Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования. В последние десятилетия наблюдается неуклонный рост числа детей с речевыми патологиями. Данный факт предопределяет развитие и совершенствование коррекции различных психических, физических, когнитивных процессов развития.
Речевое развитие в дошкольном возрасте определяется уровнем развития активного и пассивного словаря, звукопроизносительной стороны и фразовой речи.
Исследования речевого развития дошкольников и особенностей изменения речи на каждом этапе развития ребенка позволили получить целостное представление об онтогенетическом речевом развитии.
Широта и глубина научных исследований в области речевого развития, проведенные О.А. Безруковой, В.П. Глуховым, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и многих других, позволили раскрыть особенности и направления организации учебного процесса по развитию речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в том числе по обогащению словарного запаса параллельно с развитием познавательной сферы ребенка.
Но, несмотря на все многообразие научных исследований, в педагогической практике остается открытым вопрос о развитии словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
В имеющихся диагностических методиках Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Н. В. Серебряковой, Н.В. Нищевой, Р.И. Лалаевой в состав лексико-грамматического строя языка входит предикативная лексика. Ее исследованию отводится небольшой объем заданий, что исключает возможность выявить полноту сформированности предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи занимает одну из ведущих речевых патологий среди всех существующих. Речь детей с общим недоразвитием речи характеризуется наличием низкого словарного запаса, несовершенством фонетико-фонематических процессов, дети не понимают значение бытовых слов. Все это отрицательно сказывается не только на развитие речи ребенка, но и на его общем состоянии.
Поскольку основой речевой организации человека является лексика, различные недостатки в ее функционировании значительно усложняют процесс общения и социальной адаптации.
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ограничивают их способность понимать речь других, адекватно выражать свои собственные мысли и приводят к несформированности социальной и повседневной ориентации (В.В. Воронкова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, О.Н. Усанова).
Проблеме формирования предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи посвящено исследования С.Н. Коноваловой, Р.И. Лалаевой, Е.И. Рябовой, Н.В. Серебряковой.
В данном исследовании особое внимание будет уделено особенностям развития предикативного словаря, так как познание значения глагола является необходимым условием в развитии связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется с нескольких сторон:
– социальной – между необходимостью формирования предикативного словаря в общем речевом развитии ребенка и развитием навыков социализации ребенка с общим недоразвитием речи;
– педагогической – между необходимостью осуществления индивидуального маршрута коррекционной работы с дошкольником с общим недоразвитием речи в коррекции формирования предикативного словаря и недостаточным учетом личностно-индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– методической – между выявлением и обоснованием методов, форм и средств коррекции формирования предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи и их практическим использованием в практике ДОУ.
В связи с вышеизложенным проблема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать тему исследования: «Формирование предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: выявить особенности сформированности предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и разработать методические рекомендации.
Объект исследования: развитие словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: формирование предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеет специфические особенности: употребление общих обиходных глаголов, ошибки в лексическом, грамматическом, звуковом оформлении глаголов.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования предикативного словаря в дошкольном возрасте.
2. Описать психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Подобрать методы, приемы и провести обследование предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Представить анализ результатов исследования предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Разработать методические рекомендации по формированию предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологические основы исследования:
- теоретические положения в области исследования онтогенеза формирования лексики (Л.С. Выготский, С.Н. Цейтлин, Р.И. Лалаева);
- методические разработки о психолого-педагогических и лингвистических особенностях детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- методы, формы и приемы формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.В. Серебрякова, Н.А. Никашина).
Методы исследования:
- теоретические - анализ лингвистической, педагогической, психологической, психолингвистической, методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап: диагностические задания);
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе выделены показатели и критерии уровня сформированности предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в том, что в работе были разработаны методические рекомендации по формированию предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, которые являются основой при планировании дальнейшей логопедической работы с детьми данной группы.
Эмпирическая база исследования Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 212, ГО г. Уфа РБ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Развитие словаря в онтогенезе у детей дошкольного возраста
Исследования в области речевого развития и обогащения словаря показывают, что дошкольный период является наиболее чувствительным (сенситивным) этапом в развитии ребенка. Именно в этот онтогенетический период происходит значительное изменение психического, физического и речевого развития ребенка.
