Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в России все чаще стало упоминаться понятие «абьюзивные отношения», но нет однозначного понимания данного понятия.
Для исследования супружеских отношений значение имеют труды
Л.Я. Грозман, М.Я. Соловьева, B.А. Сысенко. Особенности специфических проблем первых лет супружеской жизни изучали отечественные ученые А.Вишневский, Б.И. Говако, И. Дементьева.
Абьюз в отношениях представляет собой форму физического или психологического насилия со стороны партнера, включая унижения, оскорбления и побои. Проявления неуважения, отсутствие равноправия для девушки, а также пренебрежение со стороны партнера указывают на наличие абьюза в отношениях. Когда отношения становятся более о контроле и власти одного человека над другим, они перестают быть здоровыми. Важно отметить, что абьюз включает не только физическое и вербальное насилие, но и ограничение партнера в финансах, свободе передвижения и даже шантаж.
Недостаток научных знаний о проблеме семейного насилия представляет собой значительное препятствие для разработки комплексной и эффективной системы раннего выявления, профилактики и реагирования. Эта система должна основываться на всеобъемлющем понимании явления семейного насилия, которое в настоящее время изучается различными научными дисциплинами, такими как психология, демография, экономика и другие. Это фрагментарное знание ведет к ограниченному пониманию изучаемого явления.
Таким образом, актуальность темы научного исследования обусловлена:
- масштабами распространенности абьюза в российских семьях и его последствиях;
- необходимостью научного осмысления этой проблемы с целью выявления всех аспектов ее проявления и снижения латентности этого феномена;
- практической потребностью разработки многоуровневого скоординированного подхода к профилактике, преодолению и регулированию процессов абьюза в отношениях.
Несмотря на то, что проблема была в центре внимания и частично изучена за последние две десятилетия, все еще отсутствует единое определение и полное понимание ее сущности. Применение методологической основы к исследованию проявлений абьюза практически отсутствует из-за сложности генезиса данного явления. Эти обстоятельства подчеркивают актуальность проблемы исследования, которая заключается в необходимости разработки программы профилактики абьюза в семейных отношениях.
Цель – изучить ведущие характеристики взаимоотношений при абьюзивных супружеских отношениях разработать и апробировать программу профилактики абьюза в супружеских отношениях.
Объект исследования – супружеские отношения.
Предмет исследования – ведущие характеристики взаимоотношений при абьюзивных супружеских отношениях как основания разработки программы профилактики абьюза в супружеских отношениях.
Гипотеза исследования: разработанная нами программа, построенная на основе обучения супругов навыкая саморегуляции поведения и эффективного взаимодействия, позволяет профилактировать абьюз в супружеских отношениях.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования, определили постановку и решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению психологических особенностей супружеских отношений;
2. Проанализировать подходы к рассмотрению причин абьюза в супружеских отношениях;
3. На основе теоретического анализа обобщить основные подходы к профилактике абьюза в супружеских отношениях;
4. Выявить ведущие характеристики взаимоотношений при абьюзивных супружеских отношениях;
5. Разработать и апробировать программу профилактики абьюза в супружеских отношениях;
6. Проанализировать эффективность программы профилактики абьюза в супружеских отношениях.
Теоретическая значимость состоит в том, что мы проанализировали и систематизировали научные сведения, касающиеся конфигураций, факторов и последствий абьюза в семейных отношениях, а также особенностей предотвращения абьюза. Было сформулировано определение абьюза, которое служит теоретическим основанием для эмпирического исследования взаимодействия между супругами. Полученные данные стали ориентиром для разработки психологической программы по предотвращению абьюза.
Практическая значимость. Извлеченные в ходе исследования факты на практике способствуют расширению понимания явления абьюза в браке. Была разработана система мер по предотвращению абьюза в семейных отношениях, включающая в себя совместные мероприятия с парами. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования центрами психологической поддержки населения для семейного психологического консультирования и просветительской работы с целью усиления ответственности супругов в сфере их взаимоотношений.
Полученные данные могут быть внедрены в лекционные курсы для подготовки специалистов различных профилей (педагогов, психологов и др.) в области семейных отношений.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы из 43 наименований, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ АБЬЮЗА В СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1. Подходы к изучению психологических особенностей супружеских отношений
Исследование семейных отношений представляет собой одно из активно развивающихся направлений как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. Сегодняшнее представление о семье рассматривается как сложная концепция взаимоотношений, объединяющая людей через связи брака, родительства и родства, выполняющая важные социальные функции.
