Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня образование направлено на развитие многосторонней личности школьника. Большое внимание в данном вопросе уделяется самостоятельности.
Однако современные школьники далеко не всегда способны к самостоятельному решению учебных проблем. Доказательством этого становятся частое невыполнение домашнего задания, нежелание решать поставленные учебные задачи, отсутствие интереса к предмету, инициативы. Все это свидетельствует о несформированности учебной самостоятельности, которая позволяет ребенку инициативно, по личному требованию, выполнять учебную работу, развиваться и совершенствоваться. А в будущем, после окончания школы, такому человеку будет сложно адаптироваться в профессиональной, личной и других сферах, т.к. окружающий мир быстро меняется, требуя от людей постоянного развития.
Поэтому в школе необходимо постоянное внимание к организации самостоятельной работы обучающихся при изучении различных тем.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке – один из важных аспектов педагогики. Каждый учитель, всей душой отдающийся своему делу, обучая и воспитывая детей, подростков, видит их не только такими, какие они есть, но и такими, какими они будут.
Самостоятельная работа на уроке, способствует формированию умений и навыков, развитию самостоятельности и инициативы в познавательной и практической деятельности. Основные качества личности развиваются именно в процессе самостоятельной деятельности. Поэтому при внимании учителя к организации самостоятельной работы учащихся возможно достигнуть действительно сознательного и прочного усвоения ими знаний.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках литературы является важной частью образовательного процесса. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что знакомство с художественными произведениями происходит в процессе самостоятельного прочтения обучающимися художественных произведений. Многие школьники часто не способны к такому ввиду деятельности ввиду слабого развития внимания, аналитико-синтетических видов деятельности. Поэтому на уроках литературы организация самостоятельной работы должна проводиться с учетом характера художественного произведения, урочного времени и возможностей учащихся.
Лирические произведения широко представлены в школьной программе всего учебного предмета «Литература», в то же время лирика – сложный для изучения род литературы.
В отечественной методике накоплен достаточно богатый опыт изучения лирических произведений в школе. В большей степени разработаны теоретико-методологические принципы изучения классической поэзии и лирики первой половины ХХ века, вплоть до 1960 – 1970-х годов.
В школьном курсе литературы лирическим произведениям уделяется большое внимание, именно поэтому совершенствование форм и методов их изучения остаётся открытым вопросом. На уроках литературы предполагается большое количество разнообразных видов самостоятельной работы, каждый из которых является важной частью учебного процесса.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена значимостью формирования навыков самостоятельной работы в:
- в методическом плане (необходимость разработки комплекса упражнений для самостоятельной работы при изучении лирических произведений на уроках литературы);
- в педагогическом плане (развитие способностей учащегося к выбору методов, форм и средств организации самостоятельной работы на уроках литературы при изучении лирических произведений);
- в социальном плане (формирование личностных качеств, которые обеспечат непрерывное развитие, совершенствование выпускника и после школы).
Объект исследования – самостоятельная работа как форма организации деятельности учащихся на уроке литературы.
Предмет исследования – самостоятельная работа учащихся на уроке литературы при изучении лирических произведений.
Цель исследования – системно описать виды самостоятельной работы, применяемые на уроках литературы, исследовать особенности организации самостоятельной работы на уроке литературы при изучении лирических произведений.
Задачи:
1) описать виды и типологию организации самостоятельной работы в школе;
2) изучить особенности организации самостоятельной работы на уроках литературы;
3) рассмотреть понятие «лирическое произведение»;
4) проанализировать особенности методики изучения лирики в среднем звене школы;
4) разработать технологическую карту урока по изучению лирического произведения для 7 класса.
Методы исследования:
1) Теоретический метод: анализ и обобщение данных научно-теоретической, педагогической, психолого-педагогической литературы.
2) Эмпирический метод: анализ УМК, разработка и анализ урока;
3) Описательный метод.
Теоретико-методологической основой настоящего исследования являлись труды в области:
- выявления сущности, видов, форм и методов организации самостоятельной работы обучающихся, в том числе на уроках литературы (Е.Л. Белкин, Б.П. Есипов, И.А. Зимняя, В.Д. Иванов, В.А. Коханова и др.);
- особенности изучения лирических произведений в школе (Н.В. Беляева, С.В. Королева, М.А. Палкин и др.).
Практическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что в работе была разработана технологическая карта урока литературы по изучению лирики А.К. Толстого обучающимися 7 класса, направленная на развитие навыков самостоятельной работы обучающихся. Методические материалы могут быть полезны учителям литературы.
Структура работы: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение.
Глава 1. Теоретико-методические основы организации самостоятельной работы на уроках литературы в средней школе
1.1 Сущность понятия самостоятельная работа
Развитие самостоятельности школьников было и остается приоритетной задачей педагогики. Прежде чем рассматривать понятие «самостоятельная работа», обратимся к сущности сопряженных понятий таких как «самостоятельность» и «учебная самостоятельность».
Самостоятельность – это волевое качество, которому следует уделять как можно больше времени в процессе развития личности человека. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что единого подхода к пониманию сущности такого качества, как самостоятельность, нет. В общепринятом понимании самостоятельность – это:
- способность и желание выполнять задачу или деятельность без помощи других [5];
- независимость, свобода от постороннего влияния, принуждения, посторонней помощи, поддержки. Самостоятельность – это независимые действия, суждения, инициатива и решительность [9];
Определения самостоятельности в педагогике строятся на общепринятых представлениях об этом качестве личности: самостоятельность – одно из направлений личного стремления. Это способность не поддаваться влиянию различных факторов, действовать согласно своим взглядам и мотивам.
Самостоятельность – это обобщенное качество человека, выражающееся в инициативе, критичности, самоуважении и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [11].
Самостоятельность как педагогическая проблема рассматривается и по сей день. Ее изучением занимаются такие известные педагоги, психологи и методисты как В.Д. Иванов, А.К. Осницкий, С.Н. Теплюк, Т.А. Маркова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова, С.Л. Рубинштейн и многие другие.
Представим несколько определений самостоятельности, используемых в науке.
В работах кандидата педагогических наук, педагога, занимающегося проблемами дошкольного образования, С.Н. Теплюка говорится о том, что самостоятельность формируется с раннего возраста: «Начало пути формирования самостоятельных действий и навыков у ребенка приходится на конец первого года жизни, начало второго, так как процесс игры и общения с другими людьми усложняется» [24, c. 41].
По утверждениям педагога В.Д. Иванова самостоятельность человека не может быть абсолютной, потому что человек связан отношениями в обществе и подчинен его законам, невозможно быть независимым от общества, потому что все связано друг с другом, отношениями и процессами.
Исследователь также выделил компоненты, положенные в основу самостоятельности:
- умение реагировать на критику, способность ее принимать;
- ответственность за свои действия;
- дисциплина, имеющая два плана – внешний и внутренний. Внешняя дисциплина характеризуется исполнительностью, а внутренняя – показывает способность к творческой деятельности [14].
Известный специалист в области возрастной психологии Е.О. Смирнова так описывает самостоятельность «…умение оказывать какое-либо воздействие без посторонней помощи, умение ставить новые задачи и цели, находить пути их решения, совершенствовать и развивать» [23, c. 43].
Еще один известный психолог А.А. Люблинская отмечает, что самостоятельность не возникает вдруг, она постепенно развивается с самого раннего возраста на основе развития навыков и опыта ребенка [22].
Анализируя все вышеизложенное, можно сказать, что самостоятельность проявляется как одно из основных качеств человека, выражающееся в способах постановки целей и решения этих задач. Сформированным на высоком уровне это качество можно назвать только тогда, когда человек ставит перед собой цель, обдумывает пути ее решения, решает ее без посторонней помощи. Поэтому, когда речь идет о самостоятельности, в первую очередь, говорят об инициативности, уверенности в принятии решений, нахождении выхода из сложных ситуаций, правильной оценке себя и своей работы, нахождении и исправлении ошибок.
Н.Ф. Виноградова отмечает, что учебная самостоятельность школьника проявляется в способности ставить различные учебные задачи и решать их без посторонней помощи и мотивации. Потребность ребенка в самостоятельности реализуется через его познавательную активность, интерес, творческую направленность, инициативу, целеполагание и умение планировать свою работу [6].
Основываясь на размышлениях М.П. Кашина, можно сделать вывод, что самостоятельность в учебной деятельности понимается как рефлексия (понимание незаконченного, понимание известного, осознание задачи как новой) и поиск умелого и знающего решения (самостоятельное решение, умение сослаться на источники информации) [12].
С. Ю. Прохорова рассматривает учебную самостоятельность как один из аспектов личностного развития и определенный показатель зрелости. По мнению исследователя, учебная самостоятельность – это «способность к самообучению, то есть к расширению своих знаний, навыков, умений и способностей по собственной инициативе» [20, с. 25].
В свою очередь В.А. Коханова в пособии «Технологии и методики обучения литературе» говорит о самостоятельной работе с точки зрения дидактического явления: «Как дидактическое явление, самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности; с другой – форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете, приводит школьника к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему значения, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний» [20, с. 93].
Таким образом, как видно из вышеприведенных объяснений, учебная самостоятельность – это качество человека, проявляющееся в способности ставить и справляться с учебной задачей, инициативность, творчество, расширение знаний, отражающие способность к саморазвитию и самовоспитанию без внешнего воздействия.
Анализ монографических работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А. Зимней, указывает на неоднозначность понятия самостоятельной работы [9], [17].
Самостоятельная работа – это та, которая осуществляется без непосредственного участия учителя, но под его руководством, когда это специально предусмотрено, ученики сознательно стараются достичь цели, используя свои усилия для выражения результатов умственной или физической (или и той, и другой) деятельности в той или иной форме [5].
В свою очередь Д.Г. Ямалтдинова под самостоятельной деятельностью понимает «такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся: наличие задания учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность, умственное напряжение учащихся» [28, с. 89].
Самостоятельная работа, по И.А. Зимней, проявляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом и зафиксированная в общей сумме выполняемых действий, рабочего процесса и результатов. Его реализация требует достаточного самосознания, рефлексии, поведения и личной ответственности, доставляя обучающемуся удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [9].
Определение, данное И.А. Зимней, показывает, что в основе формирования и развития самостоятельности как личностного качества лежат психические процессы – саморегуляция, самоактивизация, самоконтроль. При этом правильно организованная самостоятельная работа определяет эффективность всего учебно-воспитательного процесса.
С точки зрения методики обучения самостоятельную работу нельзя рассматривать как форму организации учебной деятельности или как метод обучения и воспитания. В данном случае уместно использовать следующую характеристику: самостоятельная работа является средством активизации и привлечения учащихся к самостоятельной учебной деятельности, как условие развития у последних познавательной деятельности [1].
В основе организации самостоятельной работы положен деятельностный подход, описываемый в ФГОС [37].
При разработке системы самостоятельных работ выдвинуты главные дидактические требования [8]:
1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретение учащимися глубоких и твердых знаний, развитие у них познавательных способностей, формирование умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
2. Система должна соответствовать основным принципам дидактики: прежде всего принципам доступности и систематичности, взаимосвязи теории и практики, сознательной и творческой деятельности, принципу обучения на высоком научном уровне.
3. Работа, включенная в систему, должна быть разнообразной по образовательным целям и содержанию, чтобы учащиеся развивали широкий спектр навыков и навыков.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение: Книга для учащихся 7 – 11классов/ Р.И. Альбеткова – М.,2003.-85с.
2. Арапова, О. С. Проблемы изучения лирики в старших классах школы [Электронный ресурс] / О. С. Арапова, М. А. Селиверстова, М. Г. Алиева – 2017. – Доступ с сайта Rusnauka.com – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/pdf/241928.pdf. – 8.04.2019. (Дата обращения 30.09.2023).
3. Антипова, А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: Учебное пособие / А.М Антипова, Леонов С.А., Чертов В.Ф. — М.: Флинта: наука, 2003.-287с.
4. Белкин, Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е. Л. Белкин. — М.: Дрофа, 2007. - С.23.
5. Беляева, Н. В. Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе: автореф. дис. ... канд. педагогических наук / Н.В. Беляева. – Москва, 1997
6. Бодрова, И. В. Развитие самостоятельности у младших школьников / И.В. Бодрова // Начальная школа, 2008. № 8. – 38 с.
7. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника / О.Ф Борисова // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 1. - С. 124-132.
8. Вернер Р.М. Лирика и лирики. – Гамбург и Лейпциг. Взаимосвязь восприятия и анализа худ. произведений в процессе изучения литературы в школе. - М., Издат. МГУ, 1990. - 148с.
9. Воскресенская А.И., Закожурникова М.Л. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1950.-368с.
10. Душина, И.В. Методика и технология обучения литературе в школе .Учебное пособие / Таможняя Е.А., Пятунина В.Б., И.В. Душина – М:, Астрал, 2002. -192с.
11. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках./ Б.П. Есипов – М., 2001.-362 с.
12. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л.В. Жарова. — СПб.: Нева. - 2002. - С.114.
13. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии /И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2003. - 264 с.
14. Иванов, В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами : Кн. для старшеклассников / В. Д. Иванов. - Москва : Просвещение, 1991. – 126 с.
15. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие : практическое пособие / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. - Москва : АРКТИ, 2008. - 77 с.
16. Каноныкин Н. П. Методика преподавания русского языка в начальной школе: Пособие для учителей нач. школы / Н. П. Каноныкин, Н. А. Щербакова. - 5-е изд., перераб. - Ленинград : Учпедгиз. Ленингр. отдние, 1955. – 644 с
17. Коровина В.Я, Литература 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 Ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина. – 20-е изд. – М. Просвещение, 2012. – 319 с.
18. Коровина В.Я, Литература 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 Ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина. – 20-е изд. – М. Просвещение, 2012. – 324 с.
19. Королева, С. В. Изучение особенностей поэтического языка в процессе анализа лирических произведений в старших классах средней школы:автореф. дис. канд. педагогических наук / С. В. Королева. –Москва, 2000.
20. Коханова В.А. Методика преподавания литературы: Практическое пособие для самостоятельной работы студентов-филологов / В.А. Коханова — М.: МГПУ,2004.-162с.
21. Коханова, В. А. Теория и методика обучения литературе: Учеб. пособие для бакалавров [Электронный ресурс] / В. А. Коханова, М. П. Жигалова – 2016. – Доступ с сайта Biblioclub.ru – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=482644&sr=1. – 10.04.2019.
22. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.1 / Авт.-сост. Г.С Меркин. – 6-е изд. испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008.- 416 с.
23. Матвеева, Л.Н. Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности младших школьников / Л.Н. Матвеева // МНКО. 2017. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-na-urokah-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.05.2023).
24. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., Учпедгиз., 1974.
25. Пакулина, С. А. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников / С.А. Пакулина //Начальная школа, 2009. №3. – 10 – 13 с.
26. Палкин, М. А. Лирика как искусство стихотворного слова / М. А. Палкин. - Минск : Вышэйш. шк., 1986. - 270
27. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность в обучении / П.И. Пидкасистый. - Москва, 1980. -250 с.
28. Пичугина, Г.А. Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования / Г.А. Панфилова // БГЖ. 2018. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-samoobrazovaniya (дата обращения: 17.05.2023).
29. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая (Это белорусский журнал) школа. – 2013. – №8. – С. 63-66.
30. Прохорова, С. Ю. Учебная самостоятельность младшего школьника : диагностика и развитие : практическое пособие/ С. Ю. Прохорова. – Москва : АРКТИ, - 2008, - 80 с.
31. Ремизова, Н.В. «Познавательная самостоятельность и ее развитие у учащихся начальных классов» / Н.В. Ремизова // Журнал « Начальная школа», 2011, № 11. – 121 с.
32. Родная русская литература : 7-й класс : учебное пособие для общеобразовательных учреждений / О. М. Александрова, Н. В. Беляева [и др.]. – Москва : Просвещение, 2021. – 191 с.
33. Сергеева, Б. В. Пути формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка / Б. В. Сергеева, А. А. Гуленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77007/ (дата обращения: 16.05.2023).
34. Сильман, Т. И. Заметки о лирике / Т. И. Сильман ; [Послесл. Д.С. Лихачева]. - Ленинград : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1977. - 223 с.
35. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. Москва: Дрофа, 2008. – 253 с.
36. Теплюк С. Н. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991. №7. С.67.
37. Ускова, И. В. Самостоятельная работа по русскому языку и её функции в современном образовательном процессе / И. В. Ускова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6649/ (дата обращения: 16.05.2023).
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016. – 45 с.
39. Федеральная рабочая программа основного общего образования по литературе для 5-9 классов. – М., 2022. - URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/02_ФРП_Литература_5-9-классы.pdf (дата обращения: 26.11..2023).
40. Щетинина, В.В. Формирование познавательной самостоятельности как психолого-педагогическая проблема / В.В. Щетинина// Научное отражение. – Тольятти, 2017. – 47 – 52 с.
41. Ямалтдинова, Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся/ Д.Г. Ямалтдинова // Начальная школа. – №2, 2008.– с. 89.