- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
вам Нужна Дипломная работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Особенности развития коммуникативных навыков первоклассников во внеурочной деятельности
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Педагогика
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Особенности развития коммуникативных навыков первоклассников во внеурочной деятельности "?81 страница
92 источника
Добавлена 19.08.2024
25000 ₽
50000 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Понятия общения и коммуникации в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности общения в младшем школьном возрасте 15
1.3. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений и навыков младших школьников во внеурочной деятельности 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование условий развития коммуникативных умений и навыков младших школьников во внеурочной деятельности 33
2.1. Организация и методы исследования коммуникативных умений и навыков младших школьников 33
2.2 Апробация программы внеурочной деятельности, направленной на развитие коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности 41
2.3 Анализ результатов исследования коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 61
Выводы по 2 главе 66
Заключение 67
Список использованной литературы 72
Приложение 83
Фрагмент для ознакомления 2
Коммуникативные умения – это одно из главных условий развития личности школьника, его социализации и индивидуализации. Коммуникация – неотъемлемая часть общественного пространства, где действует человеческая личность. Сегодня, когда все сферы жизни индивида характеризуются напряженностью, значимость коммуникативной деятельности стоит на первом месте. Следовательно, одной из наиболее значимых проблем нашего общества является развитие коммуникативных умений детей.
Актуальность заявленной нами темы на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества, с одной стороны, и необходимостью научно-педагогического обоснования эффективных способов развития коммуникативных умений детей – с другой.
Коммуникативные умения относятся к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека. В современном обществе востребованы коммуникабельные, адаптивные, умеющие сотрудничать, владеющие основами культуры общения и взаимодействия люди.
Именно младший школьный возраст является сензитивным для овладения коммуникативными умениями и навыками из-за проявления интереса к осмыслению речевой практики и уникальной чуткости к общению и языковым явлениям.
Для решения сложной задачи воспитания и обучения детей, педагог может использовать как традиционные методы, так и современные образовательные технологии. Использование внеурочной деятельности, внедрение групповых форм работы в образовательный процесс помогает развивать коммуникативные умения и креативные способности ребенка, понимание окружающего мира, а также стимулирует его умственную деятельность и активизирует познавательный интерес детей.
Внеурочная деятельность может помочь раскрыть личностный потенциал школьников, сформировать у них уверенность в защите своих взглядов на решение задач, способствовать развитию творческого мышления и научить преодолевать трудности.
Теоретические основы развития коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе рассматривались в трудах: А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, М.В. Дубининой, Е.А. Зелинской, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, Л.А. Лепиховой, М.И. Лисиной, О.В. Пастюка, И.В. Шевчука, Т.А. Шергиной и др.
В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Б.С. Волков, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.А. Реан и др.). Без общения невозможно установление продуктивного контакта между людьми и усваивания человеческого опыта. Общение – первый вид социальной активности, возникающий в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Проблема исследования: каковы условия, способствующие развитию коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности?
Цель исследования: выявление условий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: коммуникативные умения и навыки младших школьников.
Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство развития коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Гипотеза исследования: предположение о том, что регулярное использование внеурочной деятельности стимулирует развитие его коммуникативных умений за счет следующих психолого-педагогических условий:
• взаимодействие в разных малых группах сверстников в ходе решения творческих задач с принятием определенной деловой роли (лидера, организатора, исполнителя, генератора идей и пр.);
• побуждение ребенка высказывать и обосновывать собственное мнение на каждом занятии;
• личностное отношение к мнению другого (учет, принятие или оспаривание мнения другого);
• участие в коллективной рефлексии общего дела.
Задачи исследования. Согласно выдвинутой гипотезе, требуется решить следующие задачи:
1.Проанализировать понятия «общение» и «коммуникация» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности общения младших школьников.
3.Выделить основные условия развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.
4.Раскрыть возможности внеурочной деятельности для развития коммуникативных умений и навыков детей младшего школьного возраста.
5. Разработать программу внеурочной деятельности по предмету «Психологическая азбука», направленную на развитие коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы.
Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы были применены следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические.
База исследования: ГБОУ школы 345 им. А С Пушкина города Москвы.
Исследованием было охвачено 50 школьников начальных классов: 25 учащихся 1 «А» класса – экспериментальная группа (ЭГ) и 25 учащихся 1 «Б» класса – контрольная группа (КГ).
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста
1.1. Понятия общения и коммуникации в психолого-педагогической литературе
В жизни каждого человека процессы общения и коммуникации играют важнейшую роль.
Общение целесообразно принимать как понятие, которое является неотъемлемой частью различных гуманитарных и социальных научных дисциплин, таких как: психология, философия, педагогика, социология и пр.
Поэтому появляется довольно значимый вопрос о том, не подразумевает ли собой понятие «коммуникация» подобные явления, присущие термину «общение»?
По мнению Амелькова А.А., общение – это многоаспектная и сложная деятельность, которая требует определённых навыков и знаний, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, переданного от предыдущих поколений [5, с. 61].
Представляя общение в качестве объекта исследования, ученые М.И. Лисина, Н.А. Березовин, А.А. Бодалев утверждают, что особенно значимым аспектом, который доказывает существование настоящего общения, выступает именно способность к умению отождествиться с партнёром по общению, к идентификации, к возможности понять и принять чужое мнение, то есть, в общении главным является диалог [45; 9; 12].
Также они рассматривают различные способы формирования коммуникативных умений. Однако, в этих работах не уделяется должного внимания формированию коммуникативных умений школьников. Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящены работы таких авторов, как Л.Б. Абдуллиной, М.Т. Киличовой, Д.И. Мавриной и других. Они считают, что младший школьный возраст является наиболее важным этапом в развитии коммуникативных умений [1; 29; 46].
В работах таких авторов, как Н.А. Березовина, Е.А. Зелинская, Е.В. Образцова, М.Е. Сачкова и О.Г. Холодкова, анализируется содержание коммуникативной компетенции, которая включает в себя умения взаимодействия в коллективе, способность к сотрудничеству, понимание и уважение собственных и чужих чувств, уважение каждого независимо от индивидуальных различий. [9; 26; 66; 73; 84;].
Также А.А. Бодалев оценивает общение в качестве человеческого взаимодействия, чьим содержанием выступает обмен данными посредством каких-либо средств коммуникации для того, чтобы установить необходимые взаимоотношения между людьми [12, с. 100]. В.М. Букатов и Ю.Н. Волокитина подразумевают под общением систему межличностного взаимодействия, при этом, ограничивая влияние общения лишь контактом между людьми [17; 20].
Общение, которое выражается в качестве процесса взаимодействия, на самом деле, намного обширнее. Общение в коллективе является межколлективным, а внутри групп – межгрупповым. Потребность личности в общении осуществляется только в ходе взаимодействия человека с группой, человеком, или коллективом [20, с. 17].
По мнению А. Леонтьева, общение следует понимать в роли социального феномена, а не как индивидуального, чей субъект нужно анализировать изолированно. Также он выделяет общение в качестве условия какой-либо деятельности людей [43, с. 2].
Стоит отметить, что общение всегда направлено на другого человека.
Так, чтобы понять является ли какой-либо вид взаимодействия именно общением, необходимо опираться на 4 критерия общения, выделенные Киличовой М.Т. [29, с. 75]
Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без чего любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.
Второй критерий: общение – это не только безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему.
Третий критерий: общение является инициативным актом, направленным на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение – процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнёр воспринимает его и понимает. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание важный момент общения.
Четвёртый критерий: общение является чувствительностью человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер [29, с. 75].
Мы, в своей работе, будем придерживаться концепции М.И. Лисиной. Она даёт следующее определение понятию «общение» – это взаимодействие нескольких человек, которое имеет конечной целью объединение и
согласование их усилий для достижения общего результата и налаживания отношений.
Общение представляет собой не действие как таковое, а именно взаимодействие, которое происходит между участниками общения, которые, в свою очередь, в равной степени, признаются носителями активности и предполагает ее в своих партнёрах [45, с. 11].
Само понятие коммуникация от лат. «communicare» подразумевает под собой не только понятие «общаться», но также и делиться чем-то, делать чтото общее, действовать слаженно, сообща, заодно. Сommunicare и слово общение имеют один корень с прилагательным «общий» (communis). То есть, общение формируется около определенного предмета, являющимся субстанцией хода общения [39, с. 25].
По словам Я.Л. Коломинского, коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания [34].
Термин «коммуникация» имеет несколько определений. Так, если рассматривать его в практическом аспекте, то коммуникация представляет собой обмен данными и идеями между как минимум 2-мя людьми, который необходим для установления взаимопонимания между ними. В прямомзначении, слово коммуникация (лат. communicatio) значит «разделяемое всеми» или «общее» [30].
Коммуникация представляет собой результат и процесс обмена данными [32, с. 15].
С точки же зрения С.Л. Рубинштейна, коммуникация – это передача определённого мысленного содержания с помощью языка [72, с. 17]. С точки зрения В.В. Круглова коммуникация – это процесс, во время которого обе стороны – участники передают друг другу информацию и испытывают взаимное понимание [39, с. 21].
Также стоит отметить, что исследователь Е.А. Кулакова полагает, что общение и коммуникация могут различаться друг от друга в следующих основополагающих отношениях [42, с. 292]:
• коммуникация – это информационный процесс передачи различных сообщений, общение же, имеет материальный, информационный, духовный, а также практически духовный характер;
• они имеют отличия в самой связи систем, которые вступают во взаимодействие.
То есть, необходимо отметить, что коммуникация представляет собой субъект - объектную связь, в которой объект – это пассивный приемник данных, в задачи которого входит лишь понимание и приём, а также усвоение данных, и поступки, которые совершаются на основании уже известных данных. Субъект, в свою очередь, выступает в качестве передающего данные.
Так, вышеперечисленные авторы, едины во мнении, что коммуникация – это процесс обмена информацией, являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.
Е.А. Кулакова рассматривает термин «общение», в сравнении с другими авторами, и выделяет его как субъект - субъектную связь, когда получателя и отправителя сообщений не существует, присутствуют лишь соучастники (собеседники) единого дела. В общении, данные переходят от партнёра к партнеру, то есть, общение имеет двунаправленный характер, в отличие от коммуникации [42, с. 295].
Социальный психолог Г.М. Андреева, также отличает общение и коммуникацию со своей точки зрения. Так, по ее мнению, общение представляет собой более широкую категорию, по сравнению с коммуникацией. Автор предлагает в системе общения выделить 3 стороны, которые будут взаимосвязаны между собой [7]:
1. Интерактивная – состоит в выполнении взаимодействия между общающимися партнёрами, то есть, в обмене как действиями, так и идеями, и знаниями.
2. Собственная коммуникация (коммуникативная) – заключается в обмене данными между общающимися людьми.
3. Перцептивная – процесс познания и восприятия друг друга общающимися и формирование, на основании этого, качественного взаимопонимания.
В противовес к первому подходу, существует еще подход в отождествлении рассматриваемых терминов. Этой позиции придерживаются Д.И. Маврина и А.А. Леонтьев, понимая под этими понятиями «информационный обмен в обществе» [46; 43]. В качестве функций коммуникации, необходимо выделить следующие:
• побудительная – осуществление взаимодействия между партнёрами (оказание влияния на поведение, настроение партнера с помощью применения таких инструментов взаимодействия, как приказ, внушение, просьба; распределение функций);
• информативная – процесс передачи ложных или достоверных данных, который реализует движение информации;
• экспрессивная – смена или возбуждение характера эмоциональных переживаний;
• перцептивная – восприятие людьми друг друга на основании общения, с последующим установлением взаимного понимания на данной основе [40, с. 548].
По словам А.А. Бодалева, человек с рождения общается с окружающими, но иногда люди, которые выделяются повышенными достижениями в изучении явлений материального мира, более беспомощны по части межличностных отношений, поэтому человек должен глубоко изучать и понимать правила взаимодействия с окружающими, это поможет ему стать полноправным членом социума [12, с. 155]. То есть, общение приобретает свою результативность в тех случаях, когда люди, которые осуществляют взаимодействие, компетентны в этой ситуации.
Как утверждает М.И. Лисина, для ребёнка общение представляет собой различные активного рода действия, посредством которых он старается установить нужные для него эмоционально окрашенные отношения с другими, передать окружающим и получить от них различного рода данные, удовлетворить свои духовные и материальные потребности, а также согласовывать свои последующие действия с окружением.
М.И. Лисина также полагает, что в общении ребёнка со взрослыми, есть действенно-предметные, мимически-экспрессивные, а также речевые средства, которые появляются в последовательном порядке с присутствием весьма длинных перерывов. Когда ребенок общается с людьми своего возраста, он по - прежнему применяет рассмотренные 3 категории, и к началу оформления общения (к 3-м годам жизни) он уже владеет ими почти полноценно.
Также М.И. Лисина отмечает, что практические и выразительные операции играют главную роль у младших дошкольников, но, когда ребёнок достигает старшего дошкольного возраста, речь занимает главенствующее место и является ведущей коммуникативной операцией [45, с. 21].
Ребёнок учится говорить и узнает, как правильно слушать и понимать других взрослых в процессе общения с ними, также он усваивает новые знания. В общении со сверстниками ребёнок учится выражать себя, управлять другими и вступать в различные взаимоотношения.
От подрастающего поколения общество ждет умения разграничивать различные ситуации общения, уважать других людей и учиться проявлять по отношению к ним эмпатию и сочувствие, определять состояние других людей в тех или иных ситуациях, исходя из чего, выстраивать своё поведение адекватно.
От того, каким образом у ребёнка сложатся отношения с коллективом, зависит его будущее личностное и социальное развитие, а также судьба.
Также, рассматриваемой проблеме присущ тот факт, что для детей младшего школьного возраста характерны дифференциации саморегуляции и эмоциональных состояний. [42, с. 296].
Матвеева О.А. рассматривает различные подходы к понятию «коммуникация».
Первый подход к коммуникации – это рассмотрение её как взаимодействия. В этом подходе на первый план выходит совместная деятельность, направленная на достижение общей цели. Коммуникация, в этом случае, имеет структуру с определённой направленностью и организованной деятельностью коммуникаторов.
Люди общаются между собой и обмениваются информацией в результате совместной деятельности. И эта совместная деятельность порождает потребность в передаче определённой направленности информации. Поэтому коммуникацию логично интерпретируют как некоторое взаимодействие между людьми.
Второй подход к коммуникации – это рассмотрение её как кооперации.
Организация совместной деятельности предполагает ориентацию на партнёра.
В этом случае, ситуация рассматривается, как социальная, когда коммуникаторы становятся равными партнёрами в коммуникации.
В свою очередь, третий подход к коммуникации связан с интериоризацией, где коммуникативно-речевые действия младших школьников направлены на выбор лексических единиц в соответствии с коммуникативной ситуацией. О.А. Матвеева отмечает, что данный подход способствует развитию умения воспринимать и объяснять информацию партнёру в адаптированной форме, подходящей для конкретной ситуации [50, с. 20].
Мизюра Л.В. отмечает, что в определённой сфере деятельности, там, где формируются благоприятные условия для формирования чувств, нравственных представлений, коллективных переживаний, для установления взаимодействия с ровесниками, а также для понимания оценки других и своих поступков, формируются коммуникативные умения младших школьников [54, с. 793].
Мищенко Е.Н., говорит о том, что именно в младшем школьном возрасте, на самом главном этапе развития, осуществляется более активное освоение методов взаимодействия с окружением.
Стоит отметить, что этот этап особенно важен для того, чтобы дети усвоили те методы общения со своими ровесниками, которые одобрены общественностью [58, с. 81]. Ю.Л. Неймер, Е.В. Образцова, А.А. Реан полагают, что коммуникативные умения проявляются гораздо ярче тогда, когда сама деятельность формирует условия для сплочения детей.
Более ценной, в данном аспекте, необходимо выделить совместную работу, которая носит, по большей части, общественный характер. Также стоит выделить, что коллективным интересам, общественным нормам, мотивам, уступают интересы и желания, которые исходят от личных потребностей [63; 66; 71].
В младшем школьном возрасте возрастает потребность в общении. Если в конце дошкольного этапа, необходимость в общении с ровесниками лишь формируется, то у ребенка младшего школьного возраста она является одной из ключевых. В семь – десять лет ребёнок с уверенностью понимает, что он нуждается в общении с другими детьми.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Азарова, А.А. Возможности коллективно-творческой деятельности для развития коммуникативных умений младших школьников // [Электронный ресурс] Известия Института педагогики и психологии образования. – 2023. – 5 c.
3. Азарова, А. А. Условия развития коммуникативных умений младших школьников в ходе коллективно-творческой деятельности // [Электронный ресурс] Известия Института педагогики и психологии образования. – 2022. – 5 с. – Режим доступа: http://izvestia-ippo.ru/azarova-a-a-usloviya-razvitiyakommuni/
4. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: Автореф. Дисс. Канд. Пед. Наук. Волгоград, 2021. – 15 с.
5. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А. А. Амельков, М. А. Дыгун. – Мозырь: Содействие, 2018. – 7-е изд. – 72 с.
6. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония / Ш. А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 2018. – 507 с.
7. Андреева, Г. М. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – Электрон. Ст. –Режим доступа: http://www.alleng.ru
8. Апиш, М. Н., Седова, С. Н. Использование технологии коллективных творческих дел в развитии коммуникативных умений младших школьников [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – Т. 38. – С. 104-109. – Режим доступа: http://ekoncept.ru/2017/771308.htm
9. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики [Электронный ресурс]: Учебн. Пособие. / Н. А. Березовин , В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – Режим доступа: https://studfiles.net
a. Битянова, М. Р. Как измерить отношения в классе: социометрический метод в школьной практике [Электронный ресурс] / М. Р. Битиянова. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0413/1-0413-2.shtml
10. Бобряшова, В. Н. Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / В. Н. Бобряшова // Молодой ученый. – 2021. - № 43 (385). – С. 241-243. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/385/84740/
11. Бодалев, А. А. Личность и общение [Электронный ресурс] / А. А. Бодалев. – Режим доступа: http:// www.gpa.cfuv.ru
12. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс] / Л. И. Божович. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru
13. Бондарева, Е.В., Мазепа Е.А. Об использовании критерия Вилкоксона в практике педагогических исследований // Математическая физика и компьютерное моделирование. 2021. - №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ispolzovanii-kriteriya-vilkoksona-v-praktikepedagogicheskih-issledovaniy
14. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностноориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2022. - №4. – С. 29-36.
15. Брагуца, А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Брагуца // Начальная школа. – 2018. – № 6. – С. 53-56.
16. Букатов, В. М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина. СПб.: Речь, Образовательные проекты 2019. – С. 35-43.
17. Волков, Б. С. Возрастная психология: От младшего школьного возраста до юношества / Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2018. В 2-х частях. Ч.2. – 343 с.
18. Волков, Б. С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2018. – 512 с.
19. Волокитина, Ю. Н., Баранова, О. И. Формы продуктивного взаимодействия учителей начальной школы и учащихся [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – Т. 38. – С. 17-22.
20. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики / Под ред. [и с послесл.] А. М. Матюшкина: Собрание сочинений: В 6-ти Т. – Т.3. – М.: Педагогика, 2018. – 367 с.
21. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников. (теоретические и практические аспекты): Монография. – М. –Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2020. – 370 с.
22. Дубинина, М. В. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности // Вопросы педагогики. – 2020. – № 1-1. – С. 78-82.
23. Жиенбаева, Н. Б. Роль межличностных отношений в психологическом развитии младшего школьника / Н. Б. Жиенбаева, А. К. Тугулбаева // Молодой ученый. – 2018. – №11. – С. 119-121.
24. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг./ Ю.М. Жуков. – М.: Гардарики, 2018. – 223 с.
25. Зелинская, Е. А. Эффективность методики развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии // [Электронный ресурс]. – Вестник ЧелГУ. – 2019. - №4 (333).
26. Исакова, Ю. В. Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста / [Электронный ресурс] Ю. В. Исакова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2023. - № 13 (460). – С. 157-158. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/460/101198/
27. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. КанКалик. – М.: Просвещение, 2018. – 222 с.
28. Киличова, М. Т. Начальное образование – формирование фундамента компетентной личности [Электронный ресурс] // Достижения науки и образования. – 2019. - №7 (48). – С. 75-77. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nachalnoe-obrazovanie-formirovanie-fundamentakompetentnoy-lichnosti
29. Кирейкова, М. С. Развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста в коллективной творческой деятельности // Проблемы методологии и опыт практического применения синергетического подхода в науке: сб. ст. – Киров, 2019. – С. 64-66.
30. Колмогорова, Л.С., Колмогорова, Л.А. Диагностика коммуникативной компетентности младших школьников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. – 2022. – Том 19. - № 2. С. 39-46.
31. Колодезникова, С. И. Роль коллективной творческой деятельности в формировании коммуникативной компетенции младших школьников [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - № 64-2. – С. 15-18. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kollektivnoy-tvorcheskoy-deyatelnosti-vformirovanii-kommunikativnoy-kompetentsii-mladshih-shkolnikov
32. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Электронный ресурс]: учеб. Пособие / Я. Л. Коломинский. – Режим доступа: http://lib.madi.ru
33. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учеб. Пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – 2-е изд. Перераб. И доп.– М.: АСТ, 2018. – 502 с.
34. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса [Электронный ресурс]: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я. Л. Коломинский. – Режим доступа: http://www.syntone-spb.ru
35. Костенко, Е.Н. Развитие коммуникативных умений у детей через игры-занятия с элементами тренинга. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/503175/
36. Краева, А. А., Привалова, С. Е. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // [Электронный ресурс]. – Педагогическое образование в России. – 2020. - №8. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-kommunikativnyh-umeniydetey-starshego-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta
37. Крашенинникова, П.А., Николаева, И.И. Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников // [Электронный ресурс]. – Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 6. – Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17865
38. Круглов, В. В. Взаимоотношения субъектов воспитательного процесса как условие его эффективности / Круглов В. В. // Воспитательная работа в школе. – 2018. - №3 – С. 21-25.
39. Круглов, В. В. Воспитательный процесс в начальной школе / В. В. Круглов / Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой (18-19 октября 2018 г.), г. Москва. Под ред. Н. Л. Селивановой, И. Ю. Шустовой. М.: АНО Издательский дом «Педагогический поиск». 2018. – С. 548-554.
40. Крутецкий, В. А. Психологические особенности младшего школьника. 2019. – 314 с.
41. Кулакова, Е. А. Формирование коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста в процессе коллективной творческой деятельности // Аллея науки: науч.-практ. Электрон. Журн. – 2018. – Т. 8, № 11 (27). – С. 292-296.
42. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Леонтьев. –М.: Книга по требованию, 2018. – 130 с.
43. Лепихова, Л. А. Межличностные отношения / Л. А. Лепихова // Психология личности [Электронный ресурс]: словарь-справочник / под ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко-Электрон. Ст. – Режим доступа: http://www.academia.edu
44. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. Н. Лисина. – СПб.: Питер, 2020. – 320 с.
45. Маврина, Д. И. Формирование благоприятного психологического климата в детском коллективе // Лучшая научная статья 2021. – 2021. – С. 294-296.
46. Маленкова, Л. И. Коллективно-творческое дело: идеи и способы организации // [Электронный ресурс]. – Народное образование. – 2018. - №8-9 (1470). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnotvorcheskoe-delo-idei-i-sposoby-organizatsii
47. Мамонов, Е. Психологический климат без ошибок / Е. Мамонов // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2018. – № 3. – С. 81-86.
48. Маслоу, А. Х. Мотивация и личность / А. Х. Маслоу. – СПб.: Питер, 2019. – 3-е изд. – Пер. с англ. – 352 с.
49. Матвеева, О. А. Развитие коммуникации у детей младшего школьного возраста / О. А. Матвеева // Вопросы психологии. – 2019. – № 1 –С. 17-23.
50. Медведева, Н. А. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников посредством коллективной творческой деятельности // Теория и практика современной науки. – 2022. – С. 307-311.
51. Межличностные отношения [Электронный ресурс]: Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Режим доступа: http://pedagogic.ru
52. Меллер, Е. Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся /Е.Н. Меллер – М. Просвещение, 2018. – 288 с.
53. Мизюра, Л. В. Технология коллективно-творческой деятельности // Молодой ученый. – 2018. - №4. – С. 793-795.
54. Микерова, Г. Г., Герасименко, А. А. Теоретические основы воспитания у младшего школьника ответственности за свои поступки в классном коллективе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – Т. 38. – С. 110-116. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2023/771309.htm
55. Миронова, О. А. Учебное сотрудничество как средство формирования коммуникативных УУД // Молодой ученый. – 2018. – №46. – С. 304-306.
56. Михайлова, И. М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И. М. Михайлова – М.: Псков. ПГПУ, 2021. – 188 с.
57. Мищенко, Е. Н. Проблемы современной начальной школы [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. – 2019. - №10-1 (64). –С. 81-83. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemysovremennoy-nachalnoy-shkoly-1
58. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А. В. Мудрик. – Москва: Педагогика, 2023. – 111 с.
59. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – 15-е издание. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 656 с.
60. Нагорнова, А. Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников // Воспитание школьников. – 2020. – №. 8. – С. 38-42.
61. Недашковский, В.Н. Методика диагностики процесса общения // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 5: Программы и методики психологического исследования личности и группы: Материалы юбилейной науч.-практ. Конф. ИП РАН / Отв. Ред. А. Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2022. – С. 322-348.
62. Неймер, Ю. Л. Сплоченность как характеристика первичного коллектива и ее социологическое измерение / Ю. Л. Неймер // Социологическое исследования. – 2023. – Вып.2. – С. 68-96.
63. Неустроева, Е. Н. Роль коллективной творческой деятельности в формировании коммуникативной компетенции младших школьников / Е. Н. Неустроева, С. И. Колодезникова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-2. – С. 122-125.
64. Николаева, М. С. Развитие навыков сотрудничества у учащихся младших классов / М. С. Николаева, М. И. Андросова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – Т. 26. – С. 75-77.
65. Образцова, Е. В. Способы создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2022. - №11.1. – С. 36-39.
66. Обухова, Л. Ф., Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 2018, - 374 с.
67. Пастюк, О. В. Психология и педагогика: учебное пособие / О. В. Пастюк. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 160 c.
68. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учебник / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2023. – 195 с.
69. Психология развития: учебник для студентов высш. Пед. И психол. Учеб. Заведений / под ред. Т. Д. Марцинковский. – М.: Академия, 2018. – 3-е изд. – 528 с.
70. Реан, А. А. Социально-педагогическая психология [Электронный ресурс] / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – Режим доступа: http://nenuda.ru
71. Рубинштейн, С. А. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С.А. Рубинштейн // Психология личности. Тексты /под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: МГУ, 2019. – С. 15-19.
72. Сачкова, М. Е. Специфика межличностных отношений младших школьников / М. Е. Сачкова – Ярославский педагогический вестник – 2021. – № 2 – Том II. – С. 252-256.
73. Сидоренков, А. В. Групповая сплоченность/ А.В. Сидоренков // Психологический журнал. – 2020. – №1. – С.44-49.
74. Сидоров, С. В. Организация коллективных творческих дел [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sisv.com/publ/ktd/4-1-0-22
75. Смирнова, Е. О. Детская психология. Учебное пособие для вузов. –СПб.: Питер, 2019. – 304 с.
76. Смирнова, Е. О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе [Электронный ресурс] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. –Режим доступа: http://hr-portal.ru
77. Степанов, П. В. Методика педагогического сопровождения проектной деятельности школьников / П. В. Степанов // Классный руководитель. – 2018. - № 7. – С. 66-76.
78. Сухомлинский, В. А. Антология гуманной педагогики / сост. Г. Д. Глейзер. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2018. – 274 с.
79. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива [Электронный ресурс] / В. А. Сухомлинский. – Режим доступа: http://newrefs.ru
80. Титова, Е. В. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания / Е. В. Титова // Российский гуманитарный журнал. – 2020. – №3 – Т. 3. – С. 203-213.
81. Трифонова, Л. Т. Организация сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2019. – №4. – С. 51-55.
82. Харатян, М. Г. Вовлечение младших школьников в создание детского литературного журнала как условие развития их творческих способностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 39. – 2752 с.
83. Холодкова, О. Г. Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников [Электронный ресурс] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. Науч. Конф. (г. Чита, октябрь 2018 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый. – 2018. – С. 71-74. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4139/
84. Шевчук, И. В. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации личности младшего школьника // Инновационные технологии в образовании и науке: материалы II Междунар. Науч.-практ. Конф. (Чебоксары, 10 сент. 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», - 2019. – 354 с.
85. Шергина, Т. А. Коллективная творческая деятельность как средство формирования взаимодействия младших школьников / Т. А. Шергина, А. А. Шильтман, А. А. Шипкова // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сб. ст. VI Междунар. Науч.-практ. конф. – Пенза, 2019. – С. 54-56.
86. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка [Текст] / – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2020. – 88 с.
87. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. – Минск: Попурри, 2019. – 208 с.
88. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 384 с.
89. Adler, R. B., Rosenfeld, L. B., Proctor, R. F. Interplay: The process of interpersonal communication. New York: Oxford University Press, 2020. – рр. 234-245.
90. Battistich, V. The Child Development Project: Creating caring school communities. [Text] / V. Battistich / Handbook of Moral and Character Education. Eds.: L. Nucci & D. Narvaez. – N.Y., 2018. – pp. 328-351.
91. Horn, S. S. Group status, group bias and adolescents’ reasoning about the treatment of others in school context. [Text] / S. S. Horn // International Journal of Behavioral Development. – 2018. – № 30. – pp. 208-218.
92. Khaled Al-Alawneh, М., Mahir Shafeeq Hawamleh, М. S., Al-Jamal D., Suleiman Sasa G. Communication Skills in Practice International Journal of Learning, Teaching and Educational Research Vol. 18, No. 6, pp. 1 - 19, June 2019 https://doi.org/10.26803/ijlter.18.6.1
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней