Фрагмент для ознакомления
2
2. Разработка научно-методических принципов совершенствования механизмов обеспечения соблюдения запретов и ограничений внешней торговли в условиях ЕАЭС
2.1.Разработка концептуальной модели совершенствования механизмов обеспечения соблюдения запретов и ограничений внешней торговли в условиях функционирования ЕАЭС
Одним из методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров. Запреты и ограничения на ввоз или вывоз отдельных категорий товаров применяются в целях обеспечения национальной безопасности государства, безопасности жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.
Таможенные операции сопровождаются представлением документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Контроль за соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС осуществляют таможенные органы. Обеспечение эффективности контроля за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством, является одной из задач таможенных органов.
В настоящее время предприятиям и организациям, осуществляющим внешнеэкономические операции, постоянно приходится подготавливать и представлять таможенным органам и другим государственным органам большое количество разрешительных документов.
В условиях интеграционных процессов традиционные для всех государств-участников ЕАЭС задачи по обеспечению соблюдения таможенного законодательства, пополнению бюджета государства, пресечению правонарушений в сфере таможенного дела трансформируются с учетом формирования единой таможенной территории, изменения порядка уплаты таможенных пошлин, унификации законодательства государств-участников интеграционного процесса, что предполагает изменение приоритетных направлений модернизации механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности ЕАЭС .
Евразийский интеграционный процесс призван стать частью политики экономического развития, включающей активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала стран постсоветского пространства, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью с широкой кооперацией и специализацией производства.
В рамках согласованной модернизации экономики России и других стран ЕАЭС появляется возможность решить проблемы, которые ранее не могли решаться на основе их двустороннего и многостороннего сотрудничества:
1) возможность организовать процесс расширенного воспроизводства преимущественно на базе собственных ресурсов и внутреннего спроса при одновременном расширении взаимодействия с внешним миром и повышении конкурентоспособности всего региона;
2) решение стратегической задачи преодоления совместными усилиями периферийного характера экономики региона и устранении в нем чрезмерной экономической и социальной дифференциации, оказании адресной помощи менее развитым участникам и обязательствах последних по участию в общих проектах;
3) формирование в рамках интегрируемого сообщества системы перераспределения выгод и компенсации потерь от интеграционных проектов. .
Создание Евразийского экономического союза позволяет обеспечить
новые возможности развития национальных экономик государств постсоветского пространства. Вступление в союз обеспечивает, во-первых, гарантированное развитие регионального рынка, смягчающего последствия колебаний мировой экономической конъюнктуры, во-вторых, проведение активной экспортно-импортной политики по обеспечению торгово-экономических интересов общего таможенного пространства в ВТО и других международных организациях, в-третьих, создает предпосылки для формирования экономической модели единого экономического пространства. С созданием ЕАЭС формируется единый масштабный рынок со свободным движением факторов производства, со значительным экономическим потенциалом, дающим новый импульс процессу либерализации условий для ведения ВЭД, и позволяющим государствам-участникам и выйти на более интенсивные темпы экономического роста .
Государства-члены ЕАЭС рассматривают внутренние рынки друг друга с позиций доступного и емкого экспортного рынка, тогда как свои национальные рынки предусматриваются для замещения импорта, в том числе из государств-членов ЕАЭС, собственной продукцией.
Вместе с тем, создание Евразийского экономического союза предполагает согласование основных принципов и инструментов таможенно-тарифной политики, системы запретов и ограничений во внешней торговле, которое должно привести к повышению уровня диверсификации экспорта и повышению в экспорте доли инвестиционных товаров, способствовать модернизации экономик стран ЕАЭС и увеличению инновационной активности предприятий государств-членов союза. В настоящее время основные направления таможенно-тарифной политики формируются государствами-членами ЕАЭС разрозненно, отсутствует единая концепция проведения таможенно-тарифной политики. Именно на данный аспект обращают внимание исследователи, полагающие, что только при наличии «позитивной интеграции», предусматривающей согласование общих интересов государств-членов ЕАЭС возможно дальнейшее продвижение интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Отсутствует унификация также и в сфере информационно-технической таможенной политики, необходимой для эффективного функционирования единого механизма таможенного регулирования ВЭД ЕАЭС в современных условиях. На основе наработанного государствами-членами ЕАЭС опыта Евразийской экономической комиссией во взаимодействии с таможенными и иными государственными органами государств-членов ЕАЭС, представителями бизнес-сообщества разработан проект Основных направлений развития таможенного администрирования в ЕАЭС, предполагающий развитие технологий таможенного декларирования товаров, совершенствование инфраструктуры пунктов пропуска и технологий работы контролирующих органов на границе, создание условий для повышения товарооборота, обрабатываемого уполномоченными экономическими операторами. Вместе с тем при определении данных направлений не проведен сравнительный анализ концепций развития таможенного регулирования, утвержденных в государствах-членах ЕАЭС, не сделан акцент на необходимости устранения различий в правоприменительной практике таможенных органов государств-членов ЕАЭС, не проведен анализ положительных наработок в практической деятельности и развитии таможенных технологий таможенных служб Армении, России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии с целью использования в других государствах-членах положительного опыта.
В настоящее время в рамках ЕАЭС осуществляется разработка Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ЕАЭС (ИИСВВТ), в рамках которой должны быть автоматизированы процессы в сфере осуществления контролирующими органами государств – членов ЕАЭС пограничного, таможенного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного, транспортного и других видов государственного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Значительная часть из 56 приоритетных для реализации в интегрированной системе общих процессов затрагивают вопросы таможенного регулирования ВЭД, в частности вопросы:
1) использования баз данных «разрешительных документов» при регулировании внешней и взаимной торговли;
2) информационной поддержки ведения классификаторов товаров, товарных номенклатур и Единого таможенного тарифа ЕАЭС;
3) информационного обеспечения в сфере технического регулирования, применения санитарных и ветеринарно-санитарных мер, транспортного контроля;
4) обмена информацией по вопросам налогообложения, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.
Одновременно в рамках ЕАЭС ведутся работы по созданию Единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств – членов ЕАЭС, которая предусматривает возможность информационного взаимодействия с ИИСВВТ.
Характерной отличительной особенностью процесса модернизации механизма таможенного регулирования в государствах-членах ЕАЭС является необходимость постоянного поиска компромисса между последовательным повышением степени единообразия в таможенном регулировании на всей территории ЕАЭС и обеспечением точного и своевременного исполнения различающихся стратегических задач, которые ставят национальные Правительства в рамках решения стратегических задач социально-экономического развития .
Можно отметить, что проанализированные инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы, скрытые и финансовые - как часть своей политики протекционизма.
На основании и этого может быть предложена концептуальная модель совершенствования механизмов обеспечения соблюдения запретов и ограничений внешней торговли. (ирис.2.1)
Рис.2.1 Основные элементы концептуальной модели совершенствования механизмов обеспечения соблюдения запретов и ограничений внешней торговли
1.Цель создания. Нетарифные ограничения экспорта и импорта классифицируются в мировой практике по более чем 100 позициям, закладываемым в базу данных, что позволяет сохранить терминологию, используемую торговыми правилами большинства государств. Нетарифные ограничения - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер - не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.
2.Предмет деятельности. Запреты импорта и экспорта представляют собой вынужденные меры, признанные международной практикой. Так, запреты на импорт конкретных товаров вводятся государством в целях защиты отечественного рынка от проникновения товаров, которые могут нанести вред при их употреблении или использовании.
3.Порядок реализации. Традиционными методами количественного нетарифного ограничения в международной торговле являются квотирование, лицензирование и контингентирование. Кроме квотируемых товаров лицензированию подлежат экспорт-импорт товаров и технологий военного и двойного назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных веществ, отравляющих веществ.
4.Администратор. Владельцем процесса являются таможенные органы и иные органы, осуществляющие регулирование ВЭД (таможенные администрации). Процесс регулируется на наднациональном (международном) и национальном уровнях.
5.Эффективность.Может оцениваться как экономическая, так и социальная эффективность.
Анализ практики таможенного регулирования ВЭД и стратегий развития национальных таможенных служб государств-членов ЕАЭС свидетельствует о том, что белорусская таможенная служба ориентирована на сохранение экономической стабильности и протекционистскую защиту национальной промышленности, таможенная служба Республики Казахстан – на обеспечение прорывного развития экономики и создание максимально льготных условий для развития национального бизнеса и реализацию обязательств по вступлению в ВТО. Федеральная таможенная служба (ФТС России) ориентирована на широкое внедрение информационных технологий, содействие модернизации экономики, увеличение экспортно-ориентированных производств, повышение инвестиционной привлекательности, при ключевом императиве – сохранении высокого уровня поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет.
Для государств-членов ЕАЭС характерен различный объем обязательств, принятых при присоединении к международным конвенциям, наличие двусторонних договоров с третьими странами, регулирующих двустороннюю торговлю и таможенные правоотношения. На момент образования Таможенного Союза в 2010 году и формирования его договорно-правовой базы приоритетом являлось создание единого таможенного законодательства, а наличию обязательств государств в рамках отдельных международных договоров, заключенных с другими государствами, не было уделено должного внимания. Так, Россия, Белоруссия и Казахстан, являясь договаривающимися сторонами Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г., присоединились к указанной Конвенции по отдельности и в различном объеме обязательств (к различным приложениям Конвенции). Практика работы на единойтаможенной территории показала, что наличие таких отдельных и различных международных обязательств государств, также является барьером взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств – членов ЕАЭС.
2.2.Разработка модели СУР для обеспечения соблюдения запретов и ограничений
Управление рисками за долгие годы своего применения всегда находилось одним из главных приоритетом руководства таможенных органов, и на сегодняшний день остается фундаментальной дисциплиной, лежащей в основе пересмотренной Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. СУР зарекомендовала себя как наиболее эффективное средство управления большими объемами грузов, пересекающих границы стран каждый день, так как позволяет администрации сконцентрировать ресурсы на грузах высокой категории риска, при этом разрешая грузам, безопасным с этой точки зрения, беспрепятственно вливаться в торговый оборот страны.
Важным является то, что создание и внедрение СУР в таможенных органах России осуществляется на основе положений Киотской конвенции, накопленном зарубежном и отечественном опыте, и предполагает использование целого ряда взаимосвязанных элементов: нормативно-правовой базы, методологических, организационных, технологических, информационно- технических, кадровых, ресурсных и других аспектов. Все это объединено общей целью - созданием современного таможенного администрирования.
На блок-схеме (рис. 2.2) прослеживается длинная управленческая цепочка утверждения профиля риска на товар, которая делает негибкой систему управления рисками в масштабах всей страны.
Рис. 2.2 - Схема взаимодействия основных подразделений поСУР и выявленные недостатки в функционировании этой системы
Безусловно, применение СУР в практике таможенных органов не обходится без явных проблем ее функционирования. Проведенное ранее автором исследование показало, что можно выделить три основные области таких проблем: проблемы нормативно-правового, организационного, информационно-технического характера. Целесообразно проанализировать проблемы в каждой из указанных областей.
Выявление несоответствий, присущих процессу таможенного контроля с применением системы управления рисками, позволило определить их возможные причины.
Первой причиной является несовершенство нормативно-правовой базы, которая достаточно сложна в выполнении порядка, касающиеся действий уполномоченных лиц при реализации СУР.
Вторая причина связана с длинной цепочкой по утверждению профиля риска, которая негативно сказывается на скорости осуществления таможенных операций и контроля товара. Помимо этого, следует выделить еще и такие организационные проблемы, мешающие эффективно функционировать СУР:
отсутствие надлежащей в полном объеме аналитической работы функциональных подразделений таможен региона;
недостаточный уровень взаимодействия отделов и подразделений между собой при реализации СУР;
ограниченность сферы применения СУР в области процедур;
необоснованные профили рисков, влекущие за собой лишнюю сплошную проверку товаров;
некачественное проведение таможенного досмотра;
недостаточное проведение таможенного контроля на стадии проверки товаров после их выпуска и др.
Третья причина состоит в несовершенстве информационно- технической составляющей СУР, которая иногда допускает технические сбои в работе программных средств и не всегда показывает потенциальный риск. Данное обстоятельство нельзя не учитывать ввиду того, что вся информация о товаре представляется в электронном виде и необходимо на должном уровне осуществлять ее анализ. Также сюда можно отнести и отсутствие необходимого количества мобильных ИДК в некоторых пунктах пропуска и отсутствие достаточной автоматизации процесса доведения, применения и контроля профиля риска.
Одной из причин несоответствия требованиям нормативной документации можно назвать недостаточную мотивацию руководителей и исполнителей того или иного таможенного процесса. Важно учитывать не только правильность осуществления работы, но и нацеленность ее на определенный результат.
В связи с вышеизложенным, на лицо важные проблемные противоречия в практике применения СУР в процессе таможенного контроля, которые заключаются в:
Несоответствии нормативно-правового содержания СУР требованиям, которые предъявляются к ней.
Частичном делегировании полномочий по изданию профилей рисков далеко не всем РТУ и таможням несмотря на действие с 2011 г. ряда приказов, согласно которым часть функций по изданию профилей рисков ФТС России отдана на уровень РТУ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 (ред. от 28.12.2016). // «Российская газета», № 269, 29.11.2010.
3. О Федеральной таможенной службе: пост. Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 (ред. от 12.06.2017) //Собрание законодательства РФ, 23.09.2013, № 38, ст. 4823
4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 №68 «Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности».
5. Байнев В.Ф. Неоиндустриализация союзного государства Беларуси и России: от конкурентно-рыночной парадигмы к интеграционной доктрине развития // Теоретическая экономика. 2014. № 3. С. 30-35.
6. Басенко А.М., Вишнякова С.В. Конвенции и соглашения, регулирующие международные перевозки. Ростов-на-Дону: РГЭУ. Т.2. 2011. – С.123
7. Батаева О.Н. Механизм «Единого окна» как приоритетная задача развития таможенных администраций Таможенного Союза // Издательский центр Интермедия [Электронный ресурс]. Режим доступа http://intermediapublishing.ru/ENZhM/Bataeva_SingleWindow.pdf
8. Бельянинов А.Ю., Мантусов В.Б. Интеграция стран СНГ: этапы, условия и предпосылки взаимодействия: монография. - М.: Научная книга, 2012. – С.76
9. Воротынцева Т.М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. Учебное наглядное пособие// М.: Издательство Российской таможенной академии, 2016.
10. Годунов, Д. Инструменты ЮНКТАД // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2014. – № 10. – С. 57
11. Ершов А.Д., Евдокимов Е.А., Доля А.Н. Теория и методология формирования «сервисной таможни»: монография. СПб.: С.-Петерб. Филиал РТА, 2005. – С.146
12. Зуев В. Н. Наднациональный механизм в теории интеграции //Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 4. - С. 37
13. Мансуров Т.А. ЕврАзЭС - от экономического сотрудничества к единому экономическому пространству. - М.: Русраритет, 2011. – С.112
14. Мацкевич В.В. Аспекты экономической интеграции в СНГ в современных условиях // Белорусский экономический журнал. 2014. № 1. С. 10-17
15. Осипов Г.В., Садовничий В.А., Якунин В.И. Интегральная евразийская инфраструктурная система как приоритет национального развития страны. М.: ИСПИ РАН, 2013.– С.54
16. политэкономический анализ // Вопросы экономики. – 2011. – № 12. – С. 118
17. Ревенко Л.С., Ревенко Н.С. Участие России в многосторонних режимов экспортного контроля как инструмент защиты интересов российских экспортеров // Российский внешнеэкономический вестник. - М., 2014.
18. Рыжова, Н. Последствия реформ внешнеэкономической деятельности для приграничных регионов России:
19. Янусик Е. Внедрение принципа «единого окна» при перемещении товаров через таможенную границу евразийского экономического союза. // Таможенное дело и ВЭД: сборник докладов участников СНИЛ «Теория и практика таможенного дела и внешнеэкономической деятельности». - Вып. 3. - Минск: БГУ, 2015. - 189 с.