- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Психологическая безопасность как фактор эмоционально-личностной сферы дошкольников
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Психология
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Психологическая безопасность как фактор эмоционально-личностной сферы дошкольников "?60 страниц
60 источников
Добавлена 12.07.2024 Опубликовано: stuservice
13875 ₽
27750 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы проблемы психологической безопасности как фактора эмоционально-личностной сферы дошкольников 8
1.1 Понятие психологической безопасности ребенка дошкольного возраста 8
1.2 Особенности эмоционально-личностной сферы дошкольников 18
1.3 Обеспечение психологической безопасности ребенка в дошкольной образовательной организации 26
ГЛАВА 2 Эмпирическое изучение психологической безопасности как фактора эмоционально-личностной сферы дошкольников 36
2.1 Организация эмпирического исследования психологической безопасности эмоционально-личностной сферы дошкольников 36
2.2 Результаты эмпирического исследования психологической безопасности дошкольников 42
2.3 Обобщение и интерпретация результатов эмпирического исследования психологической безопасности как фактора эмоционально-личностной сферы дошкольников 46
2.4 Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности дошкольников 48
Заключение 62
Список литературы 64
Приложения 73
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность. Исследования ученых показывают, что вопросы о психологической безопасности детей дошкольного возраста становятся все более актуальными. Это связано с тем, что в этом периоде дети начинают развивать новые межличностные отношения и приобретают такие личностные черты, как эмоциональная децентрация, сознательное соподчинение желаниям и потребность в социальном соответствии.
Психологическая безопасность играет важную роль в нормальном развитии ребенка дошкольного возраста, способствуя формированию положительных качеств и доброжелательного отношения к окружающим. Ученые, такие как М.И. Лисина и Т.А. Репина, определяют психологическую безопасность как устойчивое положительное эмоциональное состояние ребенка, которое основано на удовлетворении его основных возрастных потребностей, включая как биологические, так и социальные. Важно отметить, что психологическое благополучие, определенное А.Д. Кошелевой и В.И. Перегудой, также является ключевым аспектом психологической безопасности [31]. Оно является устойчивым положительным и комфортным эмоциональным состоянием ребенка, влияющим на его отношения к миру и способность к переживанию ситуаций, познавательной сферы, эмоциональных и волевых процессов и взаимоотношений со своими сверстниками.
Однако, помимо уже упомянутых аспектов, психологическая безопасность детей дошкольного возраста также связана с их общением с родителями и другими взрослыми. Качество взаимодействия с близкими людьми, включая поддержку, понимание и эмоциональную связь, играет важную роль в формировании чувства безопасности у ребенка. Дети нуждаются в стабильной и поддерживающей среде, где они могут выражать свои эмоции, задавать вопросы и получать поддержку в решении проблем.
Кроме того, важным аспектом психологической безопасности является развитие у детей навыков саморегуляции и умения справляться со стрессовыми ситуациями. Дошкольный возраст является периодом, когда дети начинают сталкиваться с различными вызовами и испытаниями. Поэтому важно помочь им развить навыки эмоциональной регуляции, умение адаптироваться к новым ситуациям и находить конструктивные способы решения проблем.
Таким образом, психологическая безопасность детей дошкольного возраста является важным аспектом их нормального развития. Она связана с формированием положительных качеств, устойчивым положительным эмоциональным состоянием, поддержкой со стороны родителей и развитием навыков саморегуляции. Создание безопасной и поддерживающей среды для детей в этом возрасте способствует их психологическому благополучию и успешному адаптированию к миру вокруг них.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы выявилось противоречие между тем, что необходимо с одной стороны развивать эмоционально-личностную сферу дошкольников, а с другой стороны имеются трудности в обеспечении психологической безопасности ребенка дошкольного возраста.
Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как обеспечить психологическую безопасность ребенка дошкольного возраста как фактора развития эмоционально-личностной сферы дошкольников?
Объект исследования: процесс развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Предмет исследования: психологическая безопасность ребенка дошкольного возраста как фактор развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Цель исследования: изучить взаимосвязь психологической безопасности и показатели развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие психологической безопасности ребенка дошкольного возраста;
2. Выявить особенности эмоционально-личностной сферы дошкольников;
3. Определить на эмпирическом уровне обеспечение психологической безопасности ребенка в дошкольной образовательной организации и показатели его эмоционального развития
4.Разработать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с учётом психологической безопасности, как фактора развития личности.
