Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Во многих научных работах [3,6,38] говорится о нарастающей умственной нагрузке, гиподинамии женщин 45-50 лет и, как следствие, снижении показателей физического здоровья, дисгармоничном физическом развитии. Актуализируется проблематика физического здоровья и физической подготовленности современных женщин, которые следует отнести к таким факторам, как:
– в современном глобализирующемся мире растут психологические нагрузки, значительно повышается жизненный ритм и усложняется жизнедеятельность женщин, что не может не спровоцировать негативные сдвиги в состоянии здоровья, неизменно могут изменяться наследственные и приобретенные болезни, появляется преобладание и так называемых «болезней цивилизации».
– с ростом рисков техногенного, природного или психофизиологического, а также различных военных конфликтов и возрастных изменений, которые могут повлечь за собой негативное изменение здоровья женщины.
В связи с вышесказанным, наблюдается тенденция к повышению заинтересованности широкого круга женщин, к занятиям различными видами физических упражнений, во всем мире.
Актуальным представляется оптимизация физического и психоэмоционального состояний женщин путем применения современных средств и методов оздоровительной физической культуры (системы фитнес), соответствующих индивидуальным особенностям занимающихся [3].
Термин «фитнес» очень распространен в современном женском социуме¸ который возник еще в годы первой мировой войны в Великобритании, Франции, США, в связи с развитием физкультурной системы «Keep-fit». В программах данного направления, предполагалось развитие общих двигательных кондиций и физической готовности, в процессе перестройки физического воспитания.
Сегодня, индустрия фитнеса является сферой перспективной практики во многих странах мира, которая удовлетворяет стремление человека, в улучшении собственного здоровья и повышении качества жизни, за счет специально организованных занятий физическими упражнениями. Индустрия фитнеса все дальше и дальше отходит от образования и науки, позиционируя себя как отдельную единицу, заботится о здоровье общества, ведь на это указывают объективные показатели, такие как: количество потребителей, объектов и общего оборота отрасли.
В современных условиях жизни интерес к занятиям фитнесом среди женщин среднего возраста является достаточно высоким. Физическая активность позволяет поддерживать себя в красивой физической форме, укреплять и сохранять физическое здоровье, быть уверенными в себе, а значит вести полноценный образ жизни, находиться в гармонии с собой и окружающей средой [3,15].
Данная работа направлена на улучшение функциональных систем организма, улучшение физического состояния испытуемых, т.к. в возрасте 45-50 лет особенно важно поддерживать себя в хорошем физическом состояние, чему способствуют занятия фитнесом и соблюдение рационального, сбалансированного режима питания [19].
В ходе анализа теоретических исследований, мы определили основные противоречия между важностью комплексного и всестороннего укрепления здоровья женщины 45-50 лет, посредством приобщения к здоровому образу жизни, повышения двигательной активности и сложностью подбора наиболее эффективных технологий среди огромного количества отличающихся по своей эффективности практик оздоровительной физической культуры.
Научная проблема. Диагностика и развитие функциональных резервов организма является актуальной проблемой профилактической медицины, физической реабилитации, адаптивной физической культуры, спортивной физиологии и многих других дисциплин. Также проблема исследования заключается в малом количестве практического материала, который можно применить в процессе занятий с использованием фитболов с женщинами 45-50 лет.
Если необходимость фитнеса научно обоснована [3,4,10], то вопрос, как можно компенсировать снижение мышечной активности и в каких количествах заниматься женщинам определенного возраста, остается, исследован мало. Множество методик [23,29,32], рассчитаны на среднего пользователя, когда не рассматриваются возрастные возможности занимающихся фитнесом. А это, по мнению ряда исследователей [5,6,9], является немаловажным, при занятиях фитнесом.
Объектом исследования является тренировочный процесс занимающихся по программе "Фитнес на фитболах" женщин 45-50 лет.
Предмет исследования: изменения функционального состояния в процессе занятий на фитболах женщин 45-50 лет.
Цель исследования оценить динамику функционального состояния женщин 45-50 лет, занимающихся по программе "Фитнес на фитболах".
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы для выявления факторов влияющих на организм женщин 45-50 лет
2. Оценить функциональное состояния женщин в возрасте 45-50 лет занимающихся по программе "Фитнес на фитболах".
Методы исследования: анализ научных источников и документальных материалов; социологический (анкетирование), диагностические методы исследования; методы определения показателей оценки объема двигательной активности, физического здоровья и физического состояния; методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования: СФК “ЛОКОМОТИВ”, ул. Добролюбова , д.2а.
