Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ С ОСТРЫМ НАРУШЕНИЕМ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
1.1. Понятие профессионального выгорания
Американский психиатр Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году впервые ввел термин «эмоциональное выгорание» в науку для обозначения психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном взаимодействии с разными личностями в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной пoмoщи [15].
Позднее феномен эмоционального выгорания подвергся исследованию другими учеными (Б. Перлман, Е. Хартман, К. Маслач, А. Пайнс, Е. Айронс, Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма, М. Буриш и др.), которые внесли существенный вклад в развитие представлений о данном состоянии, причинах его появления и стадиях выработки.
Синдром выгорания в зарубежной англоязычной литературе трактуется термином burnout, вытекающим из слов «сгорать», «выгорать», «затухать», «гореть» [65].
Часто выгорание рассматривается как продолжительная реакция на стресс, возникающая в процессе профессиональной деятельности. Этот синдром включает три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и снижение профессиональных достижений.
Под эмоциональной истощенностью понимается ощущение пустоты и усталости, вызванное огромным объемом работы и невозможностью приспособиться к новым условиям. Это ощущение эмоционального переутомления часто становится главной причиной выгорания.
Деперсонализация проявляется в своего рода циничном отношении к работе и объектам труда. Часто специалисты, страдающие от выгорания, становятся формальными и безразличными к тому, что происходит вокруг них. Они теряют личное отношение к своей работе и взаимодействию с коллегами.
Редукция профессиональных достижений представляет собой упрощение структуры профессиональной деятельности и снижение результативности в профессиональной сфере. Специалисты начинают испытывать чувство некомпетентности и осознают свой неуспех в сфере работы.
Выгорание является серьезной проблемой в современном мире, оно негативно сказывается на работе и жизни человека. Поэтому важно обратить внимание на своё эмоциональное состояние и предпринять меры по профилактике и борьбе с этим синдромом.
Сотрудников медицинских учреждений специалисты относят к деструктивным профессиям [40]. Кристина Маслач охарактеризовала синдром эмоционального выгорания как «запах горящей психологической проводки».
Из списка профессий профессиональное выгорание возникает в межличностных отношениях в системе «человек – человек», когда одна сторона должна постоянно поддерживать другую сторону [59]. В результате субъект (специалист) теряет контроль над своим эмоциональным состоянием и возникает состояние недооценки своей личности, своей профессиональной важности, значимости результатов своей профессиональной деятельности [5; 8].
Если анализировать определения Н.Е. Водопьяновой [16, с. 19], Г.М. Коджаспировой [32, с. 228] и других, то структура проявления профессионального выгорания включает психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Феномен выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного и физического истощения личности, вызванное продолжительным эмоциональным давлением относительно объекта. Основной причиной этого синдрома является противоречие между нарастающим эмоциональным давлением со стороны объекта и непреодолимой неспособностью субъекта (специалиста) преодолеть его. Выгорание действует как внутренний механизм психологической защиты, который полностью или частично исключает выражение эмоций как способ защиты личности от психотравмирующего воздействия внешней среды [8, с. 37].
Синдром профессионального выгорания представляет собой негативную реакцию на стрессовые ситуации, возникающие в результате выполнения профессиональных обязанностей [33]. Постепенно усиливающиеся последствия рабочего стресса истощают как моральные, так и физические силы человека, делая его менее энергичным и оказывая отрицательное влияние на его здоровье. Ухудшение физического и эмоционального состояния приводит к постепенному сокращению контактов с окружающими, что, в свою очередь, усиливает ощущение одиночества. Люди, страдающие от синдрома профессионального выгорания, теряют трудовую мотивацию, становятся равнодушными к своей работе, их производительность и качество труда снижаются со временем. Те, кто подвергается этому синдрому, могут испытывать неуверенность в себе и недовольство личной жизнью. Если личная жизнь не обеспечивает достаточных оснований для самоуважения и подтверждения значимости индивида, то «выгоревшие» люди еще больше стремятся найти обоснование смысла своей жизни и самоактуализироваться через работу. Ежедневная работа, связанная с постоянной перегрузкой и психологической зависимостью от нее, приводит к накоплению негативных последствий стресса и истощению энергии человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Акимова, Н.А.Психосоциальные факторы риска в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала/ Н.А. Акимова, Е.А. Андриянова, Р.Ю. Девличарова, Е.Н. Медведева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihosotsialnye-faktory-riska-v-professionalnoy-deyatelnosti-srednego-meditsinskogo-personala (дата обращения: 22.02.2024).
2. Александровский, Ю.А. Психические расстройства в общемедицинской практике и их лечение / Ю.А. Александровский. - Москва: Изд. дом ГЭОТАР-МЕД, 2004 (Моск. тип. ј 6.). – 234 с.
3. Алешина, Е.А. Проблемы профессионального выгорания и трудовой мотивации среднего медицинского персонала/ Е.А. Алешина // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 4. С. 20–24
4. Арлукевич, И.В. Преодоление синдрома эмоционального выгорания у работников среднего медицинского персонала/ И.В. Арлукевич, Н.Ю. Вяткина, С.А. Ефименко // Социология медицины. 2013. № 1 (22). С. 39–41.
5. Балахонов, А.В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии / А.В. Балахонов, В.Г. Белов, Е.Д. Пятибрат, А.О. Пятибрат // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – Сер. 11, вып. 3. – С. 57–71.
6. Бердникова, К.П. ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ/ К.П. Бердникова, Л.А. Лазарева // Теория и практика современной науки. 2016. №6-1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-prichin-stressa-v-professionalnoy-deyatelnosti-meditsinskoy-sestry (дата обращения: 20.02.2024).
7. Березовская, Р.А., Кишка Т.Н. Роль процессуальной мотивации в развитии синдрома выгорания/ Р.А. Березовская, Т.Н. Кишка // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. /под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск. гос. ун-т. - Курск, 2013. С. 9 – 29.
8. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/ В.В. Бойко. М. : Филин, 1996. 157 с.
9. Бояркина, С.И. Профессионально-трудовые риски инфицирования медицинских работников/ С.И. Бояркина, Г.М. Бояркин // Труд и общество в реалиях XXI в. Cб. научных статей / отв. ред. Р.В. Карапетян. СПб., 2017. С. 186–194.
10. Брагина, Е.Л. Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения/ Е.Л. Брагина, В.А. Куташов // Молодой ученый. – 2015. – №20. – С. 115-117.
11. Братусь, Б. С. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность/ Б.С. Братусь, О.В. Лишин//Вести. МГУ. Сер. Психология. 1982. № 1.
12. Васютина, В.А. Исследование стресса в работе операционной медицинской сестры Карагандинской области/ В.А. Васютина, К.Э. Шозда, И.А. Большакова// West Kazakhstan Medical Journal. 2022. №4 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-stressa-v-rabote-operatsionnoy-meditsinskoy-sestry-karagandinskoy-oblasti (дата обращения: 22.02.2024).
13. Верещагин, Н.В., Суслина З.А., Пирадов М.А. Принципы диагностики и лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Методические рекомендации / Н.В. Верещагин, З.А. Суслина, М.А. Пирадов. – М., 2000. – 16 с.
14. Винокур, В. А. Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях/ В.А. Винокур// Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 23.05.2020).
15. Водопьянова, Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий) / Н.Е. Водопьянова: афтореф. дис. … д-р. психол. наук. СПб., 2014. 49 с.
16. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е Водопьянова, Е.С. Старченкова. 2-е изд. СПб.: Питер. 2008. 336 с.
