать. Во-первых, это создание государственного страхования работающих граждан, различных других фондов для финансирования социальной защиты граждан, принятие федерального законодательства, гарантирующего реализацию вышеуказанных прав [14, c.102].
В первоочередном порядке в социальной защите в РФ нуждаются следующие категории граждан, см. рис.2 Приложение 2.
Органы, осуществляющие выплату пособий по безработице, и подчиненные им организации социальной защиты населения образуют единую государственную систему социального обеспечения, обеспечивающую прямую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, ветеранов и их семей, интенсивное развитие социальных услуг и реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Существуют три основные формы социальной защиты: социальное обеспечение, социальное страхование и социальная помощь. Соответственно, формы социальной защиты включают:
-предоставление мер социального обеспечения;
-предоставление услуг социального страхования;
-предоставление социальной помощи.
Рассмотрим эти формы социальной защиты.
1.Социальное обеспечение - это форма помощи государственной организации для управомоченного круга лиц, предоставляемая при наступлении определенных юридических фактов или при определенных обстоятельствах, установленных законом, с целью выравнивания социального положения людей.
Социальное обеспечение включает в себя пособия, услуги и натуральные выплаты, предоставляемые в случае наступления (или существования) определенных социальных рисков, связанных с неспособностью человека удовлетворить собственные потребности или обеспечить адекватные средства к существованию недееспособных членов семьи [14, c.104].
Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление нуждающимся в материальной помощи лицам социальных услуг (например, услуг по предоставлению жилья и других социальных объектов) и различного рода льгот (например, оплата лекарств, бесплатное протезирование и т.д.) в дополнение к денежным пособиям или вместо них.
2.Социальное страхование - это система компенсации последствий социальных рисков, связанных с невозможностью работать или получать доход.
Она основана на взносах, уплачиваемых работодателями и работниками, и распространяется только на тех, кто уплатил взносы.
Социальное страхование может быть как обязательным (страховая поддержка со стороны государства), так и добровольным (основанным на принципе коллективной взаимопомощи).
Добровольные системы социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.
3.Социальная помощь - это предоставление средств для удовлетворения потребностей отдельных лиц или групп, не имеющих других средств к существованию.
Социальная помощь ограничена по объему и изначально предполагает проверку средств для тех, кто подает заявление. Социальная помощь - экономические, социальные и юридические гарантии прав и свобод человека, обеспечивающие гражданам достойное существование, уровень и качество жизни; механизмы, институты и инструменты реализации законодательно установленных гарантий, права граждан на социально приемлемый уровень жизни и благосостояния [14, c.105].
Согласно абз.2 ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ)[5] под государственной социальной помощью понимаются социальные пособия, социальные выплаты, пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товаров.
Давайте рассмотрим различные виды социальной помощи.
1.Социальные пособия.
Социальные пособия определяются как соответствующие расходы бюджета бюджетной системы РФ, в рамках которых гражданам бесплатно предоставляется определенная сумма денег.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет бюджетной системы РФ включает:
-бюджет федерального бюджета и бюджет Социального фонда России (далее – СФР);
-бюджеты субъектов РФ и территориальных органов СФР
-местные бюджеты.
Таким образом, социальные пособия могут назначаться и выплачиваться из вышеперечисленных бюджетов.
2.Субсидии предусматривают полную или частичную оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам. Отличительной особенностью субсидий является их объективность. Это означает, что, в отличие от социальных выплат, средства субсидий могут быть использованы только по целевому назначению.
3.Под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, в отличие от социальных услуг и субсидий, которые являются постоянными финансовыми выплатами, социальные услуги - это действия.
В то же время это действие (поведение) имеет определенную стоимость, и его осуществление не обязательно приводит к какому-то материальному результату.
Законодатель также включает в содержание государственной социальной помощи обеспечение товарами первой необходимости, однако это понятие не раскрывается ни в ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ[5], ни в других федеральных законах. Несмотря на определение социальных услуг как действия, законодатели не проводят последовательного различия между предоставлением социальных услуг и предоставлением товаров первой необходимости.
4.Социальная доплата к пенсии.
Определение социальной доплаты к пенсии выделяет следующие характеристики:
-денежная выплата;
-выплачивается пенсионеру;
-направлена, чтобы довести размер пенсии к прожиточному минимуму пенсионера;
-предоставляется пенсионерам в натуральной форме;
-распределяется с учетом других денежных выплат и конкретных средств социальной поддержки, предусмотренных законодательством РФ.
