- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Особенности Я-концепции в подростковом возрасте
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Возрастная психология
64 страницы
50 источников
Добавлена 26.07.2024 Опубликовано: stuservice
13875 ₽
27750 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. «Я-концепция» как психологический феномен………………...6
1.1. Общая характеристика, механизмы формирования и развития «Я-концепции»…………………………………………………………………6
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста……….20
Выводы по первой главе………………………………………………….30
Глава 2. Эмпирическое исследование «Я-концепции» лиц подросткового возраста…………………………………………………..33
2.1. Организация и методы исследования……………………………….33
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………...37
Выводы по второй главе………………………………………………….53
Заключение………………………………………………………………..56
Список использованных источников……………………………………61
Фрагмент для ознакомления 2
О.Б. Дутчина отмечает, что в научных исследованиях, в образовательной практике и законодательных документах стали чаще употребляться термины, начинающиеся с приставки «сам-», «само-», которые характеризуют человека как субъекта собственного развития, то есть как субъекта познания, деятельности, общения [23]. Обращается внимание на то, что содержание образования изменяется в сторону создания условий для самоопределения, максимальной самореализации личности в современном обществе. Все это требует наличия у молодых людей таких характеристик, как инициативность, самостоятельность, ориентация на высокие достижения, высокая мотивация в построении жизненных планов [32].
В отечественной психологии имеется обилие работ, посвященных изучению Я-концепции в дошкольном и младшем школьном возрасте (И. В. Егоров, О. А. Белобрыкина, А. В. Захарова, М. И. Лисина, Н. Ю. Молостова, Н. А. Мосина, Л. В. Москвичева, В. С. Мухина, О. С. Обухова, Л. Э. Семенова, О. В. Хухлаева и другие), в подростковом возрасте (А. Б. Ахмедов, И. С. Бубнова, Н. В. Заболотнева, И. С. Кон, С. А. Кукенков, А. М. Мудрик, В. В. Сизикова, Е. В. Свистунова и другие), в юношеском возрасте (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Н. И. Леонтьев, Л. И. Божович, А. А. Бодалев и другие), студенчества (Е. Б. Быканова, О. Б. Дутчина, Н. Б. Казначеева, Л. В. Рымкан и другие), однако ощущается недостаток работ, направленных на изучение Я-концепции современных подростков. Большинство подобных работ датируются началом 2000-х годов.
Цель работы состоит в исследовании особенностей «Я-концепции» в подростковом возрасте.
Для достижения цели в исследовании были определены следующие задачи:
1. Представить общую характеристику, механизмы формирования и развития «Я-концепции».
2. Проанализирвать психологическую характеристику подросткового возраста.
3. Провести эмпирическое исследование «Я-концепции» лиц подросткового возраста.
Объект исследования: «Я-концепция».
Предмет исследования: «Я-концепция» в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: «Я-концепция» в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте характеризуется качественными отличиями.
Теоретической основой исследования стали работы таких авторов, как: Л.И. Божович, И.С. Бубнова, И.И. Гончарова, Ю. Державина, В.И. Долгова, О.Н. Истратова, Д.О. Караваева, С.В. Молчанов, Е.П. Сидоренко, Д.Б. Эльконин и др.
Методы исследования: метод теоретического анализа психологической, социологической, педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, метод письменного опроса, методики:
1) личностный опросник «Изучение особенностей Я – концепции» Е. Пирса, Д. Харриса (адаптированный А.М. Прихожан);
2) методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;
3) тест – опросник Г.Н. Казанцевой «Уровень общей самооценки»;
4) диагностическая методика «Шкала оценки потребности в достижении».
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Талицкая средняя общеобразовательная школа № 1»
Выборка: 60 подростков из которых 30 подростков в возрасте 14 – 15 лет (учащиеся 8-9 классов) и 30 подростков в возрасте 16 – 18 лет (учащиеся 10-11 классов).
Теоретическая значимость исследования состоит в исследовании особенностей «Я-концепции» в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в рамках коррекционной и консультационной работы по проблеме «Я-концепции» в подростковом возрасте. Достаточно перспективным видится также использование результатов для разработки тренингов и семинаров для подростков, посвященных формированию «Я-концепции» в подростковом возрасте. Отдельным направлением может стать создание обучающей программы для педагогов-психологов по формированию «Я-концепции» в подростковом возрасте в системе образования.
Структура работы. Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. «Я-концепция» как психологический феномен
1.1. Общая характеристика, механизмы формирования и развития «Я-концепции»
В настоящий период времени довольно актуальным направлением исследований представляется область Я-концепции личности человека. При этом стоит отметить что такой термин как Я-концепция в психологических источниках информации появилось довольно недавно. Стоит полагать что именно в результате этого среди ученых так и нет единой точки зрения относительно определения данного понятия. Рассматриваемое понятие развивали такие известные авторы как П.Г. Ананьев, Р. Бернс, И.С. Кон, А. Маслоу и так далее.
В повседневной жизнедеятельности индивида Я-концепция подвержена непрекращающимся внутренним трансформациям. Происходят изменения относительно адекватности, а также зрелости. А значит можно говорить о том, что Я-концепция не является тем что появляется у индивида в результате рождения и остается неизменным на протяжении всей жизни это определенный ключ, при помощи которого возможно определить личность человека. Я-концепция воздействует на психику, а также мировоззрение индивида, а кроме этого выступает в качестве своеобразного фундамента при помощи которого происходит развитие поведения человека [7].
Такое понятие как Я-концепция является непростым, а также на данный момент времени оно не является до конца исследованным в результате того что ввели данное понятие в научный оборот относительно недавно. И стоит полагать что именно в результате этого в психологических источниках до сих пор не выработано универсального определения данного понятия.
Свое развитие Я-концепция получает в XIX-XX в. в период времени, когда довольно активно исследовали двойственную природу личности в качестве субъекта познающего, а также познаваемого. И только в 50-х г. ХХ в. Я-концепцию стали исследовать в рамках гуманистического направления в качестве наиболее ярких представителей которого были А. Маслоу, К. Роджерс [11].
У. Джеймс - это самый первый автор, который представил определение Я-концепции. В 1890 г. автор издает книгу «Принципы психологии», в рамках которой подробным образом описывает проблематику сущности, а также компонентов личности. При этом автор делает выводы о том, что есть два компонента личности, а именно субъективный (чистое Ego), а также объективный (эмпирическое Ego). Помимо всего прочего в череде компонентов ученый определил систему показателей представляя их по мере значимости:
- «Духовное Я» то есть внутреннее, а также субъективное бытие индивида. Это система религиозных, а также нравственных и иных подобных установок личности.
- «Материальное Я» то есть то, с чем индивид отождествляет себя (жилье, родные и близкие и так далее).
- «Социальное Я» то есть личное признание, а также уважение со стороны других людей, а также социальная роль.
- «Физическое Я» то есть тело индивида, а также комплекс первичных биологических запросов.
У. Джеймс делал выводы о том, что исследовать сознание следует не с позиции компонентов, а с позиции того какое значение ему отводят в эволюции и на данный момент жизнедеятельности индивида [6].
Р. Бернс сопоставляет такие понятия как Я-концепция, а также самооценка в качестве установок «относительно самого себя» делая выводы о том, что это комплекс разнообразных представлений человека относительно самого себе. При этом Я-Концепцию автор представлял в качестве системы которая состоит из:
1. Когнитивной составляющей, то есть из комплекса убеждений индивида относительно себе, личного понимания собственных способностей, представлений относительно собственных целей, а также ожиданий. При этом ожидания человека по поводу себя состоят из понимания определенных характеристик в конкретный период времени. Данная составляющая представлена в качестве определенных социальных статусов, а также ролей, которые возникают в сознании индивида.
2. Эмоционально-оценочной составляющей, то есть чувств, а также эмоций и кроме этого положительных и отрицательных аспектов таких как самоуважение, а также самоунижение и так далее, которые появляются при соотношении, а также проведении сравнивания собственных свойств личности с эталонными. Так как у человека нет конкретных качеств, но он производит оценку и обладает собственным отношением по данному поводу.
3. Поведенческая составляющая объективный показатель Я-концепции, который состоит в последовательном процессе самореализации, а также в направленности быть понятым, и кроме этого принятым и помимо всего прочего в предрасположении общества к себе. И как результат индивид не должен игнорировать тех поступков, которые он совершает [49].
В комплексе Я-образа отделяют систему модальных самостоятельных установок таких как:
- Я-реальное, то есть представление относительно самого себя на данный момент времени, понимание личной роли, своего статуса;
- Я-зеркальное является установками, которые появились в результате того исходя из чего индивида представляют другие люди. Происходит в итоге обратного типа связей и дает возможность поддерживать «Я» в должном виде, оставаясь при этом во взаимоотношениях с окружающими людьми и самим собой;
- Я-идеальное установки, состоящие в том, чтобы представлять индивида в том образе в котором мы его хотели бы видеть. Комплекс качеств, а также показателей, которые бы индивид хотел бы наблюдать у себя [18].
Ученый, который заложил фундамент аналитической теории это К. Юнг, применявший на протяжении всего своего жизненного пути такое понятие как «самость». Автор делал заключения относительно сокровенной личности индивида, которая обладает определенным талантом, а также потенциалом, которые совершенно не изведаны им самим. Самость со слов автора это комплекс сознательного, а также бессознательного, при этом возможности бессознательного компонента индивида порой являются совершенно беспредельными.
И как результат можно сделать выводы о том, что cамость в определении К.Г. Юнга является способностью человека выступать в роли объекта личных мыслей, то есть в качестве образца такого индивида, который представляется от рождения. Самость является специальной способностью выступать одновременно в качестве субъекта, а также в качестве объекта [4].
Исходя из смысла наиболее близким к Я-концепции будет такое понятие как самосознание. Но при этом Я-концепция будет наименее нейтральным понятием в результате того что в нем есть дополнение в качестве оценочного определения самосознания.
При этом Я-концепция является в определенной мере шире чем самосознание в результате того что в Я-концепции можно выделить компоненты трудно определяемые или и вовсе не определяемые для сознания. Помимо всего прочего к Я-концепции имеют отношение такие независимые понятия как самооценка, а также самоактуализация [3, с. 276].
Чаще всего отделяют два типа Я-концепции, а именно Я-реальное, а также Я-идеальное. Помимо всего прочего существуют частные типы Я-концепции такие как профессиональная Я-концепция и так далее. В это же время Я-реальное находится в прямой зависимости от такого представления относительно того «какой я есть на самом деле», в то время как Я-идеальной это представление о том «каким бы хотел быть на самом деле».
Чаще всего Я-идеальное, а также Я-реальное будут разными что порой приводит к возникновению отрицательных следствий, а порой и возникновению положительных последствий. Так порой появляется несоответствие между Я-идеальным, а также Я-реальным, что способствует появлению внутри личностной несогласованности. В это же время данные несоответствия порой выступают в качестве направления саморазвития индивида, а кроме этого личных самоустановок на дальнейшее развитие [20, с. 88].
Подростковый возраст является тем периодом времени, когда ребенок переходит во взрослую жизнедеятельность, происходит индивидуальное самоопределение, формирование личного «Я». Со слов Л.И. Божович происходит трансформация отношения к окружающей действительности, а также к себе, помимо всего прочего происходит быстрое становление самосознания, а также самоопределения. Самое главное новообразование в данное время - это ощущение взрослости [4]. Которое является особенным вариантом субъективного понимания самого себя в качестве личности, которая уже относится к взрослому миру.
Заложенные до этого довольно устойчивые черты характера в подростковом возрасте будут оказывать воздействие на поведение и как результат появляется надобность познания данных качеств, то есть самого себя.
Становление самосознания в качестве основной сферы жизнедеятельности подростка рассматривается во многих научных трудах. Самопознание это одна из характерных особенностей индивида, который осознает себя в качестве частицы современного общества, при этом не отождествляя с остальными людьми. И в качестве продукта личностного самопознания выступает комплексный сформированный «Образ-Я» индивида [12].
Исследование развития «Образа-Я» подростка имеет предопределяющее значение в результате того что происходит изменение ценностей, а также установок, происходит трансформация условий жизнедеятельности самого подростка и все это в определенной мере воздействует на изменения, которые происходят в личности, а также в поведении подрастающего поколения [21].
Самосознание является итогом непрекращающегося развития. Во время данного возраста дети не перестают проводить сравнения себя со своими товарищами, а также со взрослыми в результате чего начинают делать выводы о том, что они уже не являются маленькими и как результат все вокруг просто обязаны ценить их значимость, а также их личную самостоятельность. Подростки все время идентифицируются и со временем у них возникает единый «Образ-Я», который выступает в качестве компонента «Я-концепции».
Я-концепция является довольно постоянной и в определенной мере осознанной категорией в качестве неподражаемого комплекса представлений личности относительно самой себя исходя из которого происходит взаимодействие с окружающими [2].
Подростки зачастую интересуются о том «Кто Я?», «Что меня отличает от остальных?» и так далее и далеко не сразу они смогут найти ответы на данные вопросы. Во время самопознания появится комплексное представление относительно собственного Я.
Одним из элементов самопознания будет такая категория как самооценка. Самооценка личности воздействует на взаимоотношения человека с другими людьми, а также на требовательность относительно самого себя, самокритичность и так далее. Процесс развития самооценки происходит под воздействием всевозможных социальных показателей, а это дает возможность указать на возрастные, а также личностные особенности индивида.
Самооценка помимо всего прочего имеет отношение к общественной форме обусловленности Я-концепции подростка. Ее исследуют в качестве интеграции главных составляющих таких как: самопонимание, а также общественное самоотношение и кроме этого самостоятельная последовательность, то есть внутренний компонент локус-контроля.
В рамках психологии принято отделять показателей самооценки, а именно высокая самооценка, средняя самооценка и также низкая самооценка [10].
У подростков у которых наблюдается завышенный показатель самооценки можно отметить факт того что они переоценивают личные способности, у них есть довольно высокие ожидания относительно окружающий их действительности, что порой грозит возникновением депрессии в результате того что подросток не может в полной мере удовлетворить личные амбиции. Такие подростки неадекватно воспринимают любую критику они не способны адекватно воспринять собственные недостатки, полагая что их просто не уважают и заявляют о том, что мнение остальных для них не имеет никакого значения. В ситуации, когда что-то происходит не по плану и возникают неудачи, подростки порой на продолжительное время выходят из привычного темпа жизни, у них появляется апатия а также раздражительность в результате того что они не получили того чего хотели.
Подростки, у которых средний показатель самооценки обладают большим количеством различных интересов, они довольно активные у них немало направлений деятельности, у них много личных контактов и так далее. Данные подростки нацелены на познание окружающих и самих себя во время общения, относятся к критике довольно спокойно, в это же время не принижают личностных качеств, но при этом знают и понимают о том, что у них есть определенные недостатки, с которыми пытаются бороться.
Подростки у которых пониженный уровень самооценкой замечают в собственных высказываниях и поступках только негативные составляющие, порой примеряя на себя идеальный образ, они имеют трудности относительно установления комплекса личных потребностей, у них существуют сложности с восприятием комплиментов, во время возникновения ситуации при которой они должны самостоятельно сделать выбор у них появляется ступор, и они не знают, как поступить и что делать. Данные подростки критикуют как сами себя, так и окружающих в результате того что не хотят, чтобы произошла ошибка и зачастую требуют ответного действия от остальных людей.
На процесс развития самооценки воздействуют разнообразные факторы и в том числе взаимоотношения с родителями, учебная среда и так далее.
На основании выше сказанного можно сделать вывод о том, что самооценки отводят определяющее значение в вопросах личностного развития современных подростков. При помощи непрекращающегося общения со взрослыми, родным, ровесниками можно наблюдать процесс осознания пределов личностных возможностей. При наиболее правильном взаимодействии происходит наиболее адекватное развитие самооценки подростков. Со временем личностные представления становятся наиболее глубокими и полными, появляется осознанная самостоятельность личностных суждений. При этом особо стоит сказать о том, что завышенный либо заниженный уровень самооценки не дает адекватному пониманию личностных возможностей и как результат большое значение для индивида имеет адекватная самооценка, помогающая в вопросах достижения определенного успеха в его жизнедеятельности.
Именно среди подростков возможно наблюдать довольно большие изменения в личностных качествах, которые происходят в результате трансформации самосознания. Помимо всего прочего у подростков наблюдается наиболее бурное становление личности, происходит развитие личного Я-образа, определение смысла жизни, а также происходит самосовершенствование. Большое значение на становление самосознания подростка будет оказывать ближайшее окружение.
Перед подростком поставлена довольно серьезная задача, которая заключается в систематизации всего комплекса представлений относительно самого себе. При отрицательном исходе можно наблюдать переменчивую идентичность, в которой наблюдаются внутренние противоречия, а кроме этого можно будет наблюдать неустойчивостью собственного «Я».
Одна из характерных особенностей данного возраста это постепенная трансформация от воспроизведения точки зрения взрослого на личное мнение. Во время самопознания у подростка и появляются показатели самооценки. При этом основной показатель самопознания — это процесс сравнения с иными субъектами такими как ровесники, родители и так далее [1].
Следующая значимая задача данного возраста - это познание не известных до этого момента социальных способностей, а кроме этого собственных навыков, которые нужны для вхождения подростка в мир взрослых людей. Почти для всех подростков процесс социальной интеграции и кроме этого ощущение принадлежности к конкретной социальной группе является главной потребностью. И как результат взаимоотношения с ровесниками - это довольно большой стимул в плане психологического взросления. В данный период времени происходит развитие мировоззрения, а также миропонимания и происходит развитие количества социальных взаимосвязей. В данном возрасте социальное принятие со стороны ровесников является довольно значимым фактом. И как результат социальная поддержка как вариант принятия, а кроме этого одобрения от остальных способна оказать большое воздействие на уровень самооценки подростка.
Подросток у которого взаимоотношения, с ровесниками довольно устойчивые имеет адекватный показатель самооценки. Но в ситуации, когда у подростка сложились не самые хорошие отношения с коллективом ровесников сверстников то можно отметить отрицательное личностное отношение к «себе» и как результат довольно часто можно наблюдать пониженный показатель самооценки. Всевозможные взаимоотношения со сверстниками порой дают подростку важные сведения относительно личных незначимых ценностях в плане иных людей воздействуя тем самым на самооценку [17]. Кроме этого стоит особо отметить и тот факт, что девочки подросткового возраста зачастую обладают наиболее низкой самооценкой чем парни [24].
Фрагмент для ознакомления 3
2. Байдин, Д.В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков / Д.В. Байдин // Концепт. – 2015. – Т. 18. – С.11-15.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – 240 с.
4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 620 с.
5. Брюхова, В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству / В.М. Брюханов // Классный руководитель. – 2007. – № 6. – С.126-131.
6. Бубнова, И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. – № 1 (72). – С. 211-214.
7. Бондарева, П.Г. Особенности формирования образа «Я» в подростковом возрасте / П.Г. Бондарева // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 3. с. 103-108.
8. Бикмурзина Я.С. Особенности формирования «Я» – концепции у подростков / Я. С. Бикмурзина // Трибуна ученого. - 2020. - № 5. - С. 24–28.
9. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Учебное пособие для студ. пед. вузов / сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. М.: «Академия», 2006. - 624 с.
10. Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2021. – 224 с.
11. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – Москва: Пед. о – во России, 2016. – 488 c.
12. Галактионов И.В. Рефлексивные формы и методы обучения в образовательном пространстве / И.В. Галактионов // Проблемы высшего образования. - 2018. - № 1. - С. 229–233.
13. Гончарова, И.И. Педагогический опыт формирования представлений о своей индивидуальности у младших подростков в учебно-воспитательном процессе / И.И. Гончарова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 245-249.
14. Гладких, Т. А. Я-концепция подростков с интернет-зависимостью / Т. А. Гладких, А. В. Семёнова // Молодой ученый. - 2021. - № 35 (377). - С. 57-59.
15. Дутчина О.Б. Проблема стрессоустойчивости в профессиональной деятельности педагога / О.Б. Дутчина // Психологическая наука и практика в современном обществе: реальность и тенденции развития. Сборник научных трудов по материалам всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Е. Н. Ткач. - Хабаровск, 2021. - С. 109–114.
16. Державина, Ю. Психологический анализ «я-концепции» девиантных подростков / Ю. Державина // Студенческая наука и XXI век. – 2011. – № 8. – С. 229-233.
17. Долгова, В.И. Феномен «Я-концепция» подростка / В.И. Долгова, А.А. Кошелева // Вестн. Южно.-Уральск. гос. гуманитар.-педагогич. ун-та. – 2016. – Вып. 3. – С.139-149.
18. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. – Москва: Академия, 2019. – 412 с.
19. Зарецкая, Е.С. Теоретическая модель процесса консультирования подростков с нарушением я–концепции / Е.С. Зарецкая //Академия педагогических идей Новация. - 2020. - № 4. - С. 3–5.
20. Истратова, О.Н. Роль семьи в становлении я-концепции современных подростков / О.Н. Истратова, А.В. Яценко // European Social Science Journal. – 2013. – № 9-2(36). – С. 263-268.
21. Игнатович С.С., Сотникова Т.В. К вопросу осоциализации подростков в семье / Педагогика: история, перспективы. Toм 2. №6. 2019. С. 173-177.
22. Караваева, Д.О. Особенности Я-концепции личности младших подростков в зависимости от конфигурации семьи (с одним и с двумя детьми) / Д.О. Караваева // В.С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика. – Пермь: Пермский гос. Гуманитарн.-пед. ун-т, 2015. – С. 56-58.
23. Кнутова А.И. Особенности «Образа-Я» в подростковом возрасте // Концепт. 2019. №3. С. 303-309.
24. Киселева, П. А. «Я-концепция»: особенности на разных этапах обучения в вузе / П. А. Киселева // Процессы интеграции и дифференциации в мире: социально-гуманитарный аспект: материалы Всероссийской студенческой научной конференции (Екатеринбург, 1-2 декабря 2021 г.). - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2022. - С. 94-97.