17. Галицкая, И. К. Управление конфликтами и стрессами в среде сестринского персонала ЛПУ / И.К. Галицкая // Главная медицинская сестра : Журнал для руководителя среднего медперсонала ЛПУ. - 2006. - N2. - С. 97-115
18. Гарипова, Р.В. Оптимизация профилактики профессиональных заболеваний медицинских работников/ Р.В. Гарипова: автореф. дис. … д-ра мед. наук. Казань, 2014. 25 с.
19. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/health/info (Дата обращения: 22.02.2024)
20. Гоштаутас, А.А. Психологические (поведенческие) факторы, связанные с риском ишемической болезни сердца/ А.А. Гоштаутас // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы / Под ред. М.М. Кабанова. – Л.: Изд-во Лениигр. науч.-исслед. психоневрол. ин-та "Теория и практика современной науки" №10(16) 2016 568 им. В. М. Бехтерева, 1985. – С. 60-66.
21. Димитриева, С.В. РАБОТА МЕДСЕСТРЫ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ С ОСТРЫМИ НАРУШЕНИЯМИ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ/ С.В. Димитриева // Медицинская сестра. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-medsestry-nevrologicheskogo-otdeleniya-dlya-bolnyh-s-ostrymi-narusheniyami-mozgovogo-krovoobrascheniya (дата обращения: 20.02.2024).
22. Доклад «Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2017 г. и задачах на 2018 г.». URL: https://static–1.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/037/885/original/ (дата обращения: 22.02.2024).
23. Зайцева, О. А. Профессиональное выгорание у медицинских работников / О. А. Зайцева, З. В. Овчаренко // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 139-146. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83991/ (дата обращения: 26.02.2024).
24. Здравоохранение России 2022–2023 гг.: неотложные меры в условиях особого положения в экономике и социальной сфере. Проблемы и предложения. Версия от 08.04.2022 // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8, № 2. С. 22–47. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-2-4-21
25. Ермакова, М.М. Что должна знать медсестра об инсульте/ М.М. Ермакова, А.В. Голенкова // Медицинская сестра. –2013; 6: 7–11.
26. Ермакова, Н.Г. Особенности личности больных с последствиями инсульта в условиях стационарной реабилитации/ Н.Г. Ермакова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnosti-bolnyh-s-posledstviyami-insulta-v-usloviyah-statsionarnoy-reabilitatsii (дата обращения: 20.02.2024).
27. Инсульт: диагностика, лечение, профилактика / Под ред. З.А. Суслиной, М.А. Пирадова. – 2-е изд.– М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 288 с.
28. Инсульт. Практическое руководство для ведения больных / под ред. А. А. Скоромца. — СПб.: Политехника. — 1998. — 629 с
29. Кадыков, А.С. Хронические сосудистые заболевания головного мозга (дисциркуляторная энцефалопатия). Руководство для врачей/ А.С. Кадыков. –ГЭОТАРМЕД, 2014. – 272 с.
30. Капахова, Д.Н. Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт/ Д.Н. Капахова, М.П. Билецкая // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 21–23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред. О. Ю. Щелковой – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – С. 180- 181.
31. Клочева, Е.Г. Применение лечебного комплекса с использованием цитофлавина в таблетках, транскраниальной электростимуляции и магнитно-резонансного воздействия у больных с недостаточностью кровообращения в вертебро-базиллярном бассейне / Е.Г. Клочева, А.Г. Шиман, С.Д. Шоферова и соавт. // Физиотерапевт. – 2020. - №2. – С. 37-43.
32. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике/ Г.М. Коджаспирова. М.; Ростов н/Д. : Март, 2005. 448 с.
33. Колузаева, Т. В. Эмоциональное выгорание: причины, последствия, способы профилактики/ Т.В. Колузаева // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-prichiny-posledstviya-sposoby-profilaktiki (дата обращения: 20.02.2024).
34. Костенко, Е.В. Медико-социальные аспекты комплексной реабилитации пациентов, перенесших транзиторные ишемические атаки/ Е.В. Костенко, Н.В. Полунина, В.Г. Кравченко // МС. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-sotsialnye-aspekty-kompleksnoy-reabilitatsii-patsientov-perenesshih-tranzitornye-ishemicheskie-ataki (дата обращения: 20.02.2024).
35. Кошкин В. Б., Гончарова А. Ю., Ковалева О. А. Синдром профессиональной дезадаптации врачей и медсестер отделения анестезиологии и реанимации/ В.Б. Кошкин, А.Ю. Гончарова, О.А. Ковалева// Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 12. С. 124– 126.
36. Королева, Е. Г. Синдром эмоционального выгорания/ Е.Г. Королева, Э.Е. Шустер // Практикующему врачу. Журнал ГрГМУ. 2007. № 3. С. 108–111.
37. Кузнецова, Е.В. Психология стресса и эмоционального выгорания. Учебное пособие для студ. факультета психологии/ Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. – Куйбышев, 2012. - 96 с.
38. Левкова, Е.А. Профессиональный стресс и эффективность трудовой деятельности среднего медицинского персонала/ Е.А. Левкова, К.И. Воробьева, О.Ю. Кошман // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 2 (38). С. 203–207.
39. Мартынчик, С.А. Медико-экономическая оценка и обоснование совершенствования организационных форм оказания стационарной помощи при мозговом инсульте / С.А. Мартынчик, О.В. Соколова // Социальные аспекты здоровья населения. - 2013. - 30 (2). – Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/473/30/lang,ru/
40. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются: практикум по социальной психологии/ К. Маслач. СПб.: Питер. 2001. 528 с.
41. Мерхольц, Я. Ранняя реабилитация после инсульта/ Я. Мерхольц. – М.: МЕДпрессинформ, 2014. – 248 с.
42. Миков, Д.Р. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильного стационара / Д.Р. Миков, А.М. Кулеш, С.В. Муравьев и др. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2018. – Вып. 1. – С. 88–97.
43. Минькова, Е.Е. Выделение психологических факторов, предшествующих инсульту, в клинико-психологических и динамических аспектах/ Е.Е. Минькова // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 297-301.
44. Мисютина, В.В. Психологические факторы снижения качества жизни больных хроническими нарушениями мозгового кровообращения / В.В. Мисютина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2012. – № 19 (278). – С. 113-118.
45. Молчанова, Л.Н. Состояние психического выгорания среднего медицинского персонала в контексте внутрипрофессиональной дифференциации/ Л.Н. Молчанова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1299–1302.
46. Мухина, С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»/ С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 512 с.
47. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 22.02.2024).
48. Орел, В.Е. Исследование феномена «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. – 2016. – № 4. –С. 70-97.
49. Пирадов, М.А. Современные принципы диагностики ишемического инсульта / М.А. Пирадов, Г.Н. Авакян, Н.Н. Боголепов. - 2015. - No 4. - С. 38-42.
50. Полуэктов М.Г., Ващенко Н.В., Голенков А.В. РАССТРОЙСТВА СНА У СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА/ М.Г. Полуэктов, Н.В. Ващенко, А.В. Голенков // Медицинская сестра. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasstroystva-sna-u-srednego-meditsinskogo-personala (дата обращения: 22.02.2024).
51. Помников, В.Г. Болезни нервной системы / В.Г. Помников, Г.О. Пенина, А.А. Прохоров // В справочнике по медико-социальной экспертизе и реабилитации. – СПб.: Гиппократ, 2017. – С. 401-602.
52. Попенко, Н.В. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ С ОСТРЫМ НАРУШЕНИЕМ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ/ Н.В. Попенко // Теория и практика современной науки. 2016. №10 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihologicheskie-osobennosti-patsientov-s-ostrym-narusheniem-mozgovogo-krovoobrascheniya-v-reabilitatsionnom-periode (дата обращения: 20.02.2024).
53. Пфау, Т.В. Нервно-психическая устойчивость как ресурс преодоления профессионального стресса у врачей разных специальностей/ Т.В. Пфау // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 12. С. 59– 61.