Гипотеза исследования: психологическая безопасность будет выступать как фактор развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, если
- сформирован единый подход, который включает средовой и личностный компоненты;
- создана в группе атмосферы эмоционального комфорта для каждого дошкольника и поддержание положительного эмоционального состояния
- реализуется психологическая безопасность в контексте взаимодействия ребенка, родителей, педагогов и специалистов ДОО.
Теоретико-методологические основы исследования составляют:
- положение об особенностях эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте (Л.А. Абрамян, Н.А. Аксарина, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова и др.);
- положение о связи эмоций с мотивом деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- научные труды по безопасности жизнедеятельности В.А. Алексеенко, В.С. Белова, А.С. Вернадского, А.В. Гостюшина, и др.; по выработке компетенций, которые отражают основы безопасности у старших дошкольников, Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной и др.;
- валеологический подход Б. Г. Ананьева, И. А. Баевой.
В исследовании нами использован комплекс методов:
- теоретическое изучение психологической литературы и нормативных документов, программного обеспечения;
- методы эмпирической диагностики, наблюдения, эксперимента, опроса;
- методы количественной и качественной характеристики полученной эмпирической информации.
Использовались в работе следующие методики:
- методика «Несуществующее животное»;
- методика понимания эмоциональных состояний людей (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
- тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена;
- адаптивная методика для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в ДОО (Е.В. Кучерова);
- методика «Я в детском саду» (М.Быкова, М.Аромштам);
- анкета для воспитателей «Оценка психологической безопасности образовательной среды».
Эмпирическая база исследования. Исследование проведено на базе
В нем принимали участие 20 детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Практическая значимость заключается в том, что в практику работы ДОО может быть внедрен разработанный план психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности дошкольников развития. Результаты эмпирического исследования могут использоваться педагогами других ДОО.
Структура, объем работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (60 наименований) и двух приложений; работа иллюстрирована 3 таблицами и 6 рисунками.
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы проблемы психологической безопасности как фактора эмоционально-личностной сферы дошкольников
1.1 Понятие психологической безопасности ребенка дошкольного возраста
В современном мире проблема психологической безопасности остается острым вопросом. Для углубленного изучения этого вопроса в образовательной области необходимо начать с понимания психологической безопасности. По мнению Е.П. Белинской, психологическая безопасность есть отражение положительного самочувствия человека. Это, прежде всего, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в определенных социально-психологических условиях. Здесь становится важным, чтобы личность не чувствовала угрозы психологического вреда или нарушения своих прав [12].
Период дошкольного возраста является фундаментом для обеспечения всестороннего развития ребенка в интеллектуальном, эмоциональном, волевом, социальном и личностном плане.
Обеспечить целостное развитие личности ребёнка предполагает выполнение основных задач ДОО - охраны жизни и физического здоровья детей [48]. Деятельность ДОО по решению данной задачи осуществляется путем обеспечения психологической безопасности детской личности.
Приказом Минобрнауки РФ утвержден ФГОС ДО, в котором безопасность является основным явлением, обеспечивающим целостность развития личности детей, т.е. развитие их интеллекта, нравственности, эмоциональности, воли и социальной личности.
Также он особо отмечает, что в ДОО при реализации программы образования нужно создавать психологические условия, которые подразумевают уважение взрослого к чувству достоинства ребенка, а также обеспечить защиту детей от любого рода насилия: психического, физического и психологического [47]. Становится понятно, что главная роль в охране и благополучии ребенка лежит в семье и образовании.
Психологическая служба играет важную роль в обеспечении психологической безопасности воспитанников и является ключевым фактором положительных изменений в работе педагога. В нашей литературе часто подчеркивается, что психологическая безопасность связана с понятиями «здоровье» и «угроза». Суть понятия психологической безопасности заключается в отсутствии опасности или в возможности надежной защиты от нее.