Речевое развитие детей дошкольного возраста можно охарактеризовать с нескольких сторон:
- фонетическое развитие речи – дифференциация и совершенствование воспроизводства звуков родного языка;
- грамматическое развитие речи – освоение ребенком норм и правил родного языка, их использование в речи;
- синтаксическое развитие речи – способность ребенка составлять слова в словосочетания, словосочетания в предложения разного типа строения;
- лексическое развитие речи - обогащение и уточнение словаря ребенка всеми частями речи, развитие синонимического, антонимического рядов [17].
В дошкольном возрасте речь является одним из главных инструментов познания ребенком окружающей действительности. Ребенок активно задает вопросы, ждет на них ответы. Именно поэтому в данном возрасте нужно поощрять интерес ребенка, объяснять ему незнакомые слова.
Речевое развитие ребенка дошкольника и его специфика представлены в работах А. В. Запорожца, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и др. Исследования данных авторов позволили проследить динамику изменений в речевом развитии ребенка и выделить основные этапы:
- подготовительный этап – начинается с момента рождения и до достижения ребенком двух лет. На данном этапе ребенок активно осваивает звукобуквенный строй родного языка, пытается воспроизводить простые слова, услышанные от взрослого. Именно на данном этапе ребенок осознанно произносит первые слова.
- речевой этап – данный этап ознаменуется появлением у ребенка фразовой речи, т.е. способности ребенка строить речевые высказывания с учетом контекста. На этом этапе развития речь ребенка начинает выполнять свою главную функцию – коммуникативную [3].
Речь является показателей правильного развития ребенка.
Одной из задач развития речи является обогащение и активизация словарного запаса.
Лексика любого языка поражает своей многогранностью, многоаспектностью, вариативностью. Именно поэтому не все люди способны к изучению языков, так как помимо лексики необходимо учитывать и связки слов, их переменчивость значений в разных контекстах. Все это показывает, что лексический состав любого языка уникален.
В основе лексике положены слова, которые формируют словарный состав. В языке различают три вида словаря:
- номинативный словарь характеризуется именем существительным;
- атрибутивный словарь формируется из имён прилагательных;
- предикативный словарь представлен собственно глаголами [7].
В нашем исследовании будет акцентировано внимание на особенностях предикативного словаря у детей дошкольного возраста.
С позиции лингвистики глагол понимается как часть речи, обозначающая действие, состояние или становление какого-либо процесса.
Глагол является самостоятельной частью речи, что означает его обособленное использование без слов-помощников, поясняющих значение [11].
Глагол является наиболее многочисленной и сложной грамматической категорией языка.
Представим особенности глагола, как части речи.
Л.С. Выготский отмечает, что глагол, являясь наиболее сложной категорией, обозначает процессы в виде действий, изменения их признаков, отношений, связей [5].
В.А. Гончарова указывает, что глагол является конструктивной частью речи. Его использование позволяет наиболее ёмко передать смысл фразы, что оказывает существенное влияние на сознание говорящего и слушающего [36].
Анализ глагола как части речи определяется с позиции грамматического, морфологического и синтаксического подходов.
Осознание глагола как грамматической категории позволяет свидетельствовать о наличии определенных, свойственных только глаголу, морфологических признаков. Общими признаками для всех глаголов являются - обозначение ими действий, их проявлений в виде состояний. К морфологическим признакам глагола относят: вид, наклонение, число, склонение, род, сопряжения и др. [18].
Синтаксические признаки определяют роль глагола в предложении. Глагол выступает в качестве сказуемого (может быть простым или составным) и вместе с существительным образует главные члены предложения.
Столь многозначные особенности глагола легли в основу многочисленных его классификаций. Глаголы можно объединить в лексико-грамматические группы по следующим основаниям: синонимический и антонимический ряд, родовидовые понятия и тематические группы [11].
С семантической точки зрения все глаголы, используемые в речи, можно объединить в две большие группы – глаголы физического действия и глаголы, обозначающие психическую деятельность. Каждая из выделенных групп представлена множеством родовидовых глаголов, каждый из которых несет свою семантическую функцию [35].
В классическом варианте в педагогической литературе, посвященной развитию словарного запаса детей дошкольного возраста, выделяются две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие.
Количественный рост словаря. Дошкольный возраст - это период обогащения словарного запаса. Его рост зависит от условий жизни и воспитания ребенка, поэтому данные о количестве слов детей одного возраста в литературе сильно различаются.
Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной науке нормой является 10-12 слов к первому году [36].
В методике развития речи исследователи акцентируют внимание на составе словаря у ребенка. В связи с чем были выделены два пласта – активный словарь и пассивный словарь [1].
В активный словарь входят слова, которые ребенок употребляет каждый день, их значение ребенку понятно. По активному словарю ребенка судят о богатстве его речи.
Пассивный словарь представлен словами, которые ребенок редко употребляет в речи, но значение которых ему доступно. Пассивный словарь всегда шире активного, так как многие слова могут быть доступны ребенку исходя из контекста [2].
Поэтому основной целью речевого развития в ДОУ является пополнение активного словаря с учетом слов из пассивного словаря.
И.A. Чистякова пишет, что особенности развития глагольной лексики у детей в разные возрастные периоды изучены недостаточно, поэтому в своей работе автор пытается проанализировать различные источники литературы о нормализации речи детей в разные возрастные периоды, обобщить этот материал и представить свою версию по исследуемой теме [28].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2017. – 400 с.
2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 240 с.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. – М.: ACT: Астрель, 2018. – 158 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2017. – 352 с.
6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.
8. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР: хрестоматия по логопедии // Под. ред. Л. С. Волковой. – М.,1997. – 53с.
9. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – Екатеринбург, 2006. – 316 с.
10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург: Феникс, 2019. – 316 с.
11. Константинова А. Ю. Современный русский язык. Морфология. – М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. 2008.
12. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Сфера, 2017. – 128 с.
13. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1967. – 173 с.
14. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
15. Мастюкова Е.М. Логопедия. – М.: Просвещение, 2017. – 342 с.
16. Методы обследования речи у детей / под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2020. – 240 с.
17. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. – М.: АльянС, 2013. – 367 с.
18. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культуры речи: учеб. пособие; под ред. П.П. Шубы. – Мн.: «ТетраСистемс», 2017. – 544 с.
19. Подготовка к школе детей с задержкой психического раз-вития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с.
20. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
21. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией). – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.
22. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». – 2017. – 112 с.
23. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. – 256 с.
24. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 288 с.
25. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Основные направления коррекционной работы. Логопедия. Методическое наследие; под ред Л.С. Волковой, 5 книга. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 480 с.
26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – 5-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
27. Филичева Т.Б. Основы логопедии. – М., 2011. – 225 с.
28. Чистякова И.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов. Воспитателей и родителей- СПб.: КАРО, 2005- 96с.
29. Шаховская, С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей / С.Н. Шаховская. – М., 2019. – 165 с.
30. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 240 с.
31. Хабарова О. Г. Использование педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня. - М.: Буки-Веди, 2020. – 160 с.
32. Цыбаева У.В. Изучение особенностей лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи – М.: Среда, 2020. –106 с.
33. Арсеньева М.В., Баряева Л.Б. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: (на материале детской художественной литературы) // Специальное образование. – 2019. – № 4 (56). – С. 17-26.
34. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. – №7. 6. – С. 35-38.
35. Борисова И.Н. Предикаты познания как функционально-семантический класс лексики // Русское слово в языке, тексте и культурной среде: сб. ст. Екатеринбург: Арго, 1997.
36. Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. – 2019. – №5. – 19-27 с.
37. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология – 1994. – № 2. – С. 52-76.
38. Груздева И.Е. Мнемотехника. Как помочь школьнику лучше запомнить? // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2011. - Т. 2. - № 2. - С. 346-351.
39. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 26-34.
40. Куклина Л.Д. Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. - С. 158-161.
41. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопедия. – 2019. – №1. – С. 22-25.
42. Зайнуллина Г.Р. Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - №7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-syuzhetno-rolevyh-igr-kak-sredstva-razvitiya-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta Дата обращения: 03.10.2023.
43. Исаичкина С. Ю. Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2019. - № 52 (290). - С. 261-264. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/290/65678/ Дата обращения: 05.10.2023.
44. Макарова Е.Д. Подготовка педагогов к организации игровой деятельности дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2012. - №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-pedagogov-k-organizatsii-igrovoy-deyatelnosti-doshkolnikov Дата обращения: 03.10.2023.