Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы заключается в том, что за последнее десятилетие в мире, особенно в России, заметны тенденции по ухудшению условий для полноценного создания и развития малого бизнеса предпринимателей. Существует большое количество административных и налоговых преград, мешающих нормальному функционированию предприятий. Поэтому актуальность данной темы заключается в необходимости анализа основных видов малого бизнеса в России.
Объект работы – малый бизнес.
Предметом работы выступают районные программы по развитию малого бизнеса.
Целью данной работы является изучение экономических аспектов малого бизнеса и районных программ по развитию малого бизнеса.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
Изучить экономическую сущность малого бизнеса
Выявить тенденции развития малого бизнеса
Описать районные программы развития малого бизнеса
Провести анализ перспектив развития малого бизнеса.
Практическая значимость работы состоит в разработке и оценке мер по реализации районных программ по развитию малого бизнеса.
Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые акты в области предпринимательства в России (ФЗ № 209-ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», Конституция РФ ( ст. 8, 34-37, 74, 75 и др.), Гражданский Кодекс РФ (ст. 1-5, 18, 23, 51, 67, Главы 4-7 и др.), Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»), учебные пособия в области предпринимательской деятельности (Асаул А.Н. «Организация предпринимательской деятельности», Девлетов О.У. «История отечественного предпринимательства», Ларионова И.К. «Предпринимательство»), ресурсы Интернет.
Методы исследования – анализ, синтез, сравнение, прогноз.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты и сущность малого предпринимательства. Во второй главе анализируется текущее состояние малого бизнеса и районных программ по развитию малого бизнеса. В третьей главе предлагается совершенствование программы развития малого бизнеса в Балахнинском районе Нижегородской области.
Глава 1. Теориетические аспекты развития предприятий малого бизнеса
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса
В современных условиях изучение предпринимательской деятельности с социологической точки зрения имеет огромное значение. Так, например, в социологии как науке предпринимательство рассматривается как деятельность, имеющая значение для всего общества. К предпринимательским способностям относят умение организовывать производство, эффективно комбинируя факторы производства; умение грамотно принимать решения и идти на риск, быть восприимчивым к различного рода инновациям [8,c.182].
Функционирование любого предприятия предполагает использование определенных ресурсов, или факторов производства, которые участвуют в производстве товаров и услуг.
Предприниматели, которые оказываются собственниками этих факторов, необходимых для осуществления своей деятельности, в процессе принятия инновационных решений создают новые комбинации данных элементов. Именно поэтому Й.А. Шумпетер предполагал, что предпринимательские способности и знания могут выступать в качестве четвертого, и не менее важного, фактора производства [8,c.182]. К предпринимательским способностям он относил умение организовывать производство, эффективно комбинируя факторы производства; умение грамотно принимать решения и идти на риск, быть восприимчивым к различного рода инновациям.
В социологии предпринимательства малое предпринимательство – это особый вид экономической активности граждан страны, под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение из нее необходимой прибыли, и основанную на самостоятельной инициативности, ответственности и инновационной деятельности субъекта предпринимательства.
Для развития рыночной экономики и общественных отношений в стране важнейшее значение имеет формирование и развитие различных форм хозяйствования, в частности, предприятий малого и среднего бизнеса. Поскольку создание новых малых предприятий способствует появлению дополнительных рабочих мест и увеличению ВВП страны, пополнению федерального бюджета, то поддержка предпринимателей со стороны государства является экономически необходимой и целесообразной. Социальное назначение предпринимательства заключается в предоставлении рабочих мест и развитии сотрудников.
Для того, чтобы раскрыть социальное значение развития малого предпринимательства в стране, необходимо определить понятие и сущность малого бизнеса. В малых предприятиях численность работников не превышает значения в 30 человек в розничной торговле, 50 человек в оптовой торговле и других отраслях и 100 человек в промышленности, строительстве и транспорте.
Таким образом, предпринимательская деятельность требует больших затрат и вложения больших интеллектуальных решений и идей, чтобы достичь конкретный результат, приносящий стабильный доход.