Мы провели обзор двадцати научных работ, чтобы выделить концепцию психологической безопасности. Этот обзор показал, что психологическую безопасность рассматривают следующим образом:
- психологические риски. Это стиль, форма, методы взаимодействия и общения, особенности предметной среды или пространства;
- личностные особенности. Они обеспечивают защиту от негативного влияния различных социальных, информационных, политических, экономических и экологических факторов;
- часто используется термин «информационная и психологическая безопасность» и «информационно-психологическая безопасность»;
- психологическое условие безопасности, к примеру, изучение психологической причины несчастного случая на производстве, формирование безопасного поведения и самообеспечения безопасности;
- психологическая стабильность в экстремальной ситуации;
- влияние на психику, воздействие на личность;
- субъективно воспринимать ситуацию как опасную или безопасную;
- чувство безопасности, уровень удовлетворенности потребностей безопасности и т.д.
Существуют разные подходы для определения критериев психологической безопасности. В большинстве исследований основной критерий - целостность человеческого организма, его мышления, соблюдение норм, относительно окружающей среды, адаптация сознания и защита сознания от перемен, не соответствующих воле человеческого разума.
В других исследованиях состояние безопасности характеризуется следующим образом:
- удовлетворение настоящим и надежность на будущее;
- не снижение шансов достижения жизненных целей;
- защита ценностей, относящихся к жизни;
- возможность развития личности.
В зависимости от контекста образовательной среды понимание психологической безопасности может различаться. Некоторые исследования фокусируются на взаимодействии между средой и человеком. Они анализируют информационные, социальные, предметные и пространственные аспекты среды, которые могут влиять на психику, сознание и поведение человека. Также изучают негативные информационные и психологические воздействия, их последствия и степень адаптации.
Основная цель обеспечения психологической безопасности заключается в улучшении самочувствия человека. К примеру, И.А. Баева и ее ученики-последователи. Ими психологическая безопасность среды образования рассматривается в качестве отсутствия психических насилий, способных удовлетворить потребности доверия, создавать референтные значения, обеспечить благополучие воспитанников [5].
По сравнению с другими исследованиями, ориентированными на отсутствие угроз. В отличие от остальных умозаключений изучение психологической безопасности в образовательной среде позволяет выявить способы ее улучшения.
Существуют различные подходы к определению понятия психологической безопасности, которые можно охарактеризовать следующим образом:
1) Удовлетворенность настоящим состоянием и уверенность в будущем. Например, С.К. Рощин указывает на необходимость положительного отношения к настоящему и уверенности в своих способностях и перспективах.
2) Отсутствие снижения вероятности достижения жизненной цели. А.В. Непомнящий подчеркивает важность сохранения веры в успешное достижение поставленных целей.
3) Защита ценностей, которые субъект ассоциирует с жизнью. Т.М. Краснянская отмечает, что безопасность связана с охраной своих интересов, позиций и идеалов.
4) Возможность развития самой личности, как считают исследователи Т.С. Кабаченко, Н.А. Лызь, С.Ю. Решетина, Т.Я. Смолян, А.Н. Сухов и др., подчеркивая значение возможности саморазвития для обеспечения психологической безопасности.
Анализируя понятие психологической безопасности, влияние, которое оно оказывает на каждого индивида, является зависимым от контекста и среды. Исследователи, акцентируя внимание на пространстве «среда – человек», исследуют информационную, социальную, предметную, пространственную и другие характеристики среды, которые могут влиять на психику человека, его сознание, личность и поведение, нарушая их безопасность. К их числу принадлежат такие как И.А. Баева, Г.В. Грачев, В.А. Дмитриевский, Т.С. Кабаченко, А.Н. Сухов и др.
Таким образом, понятие психологической безопасности содержит ряд структурных элементов, которые определяют ее и оказывают непосредственное влияние на безопасность в целом.
Существуют две основные составляющие системы психологической безопасности в ее структуре:
- система управления деятельностью и режимом жизни детей дошкольного возраста;
- система организации межличностного взаимодействия в дошкольных образовательных учреждениях.
Система организации условий жизнедеятельности детей включает в себя следующие аспекты:
- создание рационального, гибкого и эффективного расписания дня для воспитанников, учет интеллектуальных и физиологических нагрузок в течение дня, обеспечение полноценного питания, достаточного сна и активного двигательного режима;
- организация развивающей среды с учетом принципов комплексного и гибкого зонирования, комфорта и благополучия как для детей, так и для педагогов. Также важно удовлетворение потребностей в общении, двигательной активности и развитии;
- проведение уроков и занятий, которые сочетают организованную деятельность с самостоятельными занятиями детей. Целью таких занятий является совместное решение задач и постановка целей, а также активное включение детей в интересные виды деятельности.
Система организации межличностного взаимодействия в дошкольных образовательных учреждениях включает следующие аспекты:
- влияние педагога и его стиля общения на детей. Личностные особенности педагога и его профессиональные навыки играют важную роль в создании благоприятного взаимодействия с дошкольниками;
- психологическая атмосфера в группе детского коллектива, в которой происходит межличностное общение. Как взаимодействуют дети друг с другом, влияющие факторы на эти отношения, играют существенную роль в формировании психологического состояния группы;
- существенное значение имеет также психологическая атмосфера в коллективе педагогов. Работающие вместе педагоги должны быть мотивированы к работе, иметь согласованный стиль руководства и создавать атмосферу творчества.
Само понятие «безопасность» означает, что нет опасности, а также возможность надежной защиты от неё. Здесь опасность считается наличием факторов, способствующих дисфункции, нарушению жизнедеятельности дошкольников, угрожающих росту и развитию их личности.
Основные источники угроз психологической безопасности людей, как предложила В.Г. Алямовская, являются условно двумя группами: группой внешнего и группой внутреннего источника [3].
Отметим источники внешних угроз психологической безопасности детей дошкольного возраста:
1. Манипуляция детьми, которая серьезно повлияет на позитивное развитие человека. Это говорит о том, что взрослые стремятся сделать всё для своего ребенка, лишая его самостоятельности в труде и выборе решения.
2. Индивидуальная личность сотрудников, участвующих в образовательном процессе и ежедневно постоянно контактирующих с детьми.
3. Процесс формирования межличностных отношений детей и группы. Существуют случаи, когда детский коллектив отвергает кого-то из своих сверстников, а воспитатели долго не замечают и не желают искать возможности, чтобы избавиться от подобного явления. В результате дети, отвергнутые, чувствуют дезорганизацию в микросоциальном пространстве, которое для ребенка является ДOO. Кроме того, в детском коллективе может проявляться грубость и жестокость детей довольно раннего возраста, на что педагоги тоже не проявляют реакции.
4. Противостояния окружающей среды дошкольника, когда доступ к игрушкам ограничен, не предусмотрено цветовое и световое оформление пространства, не предусмотрены необходимые условия для выполнения естественных требований к движению, действуют ненадлежащие запреты, которые вызывают якобы беспокойство о безопасности дошкольника.
5. Отсутствие соответствия санитарным требованиям помещения и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания помещения.
6. Влияние интеллектуальных и физических перегрузок вследствие нерационального режима жизни детей и отсутствием различия в будничной жизни.
7. Нерациональный и скудный рацион питания, отсутствие разнообразия и неправильное управление питанием.
8. Неправильное взаимодействие. Стиль авторитарный, взрослые не заинтересованы в ребенке.
9. Недооценивание значимости закаливания и снижение длительности пребывания ребенка на свежем месте.
10. Отсутствие понятных правил поведения ребенка в детском окружении.
11. Погода неблагоприятная.
12. Отсутствие родительского внимания на ребенка, ассоциативная микросреда в семье и т.д.
Остановимся на внутренних источниках угроз психологической безопасности дошкольников. Они представляют собой следующее:
1. Сформированы из-за плохого воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате ребенка сознательно отвергают дети, а взрослые подсознательно освобождаются от него.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Авдеева, Н. Н. Учебно-методическое пособие по основам безопасности / Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина, О.Л. Князева. – Москва: Детство-Пресс, 2005. – 144 с.
2. Ажиев А.В. Страхи в структуре эмоционального развития дошкольников / А.В.Ажиев, З.И. Гадаборшева // Педагогика и психология в современном мире: материалы всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. - 2019. - С. 43- 49.
3. Алямовская В. Г. Психолого-педагогические условия оптимизации управления развитием дошкольного образовательного учреждения : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / В. Г. Алямовская, Нижегород. гос. пед. ун-т. - Н. Новгород, 1997. - 21 с.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 282 с.
5. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации /Казанский педагогический журнал, №6 (125), 2017. – 12-18 с.
6. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования / И. А. Баева // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 4. – С. 7-19. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании / И. А. Баева. – СПб.: Союз, 2002. – 271 с.
7. Баева, И. А. Концепция психологической безопасности образовательной среды / И. А. Баева. – М., 2007. – 48 с.
8. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. СПб.: Нестор-История, 2011. 272 c.
9. Барышникова Е. В. Психологическая безопасность предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации // АНИ: педагогика и психология. 2018. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-predmetno-razvivayuschey-sredy-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 08.10.2023).
10. Басалаева Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска: учебное пособие / Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Ж.А. Левшунова; под ред. Ж.А. Левшуновой. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2021. – 101 с.
11. Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников / А.Ф. Башарова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. – М., 2018. - С. 47-50.
12. Белинская Е.П. Социальная психология личности: для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - Москва : Академия, 2009. - 300 с.
13. Бойко В.И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Бойко В.И. // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018: материалы междунар. студенч. науч.-практ. конф.( Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г.) – Магнитогорск, 2018. - С. 740-744.
14. Бухаров Д.С. Теоретический анализ подходов понятия «Психологической безопасности», как фактора психологической безопасности личности в современной психологической литературе / Д.А. Погонышев // В сборнике: Научные труды магистрантов и аспирантов. Сборник научных трудов. Нижневартовск, 2020. Л – 73-76 с.
15. Вершинина Л. В. Психологические риски в образовательной среде дошкольной организации // Ped.Rev. 2017. №3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-riski-v-obrazovatelnoy-srede-doshkolnoy-organizatsii (дата обращения: 08.10.2023).
16. Вершинина Л. В., Глущенко Ю. А., Леонтьева О. В. Основные подходы к профилактике осложнений в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 5 (42). С. 31–33.
17. Волобуева Н. А., Климова Т. В., Ширшова В. М. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. 2012. Т. 9, № 5. С. 14–19.
18. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва: Астрель, 2010. – 671 с.
19. Габер, И. В. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды [Электронный ресурс]: методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций / И. В. Габер, В. В. Зарецкий; под ред. Л. П. Фальковской. – Москва: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. – 50 с. – URL: https://fcprc.ru
20. Гуров В. А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). C. 56–60
21. Гуцыкова С.В. К вопросу о предикторах психологической безопасности: климат и культура безопасности / Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, №4, 2016. – 53-62 с.
22. Данильченко Е.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Е.В. Данильченко // Педагогический опыт: от теории к практике: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - 2017. - С. 162-164.
23. Довгая, Н. Проблема осознания и вербализации эмоций в дошкольном возрасте / Н. Довгая, О. Македонская // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 15-20.
24. Дюкарева Д.А. Особенности восприятия эмоций человека дошкольниками / Д.А. Дюкарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. трудов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием/ под ред. Г.Ю. Лизуновой. - 2019. - С. 73-76.
25. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 202 с.
26. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2010. 176 c
27. Калашникова М. Б. Влияние воспитателя на психологическую безопасность дошкольника в образовательной среде // Мир психологии. 2010. № 1. С. 108–116
28. Качимская, А.Ю. Безопасность личности в образовании и ее психологическое сопровождение / А.Ю. Качимская // Мир науки. Педагогика и психология. - 2018. - Т. 6, № 4.
29. Ключникова И.Ф. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - 2020. - С. 131-133.
30. Костина Л.М., Хоменко И.А. Продуктивная социально востребованная деятельность - основа психологической безопасности личности / Л.М. Костина, И.А. Хоменко // Народное образование. – 2012. – № 7. – С. 267-272.
31. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 168 с.
32. Лаптева Ю.А. Модель психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в современном детском саду / Ю.А. Лаптева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 9 (132). - С. 57-63.
33. Лаптева Ю. А. Возрастная изменчивость показателей эмоционального развития детей в период дошкольного возраста // Известия ВГПУ. 2016. №9-10 (113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnaya-izmenchivost-pokazateley-emotsionalnogo-razvitiya-detey-v-period-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 08.10.2023).
34. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // СибСкрипт. 2016. №3 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 08.10.2023).
