Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Особенности словаря детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Научные исследования психологов и педагогов показали, что дошкольный возраст особенно чувствителен к усвоению речи. В результате лингвистическое обучение ребенка должно начинаться рано и проводиться только на их родном языке [8, 9].
Прежде чем рассматривать особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, необходимо охарактеризовать понятие «словарь», кратко представить характеристику патологии развития и привести особенности развития словаря в дошкольном возрасте.
Г.С. Абрамова рассматривает словарный запас как общий объем слов, которые знает и понимает человек (пассивный словарный запас), использует в письменной и устной речи (активный словарный запас) [1].
В структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словарь. Номинативный словарь – это словарь, служащий для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в данном языке. Атрибутивный – это определительный, относящийся к определению, употребляющийся в качестве определения [3].
В классическом варианте в педагогической литературе, посвященной развитию словарного запаса детей дошкольного возраста, выделяются две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие.
По словам Д.В. Эльконина, различия в лексике «больше, чем в других областях интеллектуального развития» [38, c. 54]. Развитие словаря зависит от множества причин: наличия патологий в развитии, индивидуального развития ребенка, социального окружения, наличия в семье ребёнка родителей, говорящих на нескольких языках (билингвизм), стиля воспитания.
Качественный рост словаря. С качественной точки зрения словарь ребенка рассматривается как процесс обогащения частями речи. Так, можно выделить, что первыми в словаре дошкольников появляются существительные (мама, папа), потом словарь пополняется обиходными глаголами (дай), намного позднее в речи ребенка можно услышать прилагательные, предлоги, местоимения. Подобные качественные перестройки словаря дошкольников связаны, в первую очередь, с деятельностью самого ребенка – его слова отражают непосредственно то, что ребенку нужно и что он понимает (обращение к матери) [20]. Последующее качественное развитие словаря напрямую отражает познавательную активность ребенка, влияние речи взрослого.
Обогащение словаря прилагательных, по Л.В. Лопатиной, Н.А. Серебряковой, осуществляется за счет формирования у дошкольников понятия о цвете, форме, толщине, высоте и других качественных характеристиках предмета. В основе называния данных качеств лежит способность ребенка к сравнению и мышлению [19].
Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет сказать, что в норме у ребенка к старшему дошкольному возрасту должен быть сформированы большой словарный запас. При этом в речи ребенка старшего дошкольного возраста должны присутствовать глаголы, существительные, прилагательные, наречия, местоимения [3]. Но при нарушениях интеллекта словарный запас детей старшего дошкольного возраста нельзя считать достаточно развитым.
Нарушение интеллекта у детей (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга [4].
При нарушении интеллекта наблюдается повсеместное недоразвитие высших форм познавательной деятельности, страдают не только психические процессы, но и восприятие, внимание, память, а иногда и личность ребенка в целом. В конечном счете, в каждом когнитивном действии – как в восприятии, так и в памяти – проявляется слабость отвлеченного мышления ребенка с нарушениями интеллекта [8].
Низкий когнитивный интерес у детей с нарушением интеллекта в сочетании с замедлением темпов психомоторного развития приводит к заметной защите формирования дифференцированных отношений по отношению к другим.
Общая психическая неактивность, слабое желание познавать окружающий мир, более позднее, чем обычно, развитие объективной и игровой деятельности, их примитивность и стереотипность – проявления нарушений интеллекта в раннем и дошкольном возрасте [8].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебное пособие. - 4-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 1999. – 672 с. – ISBN 5-7695-0303-3. – Текст : непосредственный.
2. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксенова. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.
3. Андрусякова, И. П. Особенности формирования словаря у старших дошкольников / И. П. Андрусякова. – Текст : непосредственный // Наука через призму времени. – 2020. – № 8. – С. 50-54.
4. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого ребенка : учебно-методическое пособие / И. М. Бгажнокова. – Москва : Просвещение, 1999. – 96 с. – Текст : непосредственный.
5. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – №7. 6. – С. 35-38.
6. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – Москва : Просвещение, 1973. – 189 с. – Текст : непосредственный.
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – Москва : ACT: Астрель, 2018. – 158 с. – Текст : непосредственный.
8. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2002 – 430 с. – Текст : непосредственный.
9. Гвоздев, А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка / А. Н. Гвоздев. – Саратов : Издательство Саратовского университета, 2000. – 104 с. – Текст : непосредственный.
10. Гурьянова, В. П. Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность / В.П. Гурьянова. – Текст : непосредственный // Технологии образования. – 2021. – № 2 (12). – С. 77-80.
11. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. – Москва : Просвещение, 1981. – 176 с. – Текст : непосредственный.
12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с. – Текст : непосредственный.
13. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная – Москва : Просвещение: Владос, 1995. – 112 с. – Текст : непосредственный
14. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. – М. : Речь, 2003. – 391 с. – Текст : непосредственный.
15. Калмыкова, Д. С. Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью недостаточности интеллектуального развития / Д. С. Калмыкова, Н. К. Маяцкая. – Текст : непосредственный // Вестник молодого ученого. – 2019. – Т.8. – № 1. – С. 17-20.
16. Космачева, И. В. Формирование словаря дошкольников с умственной отсталостью / И.В. Космачева. – Текст : непосредственный .// Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №59. – С. 97-101.
17. Крылова, Е. В. Развитие лексической системы языка у детей с нарушением интеллекта / Е. В. Крылова. – Текст : непосредственный // Педагогика и современность. – 2016. – № 3-4. – С. 87-89.
18. Леонтьев, А. А. Речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва : Просвещение, 1970. – 224 с. – Текст : непосредственный.
19. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. - Санкт-Петербург : Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с. – Текст : непосредственный.
20. Мазеина, Ю. В. Особенности и закономерности развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе / Ю. В. Мазеина. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – №1. – С. 69-71.
21. Макарова, Н. В. Лексические ошибки у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием / Н. В. Макарова, Е. В. Тарасенко. – Текст : непосредственный // Общественные науки. – 2018. – № 5-6. – С. 91-99.
22. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – Москва : Просвещение, 1982. - – Текст : непосредственный.
23. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.- - метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996. -95 с.
24. Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей / Л. Г. Парамонова. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 80 с. – ISBN 978-5-89814-383-1. – Текст : непосредственный.
25. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – Москва : Академия, 2002. – 160 с.
26. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения) / М. С. Певзнер. – Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 484 с. – Текст : непосредственный.
27. Развитие словаря детей дошкольного возраста : хрестоматия / сост. О. А. Бизикова. – Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2019. – 135 с. – ISBN 978-5-00047-502-7. – Текст : непосредственный.
28. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. – Москва : Просвещение, 1971. – 351 с. – Текст : непосредственный.
29. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией / Е. Ф. Соботович. – Москва : Классике Стиль, 2003. – 160 с.
30. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников : учебно-методическое пособие / Ф. А. Сохин. - 2-е изд. –Воронеж : МОДЭК, 2005. – 223 с. – ISBN 5-89502-754-7. – Текст : непосредственный.
31. Стребелева, Е. А. Группы для дошкольников со сложными нарушениями в образовательных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина, Е. А. Кинаш // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 7. – С. 3-11.
32. Тарасенко, Н. В. Обогащение устной речи учащихся младших классов вспомогательной школы именами прилагательными : автореф. дис. …канд. пед. наук. : 13.00.03) / Н. В. Тарасенко ; Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. – Москва : [б. и.], 1973. – 22 с. – Текст : непосредственный.
33. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 5-е изд. М.: Просвещение, 2012. -159 с. – Текст : непосредственный.
34. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. – Москва : «Издательство ГНОМ и Д». – 2017. – 112 с. – Текст : непосредственный.
35. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 288 с. – Текст : непосредственный.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2022. – 24 с. – Текст : непосредственный.
37. Флерина, Е.А. Игра и игрушка / Е.А. Флерина. - М., 1964. – 94 с. - – Текст : непосредственный.
38. Эльконин, Д.Б.. Развитие речи в дошкольном возрасте : (Краткий очерк) / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 115 с. – Текст : непосредственный.
39. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. -8-е изд., стер. – Москва : Академия, 2018. – 445 с. – ISBN 978-5-4468-7254-1. – Текст : непосредственный.