Критерии отнесения предприятия к малому бизнесу:
-среднесписочная численность работников: 16 – 100 чел.
-доход: 120-800 млн.руб. в год.
Согласно законодательству, основные признаки малого предпринимательства - это средняя численность работников, которая напрямую зависит от выбранной деятельности за отчетный период, ежегодного оборота, а также величины активов.
При этом среднесписочная численность работников не должна превышать [12, c.47]:
- для промышленных субъектов - 100 человек;
- для сельского хозяйства - 60 человек;
- для оптовой торговли - 50 человек;
- для розничной торговли - 30 человек;
- для прочих видов - 50 человек.
В социологическом аспекте предприниматели выступают как:
- субъекты собственности, носители социальных статусов (владельца, совладельца, арендатора и т.п.);
- субъекты экономической деятельности, исполнители различных функций (инновационные, организационные, управленческие, коммерческие);
- субъекты социального поведения;
- носители социальных ценностей.
Основными сферами деятельности малых предпринимателей сегодня являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.
Согласно ФЗ № 209-ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» предпринимательская деятельность – это деятельность экономического направления, осуществляемая в самостоятельной форме и на свой риск [3]. Данная деятельность направлена на систематическое получение прибыли от реализации товаров или услуг, пользования имуществом, выполнение работ.
Предпринимательскую деятельность в Российской Федерации регулирует определенное количество законодательных актов, к которой относится: Гражданский кодекс РФ, Закон о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Кодекс об Административных правонарушениях РФ, Закон о предпринимательской деятельности.
С социологической точки зрения субъектом предпринимательской деятельности можно считать предпринимателя, который является физическим или юридическим лицом и который соединяет и комбинирует факторы производства с целью дальнейшего получения прибыли или дохода [2].
Организации, имеющие признаки субъектов малого предпринимательства, обладают следующими преимуществами ведения выбранного вида деятельности [12, c.54]:
Возможность быстрой адаптации к созданным местным условиям хозяйствования.
Оперативность и независимость, а также гибкость в принятии и выполнении решений.
Небольшие расходы на организацию и ведение бизнеса, а также на первоначальный капитал.
Возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса и конъюнктуры.
Таким образом, к главным особенностям развития и функционирования малого предпринимательства относятся наличие обязательной экономической свободы в своей деятельности, инновационный характер, ограниченность масштабов деятельности. Малые предприятия, как правило, функционируют большей частью на основе собственных средств, и вопрос расширения их кредитования российскими банками сегодня имеет важное значение.
К ключевым элементам социологии малого предпринимательства можно отнести:
- ключевые классические концепции и теории малого предпринимательства.
- ключевые этапы становления социальной базы предпринимательства.
- этническая составляющая предпринимателей.
Малое предпринимательство характеризуется возможным наличием инновационной составляющей такой деятельности, поскольку для того тоже суметь извлечь большой доход она должна быть направлена на создание нового продукта, новой компании, новых методов организации производства и создание новых технологий в конечном счете.
Важнейшим направлением анализа предпринимателей является историко-социальные исследования исторической и социологической школы. Например, М. Вебер описывал основные качества предпринимателя и этапы его развития.
Таким образом, предприниматель в своей деятельности проходит через три основных этапа (Рис.2).
На первом этапе происходить генерирование идеи, которая затем выливается в замысел будущей деятельности.
Вторым самым ответственным и трудоемким этапом, который может длиться от 3 месяцев до 3,5 лет, является создание фирмы или предпринимательской деятельности соответственно задуманной изначально идеи.
Далее созданный малый бизнес постепенно укрепляется на рынке вплоть до своего закрытия и последующей ликвидации. Несложно заметить, что все эти этапы являются аналогами этапов жизненного цикла любого субъекта или объекта.
Функцию регулирования предпринимательской деятельности осуществляют правовые нормы различных отраслей [10, с.88]:
конституционное право
международное право
гражданское право
трудовое право
административное право
финансовое право и др.
Совокупность всех этих норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательской деятельности, называют «предпринимательским или хозяйственным правом».
