Фрагмент для ознакомления
2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
1.1. Понятие и сущность туризма
Сегодня туризм является одной из самых прибыльных отраслей мировой экономики. Развитие туристического сектора с мультипликативным эффектом важно для формирования валового внутреннего продукта страны, а также оказывает стимулирующее влияние на другие отрасли экономики [16].
Туризм - многогранное явление социальной жизни, которое не поддается однозначному определению. Туризм по своей сути является междисциплинарным, многофакторным явлением. Можно представить это как цепочку, которая объединяет такие понятия, как инфраструктура, гостеприимство, свобода передвижения, качество туристических продуктов, которые необходимы - от качества кухни до качества окружающей среды, образования, транспорта, коммунальных услуг и безопасности туристов. Туризм одновременно является отраслью народного хозяйства, сложным межотраслевым комплексом, в котором формируется и реализуется туристический продукт как вид экономической деятельности, как деятельность людей по интересам, их образу жизни, своего рода хобби. Туризм - это также обширная социальная услуга, предоставляющая рабочие места сотням миллионов людей. Это удивительно развитая система путешествий и экскурсий, это форма отдыха, направленная на восстановление физических и духовных потенций личности. Туризм, помимо прочего, также является влиятельным инструментом «народной дипломатии» и важным фактором в формировании и развитии культуры общения.
Следует подчеркнуть, что туризм - это общественная сфера гостеприимства, которая особенно ярко демонстрирует его сервисный, нетехнический характер. Институт гостеприимства - одно из старейших государственных учреждений в истории человеческой цивилизации. Гостеприимство стало широко распространенным видом деятельности еще в Древней Греции, в 78 древних государствах только выдающиеся граждане имели право и обязанность заботиться об иностранцах. Со временем гостеприимство во всем мире превратилось в настоящую "империю", в которой работают миллионы сотрудников, которые обеспечивают гостиничный и ресторанный бизнес, быт, отдых и развлечения для туристов и путешественников, удовлетворяя их разнообразные потребности и интересы. Уже сейчас характеристик туризма достаточно, чтобы представить его как сложный, многогранный социальный феномен, и ни одна социально-гуманитарная наука не может полностью и всесторонне охарактеризовать его как единственную цель своих собственных исследований. Туризм - это явление, возникающее в результате временного посещения (или пребывания за пределами обычного места жительства) за пределами обычного места жительства по любой причине, кроме обучения, оплачиваемого в местах посещения.
Туризм - это целая отрасль экономики, обслуживающая людей за пределами их постоянного места жительства, и сегмент рынка, объединяющий различные отрасли (общественное питание, транспорт, гостиничный бизнес, торговля, культура) для предоставления услуг потребителю. Наиболее часто цитируемым и распространенным определением является определение Всемирной туристической организации (англ. Всемирная туристическая организация Объединенных Наций; ЮНВТО). По его словам, туризм является производным от французского слова «тур» и представляет собой деятельность людей, цель которых - путешествовать и оставаться с целью проживания и других целей в местах, находящихся за пределами их обычного окружения, в течение не более одного года подряд. Еще одним признаком туризма является то, что люди не занимаются оплачиваемой деятельностью в стране временного пребывания [7].
Официальное определение туризма закреплено Федеральным законом «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»: «туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и других целях без осуществления оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания».
Туризм XXI в. – это деятельность, которая предлагает решение широкого круга экономических, социальных, экологических и даже политических проблем. Благодаря темпам роста мировой экономики он соответствует темпам роста крупных сырьевых отраслей, таких как нефтяная и автомобильная промышленность, и обеспечивает десятую часть мирового валового внутреннего продукта. Этот несомненный успех туризма заключается в том, что в эпоху глобализации и информатизации растущие потребности человека в познании окружающего мира легче удовлетворяются. Поэтому новым компонентом современной парадигмы туризма является мобильность людей, которая позволяет преодолевать сложные географические препятствия и получать доступ к социокультурным средам различных стран и народов [10].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Указ Президента РФ от 26.10.2020 об утверждении Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://ips.pravo.gov.ru:8080/default.aspx?pn=0001202010260033
2. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526/
3. Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» от 13.07.2020 N 193-Фз // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 357078/
4. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021г. №484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400534977/
5. Абабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме : учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 214 с.
6. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
7. Андреев, В. Д. Организация и методика рискориентированного аудита в туризме : учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 392 c.
8. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
9. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
10. Безопасность в туризме : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел : МАБИВ, 2020. – 118 с.
11. Бизнес-планирование в туризме : учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» / под общ. ред. Т. В. Харитоновой, А. В. Шарковой. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 310 с.
12. Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризма : учебник / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская ; под ред. проф. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 318 с.
13. Боголюбов, В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций : учебник и практикум для вузов / В. С. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 256 с.
14. Боголюбов, В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для среднего профессионального образования / В. С. Боголюбов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
15. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Бугорский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
16. Быстров, С. А. Организация туристской деятельности. Управление турфирмой : учебное пособие / С. А. Быстров. – Москва : Форум : ИНФРА-М, 2019. – 400 с.
17. Ветитнев, А. М. Олимпийский туризм: организационно-экономические аспекты и влияние на принимающую дистинацию : монография / А.М. Ветитнев, Н.В. Бобина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 227 с.
18. Грошев, И. В. Туризм для лиц пожилого возраста : монография / И.В. Грошев, Е.П. Корчагин. — Москва : ИНФРА-М, 2021. – 303 с.
19. Губа, Д. В. Лечебно-оздоровительный туризм : курорты и сервис : учебник / Д. В. Губа, Ю. С. Воронов. – Москва : Спорт, 2020. – 240 с.
20. Дехтярь, Г. М. Стандартизация, сертификация и классификация в туризме : практическое пособие / Г. М. Дехтярь. – 4-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.
21. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование : учебное пособие для вузов / Е. А. Джанджугазова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 257 с.
22. Дзюбан В.В. Туризм в Арктике: проблемы и развитие // Архонт. 2020. – № 3(18). – С. 10-13.
23. Докторов, А. В. Организация транспортного обслуживания в туризме : учебное пособие / А.В. Докторов, О.Е. Мышкина. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
24. Долженко, Г. П. История туризма : учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 227 с.
25. Дурович, А. П. Организация туризма : учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск : РИПО, 2020. – 295 с.
26. Желнина З.Ю., Терещенко Н.В. Мотивация и культурные стереотипы как факторы развития арктического туризма // Общество: философия, история, культура. – 2019.– № 2(58). – С. 72-76.
27. Желнина З.Ю., Терещенко Н.В. Мотивация и культурные стереотипы как факторы развития арктического туризма // Общество: философия, история, культура. 2019. – № 2(58). – С. 72–76.
28. Исследования // Восточный центр государственного планирования URL: https://vostokgosplan.ru/research/?_sft_research_cat=dajdzhesty
29. Куклина М.В., Галтаева А.Л. Перспективы развития Арктического туризма // Молодежный вестник ИРГТУ. – 2020. – Т. 10. – № 2. – С. 74–79.
30. КуклинаМ.В., ГалтаеваА.Л. Перспективы развития Арктического туризма// Молодежный вестник ИРГТУ 2020. – Т. 10. – № 2. – С. 74-79.
31. МеньшиковаТ.Н. Пространственный анализ развития туризма в регионах Арктической зоны РФ на основе кластерного подхода // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Географическая среда и живые системы. 2019. – № 2. – С. 94-100.