Дополнительные социальные доплаты к пенсии могут производиться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
5.Социальный контракт и программа социальной адаптации.
Социальный контракт не является гражданско-правовым договором.
Взаимность обязательств сторон социального контракта представляет собой взаимное эквивалентное предоставление "товар - услуги" или "услуги - услуги" и не зависит от имущественной самостоятельности договаривающихся сторон.
Целью социального контракта является стимулирование позитивных действий со стороны субъекта для преодоления трудных условий жизни.
Из определения социального контракта следует, что субъект может как заплатить деньги, так и предоставить другое социальное благо.
6.Трудная жизненная ситуация. Из определения понятия "трудные жизненные условия" можно выделить две характеристики трудных жизненных условий:
-ухудшение условий жизнедеятельности человека;
-невозможность самостоятельного преодоления неблагоприятных воздействий [17, c.144].
В отличие от социального страхования, основанного на страховых взносах, социальная помощь предоставляется независимо от страховых взносов и может предоставляться в денежной или натуральной форме (например, обеспечение горячим питанием, лекарствами).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы помощи малообеспеченным людям, которые финансируются государством. Организационной основой системы социальной помощи является социальная программа. Структура социальной помощи включает обязательную и дополнительную социальную помощь. Обязательная социальная помощь представлена государственными программами материальной помощи и социальных услуг, направленных на устранение или минимизацию последствий социальных рисков. Дополнительная социальная помощь включает программы помощи, основанные на работе общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных пожертвований и пожертвований, предусмотренных законом. Как правило, она действует на региональном уровне и имеет собственное административное приоритетное звено, главной задачей которого считается предоставление наиболее гибкого сочетания платных или бесплатных услуг для поддержания нормальных условий жизни.
Социальная защита строится на следующих основных принципах:
-Партнерство. Государство стремится выполнить свои обязательства по социальной защите перед своими гражданами, но для этого необходимо партнерство. По этой причине тесное сотрудничество между государством и частными организациями можно встретить повсеместно.
-Экономическая справедливость. Сама структура государства в значительной степени основана на экономических отношениях. Государство должно определять приоритеты с точки зрения экономической справедливости и выравнивать условия жизни людей, обеспечивая удовлетворение потребностей каждой категории граждан для поддержания комфортной жизни.
-Адаптивность. Социальное обеспечение должно функционировать таким образом, чтобы постепенно самосовершенствоваться, что является обязанностью различных звеньев общей системы социальных отношений, действующих в государстве.
-Приоритет принципа государства. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помочь людям, которые по объективным причинам не могут сделать это самостоятельно, достичь приемлемого и постоянного уровня жизни.
-Профилактика мер социальной защиты. Выявление факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, деятельность на местном уровне связана с приоритетами управления, и их главной задачей считается предоставление наиболее гибкого сочетания платных или бесплатных услуг для поддержания нормальных условий жизни [17, c.146].
1.2.Источники финансирования (финансового обеспечения) социальной защиты населения
В ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ закреплены источники финансового обеспечения социальной защиты населения (см.рис.3 Приложение 3).
Финансовая поддержка организаций социального обслуживания субъектов РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ в соответствии с законом о бюджете РФ и за счет средств получателя социальной услуги, если социальная услуга предоставляется на платной или частично платной основе.
Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, предоставляющими социальные услуги, и социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется в соответствии с законом о бюджете РФ, субсидиями из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, в соответствии с законом РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, закупок социальных услуг и др.
Порядок использования средств, полученных в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, должен предусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организаций социального обслуживания и стимулирование их работников.
Если гражданин получает социальные услуги, предоставляемые по индивидуальной программе, у поставщика социальных услуг или поставщика, включенного в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ, но не участвует в исполнении государственных обязанностей (заказов), поставщику социальных услуг или поставщику может быть выплачивается компенсация в размере и порядке, которые установлены.
Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг в рамках государственного социального контракта на оказание государственных социальных услуг осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ и за плату или частичную оплату предоставляемой за счет средств получателя социальной услуги в момент предоставления социальной услуги.
Министерство труда и социального развития РФ определяет и устанавливает наиболее важные направления расходования средств этих фондов. На территории РФ социальные фонды действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.
Право на получение помощи из Фонда поддержки населения имеют непосредственно пенсионеры, инвалиды, иждивенцы и другие нетрудоспособные лица - категория особо нуждающихся граждан России, чей совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума. Все средства из Фонда социальной поддержки населения используются непосредственно на дополнительное финансирование мероприятий.