В эксперименте принимали участие в ЭГ и КГ по 10 женщин в возрасте от 45 до 50 лет.
Отбор проводился по способу случайной выборки. Объём работы и время, отводимое занятия в обеих группах были одинаковыми. В экспериментальной группе, помимо средств, предусмотренных программой, использовалась разработанная экспериментальная методика.
Этапы исследования:
На первом этапе изучалась научно-методическая литература по данной теме, определены предмет, объект и цели данного исследования.
На втором этапе к поставленным задачам подбирались методы исследования. Также были сформированы контрольная и экспериментальная группы для проведения эксперимента.
На третьем этапе в программу занятий была внедрена методика. На данном этапе в конце эксперимента было проведено повторное тестирование контрольной и экспериментальной групп с использованием тех же контрольных упражнений т, что и на контрольном этапе эксперимента.
На данном этапе была завершена работа по проведению педагогического эксперимента, обработаны полученные данные, определена эффективность разработанной методики.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре __________________факультета, состоит из введения, 3-х разделов, 10 подразделов, заключения, библиографии и приложения. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Общий объём работы составляет ____стр..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ФУКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИН 45-50 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕСОМ НА ФИТБОЛЕ
1.1. Психофизиологические особенности женщин 45-50 лет
Как известно, с возрастном появляются физиологические изменения в состоянии организма женщины. Старение организма является генетически запрограммированным процессом [26].
женщин второго периода среднего возраста внутренние органы меньше, а также слабее развита мышечная система. Сердце у лиц женского пола в значительной степени меньше по самому объеме, а выброс крови при очередном сокращении меньше. Также и если рассматривать сердцебиение, то оно будет чаще. Если говорить о женских легких, то они вентилируют до 5 листов воздуха с поглощением только 1,5-1,8 литров кислорода [20].
В организме женщины рассматриваемой нами возрастной группы происходят постепенные изменения разнообразных видов обмена, а также состояния функциональных систем организма, которые неизбежно ведут к ограничению приспособительных возможностей, с ростом вероятности развития патологических процессов, заболеваний.
В возрасте 45-50 лет появляется риск ожирения. Появление ожирения с возрастом можно объяснить тем, что повышается порог чувствительности пищевого центра гипоталамуса к глюкозе. В вязи с вышесказанным у лиц женского пола возрастает аппетит, но в то же время на фоне гормональных перестроек значительно понижается физическая активность, и как результата накопление жира в организме [24].
Возраст женщина второго периода среднего возраста – это определенный возрастной период между пожилым и молодым, поэтому преобладают, при наличии благоприятных условий, свойства молодых людей, а при ухудшении – пожилых. Любые возрастные изменения можно обозначить рядом показателей и объединить в несколько групп (Рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 -Типы параметров и показателей, которые изменяются с возрастом
Следует отметить, что организм женщин природой запрограммирован на процесс менопаузы. Период до и после наступления менопаузы в научных кругах имеет дефиницию климактерический период.
Средний возраст женщин в научных исследованиях впервые был описан в 1776 году[42], а дефиниция «менопауза» появилась во Франции. В научных источниках данный термин стал применяться к 1821 году [43].
В 2001 году научно была представлена клиническая характеристика основных периодов изменения функционального состояния репродуктивной системы.
Учеными в 2011 году были пересмотрены исследования и обозначены другие критерии: менопаузальный переход, менопауза, перименопауза, постменопауза .
Так первому периоду характерен вариабельный менструальный цикл, который уже может наступить в 40-45 лет.
Отмечаются различные уровни ФСГ, Е2 и снижение ингибина В и АМГ. У женщин возникают психолого-физиологические и урогенитальные симптомы дефицита эстрогенов.
Оценивается ретроспективно, спустя 12 месяцев отсутствия менструации. Выделяют преждевременную менопаузу (до 40 лет), раннюю (40–45 лет), своевременную (46-54 года) и позднюю (старше 55 лет). Перименопауза включает период менопаузального перехода плюс 12 месяцев после последней самостоятельной менструации. Постменопауза – период после наступления менопаузы.
Социально-психологические проблемы, с которыми сталкивается женщина в возрасте от 45 до 50-ти лет, с одной стороны, являются более чем типичными, а с другой – уже воспринимаются как кризисные [2].
