Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы. Тема устных высказываний в монологической и диалогической речи является актуальной и важной, особенно для младших школьников, у которых наблюдается несформированность грамматической системы языка. Этот дефект в структуре общего недоразвития речи ребенка негативно влияет на его коммуникативные навыки и может привести к ошибкам как в письменной, так и в устной речи. Более того, это может отразиться на социализации ребенка в обществе.
Дети с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) сталкиваются с трудностями в процессе обучения, особенно в освоении грамматической структуры языка. В данной ситуации самостоятельно справиться с проблемами в формировании грамматической структуры речи очень сложно. Дети с нарушениями речевого развития испытывают затруднения в усвоении грамматических правил и часто имеют неравномерное развитие морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов. Это может привести к искажению общей картины их речевого развития и в долгосрочной перспективе может привести к развитию дисграфии или дислексии.
Как правило, у младших школьников наблюдается неправильное использование грамматических конструкций, неправильная форма слова, ошибки в согласовании времен и другие подобные проблемы. Поэтому важно проводить систематическую работу по развитию грамматической компетенции у детей с ОНР.
Исследования, проведенные как в России, так и за рубежом, показывают, что около 60-70% детей с ОНР имеют проблемы с грамматической структурой речи, согласно данным Л.А. Шербаковой, и 70-80% по данным Е.М. Мастюковой [11].
Изучение грамматической структуры речи началось еще после Второй мировой войны благодаря работам таких ученых, как Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Е.И. Радина, Е.А. Флерина, А.П. Усова, которые опирались на опыт Е.И. Тихеевой.
М.В. Богданов-Березовский, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, С.Н. Шазовская и другие исследователи также внесли значительный вклад в изучение нарушений грамматической структуры речи у детей с ОНР.
Важный вклад в данную тему внесли А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Л.В. Щерба, Т.Н. Ушакова и другие ученые.
Одним из методов работы с детьми с общим недоразвитием речи является использование специальных упражнений и игр, направленных на развитие грамматического строя речи. Это помогает детям лучше понимать и использовать правильные грамматические конструкции в своей речи.
Также важно проводить индивидуальные занятия с ребенком, чтобы уделить внимание его конкретным проблемам и помочь ему преодолеть трудности, связанные с грамматическим строем речи.
Несформированность грамматической системы языка у младших школьников может привести к общему недоразвитию речи и негативно сказаться на их коммуникативной способности. Поэтому необходимо проводить систематическую работу по развитию грамматической компетенции у детей с ОНР, используя специальные методики и индивидуальный подход к каждому ребенку. Это поможет им преодолеть трудности и достичь лучших результатов в развитии речи.
В ФГОС НОО 2021 года содержится указание на формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. ФГОС обращает наше внимание на одну из целей изучения русского языка в начальной школе - «использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета» [41].
Цель исследования: изучить состояние грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи и определить направления и содержание ее коррекции.
Объект исследования: процесс разработки грамматического строя речи у младших школьников.
Предмет исследования: особенности коррекции грамматического строя речи младших школьников с ОНР в процессе логопедической работы.
Гипотеза исследования: эффективность развития грамматического строя речи в младшем школьном возрасте повысится при условии организации коррекционно - логопедической работы со словообразованием, словоизменением, со структурой простых предложений, как в устной, так и в письменной речи.
В ходе этого исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методические источники, посвященные логопедической работе по коррекции грамматического строя речи младших школьников с ОНР.
2. Изучить особенности развития грамматической стороны речи в процессе онтогенеза у обучающихся с речевой патологией.
3. Провести экспериментальное исследование состояния грамматической стороны речи у младших школьников с ОНР.
4. Определить направления коррекционной работы по развитию грамматического строя речи младших школьников с ОНР.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- Теоретические методы: анализ специальной литературы по проблеме исследования.
- Эмпирические методы: эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.
- Интерпретационные методы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1.Азова, О. И. Обследование младших школьников с дизорфографией. Учебно-метод. пособие. Ч 1/ О. И. Азова; под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007 – 53 с. ISBN 978-5-209-02718-8
2.Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под общ. ред. В. И. Яшиной. М.: Академия, 2013. ISBN 978-5-7695-9603-2.
3.Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи: речь и речевое общение детей: метод. пособие для воспитателей/ А.Г. Арушанова. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2008. ISBN 978-5-86775-046-6
4.Архипова, Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи/ Е.Ф. Архипова // СДО. 2017. №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esli-u-rebenka-obschee-nedorazvitie-rechi (дата обращения: 26.09.2023). Текст: электронный.
5.Баженова, Ю. А. Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи/ Ю.А. Баженова, Ю.С. Мохова // Вестник Мининского университета. 2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-navykov-slovoizmeneniya-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 26.09.2023).Текст: электронный.
6.Безрукова, О. А. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие/ О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова, О.Г. Приходько. М.: Русская речь, 2016. ISBN 978-5-91814-033-8
7.Борякова, Н. Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений)/ Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова. М.: В. Секачев, 2012. - 51 с. ISBN 978-5-88923-303-9
8.Волкова, Л.С Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов/ под ред. Л.С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2003 . – 675 с. ISBN 978-5-691-01211-2 (В пер.)
9.Гаркуша, Ю.Ф. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/ под ред. Ю. Ф. Гаркуша. – М., 2001-с.241 ISBN 5-89502-428-9
10.Гвоздев, А Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 472 с. ISBN 978-5-89814-379-4 (В пер.)
11.Глазунова, С.Н. Формирование грамматического строя речи у школьников с общим недоразвитием речи/ С.Н. Глазунова, Л.В. Шадрина // Скиф. 2023. №1 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-shkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 26.09.2023). Текст: электронный.
12.Грибова, О.Е. Методы и приемы совместной работы учителя и воспитателя по формированию грамматического строя речи у учащихся с речевыми нарушениями/ О.Е. Грибова, А.А. Клячко //Дефектология. - 1986. - №4. – с.55-60. Текст: электронный
13.Двуреченская, О.Н. Особенности словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ О.Н. Двуреченская, Е.Д. Минеева // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. С. 72-74. Текст: электронный
14.Долбикова, М. В. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / М. В. Долбикова // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65572/ (дата обращения: 23.12.2023). Текст: электронный
15.Жогло, К.О. Экспериментальное изучение навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи/ К.О. Жогло // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Т. 2. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 182-184.
16.Жукова, Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие/ Жукова Н.С. Социально-политический журнал М.: 1994. 96 с.
17.Запорожец, К.С. Методы и приемы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР/ К.С. Запорожец // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. №2(76). С. 101-104. Текст: электронный
18.Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников : (Формирование лексики и граммат. строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 1999. - 158, [1] с. : ил.; 20 см. - (Библиотека логопеда).; ISBN 5-87852-109-1
19.Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Союз, 2001. - 218, [3] с. : ил.; 20 см. - (Библиотека логопеда).; ISBN 5-94033-033-9
20.Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды / Р. Е. Левина ; [ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин]. - Москва : АРКТИ, 2005. - 221, [1] с. : ил., портр., факс.; 22 см. - (Федеральная программа "Культура России").; ISBN 5-89415-462-6
21.Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев. - 8-е изд. - Москва : Ленанд, 2014. - 211, [2] с.; 22 см. - (Лингвистическое наследие ХХ века).; ISBN 978-5-9710-1158-3
22.Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е исправл. Издание. / Д.А. Леонтьев – М.: Смысл, 2013. - 488 с. ISBN 978-5-89357-385-5
23.Лепская, Н. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации/ Н.И. Лепская ; [Российский государственный гуманитарный университет]. - 2-е изд., стер. - Москва : РГГУ, 2017. - 313, [1] с. : ил., портр., табл., факс.; 20 см.; ISBN 978-5-7281-1907-4
24. Логинова, Е.А. Основные направления логопедической работы по профилактике и коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников/ Е.А. Логинова // Специальное образование: материалы XIV международной научно-практической конференции / отв. редактор Л.М. Кобрина. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А С. Пушкина, 2018. С. 162-168. Текст: электронный
25.Логопедия. Основы теории и практики / Под ред. Н.С. Жуковой. М.: Эксмодетство, 2021. - 288 с. ISBN: 978-5-699-48294-8
26.Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у школьников (коррекция стертой дизартрии) : Учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена : Союз, 2001. - 100, [1] с.; ISBN 5-8064-351-3
27.Манчук, К.Е. Экспериментальное исследование особенностей состояния операций словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня/ К.Е. Манчук // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: материалы V Всероссийской научно-практической и методической заочной конференции. Киров: ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет, 2018. С. 272-279. Текст: электронный
28.Меженцева, Г.Н. Особенности операций словоизменения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ Г.Н. Меженцева, Н.В. Мартынова // Мир педагогики и психологии. 2020 №1(42). С. 32-37. Текст: электронный
29.Меженцева, Г. Н. Особенности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ Г.Н. Меженцева, А.А. Таранова // Colloquium-journal. 2020. №8 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 26.09.2023). Текст: электронный.
30.Мироненко, В. А. Логопедическая коррекция грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением информационных технологий/ В.А. Мироненко, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-korrektsiya-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-s-primeneniem-informatsionnyh (дата обращения: 26.09.2023). Текст: электронный.
31.Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 624 с. ISBN 978-5-89814-911-6.
32.Основы логопедической работы с детьми : Учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. классов, студентов пед. училищ / [Г. В. Чиркина и др.]. - 2. изд., испр. - Москва : АРКТИ, 2003 (Домодедово : ДПК). - 239, [1] с. : табл.; 21 см. - (Библиотека практикующего логопеда).; ISBN 5-89415-246-1 (в обл.)
33.Тенкачёва, Т. Р. Онтогенез формирование грамматической стороны речи у дошкольников/ Т.Р. Тенкачева //Специальное образование – 2013 - №4. Текст: электронный
34.Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова; Ин-т дошк. воспитания и семейн. образования РАО. - Москва : Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. - 236, [2] с.; 21 см.; ISBN 5-89939-033-6
35.Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 287 с.; 21. - (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).; ISBN 5-691-00871-4
36.Филичева, Т.Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, А.В. Соболева. – Изд-во: В. Секачев., 2016. – 196 с. ISBN: 978-5-88923-346-6
37.Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии: [профессиональные рекомендации, диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи : 0+] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. - Москва : Эксмо, 2015. - 317, [1] с. : табл.; 25 см. - (Соответствует ФГОС).; ISBN 978-5-699-68972-9
38. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с. — (Библиотека логопеда-практика). ISBN 978-5-8112-3390-8
39.Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
40.Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок : Лингвистика дет. речи : Учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Цейтлин. - Москва : Владос, 2000. - 238, [1] с.; 22 см. - (Учебное пособие для вузов).; ISBN 5-691-00527-8
41.Шадринцева, О. В. Особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-его уровня // Челябинский гуманитарий. 2010. №1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-ego (дата обращения: 23.12.2023).
42.Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк / Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. М.: 1958.
43. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ https://clck.ru/37Cgiz Текст: электронный.
44.Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общей редакцией В. И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2018. - 445, [1] с.: табл.; 22 см. - (Высшее образование. Бакалавриат. Педагогическое образование).; ISBN 978-5-4468-7254-1
45.ФГОС НОО https://clck.ru/36sidk Текст: электронный.