25. Каргин, М.И. Особенности возрастных кризисов в подростковом возрасте / М.И. Каргин, Е.А. Васягина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. – № 1. - С. 136-141.
26. Лянгузова, В.В. Динамика я–концепции подростков как следствие принадлежности к группе обучения актерскому мастерству / В.В. Лянгузова // В сборнике: Социальная психология и общество: история и современность. Материалы Всероссийской научно–практической конференции с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского. - 2019. - С. 445–448.
27. Михайлова, Н. Понимать детство / Н. Михайлова, С. Юсфин. – Москва: Народ. образование, 2019. – 188 с.
28. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник / С.В. Молчанов. – Москва: Юрайт, 2019. – 351 с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество / В.М. Мухина. – Москва: «Академия», 2017. – 456 с.
30. Новикова И.С. Особенности профессиональной Я-концепции студентов / И.С. Новикова // Кризис идентичности: личность, профессионал, сообщество. Актуальное состояние и пути преодоления. сборник материалов Всероссийского форума специалистов помогающих профессий с международным участием. Новосибирск, 2023. - С. 55-61.
31. Олейникова, А.В. Кризис подросткового возраста / А.В. Олейникова //Аллея науки. – 2018. – Т. 2. № 10 (26). – С. 955-957.
32. Петренко А.В. Анализ взаимосвязи акцентуированности личности со склонностью к риску в подростковом и юношеском возрасте / Педагогика: история, перспективы. Toм 2. №5. 2019. С. 207-213.
33. Пузырь, А.И. Влияние опыта публичных выступлений на я–концепцию младших подростков / А.И. Пузырь // Молодой ученый. - 2021. - № 3 (345). - С. 48–53.
34. Прихожан, А.М. Проблема подросткового кризиса / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Психологич. наука и образование. – 2012. – №1. – С.82-87.
35. Руденко, А.М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. – Ростов на Дону: Феникс, 2017. – 379 с.
36. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 288 с.
37. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию // К.Р. Роджерс. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2016. 473 с.
38. Сидоренко, Е.П. Возрастные особенности Я-концепции подростков / Е.П. Сидоренко // Акмеология. – 2015. – Вып. 2. – С. 257-266.
39. Скотаренко, Е.Л. Потребности и интересы современных подростков / Е.Л. Скотаренко // Классный руководитель. – 2015. – № 5. – С. 74-80.
40. Сидоренко Д.П. Возрастные особенности Я-концепции подростков / Д.П. Сидоренко // Акмеология. - 2015. - № 2 (54). – С. 253-259.
41. Селиванова, Е.А. Психолого–педагогические условия формирования положительной «Я–концепции» подростков / Е.А. Селиванова // Научно–педагогическое обозрение. - 2021. - № 4 (38). - С. 229–235.
42. Серафимович, И.В. Особенности Я-концепции современных школьников в различных профильных классах образовательных школ / И.В. Серафимович // Актуальные проблемы психологии образования: сб. науч. материалов. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. - С. 84–93.
43. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 286 с.
44. Тепсуркаева, З.В. Внеурочная деятельность как средство формирования «Я-концепции» подростков / З.В. Тепсуркаева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 164–166.
45. Удовенко, Е.В. Особенности подросткового возраста / Е.В. Удовенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2021 - № 4–5. - С.93–96.
46. Ходырева, С.В. Особенности протекания подросткового кризиса у современных подростков / С.В. Ходырева // Будущее науки – 2019: сб. науч. ст. 7-й Междунар. молодеж. науч. конференции. – Курск, 2019. – С. 334-337. – Текст: непосредственный.
47. Черепкова, Н.В. Психологические проблемы профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации / Н.В. Черепкова, А.В. Ермакова // Концепт. – 2013. – Т. 4. – С. 2066-2070.
48. Штанина, А.В. Психологические особенности подросткового возраста у людей с несовершенным остеогенезом / А.В. Штанина // Сборник трудов XIII Международной научно–практической конференции. Институт общественных наук РАНХиГС; НИУ ВШЭ; Московская высшая школа социальных и экономических наук. Москва, 2020. - С. 179–182.
49. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Москва: Педагогика, 2008. – 450 с.
50. Юн, Э.Г. Межличностные отношения со сверстниками как фактор развития я–концепции подростков / Э.Г. Юн // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 30. - С. 1497–1499.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней