Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ПРОБЛЕМНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Психологические подходы к определению учебной мотивации
Современная отечественная наука уделяет пристальное внимание проблеме мотивации учебной деятельности. Важность ее решения определяется тем, что данный вид мотивации является решающим фактором эффективности учебного процесса.
Вопросам исследования учебной мотивации посвящены труды многих отечественных и зарубежных психологов В. К. Вилюнас [7], И. А. Зимняя [15], Е. П. Ильин [17], Н. Ф. Талызина [33], А. Маслоу [21], и др.).
В исследованиях И.А. Зимней учебная мотивация определяется факторами [15]:
– процессом организации образовательного процесса;
– образовательным учреждением, самой образовательной системой;
– индивидуальными особенностями учащегося (когнитивное развитие, уровень способностей, уровень притязаний, самооценка);
– особенностями педагога и характеристиками системы его отношений к ученику;
– специфическими чертами учебного процесса.
В то же время динамический аспект учебной мотивации обусловлен уровнем и спецификой общей активности нервной системы. Содержательный аспект — это система мотивации, которая проявляется в разнообразных потребностях человека и придает деятельности смысл; А.Н. Леонтьев [20] описал процесс переноса мотивации на цели, подчеркнув, что достижение целей более успешно в ситуациях, когда они чрезвычайно важны и личностно значимы для человека. Таким образом, некоторые цели могут приобретать мотивационную значимость. Таким образом, деятельность приобретает осознанные мотивационные и смыслообразующие функции.
С.Л. Рубинштейн в своих работах рассматривает мотивацию как сложную многоуровневую систему, в которой все проявления, от бессознательной до глубоко осознанной мотивации, происходят на разных уровнях сознания. С.Л. Рубинштейн утверждает, «что особое значение имеют потребности, мотивы и цели деятельности человека» [31].
В зарубежной психологии существует традиция объяснения мотивационных процессов по принципу "гомеостаз - гетеростаз". Представителями позиции гомеостаза являются Н. Миллер и Д. Доллард [39], и в их теории мотивом, побуждающим человека к деятельности, является возникающее напряжение и соответствующее стремление к поддержанию состояния внутреннего равновесия. Еще одним ярким примером гомеостатической позиции является модель мотивации З. Фрейда. З. Фрейд считает, что биологические потребности человека создают напряжение, которое, в свою очередь, заставляет его искать разрешения своих потребностей путем их удовлетворения.
Основные теоретики К. Роджерс [30] и А. Маслоу [21], которые рассматривали основу мотивации личности как постоянное стремление к личностному росту и самореализации.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает многообразие подходов к пониманию ее сущности, природы и структуры, а также методов ее изучения (Л. И. Божович [4], А. Н. Леонтьев [20], А. К. Маркова [22], А. Маслоу [21], С. Л. Рубинштейн [31], П. М. Якобсон [37]).
Мотивация, понимаемая как источник активности и одновременно как система побуждений к любой деятельности, изучалась с разных сторон и поэтому по-разному трактуется разными авторами. Исследователи определяли мотивацию как особую область, как специфическую мотивацию, как единую систему мотивации, как особую область, в которой потребности, мотивы, цели и интересы сложным образом переплетаются и взаимодействуют.
В трактовках мотивации это понятие связывается с желанием (А. Маслоу [22]), переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С. Л. Рубинштейн [31]) или объектом потребности. Так, в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева термин «мотивация» используется «не для обозначения переживания потребности, а для обозначения чего-то объективного, в чем эта потребность воплощается в данных условиях и деятельность направляется как ее стимулирующая» [20].
По мнению Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность: «В качестве мотивов можно рассматривать внешние объекты, восприятия, идеи, чувства, переживания. Словом, все то, в чем воплощается потребность» [4]. В данном случае понятие «мотив» уже является понятием «мотивация».
В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложную ассоциацию. С этой точки зрения мотивационная сфера или мотивация в широком смысле — это ядро личности, понимаемое как ее ориентации, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Таким образом, несмотря на разнообразие подходов, можно сказать, что мотивация понимается большинством авторов как совокупность психологически разнородных факторов, или систем, определяющих поведение и деятельность человека.
Б.И. Додонов [11] перечисляет четыре ее структурных элемента: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности ее непосредственных результатов, «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность и принудительное давление личности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 8 ноября 2022 года) https://docs.cntd.ru/document/607175848#6540IN (дата обращения: 01.12.2023). Электронно-библиотечная система Юрайт Текст: электронный.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности: моногр. / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976. - 160 c ISBN: 978-5-458-34744-0. Текст: непосредственный
3. Бабанский, Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников /Ю.К.Бабанский // Советская педагогика. - 1984. - №3. - с.44-52. ISBN: 999-00-1424362-0 Текст: непосредственный
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. – Институт практической психологии, 2015., 311 с. ISBN. 978-5-91180-846-4 Текст: непосредственный
5. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Текст / Л.Ф. Бурлачук, СМ. Морозов. – СПб.: Питер, 2002. – с. ISBN 5-88782-336-4.Текст: непосредственный
6. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).-- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. ISBN: 978-5-4461-3912-5 Текст: непосредственный
7. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека- М.: 1990.- 283 с ISBN. 978-5-17-189833-6 9Текст: непосредственный
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский ; под редакцией Д. Б. Элько- нина. — Москва, 2016. ISBN. 978-5-17-133833-6 Текст: непосредственный
9. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 2004. - 900 c. ISBN 5-03-001901-4 Текст: непосредственный
10. Данилова Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М., 1998 ISBN: 978-5-386-09943-5; Текст: непосредственный
11. Додонов В.И. Эмоция как ценность. - М.,1978,с.23-126, с.206-270 SBN 5-1328376-А Текст: непосредственный
12. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Дубовицкая Татьяна Дмитриевна // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - с. 73 - 78. ISBN 5-8288-0625-4Текст: непосредственный
13. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -208 с. ISBN: 5-940100-18-78Текст: непосредственный
14. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1 / А. В. Запорожец. — Москва : Педагогика, 1986. ISBN: 978-5-0000-0000-0. Текст: непосредственный
15. Зимняя, И. А. Учебная мотивация / И. А. Зимняя //Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя . – 2-е изд., доп., испр. и перераб . – Москва : Логос, 2005 . – С. 217-232. ISBN: 5-940100-18-X Текст: непосредственный
16. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. - М.: Книга по Требованию, 2018. ISBN: 999-00-1604970-0 Текст: непосредственный
17. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : ISBN: 978-5-459-00574-5. Питер, 2002.
18. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – Просвещение, 2015. – 400 с. ISBN 5-09-001053-6 Текст: непосредственный
19. Коржова Е.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. 3-е изд. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2016. (1-е изд. 2004; 2-е изд. 2013 ISBN: 978-5-4461-1545-7.Текст: непосредственный
20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982. - 245 с. ISBN: 999-00-1604970-0 Текст: непосредственный
21. Маслоу А. Г. Мотивация и личность:[пер. с англ.]. – Издательский дом «Питер», 2015.- 600 с. ISBN: 978-5-496-00494-7 Текст: непосредственный
22. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст]/ А.К. Маркова - М.: Знание, 1996. 308 с ISBN 5-87633-016-7 Текст: непосредственный
23. Матюхина М. В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости // Грани познания. 2021. №4. С. 54-60. ISBN. 978-5-9935-0205-2. Текст: непосредственный
24. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. Текст: непосредственный
25. И.А. Мещерякова. Понятия. Переживание. Библиография. Мещерякова И.А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // журнал "Психологическая наука и образование". 2004. №3- ISBN: 978-5-89502-790-5 Текст: непосредственный
26. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А) - М.: Модэк МПСИ, 2004. ISBN: 978-5-89502-790-5 Текст: непосредственный
27. Педагогическая психология: Учебное пособие // Под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. СПб.: Питер, 2011, 416 с. ISBN 978-5-8291-2747-3 Текст: непосредственный
28. Петров, В.В. Теория мотивации / В.В. Петров - М.: 2005. - 205 с. ISBN 978-5-94280-420-6. Текст: непосредственный
29. Психология подросткового возраста. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Автор: Анна Михайловна Прихожан Год: 2016 Издание: Юрайт ISBN 978-5-9916-9438-4. Текст: непосредственный
30. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. Под ред. А. Б. Орлова. 2- е изд. М. : Смысл. 2019. 527 с. ISBN 9785893573985. Текст: непосредственный
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Издательский дом" Питер", 2016. 344 с. ISBN: 978-5-17-114740-2 Текст: непосредственный
32. Сухомлинский. В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский - Киев, 1969. С.1-160. ISBN: 978-5-907079-21-2 Текст: непосредственный
33. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф.Талызина- М.: Просвещение,2011. ISBN 978-5-7695-7747-5 Текст: непосредственный
34. Э. Фромм, Иметь" или "быть". Автор: Фромм Эрих Год: 2007 Издание: АСТ, АСТ Москва. ISBN: 978-5-17-154886-5 Текст: непосредственный
35. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. М. : Смысл. 2003. 860 с. ISBN 5-947233-89-4. Текст: непосредственный
36. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – Москва : ACADEMIА, 2019. – 360 с. ISBN 978-5-7695-4068-4 Текст: непосредственный
37. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк) П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 2009 - 621с. 35. ISBN: ВВН 0118-БН2-020319-43 Текст: непосредственный
38. Гагай Валентина Васильевна, Борзенко Дарья Дмитриевна Ресурсы преодоления негативных последствий стигматизации в подростковых группах // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. №6. ISBN 978-5-9268-0906-7 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resursy-preodoleniya-negativnyh-posledstviy-stigmatizatsii-v-podrostkovyh-gruppah (дата обращения: 01.11.2023). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. Текст: электронный.
39. Грекова Вероника Александровна Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. №3. ISBN 978-5-8114-9179-7 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-uchebnoy-motivatsii-obuchayuschihsya-uchebnaya-motivatsiya-osnovnye-teorii-i-podhody (дата обращения: 01.12.2023). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. Текст: электронный.
40. Думанская Е.И. Личностные деформации как криминогенная предпосылка преступного поведения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. №1 (43). ISBN. 978-5-7741-0361-4 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-deformatsii-kak-kriminogennaya-predposylka-prestupnogo-povedeniya (дата обращения: 30.11.2023). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. Текст: электронный.
41. Джиоева А.Р. О теоретических основах учебной мотивации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №8-2. ISBN: 978-5-16-013456-7 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-teoreticheskih-osnovah-uchebnoy-motivatsii (дата обращения: 01.12.2023). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. Текст: электронный.
42. Изучения мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» Спилберг-Андреева ISBN: 978-5-04-093152-1. https://infopedia.su/27x7a3.html (дата обращения: 01.12.2023). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. Текст: электронный.
43. Каминская Маргарита Владимировна Идеальная форма и принцип культурного опосредствования в психологии (послесловие к семинару памяти В. П. Зинченко) // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2014. №20 (142). ISBN. 978-5-90677 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idealnaya-forma-i-printsip-kulturnogo-oposredstvovaniya-v-psihologii-posleslovie-k-seminaru-pamyati-v-p-zinchenko-1 (дата обращения: 30.11.2023). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. Текст: электронный.
44. Мещерякова Ирина Анюровва Изучение проблемного поля старшеклассников, Москва 2006г. ISBN 5-7281-008408 https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003307460.pdf (дата обращения: 01.12.2023). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт .Текст: электронный.
45. Л. А. Регуш, Е. В. Алексеева, А. В. Орлова, Ю. С. Пежемская «Психологические проблемы подростков» Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена 2012 ISBN 978–5–8064–1793–1 https://alexaat.ru/wpcontent/uploads/2022/03/psikhologicheskie problemy-podrostkov.pdf (дата обращения: 01.12.2023). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. Текст: электронный.
46. Садыкова С.В. К вопросу о мотивации школьников к учебной деятельности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2009. №4 (13). ISBN. 978-5-4365-6387-9 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-motivatsii-shkolnikov-k-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.12.2023). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. Текст: электронный.
47. Сахарова С.П. Проблемы формирования учебной мотивации // Символ науки. 2019. №4. ISBN: 5-235-02111-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-uchebnoy-motivatsii (дата обращения: 01.12.2023). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. Текст: электронный.
48. Ткаченко Владимир Александрович, Ткаченко Лариса Михайловна Структура учебной мотивации старшеклассников // Вестник ЮУрГГПУ. 2013. №12-2. ISBN: 978-5-91522-321-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-uchebnoy-motivatsii-starsheklassnikov (дата обращения: 01.12.2023). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт Текст: электронный.
49. Хомич Э.П. Проблемное поле подростковой литературы // МНКО. 2016. №1 ISBN: 0130-3414. (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-pole-podrostkovoy-literatury (дата обращения: 09.11.2023). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт Текст: электронный.
50. Юлдашев Ж., Отахонов О. Особенности формирования учебной мотивации // Экономика и социум. 2019. №5 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-uchebnoy-motivatsii (дата обращения: 01.12.2023). ISBN: 978-9943-5878-0-9 Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт Текст: электронный.