Несколько ученых, таких как Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, А.И. Антонов, В.М. Медков, И.Ф. Гребенников, С.В. Ковалев, Д.А. Леви, Б.М. Левин, М.В. Петрович, В.П. Левкович, Е.А. Личко, Г. Навайтис, А.Г. Харчев и др., занимались изучением функций семейных отношений, их психологического содержания и различных типов распределения ролей в семье. Их исследования показали, что функции семьи направлены на создание оптимальных условий для социализации детей и удовлетворение социальных, групповых и индивидуальных потребностей. Семья, выполняя свои функции, связана с обществом с одной стороны и с индивидами, входящими в ее состав, с другой. Все функции семьи обладают социальным характером.
Значительное число исследований, посвященных вопросам семьи и брака, были проведены представителями различных психологических школ, используя собственное научное видение актуальности и психологических аспектов этой проблемы. Современные ученые сосредотачиваются на изучении психологических аспектов жизни семьи, будь то в контексте супружеских или родительских отношений.
В результате текущих исследований наибольшее внимание уделяется особенностям взаимодействия членов семьи, что является ключевым для психолого-педагогической науки, ориентированной на воздействие родителей на развитие и воспитание детей внутри семьи.
В свете осознания важной роли супругов в организации и функционировании семьи в современной психологии возникает необходимость более глубокого изучения их личностных особенностей и разработки мер для помощи им в приобретении необходимых ролевых позиций.
В соответствии с выводами С.В. Заева, структурирование семейной сферы жизни в значительной степени опирается на самопонимание. Это включает в себя формирование собственной системы семейных ценностей, создание образа "Я" в качестве будущего супруга или брачного партнера, а также планирование будущей семейной жизни на основе семейных ролевых конструкций.
В процессе самоопределения в рамках семьи личность разрабатывает системную модель будущей семейной жизни, известную как супружеский план. Этот план включает три взаимосвязанных компонента:
1) Ценностно-мотивационный, который определяет направленность системы в целом.
2) Коннотационные конструкты супружества, отражающие соотношение в сознании образа "Я" как семьянина и образа будущего партнера.
3) Семейно-ролевые установки, представляющие собой притязания и ожидания, связанные с функционально-ролевой сферой будущих семейных отношений, согласно работам Р. Уинча, Р. Сентерса, Б. Мурстейна и других.
Неудачу в формировании брачно-семейных отношений можно рассматривать как следствие некоторых недостатков (например, недочетов, ошибок и противоречий) в построении будущего сценария совместной жизни сторонами, образующими пару. - Речь идет о дефектах в построении будущего сценария совместной жизни сторонами, образующими пару. При этом дефекты могут касаться как объективных (например, распределение семейных обязанностей, распределение экономического дохода, количество детей), так и субъективных (например, планы по изменению личностных характеристик партнера по браку, области ассертивности) аспектов построения брачно-семейных отношений. Очевидно, что эти недостатки семейного сценария должны быть выявлены еще в добрачный период и разрешены при значимой помощи психолога, прошедшего соответствующую подготовку.
Думается, что, несмотря на свою важность, проблема семейного самоопределения, и в частности построения сценариев брака, еще не получила достаточного внимания как предмет психологических исследований. В то же время системный подход в психологии семьи (например, М. Боуэн, С. Минухин, В. Сатир) подчеркивает необходимость комплексного исследования супружеских отношений. В результате необходимое внимание уделяется добрачным представлениям, которые формируются в процессе семейного самоопределения и впоследствии являются основой для семейной самореализации.
Теоретический и исторический анализ психологии брачно-семейных отношений показывает, что это направление научно-психологического знания объединяет две составляющие: детско-родительскую психологию и психологию супружеских отношений. Эти составляющие охватывают достаточно широкий круг вопросов, связанных с функционированием семьи, но объединяет их признание важного вклада личности, сочетающей в себе исполнение ролей родителя и супруга, в организацию семейной сферы.
Психология брачно-семейных отношений показывает, что личность вступает в супружеские отношения и берет на себя решение сложных проблем, связанных с организацией психологической сферы семьи, межличностным взаимодействием ее членов и воспитанием детей.
От успешности или неуспешности "вхождения" личности в эту сферу зависит не только то, насколько эффективно функционируют все подструктуры семьи и насколько стабильной стала сама семья, но и качество решения проблем самореализации личности в целом.
В то же время в психологии проводятся исследования, показывающие, что семья является весьма динамичным образованием и подвержена влиянию ряда объективных и субъективных факторов, которые не всегда благоприятны для стабильности семьи. Среди прочих параметров удовлетворенность супружескими отношениями признается весьма полезным индикатором, отражающим качество семейных отношений, в том числе и отношений между супругами. Последствиями неудовлетворенности в браке и других семейных отношениях являются супружеские конфликты, неверность и разводное поведение [3].
Основной причиной снижения стабильности семьи и роста неудовлетворенности взаимоотношениями ее членов является неспособность семьи к самоопределению и структурированию. Вступая в брак, стороны не всегда имеют достаточно успешную модель семейной жизни, т.е. сценарий брака. Это приводит к возникновению более или менее разнообразных проблем во взаимодействии супругов и, соответственно, родителей, снижает эффективность брачно-семейных отношений.
Несмотря на свою значимость для стабильности брака и развития семейных отношений, вопрос создания сценария супружеской пары в добрачный период и общей картины будущей семейной жизни еще недостаточно изучен, о чем свидетельствует обзор научной литературы. Поэтому необходимо акцентировать внимание на особенностях перцептивного развития в подростковом возрасте как предпосылке для планирования компонентов супружеской жизни.
Таким образом, изучение психологических характеристик супружеских отношений является активно развивающимся направлением в отечественной и зарубежной психологии. Семья в настоящее время признается как сложное реляционное понятие, объединяющее людей через супружеские, родительско-детские и родственные связи и выполняющее важные социальные функции.
Исследованиями в этой области занимались представители различных психологических школ, каждая из которых имеет свой научный подход. Современные исследователи часто акцентируют внимание на психологических аспектах семейных взаимодействий, особенно рассматривая роль семьи в воспитательном воздействии на детей.
Особое внимание уделяется не только функциональным аспектам семейных отношений, но и личностным характеристикам супругов. Вопросы, связанные с самоопределением семьи, такие как формирование семейных ценностей, образ будущих супругов и сценарии будущей семейной жизни, оказались важными и требуют более пристального внимания со стороны психологов.
Таким образом, теоретический и исторический анализ в этой области психологии показал, что психология брака и семейных отношений объединяет два элемента: отношения между детьми и родителями и отношения между супругами. Эти два элемента взаимосвязаны, и признано, что люди, выступающие в роли как родителей, так и супругов, вносят важный вклад в регулирование семейной сферы.
1.2. Психологические причины абьюза в супружеских отношениях
С точки зрения психологии, корни жестоких отношений лежат в детских отношениях между родителями жестокого партнера. Для всех детей поведение их родителей в отношениях является образцовым. Если отношения родителей в доме ребенка были очень напряженными, если ребенок часто видел жестокие драки, то все это оказывает решающее влияние на психику ребенка. Жестокие черты могут не проявляться в первое десятилетие жизни, но они становятся ярко выраженными в подростковом возрасте, в конфликтах со сверстниками и родителями. Жестокое обращение в равной степени проявляется в подростковом и взрослом возрасте, но в зрелом возрасте добавляются экономические злоупотребления.
Из-за неумения и бездействия правоохранительных органов, религиозных, социальных и медицинских служб насилие часто остается
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агрессия и психическое здоровье /Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостаковича. - СПб., 2002.
2. Антонов, А. И. Удовлетворенность жизнью, семья и брак в России и Европе / А. И. Антонов, О. Л. Лебедь, А.А. Соколов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2010. - № 3 (97). - С. 61-69.
3. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии. - М., 1988.
4. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А., Шостакович Б.В. Криминальная сексология. - М., 1999.
5. Антонян, Ю. М. Состояние насильственной преступности в России / Ю. М. Антонян, В. А. Верещагин //Агрессия и психическое здоровье. - 2002. - С. 23-33.
6. Анфиногентова, М. Д. Абьюз и абьюзивные отношения / М. Д. Анфиногентова // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2020. – № 1-1. – С. 118-120.
7. Баранова, Т. С. Абьюз как вид эмоционального насилия в семье / Т. С. Баранова // Молодежь XXI века: шаг в будущее: Материалы XIX региональной научно-практической конференции. В 3-х томах, Благовещенск, 23 мая 2018 года. Том 1. – Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный университет, 2018. – С. 186-187.
8. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. - СПб., 2001.
9. Бернс Р. Я - концепция и Я - образы / Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара, Изд. Дом “Бахрах”, 2003.
10. Бляхер, Л.Е. Нестабильные социальные состояния / Л.Е. Бляхер. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2005. -208 с.
11. Борисова Л.Б. Против насилия в семье. - М., 2003.
12. Брайцева, Е.А. Женское супружеское насилие: автореферат кандидата социологических наук : 22.00.04 / Брайцева Е. А.-Н. Новгород, 2009. - 30 с.
13. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1999.
14. Бэрон, А. Агрессия / А. Бэрон. - СПб.: Питер, 1998. - 330 с.
15. Власова Е.В. Проблемы насилия в семье// Круглый стол - Насилие и ненасилие в современном мире. - Ростов-на-Дону, 2002.
16. Горшков И.В., Горинов В.В. Расстройства личности и агрессия (Обзор литературы)//Рос. психиатр. журн. 1998. № 5.
17. Горшкова И.Д., Шурыгина И.И. Насилие над женщинами в современных российских семьях. - М., 2003.
18. Градскова Ю. Домашнее насилие как социально-психологическая и культурная проблема: к портрету женщины-жертвы. - М., 2000.
19. Даллер К.Г. Социальная защита детей // Энциклопедия социальной работы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - Т. 3.
20. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социологические исследования. - 2014. - № 5. - С. 142-147.
21. Ермаков, В. Д. Все начинается с родительской семьи, ее проблем и болезней / В. Д. Ермаков // М.: Мысль. - 1991. - С. 227-228.
22. Заев С.В, Взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук, - Краснодар: КубГУ, 2006. -26с.
23. Здравомыслова, Е.А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе / Е.А. Здравомыслова, A.A. Темкина // О мужественности: сб. статей / Сост. С. Ушакин. - М„ 2002. - С. 432-451.
24. Здравомыслова, О.М. Российская семья на европейском фоне / О.М. Здравомыслова, М.Ю. Арутюнян. - М.: Институт социально-экономических проблем РАН, 2008.-231 с
25. Иванов, В.И. Основы современного социального управления / В.И. Иванов. -М.: Экономика, 2000.-271 с.
26. Ильин, И. А. О сильной власти // Социология власти. - 2008. - №. 4. - С. 269-389.
27. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии, 1998. - № 6.
28. Калинин, А.Ф. Семья как социальный институт / А.Ф. Калинин. - Чита: Поиск, 1999.- 112 с.
29. Киреев, Г. Н. Сущность насилия / Г. Н. Киреев // Прометей. -1990. - 110 с.
30. Ковалев С.В. Психология семейных отношений, - М., 1987.
31. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. - 383 с.
32. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.
33. Лыткина, Т.С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье / Т.С. Лыткина // Социологические исследования. - 2004. - № 9. - С. 85-90.
34. Михеева, А.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты / А.Р. Михеева. - Новосибирск: НГУ, 2001. - 74 с.
35. Орлов А. Б. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000, № 2-3.
36. Писклакова М., Синельников А. Между молчанием и криком. История, культура, политика и домашнее насилие. - М., 2004.
37. Прилипкин, Р. А. Абьюз как социально-психологическое явление / Р. А. Прилипкин // Дни студенческой науки: Сборник материалов 47-й научной конференции обучающихся СамГУПС, Самара, 14–30 апреля 2020 года. Том Выпуск 21, Том 2. – Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2020. – С. 118-120.
38. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ.ред., сост. И предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. - М. : Политиздат, 2012, - 542 с.
39. Хамматова Р.С. Социально-психологические особенности семей различной этнической принадлежности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук.
40. Чекменева, А. С. Абьюз в межличностных отношениях как феномен современности / А. С. Чекменева // Парадигмальный характер фундаментальных и прикладных научных исследований, их генезис : Сборник научных статей по итогам Национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 марта 2019 года. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Редакционно-издательский центр "КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС", 2019. – С. 99-100.
41. Шакина В.А., Шакин В.Б. Что мы понимаем под насилием в семье? - Иркутск, 2001.