Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена рядом аспектов.
Семья – первичный институт социализации. Личность не может быть определена вне контекста определённой социальной действительности, в которой происходит ее становление, развитие, выстраиваются взаимоотношения, носителями которых она является. В течение XX века психолого-педагогическая, социально-педагогическая наука накопила немалый объем теоретико-аналитических и прикладных исследований, доказывающих фактор принципиальной значимости и, в определенных пределах, незаменимости семьи для развития организма и личности ребенка.
В Семейном кодексе Российской Федерации (СК РФ), находим: «…Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» [2].
В современных условиях развития общества (пандемия, «украинский вопрос», социально-экономические трудности развития нашей страны), для современных семей возникает риск получения статуса малообеспеченной.
Сегодня можно говорить о выделении очередного этапа развития российского общества, который проявляется в появлении социально-экономических проблем (безработица, обеднение населения). Весьма вариативно разделяются группы населения по уровню доходов. Немало семей, которые находятся в ситуации бедности, проблемой являются безработица и различные социальные ограничения при устройстве на работу. Социально-психологическая поддержка малообеспеченных семей в обществе – актуальная проблема в силу того, что повышение благосостояния населения в целом – это одна из базовых целей любого цивилизованного общества и государства, стремящегося к прогрессу. В настоящее время отрицательным образом влияют на благосостояние семьи: повышение цен на продукты питания, одежду, вещи первой необходимости, коммунальные услуги. Значительным образом возросли цены на покупку жилья, тарифы на жилищно-коммунальные услуги, наряду с наличествующим, несоответствующим уровню жизни, уровнем оплаты труда в регионах в частности.
Малообеспеченная семья сразу оказывается «за бортом» в отношении возможности принятия качественных услуг образования, здравоохранения, туризма. Не может позволить себе многие духовные и социальные блага, качественный отдых, развитие. Если в семье есть дети, оптимальное воспитание и социализация личности затруднены, так же как и реализация потенциальных возможностей детей, их духовное и интеллектуальное развитие.
Социальный педагог в школе имеет возможность в процессе включённого наблюдения отслеживать поведение и социально-психологическое состояние учащихся, оценить их внешний вид в сочетании с анализом формальных документов которые находятся в доступе в школе, сделать выводы и вывести определённую «группу риска» потенциально детей из малообеспеченных семей. Уже на данном этапе, в образовательных учреждениях, возможно реализовать определённую форму социально-педагогической поддержки, с учётом того, что малоимущие семьи, при определенной внешней схожести жизненных обстоятельств, очень отличаются друг от друга и работа с ними требует индивидуального подхода[36]. Организация семейного воспитания в малобеспеченной семье сопровождается целым рядом трудностей, с которыми сталкиваются родители. Зачастую, ограниченность материальных ресурсов семьи, создает эмоциональное напряжение внутри семьи, дисстресс, перегрузки, фрустрацию взрослых членов семейной системы (родителей), трудности в реализации хозяйственной, защитной, поддерживающей функций семейной системы. Эти и другие факторы могут приводить к нарушениям физического, социально-психологического и личностного развития ребенка, появлению трудностей в социализации, саморазрушающего поведения у детей и подростков.
Важно помнить о том, что малообеспеченность – этой, зачастую, и причина и следствие трудных жизненных обстоятельств (заболевания, перегруженность родителей, низкая оплачиваемость высокоинтеллектуального труда, конфликты, утраты, вредная зависимость), которые могут привести к малообеспеченности или стать ее результатом. [29]. Кроме того, уже очевидно, что в современных условиях социальные и государственные меры поддержки малообеспеченных семей требуют определенного пересмотра и оптимизации.
Социально-практическая значимость и теоретическая неразрешенность обозначенных вопросов обусловили актуальность и выбор темы данного исследования: «Социальная работа с детьми из малообеспеченных семей в современных условиях» и позволяет сформулировать проблему исследования: каковы направления социальной работы с детьми из малообеспеченных семей в современных условиях?
Объект исследования: общественные отношения, возникающие по поводу социальной работы с малообеспеченными семьями.
Предмет исследования: нормы права, регулирующие социальную работу с малообеспеченными семьями.
Цель исследования: изучение социальной работы с детьми из малообеспеченных семей в современных условиях.
Задачи исследования:
1. Представить теоретический анализ понятия «малообеспеченные семьи» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей из малообеспеченных семей.
3. Провести обзор нормативно-правовых оснований социальной работы с детьми из малообеспеченных семей в современных условиях.
4.Проанализировать направления социально-психологической профилактики и коррекции в работе с детьми из малообеспеченных семей и разработать технологию социальной работы с детьми из малообеспеченных семей.
5.Внести предложения по совершенствованию законодательства в работе с детьми из малообеспеченных семей.
Методологической и теоретической основой исследования являются важнейшие положения психологии и педагогики, труды зарубежных и отечественных ученых, касающиеся вопросов социальной обусловленности развития личности, обоснования негативных последствий деструктивных семейных отношений, детской психологической травмы, социально психологического воспитания ребенка в семье и во взаимодействии с семьей: Дж.Боулби [5], Н.П.Бадьина [6], Л.С.Выготский [11], Р.В.Овчарова [30], Э.Г.Эйдемиллер [42], В.Юстицкис [43] и др.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение социологической, психолого–педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, моделирование, статистические методы обработки данных
Структура работы: введение, две главы, заключение
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законам и РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) – [Электронный ресурс] – СПС Консультант Плюс –URL: http://www.c onsultant.ru
2.«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020).
3.Андросова М.И. Педагогика семьи / М.И. Андросова, Л.И. Афанасьева. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. – 94 с.
4.Акимова М.Н. Социальная педагогика в инклюзивной практике / М.Н. Актмова, Т.Н. Новожилова, Л.И. Родина. – Самара: Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, 2020. – 232 с.
5.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. – М: Академический проект, 2006. – 232 с.
6.Буйневич Т.В. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с учащимися девиантного поведения [Электронный ресурс] : метод. пособие. – Электрон. текстовые данные. – Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2014. – 88 с. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/buynevich-tv-psihoprofilakticheskaya-i-psihokorrekcionnaya-rabota-s-uchaschimisya-deviantnogo-povedeniya_9fa7d1ac323.html
7.Бибикова А.А. Семья как система и ее возможные дисфункции // Сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (Армавир, 30 сентября 2022 г.). – Под общ. ред. И.В. Ткаченко. – Чебоксары: Среда, 2022. – 296 с. С.7-9.
8.Басов Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф. Басов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.
9.Варызгина А.А. Превентивные стратегии избегания бедности, избираемые семьями с несовершеннолетними детьми / А.А. Варызгина. – Нижний Новгород: Знания, 2015. – 13 с.
10.Вихарева Е.С. Государственная поддержка малообеспеченных семей / С.Е.Вихарева, О.Н.Исаева // Социальное благополучие человека в современной России: факторы риска и факторы защиты. Материалы III краевой студ. науч.-практ. конф. (12 мая 2011 г., г. Пермь) / Перм. гос. ун-т, Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 244 с.
11.Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – М.: Перспектива, 2022. – 148 с.
12.Воронцова М.В. Социальная работа с девиантными подростками / М.В. Воронцова, Т.А. Дубровская. – Таганрог, 2011. – 436 с.
13.ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения». Электронный ресурс: https://docs.cntd.ru/document/1200043127
14.Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних. – Дисс… канд. психол. наук. – Рязань, 2004. – 160 с.
15.Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 298с.
16.Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 288с.
17.Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: авторереф. Доктор. юрид. наук / Т.С. Гусева. – М., 2012. – 32 с.
18.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. – 448с.
19.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
20.Ильин Е.П. Психология доверия / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2013. — 288 с.
21.Коповая О.В. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы / О.В. Коповая. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. – 80 с.
22.Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2002. – 368 с.
23.Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 318 с.
24.Карандеева А.В. Супервизорское сопровождение специалистов по социальной работе с неблагополучными семьями //Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: Материалы VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.). – Чебоксары. – Среда. – 2020. – 271-73.
25.Киров П. Какую семью можно признать малоимущей. Помощь малоимущим семьям / П. Киров. – М.: Колос, 2014. – 34 с.
26.Караева А.К. Социальная поддержка / А.К. Караева. – Пенза: Российская Академия Естествознания, 2014. 45 с.
27.Мандель Б.Р. Современная социальная психология / Б.Р. Мандель. – Учебное пособие для обучающихся в системе среднего профессионального образования. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 432 с.
28.Млодик И.Ю. Метаморфозы родительской любви или Как воспитывать, но не калечить / И.Ю. Млодик. – М.: Генезис, 2018. – 160 с.
29.Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2014. – 272с.
30.Николаева Е.И. Психология семьи / Е.И. Николаева. – Спб: Питер, 2012. – 336 с.
31.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319с.
32.Овчарова Р. В. Практическая психология образования : учебник для вузов / Р. В. Овчарова. — М: Издательство Юрайт, 2023. – 465 с. – URL: https://urait.ru/bcode/519386 (дата обращения: 03.02.2023).
33.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга. – М.: Академия, 2002. – 256с.
34.Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 460с.
35.Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
36.Полевая Н.М. Психологические особенности детей из малообеспеченных семей / Н.М. Полевая, А.Н. Свободина // Азимут научных исследований: педагогика и психология : электрон. науч. журн. – 2019. – т. 8, № 1 (26). – с. 373-377.
37.Сеппянян Т.П. Социально-педагогическая работа с детьми, проживающими в малоимущих семьях / Т. П. Сеппянян // Социальная педагогика. – 2018. – № 1. – С. 24–28.
38.Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В.В. Солодников. – СПб.: Директ, 2007. – 384с.
39.Суворова О.В., Сингина И.А. Социально-личностное развитие младших школьников в зависимости от родительского взаимодействия // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74493 (дата обращения: 26.07.2023).
40.Степанова Е.С. Мотивация аффилиации в подростковом возрасте как интегративное психологическое образование // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70314 (дата обращения: 31.08.2023).
41.Самсоненко Л. С. Особенности психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной перспективы личности: Учебно-методическое пособие / Л. С. Самсоненко, Л. Ю. Колтырева. – Оренбург: ООО «Агентство «ПРЕССА», 2009. – 88 с.
42.Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. – 240с.
43.Филатова О.В. Особенности деятельности социального педагога в процессе работы с неблагополучными семьями. Дисс. канд. пед. наук. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». – СПб., 2017. – 187 с.
44.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2003. – 272с.
45.Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. – 2016. – Т. 7. – № 2. – С. 109–125.
46.Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2015. – 352 с.
47.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – СПб.: Речь, 2009. – 275с.
48.Юркина Е.М., Бурнашев К.Э. Социальный контракт как перспективное направление социальной работы с малообеспеченными семьями / Е.М. Юркина, К.Э. Бурнашев // Россия в пространстве глобальных трансформаций в фокусе наук о человеке, обществе, природе и техники. 2016. С. 152–153.