С 1 января 2023 года начал работу Российский социальный фонд, объединивший Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. За последние 30 лет система социальной защиты и страхования в России претерпела ряд изменений и усовершенствований. Пенсионный фонд предоставлял множество мер поддержки различным категориям граждан, включая пенсионеров, семьи с детьми, получателей федеральных пособий и военнослужащих. Пенсионный фонд предоставлял пенсии, социальные пособия, пособия по беременности и родам и детские пособия. Фонд социального страхования, в свою очередь, обеспечивал граждан больничными листами и пособиями, пособиями по материнству и детству, техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования РФ " устанавливает правовой статус Фонда пенсионного и социального страхования РФ (далее - Фонд), порядок создания, реорганизации и ликвидации Фонда, функции и полномочия Фонда, органы управления Фонда и их полномочия, регулирует вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом Фонда, устанавливает социальное обеспечение работников Фонда.
Фонд создается при Правительстве РФ в организационно-правовой форме внебюджетного фонда, являющегося разновидностью государственного учреждения. Функции и полномочия учредителей Фонда от имени РФ осуществляет Правительство РФ.
Правительство РФ вправе образовать совет по рассмотрению вопросов обеспечения развития систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в РФ и совершенствования деятельности Фонда, правила и состав которого утверждаются Правительством РФ.
Конституция РФ заложила основы для реформы системы социального обеспечения. Статьи 38-41 Конституции РФ закрепляют права человека в области социального обеспечения. Материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Право граждан России на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, которая гарантирует всем гражданам социальное обеспечение по старости, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.
Формального определения социального обеспечения в законодательстве не существует. Социальное обеспечение отражает совокупность отношений по поводу комплексной заботы государства в связи с рисками (угрозами) социальному положению населения.
Социальное обеспечение - это система экономических и правовых мер, принимаемых государством по предоставлению материальных благ гражданам в случае наступления социальных рисков для поддержания их личных доходов и социального статуса за счет целевых финансовых ресурсов и в размерах и на условиях, определенных законом.
Социальное страхование является составной частью социального обеспечения. Социальное страхование характеризуется уплатой страховых взносов, из которых выплачиваются материальные пособия.
Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляет отдельная группа общественных отношений, характеризующихся определенным внутренним единством, которое в сочетании с особыми методами регулирования позволяет отграничить данную отрасль права от других отраслей.
В настоящее время существуют различные виды систем пенсионного обеспечения: пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет, пенсии для отдельных категорий граждан и социальные пенсии.
Соответствующие схемы компенсационных выплат включают: компенсацию тем, кто ухаживает за младенцами в возрасте до трех лет; компенсацию тем, кто ухаживает за лицами, достигшими 80 лет, больными первой группы или пожилыми людьми, которые, согласно медицинскому заключению, нуждаются в постоянном уходе; компенсацию неработающим женам военнослужащих, которые проживают с супругом в районах, где они не могут работать из-за отсутствия возможностей трудоустройства (компенсация мужьям), проживающим совместно с супругой (супругом) в местностях, где они не могут работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства .
Система отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включает социальные услуги для пожилых людей и инвалидов (госпитализация и полугоспитализация, срочное социальное обслуживание, уход на дому, социальное консультирование, услуги по реабилитации инвалидов), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в специальных учреждениях (детские дома, интернаты социальные услуги для семей с детьми, такие как уход в учреждениях; услуги для детей и детей с ограниченными возможностями.
Отдельной подгруппой отношений по социальному обеспечению является медицинское обслуживание и лечение, включающее меры социального характера по профилактике, лечению, диагностике, реабилитации, протезированию при рассеянном склерозе, ортопедии, зубопротезированию, уходу за больными.
Отношения по уходу и лечению в зоне отдыха являются подвидом отношений по медицинскому обслуживанию. Это обеспечение отдельных категорий граждан путевками на бесплатное или льготное (льготное) лечение в зонах отдыха.
В систему отношений в сфере здравоохранения также входит медицинская помощь, оказываемая бесплатно или со скидкой отдельным категориям граждан.
Процедурные отношения делятся на две подгруппы:
-отношения, связанные с установлением юридических фактов, существование которых необходимо для установления материальных отношений (финансовая форма или предоставление услуг). Например, факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;
-отношения, связанные с предоставлением гражданину той или иной формы социального обеспечения или принятием компетентными органами решения о применении правовых норм (например, обеспечение протезами и ортопедическими изделиями, пенсиями, назначение пособий).
