Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что проблема лидерства находится постоянно в центре научного изучения, так как данный феномен является важной составляющей любого социума. Несмотря на то, что этому явлению посвящено много исследований, они в отношении понятия лидерства противоречивы. Это привело к появлению различных трактовок понятия, вариативности методов и форм изучения феномена и, как следствие, большого количества терминов, критериев, выводов. Широта рассмотрения понятия лидерства затрагивает большое количество наук Проблема лидерства в социологии относится к числу «вечных». Эта проблема фокусирует на себе интерес многих исследователей как отечественных: А. И. Кравченко, И. О. Тюрина, Ю. Г. Быченко, Т. М. Баландина, так и зарубежных: Т. Маак, Н. Плес, Дж. Оуэн, Ф. Уайерсема, Дж. Кузес, Б. Познер, Ф. Хеллер, Э. Шейн, Р. Дафт, Дж. Юделовиц, Р. Кох, Р. Филд.
Таким образом, систематизация теоретических подходов авторов научных работ позволяет сделать вывод об исследовании ими факторов развития лидерских способностей, особенностей лидерства и изучении роли лидерства в экономике, социальной сфере, политике.
Проблема женского лидерства на данный момент времени имеет довольно большую актуальность. С данной проблемы будто снимают все существовавшие до этого запреты, относительно женщин, которые находятся на руководящих должностях, возглавляют крупные организации и так далее можно услышать все чаще и чаще в настоящее время можно найти не мало научных трудов, посвященных женскому лидерству, а также отличиям от мужского лидерства с предпринятыми попытками обосновать особенности женского лидерства и его преимущества.
При этом в последнее время можно отметить довольно существенные изменения относительно направлений управления различными компаниями, всевозможными коллективами людей. Предполагая, что на смену определения самого понятия компании с ее ценностями, а также идеалами приходит новое направление, которое сдвигает жесткую конкурентную деятельность с точными регламентами, показателями успеха, а также карьерного роста, в направление наиболее гуманистического метода управления компанией, который сфокусирован на каждом конкретном сотруднике с его личностными особенностями, а также потребностями и так далее. Компании на данный момент все реже и реже фокусируются на материальной составляющей и все чаще и чаще задумываются о общечеловеческих ценностях, о том, как принести определенную пользу обществу, а также окружающей среде и так далее. Из этого исходит возникновение и комплексное внедрение agile-подходов относительно трудовых процессов, гибкого варианта трудового графика, удаленной трудовой деятельности, принятие личностных особенностей всех сотрудников. Указанные современные составляющие корпоративного управления это так сказать «женские» показатели так как именно к женским качествам в отличии от мужских причисляют заботу о ближних, а также эмпатию, направленность на положительную межличностную коммуникацию и так далее.
Данные направления способствуют трансформации привычных направлений относительно лидерства и представлений о том, какой он тот самый «идеальный» лидер.
В обычном представлении на основании большого числа исследований, которые были проведены в последние годы «правильный» лидер является кем-то у кого есть определенные так сказать «мужские» качества такие как ассертивность, а также агрессия, достигаторство и кроме этого направленность на результат.
Независимо от происходящих в настоящее время трансформаций относительно стилей управления рассмотренный «мужской» вариант лидерства, а также успеха не перестает быть в лидерах. И как результат женщине нужно преодолевать множество всевозможных препятствий таких как предубеждения, а также заниженное отношение, как и завышенные ожидания, «стеклянный потолок» и иные предубеждения гендерной направленности.
Женщина, которая пытается построить собственную карьеру, и которая стремиться попасть на руководящую должность порой воспринимается, в качестве соответствующей роли «правильного» лидера, а значит той роли, которую приписывают мужчине. Она должна прикладывать колоссальные усилий для того чтобы стать руководителем. Данным фактом порой объясняют разницу в зарплате мужчины и женщины так как женщине приходится стараться и трудиться намного больше за более низкую зарплату. Женщина двигается по карьерной лестнице, все время пытаясь доказать то что она довольно «мужественная» и может занять кресло руководителя, не предавая при этом собственную женственность и женские жизненные цели такие как семья, быт и так далее.
Женское лидерство исследуется в современной российской науке не первый год. Женское лидерство является предметом междисциплинарных исследований, которые проводят на пересечении психологии, педагогики, а также социологии и кроме этого политологии, демографии и иных дисциплин. В отечественной науке существуют работы, в которых женское лидерство рассматривается в качестве тренда мировой экономики (Л.Н. Панкова), а также в качестве женской модели отечественного предпринимательства (Л.В. Бабаева, А.Е. Чирикова, Г.М. Шамарова), и кроме этого в качестве женского лидерства в сфере политики (Н.В. Бушуева, В.В. Мошненко, Н.С. Фомичева, Ю.Л. Шепелева), кроме этого есть исследования, посвященные генезису отечественного женского лидерства (О.С. Коваленко, В.П. Светлакова, Н.В Тедеева., Н.Х. Дзагурова), помимо этого исследования проводились с точки зрения отраслевых особенностей женского лидерства (О. В. Кузнецова, М. И. Марьин) и так далее.
Проблема исследования: изучение проблемы активизации лидерского потенциала молодых матерей, несмотря на свою актуальность, сегодня сталкивается с большими трудностями. Личность каждого человека отличается противоречивостью, как следствие, каждый человек будет принимать и использовать свой лидерский потенциал по-разному. Более того, подход к определению лидерского потенциала обусловлен направлением психологии, что сказывается как на процесс активизации лидерского потенциала молодых матерей, так и на процессе неиспользования собственного лидерского потенциала.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Ануфриева Ю.В. Педагогическое управление формированием лидерства в контексте ценностно-ориентированных технологий // Научное мнение. – 2019. - №2-1. – С.54-60.
2.Антонов Т.А. Психология политического лидерства // Трибуна ученого. - 2022. - № 12. - С. 31-33.
3.Абульханова К. А. Лидерство и руководство в развитии школ и организаций отечественной психологии // Познание и переживание. - 2022. - Т. 3. - № 1. - С. 90–109.
4.Бобченко, Т. Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы: учебное пособие для вузов / Т. Г. Бобченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 132 с.
5.Бухарина А.Ю. Использование женской модели управления в персональной и корпоративной практике. Философия хозяйства. – 2018. - № 1(115). – С. 241–254.
6.Велиева С.В. Диагностика психических состояний и отношений в семье // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2018. № 10. С. 38–59.
7.Власов В.С. Термин лидерства в психологии // Символ науки: международный научный журнал. 2021. № 5. С. 162-164.
8.Гуртовенко С.Е., Кашин Д.О. Феномен лидерства в психологии // В сборнике: Избранные доклады 68-й Университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. Томск, 2022. С. 533-534.
9.Гололобова Т.М. Особенности женского стиля управления компаниями. Вестник управления. – 2021. - № 12. С. 5–9.
10.Иванова Е.А. Роль университетов в системе подготовки предпринимателей // Экономическая среда. – 2020. – № 4(34). – С. 24-30.
11.Инновационные решения финансовых, социальных, технологических проблем цифрового общества: Монография / Г. В. Астратова, Ю. Ф. Аношина, Н. А. Березина [и др.]; Под общей редакцией Н.В. Парушиной. – Орел: Орловский государственный университет экономики и торговли, 2021. – 200 с.
12.Кабакова А.С. Психология лидерства в коллективе и организации // Обмен научными знаниями: актуальные вопросы и перспективные направления развития. сборник научных трудов. Казань, 2021. С. 216-218.
13.Копылова О.Ю. Психология лидерства // Трансформация вузовского образования: от локальных кейсов к тенденциям развития. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Руднева, под научной редакцией Л.Н. Горбуновой. Москва, 2023. С. 312-319.
14.Коваленко С.В., Давыдова А.А. Проблема сущности психологического тренинга в практической психологии // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. С. 80.
15.Лидерство в бизнесе: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.Ю. Савинова, Е.Н. Васильева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 280 с.
16.Левкин В.Е. Психические состояния. М.: Юрайт, 2019. 231 с.
17.Марченко Е. М. Социально-психологические особенности взаимосвязи лидера и малой группы в деятельности клубов исторической реконструкции. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 164 с.
18.Михайлова Ц. А. Необходимость в лидере и лидерских качествах // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы IV Межд. научно-практ. конф. (Улан-Удэ, 2-4 декабря 2019 г.). – Улан-Удэ, 2019. – С. 232-233.
19.Мазилов, В.А. Современная общая психология: ключевые методологические проблемы. В кн.: Методология современной психологии. Вып. 12. М.-Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2020. - С. 92–110.
20.Мальцева Т. В., Реуцкая И. Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 143 c.
21.Никитин Н.А. Гендерный аспект психологии лидерства // Самоуправление. - 2019. - Т. 2. - № 2 (115). - С. 127-128.
22.Психология управления: учеб. пособие / Ю.А. Мальцева, О.Ю. Яценко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 92 с.
23.Психология лидерства: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.А. Ильин. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 311 с.
24.Паштерян Д.И. Проблема лидерства в отечественной психологии // В сборнике: Психологическая наука и новые вызовы современности. сборник научных трудов. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2023. С. 232-235.
25.Пахальян В.Э. Проблемы оценки развития профессиональных компетентностей при обучении взрослых // Практики развития: современные вызовы. Красноярск, 2018. С. 196–207.
26.Риппон Д. Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге. М.: Бомбора, 2019. - 173 с.
27.Робинова Ю.А. Психология лидерства // Colloquium-Journal. - 2019. - № 21-5 (45). - С. 36-39.
28.Романова С. А. Проблемы изучения социальных представлений // Вестник педагогики и психологии АлтГУ. – 2018. – № 4. – С. 60-68.
29.Синева Н.Л., Кашина Ю.Н., Принь О.В., Забавина Е.А., Соколов А.А. Психология лидерства // Наука Красноярья. 2020. Т. 9. № 3-2. С. 121-126.
30.Семина Д. В. Зарубежные исследования психологии лидерства // Молодой ученый. - 2022. - № 37 (432). - С. 162-164.
31.Субботина Т.Н., Лукашина Е.В. Влияние гендерных особенностей на управление персоналом. Экономика и бизнес: Теория и практика. – 2021. - № 4–2. С. 172–175.
32.Санникова Е.А. Лидерство. Психология лидерства, Лидерская эффективность в управлении // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 24-26.
33.Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. Москва: Проспект, 2020. 512 с.
34.Фадеева Л.А., Старкова М.А. Политическое лидерство в современном мире: учебное пособие. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. 144 с.
35.Цыбульская Л.А., Глушакова А.А., Цыганок Д.С. Психология лидерства // В сборнике: Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. Сборник научных трудов. Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»; ФГАОУ ВО «Северо – Кавказский федеральный университет». Севастополь, 2020. С. 213-216.