Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования связана с тем, что качество ловкости являются очень значимым для нормальной жизнедеятельности каждого человека. При этом ловкость оказывает существенное влияние на познавательное развитие, поскольку связана с оперативностью принятия решений, с готовностью быстро переключить внимание.
Важно отметить, что оздоровительная гимнастика представляют собой важный компонент дополнительного образования, который даёт значительные возможности для развития ловкости, однако к настоящему времени недостаточно разработана методика развития ловкости для массового контингента дошкольников.
К детям старшего дошкольного возраста (5-7 лет) требуется применение особого подхода при обучении навыкам и умениям в рамках развития ловкости: в этом возрасте, предваряющим младший школьный возраст, происходит активное развитие опорно-двигательного аппарата. Проведение в это время занятий, направленных на развитие ловкости, требует от педагога особой внимательности и вдумчивости. Необходимо тщательно рассчитывать объем предлагаемой нагрузки на ребёнка, об6спечить безопасность детей, а также в полной мере использовать благоприятные условия, способствующие активному развитию.
Необходимо принимать во внимание, что дети в старшем дошкольном возрасте характеризуются активным познавательным развитием. И от того, какими познавательными возможностями они будут обладать, во многом зависит их успешность в последующем обучении.
В связи с существенным влиянием ловкости на познавательное развитие детей большое значение имеет выбор средств и методов развития ловкости детей данной возрастной категории. Одним из современных направлений, обеспечивающих активное развитие ловкости, является оздоровительная гимнастика. С одной стороны, оздоровительная гимнастика вызывает огромный интерес детей, которые с удовольствием посещают занятия. С другой стороны, в оздоровительной гимнастике имеются благоприятные возможности для развития ловкости, благодаря широкому спектру разнообразных элементов: акробатических упражнений, гимнастических прыжков, многочисленных перестроений, элементов хореографии и др.
Актуальность развития ловкости в рамках занятий оздоровительной гимнастикой для детей 5-6 лет также связана с тем, что им в скором времени предстоит переход к школьному обучению. При этом именно ловкость во многом определит возможность успешного обучения в начальной школе: она может стимулировать познавательное развитие детей, так как помогает интенсивно усваивать новые знания, развивать гибкость мышления. А то, что ловкость развивается именно на занятиях оздоровительной гимнастикой в интересных для детей формах станет основной их мотивации не только к совершенствованию познавательной сферы, но и к гармоничному развитию личности в целом.
Проблема исследования заключается в развитии телесной и ручной ловкости в возрасте 5-6 лет, что может оказать положительное значение на последующее школьное обучение.
Объект исследования – учебно-тренировочные занятия оздоровительной гимнастикой.
Предмет исследования – влияние уровня развития ловкости на познавательные возможности детей 5-6 лет, занимающихся оздоровительной гимнастикой.
Цель исследования – определить влияние развития ловкости в процессе занятий оздоровительной гимнастикой на познавательные возможности детей 5-6 лет.
Задачи исследования.
1.Определить особенности познавательных возможностей детей 5-6 лет
2.Охарактеризовать качество ловкости
3.Определить особенности занятий оздоровительной гимнастикой с целью развития познавательных возможностей детей 5-6 лет
4.Провести диагностику развития ловкости и познавательных возможностей детей 5-6 лет
5.Разработать комплекс упражнений оздоровительной гимнастики для занятий старших дошкольников, направленный на развитие ловкости.
6.Экспериментально обосновать эффективность комплекса упражнений.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что разработанная методика занятий оздоровительной гимнастикой, направленная на развитие ловкости детей 5-6 лет, способствует повышению познавательных возможностей.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы,
- педагогическое наблюдение,
- тестирование,
- педагогический эксперимент,
- методы математической статистики.
Новизна: разработанный комплекс упражнений для занятий оздоровительной гимнастикой и организация его применения, обеспечат эффективность развития ловкости и познавательных возможностей у детей 5-6 лет.
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, три главы основной части, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКОЙ
1.1.Особенности развития познавательных возможностей у детей 5-6 лет
Познавательные возможности играют существенную роль в общеличностном развитии дошкольника. В частности, у ребёнка формируются базовые навыки и умения, которые в дальнейшем необходимо развивать. Период от рождения до поступления в школу отличается для ребенка дошкольного возраста тем, что он организует именно общее развитие, которое является основой для дальнейшего развития различных специальных знаний, а также навыков. Этот период, как признаются специалисты всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития дошкольника. Этот аспект учитывается в рамках современного образования, в связи с чем, в ФГОС ДО указывается, что крайне важно в данном возрасте сформировать такие умения и навыки, а также организовать такую систему знаний у дошкольника, которая в дальнейшем смогла бы стать основой для обучения в школе. В дошкольной образовательной организации всегда ориентир идёт на будущее школьное обучение ребёнка [17].
Достаточно большое количество исследователей занимались изучением формирования познавательных возможностей у дошкольников, в частности, В. В. Данилов, А. М. Леушин, Н. Н. Поддъяков и др. Последний, в частности, предложил разделение усвоенных понятий на «понятийные» и «предпонятийные». Состав данных определений очень обширно, они непосредственно охватывают самые разные понятия, которые предваряют предыдущие общепринятым определением [2]. Несмотря на это, данные определения особенно важны для познавательного развития дошкольников.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2.Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3.Антропова М.В., Параничева Т.М. Проблемы здоровья детей и их физического развития // Здравоохранение Российской федерации. - 2016. - №. 4.- С. 17-21.