54. Селезнева, Е.В. ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ/ Е.В. Селезнева, Ю.В. Сорокопуд, Т.П. Айсувакова // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-medikov-srednego-zvena-i-puti-ih-profilaktiki (дата обращения: 22.02.2024).
55. Симоненко, В. Б., Широков Е. А., Виленский Б. С. Совершенствование профилактики инсульта требует пересмотра концепции факторов риска/ В.Б. Симоненко, Е.А. Широков, Б.С. Виленский// Неврологический журнал. — 2006. — № 2. — С. 39–44.
56. Скворцова, В.И. Рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности мексидола в комплексной терапии ишемического инсульта в остром периоде / В.И. Скворцова, Л.В. Стаховская // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2017. – Т. 117, № 3-2. – С. 55–65.
57. Стародубцева, О.С. Анализ заболеваемости инсультом с использованием информационных технологий. / О.С. Стародубцева, С.В. Бегичева // Фундаментальные исследования. – 2012 - № 8, ч. 2. - С. 424- 427.
58. Стаховская, Л.В. Анализ эпидемиологических показателей повторных инсультов в регионах Российской Федерации (по итогам территориальнопопуляционного Регистра 2009-2014 гг.) / Л.В. Стаховская, О.А. Ключихина, М.Д. Богатырева, С.А. Чугунова // Consilium medicum. – 2016. vol. 18, №9.
59. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2004. – 704 с.
60. Чернышкова, Н.В. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников государственных и частных медицинских учреждений/ Н.В. Чернышкова, Е.О. Дворникова, Е.В. Малинина // Психология. Психофизиология. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-meditsinskih-rabotnikov-gosudarstvennyh-i-chastnyh-meditsinskih-uchrezhdeniy (дата обращения: 20.02.2024).
61. Чутко, Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С. Чутко, Н.В. Козина. – 2-е изд. – М.: МЕДпреcс-информ, 2014. – 256 с.
62. Шмонин, А.А. Биопсихосоциальная модель пациента с инсультом: роль факторов среды в реабилитации/ А.А. Шмонин, М.Н. Мальцева, Е.В. Мельникова, Г.Е. Иванова // Consilium Medicum. – 2016. – Т.18. – №2. – С. 14-20
63. Этический кодекс медицинской сестры России. СПб., 2010. – 23 с.
64. Югай, М. Т.Роль неэкономических стимулов в системе мотивации медицинских работников государственных медицинских организаций/М.Т. Югай, В.И. Панкевич, // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2018. №3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-neekonomicheskih-stimulov-v-sisteme-motivatsii-meditsinskih-rabotnikov-gosudarstvennyh-meditsinskih-organizatsiy (дата обращения: 27.02.2024).
65. Burnout // Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://translate.academic.ru/burnout/ en/ru/
66. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine USA. Taking action against clinician burnout: a systems approach to professional well-being [Electronic resource]. Washington, DC : The National Academies Press, 2019.
67. Puttonen S., Harma M., Hublin C. Shift work and cardiovascular disease – pathways from circadian stress to morbidity. Scand. J. Work, Environ. Health. 2010; 36: 96–108.
68. Socaciu AI, Ionut R, Barsan M, Ungur AP. Burnout in Gastroenterology Unit Nurses. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17(9):191–201
69. Thirion P., Vermeylen A., van Houten G.[et al.]. European Working Conditions Survey — Overview report. Published on 05 junе 2012. URL: https://kennisopenbaarbestuur.nl/media/234141/Fifth-European-Working-Conditions-Survey.pdf (дата обращения: 26.02.2024).
70. Shanafelt T., Noseworthy J. Executive leadership and physician well-being: nine organizational strategies to promote engagement and reduce burnout [Electronic resource] // Mayo Clin. Proc. 2017. Vol. 92, N 1. P. 129–146. URL: https://www.mayoclinicproceedings.org/article/S0025- 6196(16)30625-5/pdf