Рассмотрим особенности финансирования социальной защиты на примере граждан пожилого возраста в РФ.
Вопросы изучения социального обслуживания граждан пожилого возраста в РФ: раскрываются в исследованиях таких ученых, как Т.В. Федюнина, П.Н. Хромушин, Л.В. Топчий. К настоящему времени проанализированы общие и правовые вопросы социальной работы с пожилыми людьми И.Г. Беленькой, В.М. Васильчиковым, М.Э. Елютиной, К.А. Санковой, Е.И. Холостовой и Р.С. Яцемирской.
Социального обслуживания граждан пожилого возраста в РФ определяется как наиболее востребованная в настоящее время технология социальной работы, реализуемая в учреждениях социальной защиты в сфере решения значимых социальных вопросов.
Многие геронтологические проблемы специфицируются переходом российского общества к информационному типу, особенно в условиях дефицита информатизации социального пространства, адекватной пожилому возрасту. В результате этого пожилые люди составляют категорию лиц, имеющих ограниченный доступ к источникам информации, что чаще всего создает ситуацию информационного вакуума, ухудшающего и без того ущемленное их социальное положение и зависимый от государства экономический статус.
В связи с этим необходимость усиления правовой защиты граждан пожилого возраста ориентируется существующими проблемами, такими как информационное неравенство, дискриминация по возрастному признаку .
Существует ряд других международных документов, которые предусматривают особое отношение к пожилым людям и защищают права инвалидов и пожилых людей в обществе. В этот перечень входят следующие законы: [9, с. 175].
Устав Организации Объединенных Наций (1945), статья 55 которого гласит, что государства-члены Организации Объединенных Наций должны содействовать повышению уровня жизни всех народов, экономическому и социальному прогрессу, сотрудничеству в решении социальных проблем в области здравоохранения и образования, уважению прав человека независимо от происхождения и личных особенностей всех людей.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // СЗ РФ, 2001, № 51, ст. 4832
4. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // СЗ РФ, 2013, № 52 (часть I), ст. 6965
5. Закон Санкт-Петербурга от 24.12.2011 №717-135 (с учетом ред. от 4.06.2019) «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».
Международные нормативно-правовые акты:
6. Устав Организации Объединенных Наций" (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 07.06.2022).
7. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета, № 67, 05.04.1995
8. Конвенция о статусе беженцев (Вместе с "Комментарием", "Образцом проездного документа") (Заключена в г. Женеве 28.07.1951) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 07.06.2022).
9. Декларация о правах инвалидов (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 07.06.2022).
10. Рекомендация № 162 Международной организации труда "О пожилых трудящихся" (Принята в г. Женеве 23.06.1980 на 66-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 07.06.2022).
Литература:
11. Афанасьев С. Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России // Сравнительное конституционное обозрение. 2022. № 4. С. 175 - 188.
12. Афтахова А.В. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для вузов / А. В. Афтахова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 240 с.
13. Васильев С.В. Медико-социальная работа с психически больными пожилого и старческого возраста // Социальное обслуживание. - 2018. - № 1. - С. 6-11.
14. Воронцова М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров ; под редакцией М. В. Воронцовой. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 330 с.
15. Григорьев И.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
16. Захарова О.Г. Приемная семья для пожилых граждан как новая технология социального обслуживания // Работник социальной службы. - 2018. - № 1. - С. 11-19.
17. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2020. 184 с.
18. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. - М: Юрайт, 2019. 428 с.
19. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. - М: КноРус, 2019. 240 с.
20. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков ; под общей редакцией Ю. П. Орловского. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 193 с.
21. Пенсионное обеспечение : учебник для академического бакалавриата / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков ; под общей редакцией Ю. П. Орловского. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 193 с.
22. Право социального обеспечения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. м.: Юстиция, 2019. - С.526.
23. Социальное обеспечение : учеб. пособие / Е.Н. Мажара. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 208 с.
24. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 406 с
25. Роик В.Д. Пенсионное страхование и обеспечение : учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 478 с.
26. Роик В.Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Роик. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 400 с.
27. Что влияет на размер страховой пенсии по старости? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
28. Трубникова И. Расчет пенсии: что учитывается и как // Трудовое право. 2019. № 1. С. 45 – 53.
29. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
30. Чирков С.А. О досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, имеющим длительный страховой стаж // СПС КонсультантПлюс. 2018.
Электронные ресурсы:
31. Сайт СПб ГБУСОН "КЦСОН Калининского района" http://kcson.kalin.gov.spb.ru/administrativnye-reglamenty/