Происходит изменение образа «Я», которое в зрелости требует адаптации при помощи психологических, поведенческих и психофизиологических тренировок. Крайне важно приспосабливаться к психофизиологическим изменениям.
Крайне важно принять и осознать изменившееся психологическое пространство собственной семьи, осваивать новые семейные роли, посмотреть назад и переосмыслить пройденный путь. Важно решать проблемы определения своего места в системе социальных отношений, потому что в возрасте 45-50 лет, женщина переживает феномен «кухонного бунта», то есть серьезно задумывается о своем развитии не только личностном, но и карьерном. Переход в зрелый возраст всегда стресс для женщины, который негативно влияет на жизнедеятельность и понижает адаптацию организма.
Были определены факторы, которые оказывают влияние на формирование ценностного отношения к жизни женщин зрелого возраста к здоровью в ходе занятий физической деятельностью, а именно объективные и субъективные.
Объективные факторы:
Социально-демографический, который раскрывает влияние возраста, семейного положения, пола, национальных и культурных традиций на формирование ценностного отношения к здоровью;
Материально-бытовой, суть которого является удовлетворенность женщины санитарно-гигиеническими, эстетическими условиями физкультурно-оздоровительных занятий, а также поиск возможностей найти для них средства и время.
Субъективные :
Социально-психологический, который характеризует социальные, психологические, а также поведенческие особенности женщины 45-50 лет;
Психолого-педагогический, основой которых является профессиональная направленность процесса тренировок, а также их качества;
Организационно-методический, который определяет овладение определенным объемом умений, знаний, навыков и умений, важных для ведения ЗОЖ;
личностно-духовный, который характеризует мотивационную и ценностную направленность личности женщины 45-50 лет [17].
В ходе формирования мотивационно-ценностного компонента доминирует развитие мотивации здоровья, которое позволяет за счет ценностей определенной физической направленности осуществлять самопознание и самоопределяться в ней, с реализацией жизненных планов [38].
Негативных изменений можно избежать, если использовать занятия разнообразными видами фитнеса, такими как: пилатес, стретчинг, шейпинг, а также иными видами спорта, например баскетболом.
Новые условия развития общества изменяют характеристики, как общероссийского ментального пространства, так и психологического пространства каждой личности. Происходит активное формирование новой социально-психологической реальности и с одной стороны, открываются перспективы свободного развития и самоутверждения личности, с возрождением интереса к ресурсам индивидуальности.
Чрезмерная рационализация и коммерциализация приводит к изменению ценностных ориентиров и утрате чувства доверия и социального оптимизма. Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность: профессиональную продуктивность и вклад в развитие, и утверждение в жизни будущего поколения.
Таким образом, если в молодости центральными возрастными новообразованиями являются, с одной стороны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой - профессиональная компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование как результат развития обоих новообразований предыдущего периода [21].
Для современного человека особый жизненный смысл начинают приобретать адаптация, которая превращается в первостепенную и насущную необходимость. В проблемных ситуациях актуализируется потребность человека в сохранении собственной психологической и физической целостности. Это порождает потребность у людей в психологической поддержке и помощи.
Одним из самых новейших и эффективных направлений физической активности, которая будет не только укреплять мышцы, улучшать гибкость, подвижность в суставах, а также благоприятно влиять на позвоночник, будут занятия по программе "Фитнес на фитболах".
Также занятия по программе "Фитнес на фитболах" отлично воздействует на духовные и факторы самоопределения личности женщины. Фитбол отлично сказывается на умственных стрессах и психических напряжениях женщины [19].
1.2. Теоретические аспекты фитнес технологий в сохранении и укреплении здоровья женщин
Основная задача фитнеса - укрепление здоровья населения, повышение жизненного тонуса, рост общей и специальной работоспособности, воспитание физических качеств, формирование телосложения и коррекция недостатков, повышение психического и психологического настроя, противодействие возможным ежедневным стрессам.
Фитбол обладает множеством достоинств. Уникальность фитбола заключается в том, что эти мячи делают из пластичного специального материала, который под воздействием веса тела прогибается и принимает форму той части тела, над которой «работают»[36].
Как отмечают Е. Хоули и Б. Фрэнкс [37], смысловое значение дефиниции «фитнес» постепенно эволюционировало.
Фитнес - одно из основных средств, всестороннего физического развития человека. Занятия по фитнесу способствуют укреплению здоровья и гармоничному развитию мышечной системы. Они позволяют освоить основные движения и необходимые прикладные навыки. В процессе занятий фитнесом, совершенствуются все двигательные качества, координация движений, функции вестибулярного аппарата. Разнообразие видов фитнеса и возможность выполнять гимнастические упражнения в любых условиях, делают его доступным для людей разного возраста и физически и подготовки.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Армашевская О.В. Особенности состояния здоровья женщин зрелого возраста / О.В. Армашевская, Л.Ю. Чучалина // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26127 – Дата доступа: 06.10.2023.
2. Артамонова Л. Л. Лечебная и адаптивно – оздоровительная физическая культура: учебное пособие для ВУЗов/ Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. –М.: Владос – Пресс, 2010. –389 с.
3. Афанасьев С.Л. Средства физической нагрузки для женщин зрелого возраста с остеохондрозом позвоночника / С.Л.Афанасьев // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 10. – С. 10-14.
4. Благой А. Тенденции развития групповых фитнес-программ / А. Благой, Н. Лысакова //Теория и методика физического воспитания и спорта. - 2013. - № 2. - С. 54-58.
5. Борилкевич В. Е. Об идентификации понятия «фитнес» / В. Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 2. — С. 45–46 с.
6. Булатова М. М. Современные физкультурно - оздоровительные технологии в физическом воспитании // Методика физического воспитания различных групп населения / Н. Н. Булатова, Ю. А. Усачев. - М.: Олимпийская литература, 2003. 320 с.
7. Ващук Л. Предпосылки развития и становления фитнеса // Физическое воспитание, спорт, культура здоровья в современном обществе. - 2013. - № 3. - С. 7-9.
8. Винокурова А.С. Эффективность системы «пилатес» как комплекса оздоровительных упражнений для женщин среднего возраста / А.С. Винокурова, А.Н. Ключникова // Современные проблемы физической культуры и спорта. Материалы ХХI Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е.А. Ветошкиной – Хабаровск: Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2017. – С. 94-99.
9. Вейдер С. Йога+Пилатес=Йогалатес. Модный фитнес для души и тела / С. Вейдер – Ростов на Дону: Феникс, 2016. – 224 с.
10. Грамотный фитнес: питание до и после тренировки [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://anyclass.com/journal/food/diet/. (Дата обращения: 09.10.2023).
11. Дворянский С.А. Климактерический синдром: современное состояние вопроса / С.А. Дворянский, Д.И. Емельянова, Н.В. Яговкина // Вятский медицинский вестник. 2017. № 1 (53). С. 7-15.
12. Зароднюк Г.В. Методика физкультурно-оздоровительных занятий для женщин зрелого возраста / Г.В. Зароднюк, М.Н. Ларионова, В.Ф. Костюченко, С.С. Козлов // Теория и практика физ. культуры. – № 2. – 2014. – С. 21-24.
13. Зимина, А.С. Оценка эффективности упражнений системы «пилатес» на развитие физических качеств у женщин среднего возраста / А.С. Зимина, Д.Д. Сергеева, Н.В. Афанасьева // Материалы МСНК «Студенческий научный форум 2023». – 2021. – № 7 – С. 39-41.
14. Иващенко Л. Я. Программирование занятий оздоровительным фитнесом - Л. Я. Иващенко, А. Л. Благой, Ю. А. Усачев. - К: Научный мир, 2008. -198 с.
15. Коломейцева Е.Б. Физическая культура. Современные оздоровительные системы: учебно-методическое пособие / Е.Б. Коломейцева – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2021. 110 с.
16. Корягина Ю.В. Курс лекций по физиологии физкультурно-спортивной деятельности: учебное пособие / Ю.В. Корягина, Ю.П. Салова, Т.П. Замчий. – Омск: Изд-во СИБГУФК, 2014. – 152 с.
17. Красноперова Н. Возрастная анатомия и физиология /Н. Красноперова. М.: Владос. 2012. 256 с.
18. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О. В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. Вып.2. Красноярск, 2009. 237 с.
19. Нацун Л.Н. Здоровье женщин репродуктивного возраста / Л.Н. Нацун // Society and Security Insights. 2020.– № 3 С. 167-181.
20. Овсянникова Т.В. Женщина после 40 лет: как сохранить здоровье / Т.В. Овсянникова, И.А. Куликов // Лечение и профилактика.– 2016. № 2 (18). С. 62–64.
21. Оздоровительная тренировка лиц зрелого возраста: направленность, содержание, методики : монография / С.В. Савин, О.Н. Степанова, В.С. Соколова, И.В. Николаев ; под ред. О.Н. Степановой. – Москва : Московский пед. гос. ун-т, 2017. 200 с.
22. Сайкина Е. Концептуальные основы подготовки специалистов по фитнесу в современных социокультурных условиях: Монография / Е. Г. Сайкина. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 393 с
23. Седых Н.В. Возможности применения физкультурно-оздоровительных методик для женщин зрелого возраста /Н.В. Седых [и др.] //Физическая культура и спорт в постиндустриальную эпоху: Проблемы и пути их решения. 2019. С.81.э
24. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 4-е, испр. И доп. – М.: Олимпия Пресс, 2015.
25. Степанов О.Н. Направленность, содержание и методика оздоровительно-кондиционной тренировки женщин 45-50 лет /О.Н. Степанова, С.В. Савин //Ученые записки университетат им. П.Ф. Лесгафта. 2020. №2. С.369.
26. Сираковская Я.В., Крюкова О.Н., Маслова И.Н. Основы физической культуры: учебное пособие для вузов. Воронеж, 2017. Издательство Ритм.
27. Сурков Д.Р. Здоровый образ жизни: необходимость тренировок и сбалансированной диеты / Д.Р. Суркова, М.Н. Пискайкина, У.В. Смирнова // OlymPlus. – Гуманитарная версия. 2018. № 1 (6). С. 84-87.
28. Твелина А. А. Социально-педагогические предпосылки использования средств оздоровительного фитнеса в системе подготовки будущих учителей физической культуры // Вестник Черниговского национального педагогического университета имени Т. Шевченко. - 2014. - Вып. 118. - С. 232-236.
29. Теория и методика физической культуры и спорта. Часть 1. / С.-А.М. Аслаханов. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2013. – 520 с
30. Теория оздоровительной физической культуры: курс лекций / авт.-сост.: В.П. Кривцун, Л.Н. Кривцун-Левшина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова». 2023. 53 с.
31. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / А.И. Замогильнов. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГОУ ВО «ИвГУ», 2017. – 283 с
32. Третьякова Н.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие / Н.В. Третьякова, Т.В. Андрюхина, Е.В. Кетрин; под общ. ред. Н.В. Третьяковой. – М.: Спорт, 2016. – 260 с.
33. Упражнения системы пилатес для самостоятельных занятий студентов: пособие для студентов всех специальностей днев. формы обучения / сост.: О.А. Захарченко, С.Л. Володкович, М.Ю. Палашенко. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2022. – 44 с.
34. Федорова О.Н. Эффективность занятий фитнесом с женщинами зрелого возраста / О.Н. Федорова, Ю.В. Смирнова, Т.П. Елисеева // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30272 – Дата доступа: 06.10.2023.
35. Физическая культура. Фитнес: учебное пособие / Т.Н. Шутова [и др.]. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – 132 с.
36. Фитнес: становление, тенденции и перспективы развития / [под ред. Л.Н. Эйдельман]. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 322 с.
37. Хоули Эдвард Т. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса / Хоули Эдвард Т., Б. Дон Фрэнкс. - М.: Олимпийская литература, 2004.
38. Шаравьева А.В. Комплексное использование средств аквафитнеса в оздоровительной тренировке женщин 35–45 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шаравьева А.В. – Чайковский, 2018. 24 с.
39. Шлее И.П. Влияние занятий фитнесом на организм женщин зрелого возраста /И.П. Шлее, А.Н. Чернова //Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. Материалы YIII Всероссийской научно-практической конференции. Омск. 2022. С.141.
40. Юдахаева Л.В. Лечебная физическая культура в пожилом и старческом возрасте при состояниях ремиссий. / Л.В. Юдахаева // Практика медицины // Ежегодник, М.: Медицина - 2013, С. 34-36
41. Эллсуорт, А. Анатомия пилатеса / А. Эллсуорт; [пер. с англ. С.Ю. Чигринец]. – М.: Издательство «Э», 2018. – 160 с.
42. Fothergill L. Of the management proper at the cessation of the menses // Medical Observations and Inquiries. 1776. 5. 160-186.
43. Gardanne C. P. L. De la menopause, oudel' age critique des femmes. EdMequignon-Marvis. Paris, 1821. Seconde edition.
44. Stages of Reproductive Aging Workshop – STRAW