Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня про-блема благоустройства городов и территорий представляет собой одной из основных отраслей в деятельности муниципальных образований.
В данной сфере создаются условия, которые способствуют обеспечению высокого качества жизни граждан, удобной комфортной среды как для всего населения в общем, так и для каждого индивида, в частности. Ведущими направлениями деятельности каждого государства является работа над созда-нием условий, которые будут обеспечивать повышение уровня и качества жизни населения.
Основная цель благоустройства – сделать города более комфортными для жителей, повысить индекс качества городской среды. Оно призвано фор-мировать благоприятную городскую среду для создания комфортных усло-вий для всех видов деятельности населения. Очень важно, чтобы жителям нравилась территория, которая их окружает, ведь от уровня комфорта про-живания в городе зависит их уровень жизни. Доступность всего необходимо-го позволяет сократить время в дороге, дает возможность выбора мест отды-ха и проведения свободного времени, а эстетический вид территории влияет на настроение жителей и их удовлетворенность. Уровень комфорта прожива-ния в городе зависит не только от наличия зон отдыха: архитектурных соору-жений, являющихся украшением города, парков, скверов, пешеходных зон. В городе удобным должно быть всё – от дворов и придомовых территорий до системы управления городским хозяйством, поэтому благоустройство, ре-монт объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначе-ния становятся наиболее важными аспектами развития города. Они являются одной из важнейших целей деятельности региональных органов исполнитель-ной власти, так как от своевременного решения вопросов, связанных с благо-устройством территорий, зависит качество жизни населения.
Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» определяет целями развития страны к концу 2024 года значительное улучше-ние территорий городов, повышение индекса качества городской среды на 30 %, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфорт-ной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в ре-шении вопросов ее развития» Для достижения данных целей необходимо принять меры по совершенствованию деятельности органов власти в сфере благоустройства территорий.
Исходя из этого, актуальным направлением в развитии городов стано-вится проблема благоустройства и совершенствования общественных про-странств.
Проблема сферы благоустройства и озеленения широко исследовались в различных источниках информации, разными исследователями, например данной теме посвящены исследования Глебы О.В., Плетневой Т.Г., Вишняко-вой М.И., Максимовской А.А., Петриной О.А. и др.
В данных исследованиях изучались вопросы организации и поступа-тельного развития благоустройства на примере муниципальных образований, а также проблемы формирования комфортной городской среды современных городов. Впрочем, указанные исследования не обращали особого внимания на необходимость и значимость управления сферой благоустройства в муници-пальных образованиях.
Более того, вопросами ЖКХ, в том числе благоустройством городов, сел, поселков, районов в научных кругах уделяется недостаточное внимание.
Цель исследования: состоит в изучении и анализе вопросов развития благоустройства территорий в городе Москве на примере района Беговой.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1) изучить понятие благоустройства и его значение для развития территории;
2) описать управление и нормативное правое регулирование сферы благоустройства территорий;
3) охарактеризовать и выявить основные проблемы благоустройства территорий;
4) привести анализ благоустройства дворовых территорий и обще-ственных пространств районов города Москвы;
5) выявить проблемы управления благоустройством на уровне управ районов и муниципалитетов;
6) провести анализ сферы благоустройства в районе Беговой города Москвы;
7) определить направления совершенствования социально-экономической модели развития благоустройства.
Объект исследования: деятельность органов исполнительной власти в сфере благоустройства.
Предмет исследования: особенности благоустройства общественных пространств на уровне административных округов Москвы.
В исследовании использовались следующие методы: системный; струк-турный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что её ре-зультаты могут быть рекомендованы к использованию для модернизации си-стемы благоустройства территорий в городе Москве.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заклю-чения, списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и сущность управления благоустройством территорий муниципальных районов
1.1. Понятие благоустройства и его значение для развития территории
Проблема благоустройства в настоящее время является одной из зна-чимых в условиях современного развития городов и территорий.
Благоустройство является индикатором условий, создаваемых для того, чтобы жизнь граждан была благоприятной и комфортной. Среди мероприя-тий, направленных непосредственно на организацию благоустройства терри-торий можно выделить следующие: оптимизация санитарных и гигиенических условий для жизнеобеспечения жилых помещений, транспортное обслужива-ние муниципальных образования, инженерное обслуживание зданий и соору-жений, организация искусственной освещенности территорий и улиц, скверов и площадей, освещение придомовых территорий и частных жилых владений, а также вопросы оздоровления территорий с помощью организации озелене-ния улиц и санитарной очистки.
К настоящему времени сложился определенный механизм благоустрой-ства территорий, под которым понимают комплекс мероприятий, направлен-ных на поддержание и улучшение функционального, санитарного, экологиче-ского и эстетического состояния территории, конечной целью которых явля-ется обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан . Оно является частью комплексного развития территорий (мероприятий, направленных на формирование благоприятных условий жизнедеятельности населения, улучшения территорий общего пользования). Под благоустрой-ством понимается определенный комплекс работ, направленный на улучше-ние экологического и эстетического состояния территории .
В то же время вопросы благоустройства городов и территорий является одной из острых животрепещущих проблем современного города в России. Обусловлено это рядом положений.
Прежде всего сегодня наблюдается значительный рост и развитие горо-дов. Во-вторых, в большинстве городов есть проблема, связанная с ограни-ченностями ресурсов, которые необходимы для реализации такого вида эко-номической деятельности как благоустройство и озеленение.
Также существует проблема недостатка профессиональных сотрудни-ков, трудящихся в сфере благоустройства. А основной, главенствующей про-блемой все же является недостаток финансирования мероприятий, необходи-мых для организации благоустройства и озеленения территорий и городов.
Под благоустройством города в широком смысле данного понятия уче-ные понимают все аспекты функционирования города, которые помогают со-здавать условия, способные превратить город в общее место проживания граждан.
Данное понятие «город как общее жилище» имеет под собой следую-щее обоснование: в ходе работ по благоустройству необходим достичь таких характеристик города как: красота, безопасность, долговечность, уют и здо-ровье. По нашему мнению, в данный перечень необходимо добавить еще од-ну характеристику – комфортность.
В узком смысле ряд исследователей рассматривает понятие «благо-устройство» города как взаимосвязь ряда мероприятий, которые нацелены на достижение улучшения состояния города, которое будет отвечать, как сани-тарно-гигиеническим, так и эстетическим характеристикам. Сюда также вхо-дит ряд мероприятий, которые будут обеспечивать достижение такой харак-теристики городской среды, как доступность для всех граждан. Данные меро-приятия повлекут за собой рост уровня комфортных условий для проживания горожан, а также обеспечение единого архитектурного образа города .
Благоустройство города можно назвать процессом оздоровления города и городской среды.
С этой точки зрения, благоустройство понимается как направление, ко-торое помогает выявлять и исправить проблемы городского поселения, явля-ющиеся по сути болезнями города.
Верно также утверждение, что осуществить благоустройство города — значит сделать условия существования в городе более комфортными для всех городских жителей. Данная трактовка подчеркивает, что в вопросах благо-устройства городских поселений первоочередным являются потребности и интересы жителей города.
В данном отношении создание комфортной городской среды имеет пер-востепенное значение. Рассмотрим понятие «комфортная городская среда» в научном и бытовом смыслах. С точки зрения строительной отрасли – это пространство, которое является наиболее подходящим для деятельности и жизни граждан. Комфорт создаваемого в данном случае пространства непо-средственным образом связан с такими характеристиками как: доступность для населения услуг и товаров, транспортного обслуживания, сервисного об-служивания, удобные планировки и существование публичных мест.
Ряд исследователей сходятся во мнении, что под комфортной город-ской средой понимают то, как человек ощущает себя в условиях города, его состояние здоровья и чувства. Нередко в научных исследованиях понятия «качественная городская среда» и понятие «комфортная городская среда» яв-ляются тождественными.
Однако, можно не согласиться с данным утверждением, так как понятия «качество» и «комфорт» абсолютно разные по толкованию, а сама городская среда, обладая качество комфортности, в тоже время является качественной.
Тем самым, можно полагать, что под комфортной городской средой будет пониматься все пространство города, с его природным и антропоген-ным пространством, а также совокупность городской застройки, которая представлена всеми сооружениями и зданиями. Все в совокупности служит одной цели – удовлетворению социально-значимых, а также индивидуальных потребностей городского населения, что в совокупности влечет за собой улучшение качества жизни населения.
Благоустройство территории муниципального образования является од-ной из важнейших задач, которая стоит перед органами местного самоуправ-ления.
Местное самоуправление в современной России гарантируется Консти-туцией Российской Федерации и составляет одну из основ конституционного строя РФ. Местное самоуправление является уровнем власти, наиболее при-ближенным к населению, который самостоятельно принимает решения. Отли-чительной чертой местной власти является то, что самоуправление основыва-ется на принципе децентрализации и передачи вопросов на места. Это необхо-димо для эффективного управления делами общества и развития демократии, учитывая разнообразие и потребности населения в каждом населенном пунк-те. Отсюда следует, что местное самоуправление является основой для реали-зации демократии, учитывая интересы населения на местном уровне. Феде-ральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ определяет этот уровень власти как форму народного представительства и самостоятельного решения вопросов на местном уровне через органы местно-го самоуправления.
Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации» (Далее – Закон №131-ФЗ) не является специализированным законом о благоустройстве. Однако, он уста-навливает основные принципы функционирования органов местного само-управления и возлагает на них ответственности за организацию благоустрой-ства территорий муниципальных образований.
Согласно п. 25 ст. 16 Закон №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального образования относится утверждение правил благоустройства территории, которые устанавливают в том числе требования к содержанию земельных участков, зданий и сооружений.
Благоустройство территории является одним из важнейших направле-ний деятельности местного самоуправления. Это включает в себя многие ас-пекты улучшения жизни горожан: создание и уход за парками, скверами, озе-ленением, благоустройством тротуаров и дорог, освещением, установкой скамеек и многим другим .
Кроме того, благоустройство территории также включает инфраструк-туру: строительство, ремонт и поддержание дорог, мостов, коммуникаций, водоочистительных сооружений и многого другого. Местное самоуправление также отвечает за управление транспортом и создание решений, связанных с управлением и обеспечением безопасной и эффективной транспортной сети.
Местное самоуправление также имеет полномочия по вопросам жи-лищно-коммунального обслуживания, в том числе управление многоквартир-ными домами, зонами общего пользования, мусорной службой, водоснабже-нием и канализацией .
Помимо реализации мер по благоустройству, местные власти, в преде-лах своих полномочий, должны содействовать развитию предприниматель-ства и туризма на своей территории.
Л. А. Велихов отмечал: «нельзя ни отожествлять хозяйство с благо-устройством, ни считать последнее составной частью первого: коммунальное хозяйство есть деятельность, имеющая своей целью благоустройство; понятие это чисто динамическое, благоустройство же есть созданная хозяйством об-становка, имеющая в каждый данный момент статический характер» .
В итоге ученый предложил рассматривать городское благоустройство в трех аспектах:
1. Основное городское благоустройство: контроль за территориальным развитием и проблемами жилья, энергетикой, планированием и строитель-ством, благоустройством зеленых зон и водных объектов.
2. Городское благоустройство в узком смысле охватывает вопросы свя-зи, транспорта и контроля за дорожным движением, покрытие дорог и пеше-ходных зон, а также создание комфортного микроклимата зданий.
3. Городское благоустройство в широком смысле (или удовлетворение социальных нужд).
Элементы и объекты составляют материальную основу благоустрой-ства, в то время как территории муниципального образования, которые под-лежат благоустройству, являются объектами благоустройства. Такие террито-рии имеют различное функциональное назначение.
1. Территории, входящие в состав административных районов город-ских округов;
2. Участки земли, отведенные для охраны, технических коммуникаций и транспорта, согласно единой градостроительной регламентации;
3. Территории, выделенные на основе визуального и пространственного восприятия, включая дворы, кварталы, площади, улицы, парки, скверы, буль-вары, набережные и т. Д.;
4. Прочие территории, предназначенные для различных целей, такие как обслуживание бытовых и культурных нужд населения, создание эстетически привлекательной городской среды, уличные парковки, выгул собак и разме-щение коммунальных отходов.
Элементы благоустройства территории нормируются, эти параметры могут быть обязательными для применения, либо рекомендательными.
Нормируемый комплекс элементов благоустройства – необходимое ми-нимальное сочетание элементов благоустройства для создания на территории качественной среды. Примеры нормирования:
1. Нормирование использования зеленой зоны: установление мини-мального количества квадратных метров зеленых насаждений на территорию на одного жителя или на единицу площади города.
2. Нормирование расположения пешеходных зон: установление опреде-ленных расстояний между пешеходными дорожками и дорогами для автомо-билей.
3. Нормирование благоустройства общественных мест: определение минимально необходимых элементов благоустройства общественных мест, таких как уличное освещение, мусорные контейнеры и скамейки.
4. Нормирование расположения социальных объектов: установление определенных расстояний между социальными объектами, такими как школы, больницы и детские сады, для обеспечения лучшей доступности для жителей.
5. Нормирование использования земли: установление определенных правил использования земли для различных типов зданий и сооружений, что-бы соблюсти определенный уровень благоустройства и экологической устой-чивости на территории города.
6. Нормирование использования материалов: установление определен-ных правил использования экологически чистых материалов при строитель-стве и реконструкции объектов благоустройства.
Таким образом, в рамках благоустройства территории муниципального образования решаются вопросы, связанные с организацией уборки городских улиц, благоустройством общественных мест и объектов, озеленением терри-тории, вывозом мусора и снега, обустройством спортивных и детских площа-док и других средств социальной инфраструктуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 29.12.2022)
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // (СПС «КонсультантПлюс») - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057
3. Закон города Москвы от 28 июня 1995 года (ред. от 28.12.2022) «Устав города Москвы»
4. Закон города Москвы от 30.04.2014 N 18 (ред. от 02.11.2022) «О благоустройстве в городе Москве»
5. Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 (ред. от 28.12.2022) «Об организации местного самоуправления в городе Москве»
6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от-дельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2017 N 463-ФЗ (последняя редакция) // (СПС «КонсультантПлюс»)- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286692
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) // (СПС«КонсультантПлюс») – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571
8. Отчет начальника ОМВД России по району Беговой г. Москвы перед представительным органом муниципального образования о результатах работы в 2019 году [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://сао.мск.мвд.рф/Sluzhba/Otcheti/Otcheti_nachalnikov_OMVD/Begovoj/
9. Паспорт государственной программы города Москвы «Развитие городской среды» - [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ML AW&n= 198135&dst=100011 #06677879308197219
10. Паспорт государственной программы города Москвы «Умный го-род».– [Электронный ресурс] // URL:https://asuods.ru/ wp-content/uploads/2019/08/N-349-pp.pdf
11. Паспорт федерального проекта «Формирование комфортной го-родской среды» (утв. протоколом заседания проектного комитета по нацио-нальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 N 3)
12. Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 915-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города Москвы»
13. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из феде-рального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципаль-ных программ формирования современной городской среды» // (СПС «Кон-сультантПлюс»)- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212657/6082726a99119edc0db4b0ee0527ba ab86d1e4c7/
14. Приказ Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр «Об утвержде-нии методических рекомендаций по разработке норм и правил по благо-устройству территорий муниципальных образований»
15. Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2019 г. № 510-р (ред. от 30.12.2020) «Об утверждении Методики формирования индекса каче-ства городской среды»
16. Российская Федерация. Законы. «Конституция Российской Феде-рации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2022. № 23. Ст. 3878.
17. Российская Федерация. Законы. ГОСТ 28329-89 Озеленение горо-дов. Термины и определения. – М., Издательство стандартов, 1990.
18. Российская Федерация. Законы. Правила создания, охраны и со-держания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержден-ные приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 // Нормирование в строи-тельстве и ЖКХ.– 2000.- № 1
19. СП 82.13330.2016 «СНиП III-10-75 Благоустройство территорий» (Приказ Минстроя России от 16 декабря 2016 г. № 972/пр)
20. Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 г. № 68 (ред. от 09.09.2022) «Об оценке эффективности деятельности высших долж-ностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государствен-ной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов испол-нительной власти субъектов Российской Федерации»
21. Авсеева, М.А. Развитие и оценка уровня благоустройства терри-тории в рамках муниципального управления / М.А. Авсеева, О.В. Глеба// Научные исследования и современное образование: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 марта 2018 г.). – 2018. – С. 289-295
22. Борсук, О. Ю. Адресное проектирование в системе благоустрой-ства городских территорий / О. Ю. Борсук, Л. В. Зябкина // Новые техноло-гии. 2012. № 2
23. Витрувий Десять книг об архитектуре / Витрувий ; пер. Ф. А. Пет-ровского. - Репринторное изд. - Москва : Архитектура-С, 2006. - 327 с.
24. Дайнеко, С.Ю. Сравнительный анализ уровня благоустройства и озеленения многофункциональных парков города Москвы // Вестник ланд-шафтной архитектуры. 2022. № 30. - С. 34-38.
25. Зотов, В. Б. «Умный город»: методология построения системы. Муниципальная Академия №3/2019, - С. 3-11
26. Изучение вопросов благоустройства и озеленения специальных спортивных маршрутов для скандинавской ходьбы в городских парках Моск-вы / Березкина И.В., Крупник Е.Я., Щербакова В.Л. // Научная жизнь. 2020. Т. 15. № 9 (109). - С. 1204-1214
27. Лаврентьева, О.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства // Российский юридический журнал. 2020. № 1. С. 67
28. Любова, О.В. Формирование комфортной городской среды: тен-денции, проблемы / О.В. Любова // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. - 2019. - № 2 (81). - С. 89-94.
29. Назарова, Е. В. Основные понятия и элементы благоустройства территории / Е. В. Назарова // Экономика и социум. – 2021. – № 5-2(84). – С. 109-112.
30. Плетнёва, Т.Г Проблемы организации благоустройства муници-пальных образований и пути их разрешения / Т.Г. Плетнева, М.И. Вишнякова // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». -2017. - №1. - С. 161–166
31. Проектирование объектов благоустройства и озеленения террито-рий / Чесноков Н.Н., Князькова А.Ю., Глотова В.Д., Коломникова М.В. // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. - С. 271
32. Свиридова Е.С., Закарян А.М. Исторический аспект мероприятий по благоустройству населенных мест// Вестник университета, 2014– №6– с.288-291
33. Семенова, Л.В. Современные проблемы благоустройства город-ской среды / Л.В. Семёнова // NovaInfo.Ru. - 2017. - Т. 1. - № 63. - С. 99
34. Фурсов, А.А. Правовые основы привлечения граждан к процессам благоустройства (на примере городских округов) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: ПРАВО. – 2019. – № 2. – с. 67-84.
35. Официальный сайт Управы района Беговой города Москвы https://begovoy.mos.ru/?ysclid=lrm385pc48614540895
36. Портал открытых данных правительства Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data.mos.ru/opendata
37. Сайт Москвы https://www.mos.ru/
38. Официальный сайт Управления Федеральной службы государ-ственной статистики по г. Москве и Московской области. – [Электронный ре-сурс]//URL: https://mosstat.gks.ru
39. Рекомендации по организации общественного участия в реализа-ции проектов комплексного благоустройства городской среды. Официальный сайт Минстроя России [Электронный документ]. − Режим доступа: minstroyrf.ru
40. Грипп Э.Х., Яхина Ю.Х. Организация благоустройства террито-рии муниципального образования органами местного самоуправления: со-держание и особенности // Правовое государство: теория и практика. 2014. №3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-blagoustroystva-territorii-munitsipalnogoobrazovaniya-organami-mestnogo-samoupravleniya-soderzhanie-i-osobennosti
41. Благоустройство парков [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.the-village.ru/tag/blagoustroystvo-parkov/story
42. В Мэрии Москвы подвели итоги благоустройства-2019. МОЙ ДОМ МОСКВА, 19 ноября 2019. [Электронный ресурс] // URL: https://yandex.ru/turbo/moydom.moscow/s72019/11 /19/v-mjerii-moskvy-podveli-itogi-blagoustrojstva-2019
43. Новый классификатор ОКВЭД 2017 [Электронный ресурс]. - Ре-жим доступа: http://www.buxprofi.ru/spravochnik/ okved-2
44. Свердлов Б.Б. Вопросы нормативно-правового регулирования благоустройства в российской федерации // Вестник науки. 2018. №6 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-normativno-pravovogo-regulirovaniya-blagoustroystva-vrossiyskoy-federatsii
45. Швецов Е.А. Полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства // Марийский юридический вестник. 2021. №1 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polnomochiya-organov-mestnogo-samoupravleniya-v-sfereblagoustroystva