35. Лисина М.И. Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками / В кн.: «Формирование личности ребенка в общении» (ред. А.Г. Рузская). – СПб.: Питер, 2009
36. Макаревская Ю.Э., Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков в экспертно-психологических исследованиях / Сборник материалов VIII Всероссийского научного семинара / 2018.
37. Максимихина, Е.В. Роль эмоциональной сферы в формировании психологического здоровья старших дошкольников Детский сад: теория и практика / Е. В. Максимихина, И. А. Сергеева // Детский сад: теория и практика. –2013. – № 5 – С. 60-66.
38. Маракушина И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор развития эмоционального мира детей / И.Г. Маракушина, Е.А. Рега // Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2018. - № 5 (8). - С. 31-33.
39. Медведева М.А., Психологическая безопасность дошкольников в ДОУ в контексте экологической безопасности / Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал, №5 (6), 2017. – 125-127 с.
40. Никитина Ю.Б. Взаимосвязь стиля родительского воспитания и эмоциональной сферы дошкольников / Ю.Б. Никитина // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки: сб. статей по материалам междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 69-73.
41. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 160 с.
42. Пичугина И.В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками / И.В. Пичугина // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2017. № 2 (12). С. 50-54.
43. Погодаева, М.В. Безопасность образовательной среды как условие развития личности дошкольника / М.В. Погодаева // Безопасность жизнедеятельности. - 2018. - № 6 (210). - С. 54-60.
44. Погодаева М. В., Норкина О. В. Психологическая безопасность как фактор адаптации ребенка в дошкольном учреждении // Вестник ТГПУ. 2014. №6 (147). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-kak-faktor-adaptatsii-rebenka-v-doshkolnom-uchrezhdenii (дата обращения: 08.10.2023).
45. Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков / Материалы X Всероссийской научной конференции / Москва, 2020.
46. Психолого-педагогические и технологические аспекты развития ребенка как субъекта деятельности: материалы междунар. науч.-практ. конф. (заочной), (Тольятти, 5-27 ноября 2012 г.). В 2 ч. Ч. 2 / ТГУ ; [редкол.: О. В. Дыбина и др.]. – ТГУ. – Тольятти : ТГУ, 2013. – 303 с.
47. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» https://docs.edu.gov.ru/document/id/1276
48. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" https://clck.ru/35zqK9
49. Русакова Н.Г., Федосеева О.И., Духовная безопасность и духовно-нравственные ценности как основа информационно-психологической безопасности / В сборнике: Совершенствование деятельности правоохранительных органов с учетом семейных реалий, 2019. – 293-296 с.
50. Скворцова, М.В. Тревожность и личностный рост: социально-психологические аспекты : монография / М.В. Скворцова, В.Е. Якунин. – Тольятти : ТГУ, 2009. – 201 с.
51. Смирнова Н.Н. Особенности рефлексии различных эмоций у детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Смирнова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - № 6. - С. 6 – 15.
52. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2003. 160 с
53. Терещенко М.Н., Филипьева А.А., Психологическая безопасность дошкольников в информационном пространстве / И.Ю. Иванова, И.Е. Емельянова, О.Г. Филиппова // Информационная культура современного детства: сборник статей Международной практической конференции «Информационная культура современного детства» (г. Челябинск, 31 октября – 1 ноября 2019 года). – Челябинск: Издательский центр «Титул», 2019. – 250 с.
54. Терещенко М. Н., Евтушенко И. Н., Иванова И. Ю., Комарова А. Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // АНИ: педагогика и психология. 2021. №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-detey-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 08.10.2023).
55. Тузова О.П. Эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / О.П. Тузова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 12-1. - С. 259-262.
56. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии/ Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
57. Хакимова М.В., Шепилова Н.А. К ПОНЯТИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 45-47
58. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А., Шаталова Н.Е., Дымова Е.Н. Психологические последствия переживания стресса в детском возрасте — феномены «оставленности» и «вовлеченности» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 71–96.
59. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2003. 240 с.
60. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиций структурно-диалектического подхода / Н.Е. Веракса, М.Н. Гаврилова М.Н., А.К. Белолуцкая, К.С. Тарасова // Сибирский психологический журнал. - 2020. - № 75. - С. 115-143.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней