Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из актуальных вопросов в экономической и социальной доктринах является регулирование института самозанятости, который привлекает все большее внимание со стороны населения и государства. Осознавая важность данного института для экономики страны и социальных процессов, ряд иностранных государств уже включили механизмы регулирования института самозанятости в свое законодательство.
В России также происходят изменения, направленные на регулирование данного института, особенно в последнее время. На примере последних изменений в законодательстве РФ мы можем говорить о положительных изменениях, таких как вывод самозанятых из теневой экономики.
Отметим, что возрастает значимость института самозанятости в свете изменяющихся условий на рынке труда, включая появление платформенной экономики, увеличение числа фрилансеров, сокращение рабочих мест и т.д.
В этой связи возникает необходимость разработки эффективных механизмов регулирования института самозанятости, направленных на балансирование интересов самозанятых, работодателей и государства. Среди основных направлений регулирования можно выделить установление правового статуса самозанятых, прозрачность учета доходов, упрощение налоговой системы, а также предоставление соответствующей социальной защиты и гарантий.
С целью правильной оценки эффективности введенных изменений в систему налогообложения для самозанятых, необходимо провести анализ первых результатов. Один из возможных методов - изучение динамики числа самозанятых в различных регионах страны, с учетом используемого налогового режима. Однако, не менее важным является анализ социальных аспектов, таких как влияние изменений на уровень безработицы и социальную защищенность самозанятых. Для полной оценки изменений необходимо проанализировать данные по нескольким аспектам и провести комплексный анализ. Такой подход позволит более точно оценить эффективность введенных изменений в систему налогообложения для самозанятых и принять дальнейшие меры, направленные на улучшение данной системы.
Развитие самозанятости – явление, имеющее отношение к науке и практической деятельности в современном обществе. Обеспечение полноценного изучения данного феномена является крайне важным, поскольку последующее развитие и укрепление связанного института может способствовать снижению уровня безработицы, а также увеличению гибкости на рынке труда, что, в свою очередь, приведет к устойчивому развитию экономики в стране.
Регулирование правового статуса самозанятых работников является не только актуальной, но и важной задачей, который стремится к самоуправлению и развитию новых форм экономической деятельности. В настоящее время, государства и правительства по всему миру необходимо отвечать на вызовы новых форм занятости и обеспечивать защиту для всех категорий работников.
Развитие самозанятости стало одним из важных аспектов экономического прогресса в настоящее время. Однако до недавнего времени изучение правового статуса самозанятых продвигалось довольно медленными темпами, так как оно оставалось в основном экономическим аспектом. В последние годы изменения в законодательстве привели к новой волне научных исследований, посвященных развитию самозанятости и изменению статуса самозанятых. Такие юристы, как В.В. Кузнецов, Н.В. Лаптев, М.В. Рыбкина, Т.И. Богданова, Ю.А. Рослая и другие, внесли свой вклад в исследование правового статуса самозанятых. Они рассмотрели различные аспекты этой проблемы, в том числе, определение легального положения самозанятых, их социальные гарантии, налогообложение, а также вопросы связанные с их интеграцией в общество. Их научные исследования внесли важный вклад в определение правового статуса самозанятых, что поможет создать более благоприятные условия для развития этой формы бизнеса и повышения экономического потенциала страны.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с регулированием института самозанятости и правового статуса различных категорий самозанятых граждан в РФ и зарубежных странах.
Предметом исследования является российское и международное законодательство, непосредственно направленное на регулирование института самозанятости и правового статуса различных категорий самозанятых.
Цель исследования: выработка новых теоретических положений об основных характеристиках института самозанятости на основе сравнительного анализа российского и иностранного законодательства, а также о статусе самозанятых, основных правах и обязанностях данной группы населения.
Задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотрение правовой характеристики субъектов самозанятости в РФ;
2. Изучить пути становления и развития самозанятости, а также социально-правовое значение самозанятости;
3. Рассмотреть процедуры регистрации и учета самозанятых в РФ,
4. Акцентировать внимание на защите прав и интересов самозанятых в РФ, а также проблемы правового статуса самозанятых граждан.
В данном исследовании применяются различные методы, которые помогают изучить правовой статус самозанятых в Российской Федерации. В основе нашей работы лежат метод системного и сравнительного анализа, метод дедукции, историко-правовой и формально-юридический метод.
Метод системного и сравнительного анализа используется для исследования правового статуса самозанятых. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые отражают основные черты и характеристики данной категории. Также данный метод применяется для сравнения правового статуса самозанятых с другими категориями занятого населения в РФ по демографическим, социальным и иным признакам.
Метод дедукции применяется для выявления закономерностей и общих тенденций в правовом статусе самозанятых. Этот метод позволяет извлекать выводы из общих положений и получать специфические выводы на основании логического цепочного рассуждения.
Историко-правовой метод используется для исследования развития правового статуса самозанятых на протяжении времени. Он позволяет выявить историю развития данной категории и определить основные причины появления изменений в ее правовом статусе.
Формально-юридический метод используется для выявления формы законодательного регулирования правового положения самозанятых. Он позволяет определить юридические акты и нормы, которые регулируют данный статус.
Применение различных методов анализа позволяет более глубоко изучить правовой статус самозанятых и выявить его основные характеристики и изменения на протяжении времени.
Институт самозанятости является актуальным вопросом для современного общества. Научная значимость данного исследования заключается в его комплексном анализе. В работе был использован метод обобщения разрозненного материала для достижения поставленных целей. В ходе проведенного исследования были выявлены коллизии гражданского, трудового и налогового права, которые могут повлиять на защиту прав самозанятых. Одним из главных результатов исследования является выведение понятия самозанятости, определение форм самозанятости и видов деятельности, относящихся к ней. Это позволит улучшить правовое положение самозанятых.
Таким образом, исследование, представленное в данной работе, имеет важное значение для дальнейшего развития института самозанятости. Результаты данного исследования будут полезны для тех, кто занимается изучением вопросов экономики, права, социологии и трудовых отношений. Они смогут оценить значимость института самозанятости и защиты прав тех, кто работает по данному статусу.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников
Глава 1. Понятие самозанятости и ее регулирование в праве РФ
1.1 Анализ понятия самозанятости и ее регулирование в праве РФ
В современном законодательстве отсутствует четкое определение понятия «самозанятость», а, следовательно, в доктрине существуют несколько течений и различных подходов к его исследованию. Одно из таких течений основывается на выделении заметных и характерных особенностей данного явления.
Это течение предлагает рассматривать самозанятого как владельца предприятия, который действует «от предприятия». Тем не менее, стоит отметить, что этот подход не учитывает юридического статуса предприятия и его неспособности быть корпорацией, таким образом, нельзя рассматривать самозанятого как институциональную единицу .
В соответствии с другим течением, самозанятость рассматривается в рамках экономического анализа. В этом случае, ее определяют как форму трудоустройства, при которой работник осуществляет свою деятельность на основе контрактных отношений с заказчиком, без зависимости от того, кто работу выполняет - физическое или юридическое лицо .
Существуют и другие подходы к пониманию самозанятости, например, связанные с учетом факторов оплаты труда и налогообложения, а также с оценкой правового статуса самозанятых лиц в рамках законодательства. Таким образом, вопрос понимания и анализа данного явления требует дальнейшего изучения исследователями.
Рассмотрим вопрос самозанятости с точки зрения А. Котляра. Один из аспектов, которые он выделяет, это то, что самозанятость не учитывает рынок труда в классическом его понимании . В случае самозанятости, не происходит купля-продажа рабочей силы, в отличие от наемного труда, где рабочая сила выступает в роли товара. Самозанятый человек является как носителем рабочей силы, так и собственником рабочих мест, что говорит об усовершенствовании отношений внутри производственного процесса.
В своих исследованиях М. Токсанбаева отмечает, что одной из ключевых характеристик самозанятого является неразделимость распоряжения собственностью от ее владения .
Отличительной чертой самозанятости является целостность и неразрывность в совершаемых действиях от своего имени, что отличает ее от институциональных единиц. В конечном итоге, это приводит к сведению всех функций собственника, управляющего и исполнителя в лице самозанятого.
При анализе различий и сходств между самозанятостью и предпринимательской деятельностью возникает необходимость провести детальный анализ этих понятий. При этом основной характеристикой самозанятости является масштабность, которая не ограничивается только некорпоративными фирмами, фермерскими хозяйствами и семейными бизнесами. Она также включает в себя традиционные методы хозяйствования, основанные на обмене и бартере, которые не всегда легко охарактеризовать с точки зрения юридических норм.
В связи с этим, некоторые эксперты предлагают подход к определению самозанятости, основанный на категории «от домохозяйств», чтобы не только учитывать экономические, но и социальные аспекты этого института.
Форма занятости может быть классифицирована как формальная и неформальная. Последняя подразделяется на различные виды, включая самозанятых индивидуальных предпринимателей, работающих наемным трудом у физических лиц и индивидуальных предпринимателей, помогающих членов семей, тех, кто работает на индивидуальной основе, но не зарегистрирован в качестве индивидуальных предпринимателей, а также тех, кто занят в собственном домашнем хозяйстве.
Значительной частью сферы неформальной занятости является самозанятость. Самозанятые работники обладают признаками как формальной, так и неформальной занятости, но обычно относятся к последней. Они не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, но могут выполнять работу на их условиях.
Этот вид занятости обычно ассоциируют с предпринимательством, поскольку самозанятые работники управляют своей деятельностью и зарабатывают доход самостоятельно. Однако, в отличие от предпринимателей, самозанятые работники имеют ограниченные возможности расширения своего бизнеса и обычно не занимаются созданием новых рабочих мест.
Самозанятые работники могут включать в себя работников наемного труда, которые работают на индивидуальных предпринимателей и физических лиц, а также тех, кто работает внутри семейного бизнеса. Важно отметить, что такая форма занятости имеет свои преимущества и недостатки, которые могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации.
В социально-экономических научных исследованиях самозанятость рассматривается как одна из характеристик рынка труда, которая имеет свое место в классификации занятого населения. Классификация основывается на определении статуса и места работы. Она позволяет разделить работающих на найм и без найма, включая самозанятых, которые заняты на собственном предприятии. Самозанятость проявляется в работе в собственных домашних хозяйствах и в сфере предпринимательской деятельности, где отсутствует образование юридического лица. В других местах работы, таких как предприятия, организации, имеющие юридический статус, и фермерские хозяйства, работники выступают в роли наемных работников. Определение самозанятости в данном контексте позволяет более точно описывать ситуацию на рынке труда и выявлять специфические особенности работы различных категорий работников.
В научном исследовании самозанятости наблюдается неоднозначность в определении данного явления. Существуют различные точки зрения, касающиеся видов и признаков самозанятости, что указывает на сложность данного вопроса. Одним из наиболее значимых неразрешенных вопросов является различие между понятиями самозанятости и предпринимательской деятельности, а также самозанятости и занятости .
Необходимо уделять внимание взаимосвязи между указанными явлениями. В связи с этим можно проследить множество попыток закрепления правовых гарантий для самозанятости законодательно. Согласно Конституции РФ 1993 года, свобода труда, выбор профессии и рода деятельности, а также запрет на принудительный труд являются конституционными правами граждан. Однако, существующие правовые гарантии сконцентрированы на работе по найму и не включают в себя самозанятость .
В законодательной сфере Российской Федерации в настоящее время обсуждается проект Федерального закона № 485124-7 , который предлагает внести изменения в существующий закон «О занятости населения в Российской Федерации» Однако, несмотря на активное обсуждение проекта, понятие «самозанятость» остается неоднозначным и не имеет четкого определения.
Принято считать, что самозанятость является предпринимательской деятельностью, осуществляемой на индивидуальной основе без наемных работников. Однако, стоит также рассмотреть возможность трактовки «самозанятости» как самостоятельной деятельности, направленной на получение средств к существованию.
Несомненно, самозанятость является новой формой трудовой деятельности, которая позволяет избавиться от зависимости от работодателя и заняться предпринимательской деятельностью на индивидуальной основе. В связи с этим, закрепление понятия самозанятости в законодательстве и установление правовых норм для регулирования данной сферы является важным вопросом для общества и государства в целом. В том числе, необходимо учитывать потенциальные риски и проблемы, связанные с самозанятостью, такие как отсутствие социальной защиты и недостаток стимулов для повышения эффективности труда.
Таким образом, необходимо уточнить понятие «самозанятость» и разработать правовые нормы для регулирования данной сферы. Это поможет защитить интересы самозанятых граждан и содействовать развитию предпринимательства в стране в целом.
1.2 . Правовая характеристика субъектов самозанятости в РФ
В настоящее время в Российской Федерации все большее количество людей выбирают самостоятельную занятость вместо официальной работы. Это позволяет им получать доход от различных видов деятельности, таких как продажа товаров, оказание услуг, работа на фрилансе или на основе договоров подряда. В связи с этим возникает вопрос: кто такие субъекты самозанятости, какие права и обязанности у них есть, и как их деятельность регулируется законодательством?
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 03.04.2023) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3803.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
4. Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43826 (дата обращения: 30.06.2023)
5. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2023) // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2018, N 49 (часть I), ст. 7494.
6. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.12.2010, N 49, ст. 6422.
7. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2022) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // "Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1915,
8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023, с изм. от 22.06.2023) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2023) // Собрание законодательства РФ . N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 13.06.2023, с изм. от 27.06.2023) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
Основная и дополнительная литература
13. Долинская В.В. Организационно-правовые формы хозяйствования: система и новеллы // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 13–22.
14. Долинская В.В., Долинская Л.М. Социальное право Европейского Союза: Глава 21 // Право Европейского Союза: учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. А.Х. Абашидзе, А.О. Иншаковой. М.: Юрайт, 2019. С. 354–375.
15. Куприян С.В. Обязательное социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 32 с.
16. Малинина Л.Ю. Самозанятые граждане: понятие и правовое регулирование // Юрист. 2021. № 3. С. 38.
17. Напсо М.Б. Теоретические аспекты правового обеспечения удобной модели исполнения обязанности по уплате налогов // Налоги. 2020. № 5. С. 17.
18. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Регулирование деятельности самозанятых граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2020.- № 1. - С. 69-70.
19. Право социального обеспечения: учеб. для академического бакалавриата / В.Ш. Шайхатдинов и др.; под ред. В. Ш. Шайхатдинова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 717 с.
20. Серова А.В. Самозанятость в России: проблемы и перспективы национального правового регулирования // Российское право: образование, практика, наука. –2019. – № 5 (113). – С. 27-41.
21. Тарасенко О.А. Я б в самозанятые пошел, пусть меня научат! // Предпринимательское право. 2020. N 2. С. 27 – 33.
22. Токсанбаева М.С. Самозанятость и ее противоречия // Экономическая наука современной России. 2019. №3. с.33.
23. Физические лица как субъекты российского гражданского права: монография / А.С. Ворожевич, О.И. Гентовт, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Н.В. Козлова, С.Ю. Филиппова. Москва: Статут, 2022. С.213.
24. Щипанова Д. Г. Особенности спроса и использования трудовых ресурсов. Занятость в неформальном секторе российской экономики //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 3. С. 37.
Интернет-ресурсы
25. В России зарегистрировались 4 млн самозанятых [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/11816919/ (дата обращения: 03.06.2023)
26. Гнездова Ю. В., Хриптулов И. В., Лаврушин В. М. Самозанятость и креативность в социально-экономическом развитии России: коллективная монография – Москва: Научный консультант, 2019. – 298 c. – ISBN 978-5-907196- 25-4. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/104996.html (дата обращения: 30.06.2023).
27. Евстигнеева А. НПФ нацелились на самозанятых [Электронный ресурс] // Известия: [сайт]. URL: https://iz.ru/602479/alina-evstigneeva/npf-natcelilis-na-samozaniatykh (дата обращения: 02.07.2023).
28. Измайлова М.О. О статусе самозанятого гражданина в законодательстве Российской Федерации // Финансы. 2022. № 5. С. 32.
29. Как стать самозанятым — способы регистрации [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.gov.ru/rn07/news/tax_doc_news/10557754/ (дата обращения: 03.07.2023)
30. Комольцева, А. П. Самозанятость в России и за рубежом: истоки развития, значимость и перспектива Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2021. № 6 (348). С. 343-345. URL: https://moluch.ru/archive/348/78290/ (дата обращения: 30.06.2023)
31. Котляр А.Э. Кирпа И.Н. и др. Занятость населения: изучение и регулирование. М., 2019.С.37.
32. Кубишин Е. С. Экономика рынка труда: учебное пособие для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 127 с.– (Высшее образование). ISBN 978-5-534-13676-0. Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/477086 (дата обращения: 30.06.2023).
33. Об отдельных вопросах, связанных с обеспечением деятельности плательщиков НПД. (Письмо Минфина России от 30.04.2021 № 03-11-10/34022) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QUEST&n=204181#UZamCjTmY7hyrIDn1 (дата обращения: 04.07.2023).
34. Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 № 116-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 6, 7 и 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также статей 5 и 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»» » [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154968/ (дата обращения: 03.07.2023).
35. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2023 N 88-9265/2023 // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=cEnHGjT6UxkPptWA&cacheid=56890B343A1DF766A7E36FAEAE50BC7A&mode=splus&rnd=yvM9GjTGAIbaSWzj&base=KSOJ006&n=118412#CsNLGjT9yDfWFqAW (дата обращения: 03.07.2023).
36. Официальный отзыв Правительства РФ «На проект федерального закона N 485124-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
37. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.09.2020 N Ф03-3529/2020 по делу N А51-23858/2019 // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=lZP9GjTyUYdxTNXt&cacheid=E906B98D59888492F5BDCAABF0B70598&mode=splus&rnd=yvM9GjTGAIbaSWzj&base=ADV&n=115699#By8EGjTrr67RqvxG (дата обращения: 03.07.2023)
38. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2012 № 10-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” в связи с жалобой гражданки Е.Н. Эрлих» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128931 (дата обращения: 01.07.2023).
39. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2020 N 01АП-86/2020 по делу N А43-5895/2019 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=RAPS001&n=99555#fOtCGjTcbJ1gOri22 (дата обращения: 03.07.2023)
40. Приказ Росстата от 30.06.2017 № 445 (ред. от 21.12.2022) «Об утверждении Основных методологических и организационных положений по проведению выборочного обследования рабочей силы» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.07.2023)
41. Путинцева О., Глазачев И., Чинёнова Е. Самозанятость в 2021: плюсы и минусы, виды деятельности, налоги // Комсомольская правда. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/putevoditel/rabota/samozanyatost/ (дата обращения: 30.06.2023).
42. Статус самозанятого гражданина: все плюсы и минусы / Клерк. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.klerk.ru/blogs/mtskassa/514275/ (дата обращения: 03.07.2023).