Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Сегодня новую литературу довольно высоко оценивают профессиональные критики и серьёзные литературоведы. Современный писатель получает престижную литературную премию и его книги являются резонансным освещением в СМИ. Ярким примером тому являются произведения Д.И. Рубино.
Проза Дины Рубиной заслуживает больше внимания, серьезного исследования, поскольку тематика произведений ее очень разнообразна, проблемы, которые поднимает писательница, вполне могут быть отнесены к «вечным» вопросам человеческой жизни, и художественные качества произведений ее не раз отмечены в текущих критиках и членами жюри статусного творческого конкурса, что говорит о масштабном литературном даровании писателя. В ее ранних рассказах изображен подросток. Тот возрастной период, который близок современным школьникам. Близок именно в нашей стране.
Проблемы, переживающие героями Рубиной, вечны (взаимоотношения с родителями, классом, взросление). События их жизни были давно, но проблемы вечны. Особенность подхода в их описании - юмористический прием. Мягкая ирония – это особенность стиля писательницы, реализующаяся в раннем периоде творчества. Акцент делается на детали, предметный мир, вечность.
Следует также подчеркнуть актуальность работы другими факторами.
В первую очередь, произведения Д. Рубиной как представителя современных литературных процессов постоянно подвергаются спорам и противоречивым оценкам.
На данный момент самой основательной из написанного материала по творческому наследию Д.Рубиной считается монография Э.Ф. Шафранской «Синдром голубки (Мифопоэтика прозы Дины Рубиной)» [56-59]. К.В. Загороднева [19], Д.Д. Зиятдинова [20-21], Г.С. Зуева [22], В.Ю. Пановица [33] особое внимание уделяют жанрово-стилистическим особенностям произведений писателя преимущественно в крупных формах.
Второй фактор заключается в том, что в настоящее время в науке особую популярность получил интертекстульный подход, необходимый для исследования ранних произведений Д. Рубиной.
Самобытные и действительно художественные произведения в раннем периоде творчества мастера слова вполне заслуживают включения в образовательные программы, в которых современная литература представляется слишком скудной.
Объектом исследования является творчество Дины Рубиной в контексте современного отечественного литературного процесса.
Предмет исследования – идейно-художественное своеобразие ранних произведений писательницы.
Цель исследования - определение литературоведческого и методического аспектов изучения ранней прозы Дины Рубиной.
Потому следует решить несколько задач исследования:
1.Рассмотреть творчество Дины Рубиной как часть литературного процесса русской и мировой литературы;
2.Проанализировать основные темы и мотивы, проблематику ранних рассказов писательницы;
3. Выявить идейно-художественные особенности раннего творчества Дины Рубиной;
4. Определить языковые особенности ранних произведений Д. Рубиной;
5. Провести анализ произведений ранней прозы Дины Рубиной и программ современного УМК по литературе.
6. Разработать элективный курс по изучению ранних произведений Д. Рубиной.
Материалом исследования являются произведения Д. Рубиной раннего периода её творчества.
В процессе решения поставленных задач будем использовать следующие методы исследования:
– теоретический (изучение и анализ литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
– метод интертекстуального анализа, который включает «изучение возможных смысловых трансформаций и функций в исследуемом тексте» [59, с. 107];
– метод сплошной выборки языковых единиц;
– биографический;
– описательный.
Теоретико-методологической основой данного исследования являются:
- теория интертекстуальности;
- труды по проблеме текста и контекста, в том числе в литературоведении - работы М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Ю.М. Лотмана;
- психолого-педагогические исследования, посвященные специфике восприятия школьниками произведений искусства: работы Л. С. Выготского и др.;
- современные методические работы, отражающие концепцию целостного изучения литературного произведения в школе: Г. И. Беленького, С. А. Зинина, В. Г. Маранцмана и др.
Научная новизна исследования заключается в попытке осмыслить творчество Дины Рубиновой в контексте современных отечественных литературных процессов в виде целостной, последовательно организованной системы. Это определило хронологию раннего творческого процесса писателя и способ исследования его в школьном литературном образовании.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материал, который представлен и проанализирован в работе, позволяет дополнить знания об авторском мире Д. Рубиной.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования на школьных уроках литературы, во внеурочной работе школьников, включая проектно-исследовательскую деятельность, для дальнейшего изучения литературоведческого и методического аспектов в общеязыковой, художественной картинах мира, опираясь на материал творчества Дины Рубиной. Практическая важность работы еще заключается в разработке элективного курса по изучению ранней прозы писательницы.
Структура данной работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы для прохождения выпускной квалификации.
Во введении дано обозначение актуальности и новизны исследования, предмета и объекта исследования, формулирование целей и задач работы, выявление степени изучения проблематики.
В первой главе «Теоретические основы ранней прозы Дины Рубиной: литературоведческий аспект изучения» представлены теоретические основы начального периода творчества с позиции литературоведческого аспекта изучения.
Во второй главе «Методический аспект изучения ранней прозы Дины Рубиной» рассматривается методический аспект изучения раннего творчества писательницы.
В заключении подводятся итоги литературоведческого и методического аспектов изучения ранней прозы Дины Рубиной и сформулированы основные результаты проведенного исследования.
Объём работы – 68 с. Список использованной литературы включает 64 наименования.
Глава 1 Теоретические основы ранней прозы Дины Рубиной: литературоведческий аспект изучения.
1.1Творчество Дины Рубиной как часть литературного процесса русской и мировой литературы
Сейчас среди исследователей доминирует мнение о том, что современной литературой являются поэзия и проза последних десятков лет, затрагивая переходный период XX–XXI веков. Литература, зависимая от предназначения, выделяется как элитарная и массовая, или популярная.
Массовая литература, в отличие от элитарной, не выходит за пределы жанрового канона, доступна и ориентирована на массовое потребление и коммерческий спрос.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Агеносов В.В. Русская литература ХIХ – ХХ веков. Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /В.В. Агеносов, А.Н. Архангельский. – М.: Дрофа, 2004. – 48 с.
2.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М: Искуство, 1986. 444 с.
3.Белоусова Е. Г. Художественное пространство романа «Почерк Леонардо»: набоковский ключ к зеркальной поэтике Д. Рубиной / Е. Г. Белоусова // Вопросы русской литературы. 2018. № 2(44/101). С. 3
4.Беляева Н. Русский роман XX века: интертекстуальность как конструктивный принцип // Русскоязычная литература в контексте восточнославянской культуры: Сб. статей по материалам Международной Интернет-конференции (15-19 декабря 2006 года) / Науч.ред. Т.Л. Рыбальченко. - Томск: изд-во Том. Ун-та, 2007. - С. 248-263
5.Блаус С. Мы все родом из детства // Еврейский обозреватель. 2008. № 5/168. URL: http://jewukr.org/ observer/eo2003/page_show_ru.php?id=2376 (дата обращения: 10.05.2021)
6.Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; Под ред. О. Ю. Богдановой. - 2. изд., стер. - Москва : Academa, 2002 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 397 с.
7.Букарева Н. Ю. Современная литература в школе: диалог с классикой // Ярославский педагогический вестник. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-literatura-v-shkole-dialog-s-klassikoi (дата обращения: 02.09.2023).
8.Букарева, Н. Ю. Изучение современной литературы как способ повышения интереса старшеклассников к классике [Текст] / Н. Ю. Букарева // Литература в школе. - 2017. - № 6. - С. 38-40.
9.Букарева Н. Ю. Повествовательная организация рассказов Д. Рубиной 1980-х годов // Верхневолжский филологический вестник. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povestvovatelnaya-organizatsiya-rasskazov-d-rubinoy-1980-h-godov (дата обращения: 02.09.2023).
10.В мире литературы: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-12кл. Программа по литературе для школ гуманитарногопрофиля.10-11 кл.//А.Г. Кутузов, А.К. Киселѐв, Е.С. Романичева и др. / Под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2004. – 160 с
11.Выготский Л. С. Психология искусства. М: Лабиринт, 2008. 349 с.
12.Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб пособие – М.: Флинта: Наука, 2010 – 246 с.
13.Дина Рубина. Интервью. [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.dinarubina.com/interview/nizhestanislova.html
14.Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. – М.: INTRADA, 1999. – 413 с.
15.Гомберг Л. Е. Сокровенное чувство со-крови / Л. Е. Гомберг // Международная еврейская газета. — 1998. — №19.
16.Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: методологические очерки о методике / Г.А. Гуковский. - Тула: Автограф, 2000. - 224 с.
17.Егорова Л. Н. «Не жалко той судьбы далекой...» : [урок внеклассного чтения по рассказу Д. И. Рубиной «Любка»] / Л. Н. Егорова // Уроки литературы: приложение к журналу «Литература в школе». – 2015. – № 1. – С. 11-14.
18.Женетт Ж. Палимпсесты: литература во второй степени. М. : Научный мир, 1982. 76 с.
19.Загороднева К.В. Роман Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы»: художественное новаторство и традиции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 1. № 3. С. 67-73.
20.Зиятдинова Д.Д. Эволюция представлений о России в творчестве Д. Рубиной 1990-х гг. // Известия УрФУ. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2013. - № 2 (114). - С. 30 - 39.
21.Зиятдинова Д.Д. Специфика функционирования жанровой модели травелога в современной русской литературе (Д. Рубина, Л. Улицкая) // Филология и культура. Казань, 2014. № 3 (37). С. 238-243.
22.Зуева Г.С. Живописный экфрасис как способ создания образа героя-художника в прозе Дины Рубиной: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2018. 22 с.
23.Игошина Е. «Все тот же сон!»: [пушкинские мотивы в рассказе Д. И. Рубиной] / Е. Игошина // Литература. – 2011. – 1-15 июня. – С. 17-19.
24.Интервью с Диной Рубиной https://litbook.ru/article/13677/
25.Кабакчи В.В. Вступая в круг другого языка: (Зюскинд, Набоков, Рубина) // STUDIA LINGÜISTICA XVII. Язык и текст в проблемном поле гуманитарных наук: Сб. - СПб.: Борей Арт, 2008
26.Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург ; Омск : Изд-во Урал. ун-та : Изд-во Ом. гос. ун-та, 1999. 268 с.
27.Литература: программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М. : Дрофа, 2006. – 93.с
28.Логвинова И.В. Образ зеркала в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо»: к вопросу о магическом реализме // Культура в фокусе научных парадигм. 2017. № 5. С. 198-202.
29.Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры: избранные статьи в трех томах. Таллин, 2003. Т. 1. С. 377-381.
30.Лукин В. А. Художественный текст : Основы лингвистической теории. Аналитический минимум / В. А. Лукин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Ось-89, 2005.
31.Михина Е.В. Чеховский интертекст в русской прозе конца XX - начала XXI веков: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01: Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. — Екатеринбург, 2008
32.Огнев А.В. О поэтике современного русского рассказа. Саратов, 1973, 217 с.
33.Пановица В.Ю. Метафорическая модель «жизнь – это театр кукол» в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник науки Сибири. 2013. № 1 (7). С. 258-262
34.Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М.: ACT: Восток -Запад, 2007. – 314 с.
35.Примерные программы по русскому языку и литературе: Для среднего (полного) общего образования / О.Ю. Богданова, Е.А. Зинина (литература). – М.: Просвещение, 2002. – С. 19-63.
36.Прозоров В.В. Введение в литературоведение: учебное пособие по направлению 032700 - "Филология" / В. В. Прозоров, Е. Г. Елина. - 2-е изд., стер. - Москва : Флинта : Наука, 2016. – 222 с.
37.Программа литературного образования. 5–9 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. М. : Просвещение, 2008. 214 с.
38.Программа литературного образования. 10–11 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. М. : Просвещение, 2008. 174 с
39.Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Авт – сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2005. – 200 с.
40.Программа по литературе (5-11 кл.). Для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Под ред. М.Б. Ладыгина // Программно-методические материалы. Литература. 5-11 кл. / Сост. Т.А.Калганова. – М.: Дрофа, 2002. – С. 206-295.
41.Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1-11 кл. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого. – М.: Мнемозина, 2001. – 78 с.
42.Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. (базовый уровень) // В.Я. Коровина. В.П.Журавлѐв. В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина / Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2005. – 222 с.
43.Рубина Д. И. «Меня трясет, когда я слышу что-то о "женской литературе"» : [интервью с Д. И. Рубиной о парадоксах жизни и творчества] / Д. И. Рубина ; беседовала С. Альперина // Российская газета. – 2010. – 24 нояб. – С. 11.
44.Рубина Д. Отлично поёт товарищ прозаик! М.: Изд-во «Эксмо», 2016. 320 с.
45.Рубина Д. Уроки музыки // В России надо жить долго. Москва: Эксмо, 2008. С. 413.
46.Русская проза конца ХХ века: учеб. пособие для вузов / В.В. Агеносов, Т.М. Колядич, Л.А. Трубина и др. М.: Академия, 2005. 423 с. (Высшее профессиональное образование). С.182.
47.Русская женская проза рубежа веков: учеб. пособие / И.М. Попова [и др.]. Тамбов, 2008
48.Русская литература. Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Дрофа, 2003. – 80 с.
49.Сабанцев Ю. Дина Рубина. Один интеллигент уселся на дороге //Книжный мир. -2000. -С.14-15.
50.Сорокина Н.В., Абраменкова Л.Е. Проблематика и поэтика малой прозы Д. Рубиной 1970–1980-х годов // Неофилология. 2021. Т. 7, № 28. С. 653-660.
51.Учамбрина И. А. Урок по произведениям Дины Рубиной / И. А. Учамбрина // Литература в школе. – 2010. – № 7. – С. 33-36.
52.Филатова О. М. Интертекстуальность как глобальная текстовая категория // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер. История и филология. 2006. № 5 (2). С. 149–153.
53.Терентьева Н. П. Программа литературного образования В. Г. Маранцмана как методический феномен // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 48–55.
54.Чупринин С. И. Жизнь по понятиям: русская литература сегодня / Сергей Чупринин. - Москва: Время, 2007. – 766 с.
55.Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник / В. Е. Хализев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 473 с.
56.Шафранская Э. Ф. Дина Рубина // Русская словесность. 2011. № 3. С. 45‒57.
57.Шафранская Э.Ф. Дина Рубина: продолжение чеховских традиций // Русская словесность. 2003. № 7. С. 70‒72.
58.Шафранская Э., Пономарева Т. Ориенталистские и постколониальные мотивы в современной литературе: «На солнечной стороне улицы» Дины Рубиной и «Нас там нет» Ларисы Бау // Русская словесность. 2014. № 1. С. 34‒42.
59.Шафранская Э.Ф. Синдром голубки (Мифопоэтика прозы Дины Рубиной). СПб.: Своё изд-во, 2012. 470 с.
60.Шаховский В. И., Шейгал Е. И. Методика лингвистических исследований : учеб.-метод. пособие. Волгоград : Перемена, 2008. 122 с.
61.Эдельштейн М. Вокруг Дины Рубиной // [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/215/edelshteyn.htm (дата обращения: 14.04.2017).
62.Эпштейн М.Н. Философия возможного / М.Н. Эпштейн. — СПб.: Алетейя, 2001. -334 с.
63.Intertextuality: Theories and Practices / ed. by M. Worton, J. Still. Manchester : Manchester University Press, 1990. 280 p.
64.Lemke J. L. Intertextuality and Educational Research // Uses of intertextuality in classroom and educational research / ed. N. Shuart-Faris & D. Bloome. Charlotte : Information Age Publishing, 2004. P. 3–16.