На конституционном уровне государства заложены основы развития свободных предпринимательских способностей всех граждан страны.
Кроме того, Конституция РФ закрепляет также положение о частной собственности на землю и другие виды ресурсов, которые являются гарантией осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, данные виды права регулируют организационную и экономическую независимость, инициативность предпринимателя, его возможность осуществления на свой риск предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.
Рассмотрим теперь основные типы малого предпринимательства. В зависимости от методов организации деятельности, сферы или области экономики. Предпринимательство может быть коммерческое, производственное, финансовое, страховое и др.
Теперь рассмотрим основные формы, которые может принимать предпринимательская деятельность.
Индивидуальные формы предпринимательства не подразумевают образование юридического лица, а поэтому осуществляется в частной единоличной форме. К нему, например, можно отнести семейный бизнес.
На долю индивидуального предпринимательства приходится небольшой объем в производственном секторе. Оно базируется на собственном ручном труде и малопродуктивных методах производства. К тому же, данная форма предпринимательства фактически не использует и не развивает научно – техническую базу страны.
Коллективное предпринимательство основывается на образовании юридического лица и закреплении определенной юридической формы хозяйствования в государственном реестре.
Таким образом, коллективное предпринимательство осуществляется в форме товариществ, хозяйственных и акционерных обществ, ассоциаций и союзов.
Товарищество подразумевает совместную деятельность двух и более лиц с учетом полной ответственности принадлежащего им имущества.
Акционерное общество, в свою очередь, организуется за счет капитала его учредителей, которые производят совместную работу и несут ответственность пропорционально своим вкладам.
Ассоциацией или союзом является добровольное объединение юридических лиц, которые не преследуют цели извлечения прибыли от своей деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ ( ст. 8, 34-37, 74, 75 и др.)
2. Гражданский Кодекс РФ (ст. 1-5, 18, 23, 51, 67, Главы 4-7 и др.)
3. Федеральный закон № 209-ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
4. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
5. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Инфра-М, 2021. – 381 с.
6. Бабосов Е.М. Экономическая социология. – М.: Инфра-М, 2019. – 655 с.
7. Верховин, В.И. Экономическая социология / В.И. Верховин. - М.: Академический проект, 2020. - 736 c.
8. Воденко, К.В. Экономическая социология: Учебное пособие / К.В. Воденко. - Рн/Д: Феникс, 2022. - 640 c.
9. Девлетов О.У. История отечественного предпринимательства. – М.: ГЭИТИ, 2019. – 512 с.
10. Касумов, Т.К. Экономическая социология / Т.К. Касумов. - М.: Русайнс, 2019. - 256 c.
11. Кравченко, А.И. Экономическая социология (для бакалавров) / А.И. Кравченко. - М.: КноРус, 2020. - 64 c.
12. Крюков, Р.В. ВПС: Экономическая социология: Конспект лекций / Р.В. Крюков. - М.: Приор, 2020. - 208 c.
13. Ларионова И.К. Предпринимательство. – М.: Дашков и К, 2023. – 483 с.
14. Малый бизнес/ учебное пособие для вузов/ А.И. Базилевич. – М.: КНОРУС, 2019. – 336 с.
15. Переверзев М.П. Основы предпринимательства. – М.: Дашков и К, 2021. – 260 с.
16. Пилипенко В.В. Социология предпринимательства. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 305 с.
17. Силласте, Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте. - М.: Альфа-М, 2019. - 304 c.
18. Скворцова Т.А. Предпринимательское право. – М.: Юстицинформ, 2019. – 394 с.
19. http://isfic.info – предпринимательское право РФ
20. http://www.erce.ru – центр экономических исследований
21. http://smb.gov.ru/ - портал предпринимательства
22. http://start-business.ru/ - фонд поддержки предпринимательства
23. http://credit-fond.ru/- центр развития и поддержки предпринимательства
24. http://pmp.crpp.ru/ - портал малого и среднего предпринимательства
25. http://www.giac.ru – глобальный информационно – аналитический центр
26. https://cdt-gidrotorf.ru/sveden/education/ - МБУ ДО "ЦДТ"