4.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого: Учебное пособие. - М.: ФиС, 2008. – 300 с.
5.Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребёнка: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого - социального института, 2005.- 496 с.
6.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность: Учебное пособие. - М.: Наука, 2006. – 350 с.
7.Богина Т.Л. Определение комплекса показателей физического развития и состояния здоровья детей 4-7 лет //Физическая подготовленность дошкольников: Сборник научных статей / Н.Т. Терехова (отв. редактор) и др. - М.: Наука, 2015. - 129 с.
8.Боднар, А.М. Психология памяти : учебное пособие для вузов/ А.М. Боднар ; под научной редакцией А.П. Касатова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 97 с.
9.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
10.Борисова М. М. Теория и технология физического воспитания и развития ребенка. Бакалавриат. Учебник. - Издательство: НИЦ ИНФРА-М, 2019.- 299с.
11.Борисова М. М. Тематические подвижные игры для дошкольников. Методическое пособие. Учебное пособие. - Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Линка-Пресс» (Ковров), 2015.- 160с. ISBN: 978-5-904810-37-5
12.Борисова М. М. Теория и технология физического воспитания и развития ребенка. Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ- научная статья. Журнал: Дошкольное образование – развивающее и развивающееся - Издательство: ООО «Обруч» -М, 2015.- С.: 38-42.
13.Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек //Дошкольное воспитание. - 2013.- № 12.- С.72-75.
14.Быкова А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям: Учебное пособие. – М.: Владос, 2013. – 200 с.
15.Вавилова Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2003.- 245 с.
16.Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом - М.: Астрель, 2002. - 80 с.
17.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
18.Германов Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры : учеб. пособие для бакалавриата и 61 магистратуры / Г. Н. Германов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 224 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Модуль)
19.Гориневский В. В. Физическое образование: Учебное пособие. – М.: Мысль, 2003. – 266 с.
20.Ермолаева Ю.А. Возрастная физиология: Учебник для вузов. М., Высшая школа, 2005. – 300 с.
21.Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы // Психомоторика. Сб. научн. трудов. - Л., 2006. - 166 с.
22.Ильин Е.П. Психология спорта // Теория и практика физической культуры. Спб., Издательство: Питер, 2008. С. 51-53. ISBN: 978-5-91180-928-7.
23.Конторович М.М. Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2001. – 200с.
24.Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сборник статей. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2006. - 144с.
25.Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогика, 2009. – 289 с.
26.Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
27.Малозёмова И. И. Физическое воспитание дошкольников: теоретические и методические основы [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. И. Малозёмова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2018.
28.Малышева, А.Н. Развитие памяти у детей дошкольного возраста // Альманах мировой науки. 2021. № 1 (44). С. 63-64.
29.Методика физического воспитания и развития ребёнка Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. - Сер.Учебное пособие. - М.: Издательство: «Академия», 2008.ISBN:978-5-7695- 4699-0
30.Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 2003.
31.Настольная книга учителя физической культуры: Методическое пособие. / Под ред. Л.Б. Кофмана; Авт.-сост. Г.И. Погадаев. М.: ФиС, 2011. - 496 с.
32.Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
33.Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Владос, 2002. – 200 с.
34.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» /совместно с Н. Ю. Шведовой под редакцией Скворцова // Л. И. Издательство: АСТ, 2014. -736с.
35.Олонцева Г.Н. Организация контроля за физическим воспитанием детей в детском саду: Учебное пособие. - Иркутск: ИГПИ, 2006. - 129 с.
36.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения и игры для дошкольников: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
37.Ошкина, А.А. Теории и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / А.А. Ошкина. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013 – 72 с.: обл.
38.Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду с детьми 4- 5лет: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Мозаика-Синтез,2016.-143с.
39.Пономарев Н.И., Шитикова Г.Ф. Физическая культура и спорт в образе жизни детей. // Физическая культура и спорт в жизнедеятельности дошкольников и учащейся молодежи: Сборник научных статей-Красноярск: КГПИ,2013.- С.113-123.
40.Семенова Т.А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук). – М.: МПГУ, 2007.
41.Степаненкова Э.Я. – Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 368 с.
42.Степаненкова Э.Я., Семенова Т.А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх: монография.–М.: Издательство «Спутник+»,2013. – 198с.
43.Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Медицина, 2010.- 256 с.
44.Суслина И.В. Физиологические аспекты выносливости в спорте. Учебное пособие /онлайн чтение, размер: 317 Кб // Волгоград: Издательство: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012
45.Теленчи В.И., Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Каневская Л.Я. Физическое воспитание. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Книга для работников дошкольных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.- С. 32- 52.
46.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии: практическое пособие. – М.: Феникс, 2000. – 400 с.
47.ФГОС Дошкольное образование – ФГОС. Электронный ресурс // https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
48.Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 112 с. 61. Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 – 176 с.
49.Эльконин Д. Б. Детская психология: Учебное пособие. – М.: Владос. 2004. – 300 с.