Фрагмент для ознакомления
2
Декоративно-прикладное искусство представляет собой вид художественного творчества, охватывающий различные виды профессиональной творческой деятельности, направленной на создание изделий, совмещающих утилитарную, эстетическую и художественные функции. Главная особенность декоративно-прикладного искусства – это его прикладной характер, т.е. связь с потребностями жизни обычных людей в повседневной жизненной обстановке.
Понятие декоративно-прикладного искусства формировалось в контексте истории культуры поэтапно. Изначально все вещи, которые окружали человека в повседневной жизни, не рассматривались в качестве предметов, имеющих эстетическую, а тем более художественную ценность. Но в эпоху Возрождения к обыденным вещам и предметам ремёсел отношение стало меняться.
Лаковая миниатюра являет собой вид традиционного декоративно-прикладного искусства, отличающийся исполнением сложной миниатюрной живописи на изделии из папье-маше или дерева.
Традиционные сюжеты объединяют в себе сказки, былины, песни, которые по-прежнему пользуются спросом, однако вместе с этим рождаются и новые направления. В современной лаковой миниатюре творчески переработано всё мировое художественное наследие. Можно встретить мотивы ранних голландцев, авангард 20 века, элементы китча и компьютерной графики.
Эксперименты идут не только с содержанием, но и с формой. Используются не только традиционные материалы (папье-маше, перламутр, творёное золото, лак), но и, скажем, драгоценные камни, а писать могут и по меди, и по серебру. Выполненные из папье-маше вместе с различными ювелирными техниками вещи - это, видимо, и есть почти наступившее будущее российских лаков, которые уже используются на крышках шкатулок.
Современная русская лаковая миниатюра не всегда имеет чётко выраженную принадлежность к конкретному промыслу. Если помнить о ценности разнообразия лаковой миниатюры, ориентируясь на её настоящие образцы, то главной художественной традицией здесь несомненно выступает эстетика утончённой живописи, сочетающей в себе изысканную стилизацию и реализм. Промысел подразумевает высокое исполнительское мастерство и имеет множество проекций к другим направлениям искусства.
В колледже нами были изучены такие стили лаковой миниатюры, как Холуй, Мстёра, Палех, рассматривались разновидности декорировок и внедрение в работу современных технологий и материалов.
В Отечественной истории Александру Невскому отводится роль выдающегося русского героя. В течение веков он был символом мужества и заступничества для своего Отечества. Спустя века русский народ пронёс память о нём; к иконам с его образом обращаются в молитве верующие, а для всей страны Святой князь являет символ мужества русских воинов. Память о своем герое русский народ сохраняет в сказаниях, житийных произведениях, иконах, картинах, памятниках скульптуры и архитектуры, в кинематографе.
В рамках дипломной работы нами был выбран стиль Палех, по причине того, что возникло стремление поработать с чистыми цветами, которые характеризуют этот стиль, а также получить дополнительную практику в работе с контрастностью относительно чёрного фона.
Выбранная тематика представляет собой интерес для реализации возможности экспериментирования и комбинации классических палехских сюжетов на тему сражения и поединка, которые, в свою очередь, связаны с созданием панорамных ландшафтных миниатюр и фигурок боевых персонажей.
Основные цели:
1. применение основных техник, композиционных законов и теоретических знаний при проектировании изделия для создания авторской композиции;
2. подбор колористического решения.
Основные задачи:
поиск информации;
грамотное распределение времени и ресурсов;
создание эскизов; создание работы на основе эскизов;
подбор материалов и изделия ДПИ
1. Художественно-историческая часть
1.1 Историческая справка промысла
Палехская роспись представляет собой один из самых специфических и ярких художественных промыслов в России. Истоки палехской росписи восходят к послереволюционной центральной России. Современная Ивановская область в то время была Владимирской губернией, а промысел получил такое наименование от посёлка Палех, который располагался в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха прославились благодаря своему мастерству писать иконы и расписывать церкви, что позволяет нам считать, что для палехской росписи первоисточником стала иконопись.
Первоначально художники Палеха получили признание благодаря своей церковной живописи, но в послереволюционное время, в Палехе была создана Палехская художественная артель, мастера которой занимались росписью по дереву. А в 1925 году творения художников этой артели были отправлены на выставку в Париже и получили всемирную славу [Альбедиль, с. 56].
Мастерами-иконописцами Палеха была расписана Грановитая палата Кремля, храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.
Возможно, название посёлка Палех на всю страну не стало бы известным после революции, если бы не личность Ивана Голикова - потомственного иконописца, реставратора, театрального художника. Отметив в Кустарном музее шкатулки из Федоскино, им была написана собственная миниатюра - она и стала предметом исследования специалистов.
В 1920-х годах палехскими шкатулками был получен диплом Всесоюзной художественной выставки, и они явили собой сенсацию всемирных выставок в Венеции и Париже. [Кошаев, с. 58].
В Палехе было налажено производство, осуществлялось обучение мастеров и, по предложению Максима Горького, был открыт музей при Артели живописи. Таким образом, традиционная технология темперной живописи была закреплена на лаковых шкатулках. Написанные золотистыми красками на чёрном фоне образы «повествуют» о сказках и былинах, сохраняя при этом утончённость образа русской иконы.
Иван Иванович Голиков ( 25 декабря 1886 - 31 марта 1937 года) - русский и советский художник-миниатюрист, который стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, инициатором и учредителем Артели древней живописи Палеха [Попова, Королева, с. 56].
Иван Голиков был рожден в Москве в семье потомственного палехского художника-иконописца с трёхвековой художественной преемственностью. Когда ему исполнилось 7 лет, его отец - Иван Михайлович Голиков, чтобы спасти семью от страшного голода, который начался в Москве, возвратился в Палех. В десять лет Ваня Голиков начал обучение иконописному делу в известную в Палехе мастерскую братьев Софоновых. В 1900 году, овладев приёмами доличного письма, Иван Голиков уехал в Петербург, а затем в Москву, чтобы работать в иконописных мастерских.
Отец умер, когда Ивану исполнилось 14 лет, он стал старшим в семье. Молодому человеку нужно было работать, не покладая рук – он пробовал свои силы в реставрации живописи, росписи церквей и монастырей. Его специализацией стало доличье письмо, что означает, что художник писал на иконах одежды.
После первой мировой войны и революции 1917 года художник начал самостоятельные творческие поиски. В 1921 году им была создана его первая миниатюра – он расписал шкатулку из папье-маше, и продемонстрировал её руководству Кустарного музея. В 1922 году, в ходе работы в мастерской художника А.А. Глазунова, Иваном Голиковым был создан целый ряд росписей на папье-маше, тем самым он наметил основные характеристики нового искусства, и стал его отцом-основателем. К тому моменту мастер смог органично интегрировать особенности трёх иконописных школ - Палехской, Строгановской и Ярославской, и основать в 1924 году «Артель древней росписи», костяком которой стали бывшие иконописцы.
Повышенное внимание, которое уделяется Александру Невскому на сегодняшний день, обусловлено как незаурядной личностью Благоверного князя, так и растущей потребностью воссоздания национальных символов новой России. Святому Александру Невскому отводится роль исключительного русского героя. В его образе воплощена «героическая страница» ранней русской истории. В то же время Александр Невский вошел в качестве одного из самых значимых героев в советскую историю 1930-1990-х годов. Соединяя подвигом своей жизни звенья цепи времени, великий князь являет собой символ своего Отечества в конце XX — начале XXI веков.
Александр Невский в период «атеистического пленения» церкви являл собой один из ключевых исторических героев советского пантеона. До 1985 года Александру Невскому было отведено место в историческом сознании исключительно как патриота и искусного дипломата. В период перестройки многое подверглось изменениям. 3 июня 1989 года Русская Православная Церковь сумела отпраздновать перенесение святых мощей Александра Невского из Музея религии и атеизма в Казанском соборе Петербурга в Александро-Невскую лавру [11].
Сегодня в России можно отметить различные виды почитания Александра Невского. Верующие Русской Православной Церкви открыто склоняются в молитве перед иконами святого и просят о помощи небесного покровителя. Санкт-Петербург, Новгород и Псков уважают Александра Невского как героя местной истории и как небесного покровителя. Образ великого Александра Невского превратился в символ мужества и отваги русских воинов, занимая в контексте исторической традиции статус героя национальной памяти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альбедиль М. “Русская лаковая миниатюра. Палех, Мстёра, Федоскино, Холуй” - Яркий город, 2007г.
2. Алексеев С. Иконописцы святой Руси. Духовные основы древнерусского иконописа-ния.— СПб.: Ладан; Троицкая школа, 2008.
3. Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха. 1981.
4. Каморин А.А. “Лаковая миниатюра. Холуй” - Интербук-бизнес, 2001г.
5. Кильпе М.В. “Композиция” - Издательский дом “Ореол”, 1996г.
6. Кошаев В. Б. Композиция в русском народном искусстве. М., 2006
7. Пирогова Л.Л. “История России. XX век в лаковой миниатюре” Кучково поле, 2017г.
8. Пирогова Л., Колесова О., Копплин М. “Палехская школа 1923-1950. Лаковые миниатюры иконописцев” - Хармер Ферблаг ГмбХ, 2011г.
9. Пирогова Л., Коченкова В., Лукина М. “Русская лаковая миниатюра. Традиции и современность” - ВМДПНИ, 2018г.
10. Попова О.С., Королёва Н.С. “Народные художественные промыслы” - Лёгкая пищевая промышленность, 1984г.
11. Святой благоверный князь земли Русской Александр Невский. — СПб.: Блиц, 2010.
12. Сокольникова Н.М. “Основы композиции” - Титул, 2011г.
13. Солнце земли русской: историко-художественное повествование о жизни и подвиге святого великого князя Александра Невского.— М., 2007.— С. 642-643.
14. Уткин П.И., Королёва Н.С. “Народные художественные промыслы” - Высшая школа, 1992г.
15. Яловенко Г. “Русские художественные лаки” - ВКИ, 1995г.