Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст рассматривается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке, как один из наиболее противоречивых, кризисных этапов для формирующейся личности. Вчерашний ребенок сталкивается с изменениями на всех уровнях существования человека: интенсивные изменения анатомии и физиологии, трансформация социального взаимодействия на качественном и количественном уровнях, изменение собственной идентичности, трансформация системы ценностей, познавательной и эмоциональной сфер.
Нередко, подростковый возраст «вскрывает» противоречия и «напряжения» в отношениях с окружающими людьми, которые ранее подавлялись или не осознавались. Новое восприятие себя и мира в сочетании с отсутствием опыта принятия новых социальных ролей, нередко вызывает «нестандартные» поведенческие проявления, которые ранее, ребенок не использовал, эмоциональные реакции, которые не всегда контролируются ребенком, изменения в поведении со значимыми взрослыми, которые иногда «удивляют или пугают». Подростковый возраст требует особого внимания, деликатности и грамотного сопровождения со стороны стабильных взрослых. При отсутствии грамотного психолого-педагогического сопровождения, понимания, выстраивания качественной коммуникации с подростком в первую очередь в таких социальных институтах, как школа и семья, при замене коммуникации «поучениями» и агрессией со стороны взрослого, подросток, будучи еще не зрелой личностью, проявляет протестное поведение, избегание, инфантильные способы совладания со стрессом, агрессия.
Под агрессией обычно понимаются осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить вред другому человеку, группе людей или животному. Агрессия бывает разных видов (начиная от самоагрессии, до физической и сексуальной агрессии, направляемой во вне). Так или иначе, агрессия, зачастую, имеет своей причиной социальные условия развития личности, индивидуальные особенности индивида, травматичный опыт и т.д., которые проявляются на уровне поведения.
Проблема агрессивного поведения в подростковой среде и поиска направлений профилактики и коррекции данного явления, не теряет своей актуальности в современных социальных условиях, характеризующихся особой стрессогенностью. Рост цифровых технологий меняет общество, меняет формы социального взаимодействия, его качественные и количественные характеристики, меняет психологию индивида, ускоряет пространство и время, увеличивая тревожность, повышая нагрузку на психику. На разных уровнях заявляется наличие проблемы духовного и социально- экономического кризиса современного российского общества в частности, в котором сохраняются сбои в функционировании важнейших институтов социализации и социального контроля: семье, образовательной системе, в системе правоотношений.
В таких условиях, социализация подростка может проходит деструктивно, с проявлением девиаций, одним из вариантов которых является агрессивное поведение.
При этом, главная цель процесса социализации в подростковом возрасте – интеграция индивида в социальную систему и частичная сепарация, через агентов социализации требует помощи со стороны взрослых в выработке подростком ценностно - нормативных установок личности, которые не противоречат общепринятым нормам. Косвенное влияние и сопровождение подростка на данном этапе может рассматриваться как профилактика агрессивного поведения подростков. Необходима выработка качественной технологии работы с подростками по профилактике агрессивного поведения.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Профилактика агрессивного поведения в подростковом возрасте».
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема агрессивного поведения не является в науке новой.
По мнению значительного количества исследователей, в сфере психологии, социологии, педагогики в отечественной и зарубежной науке (Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, Д.В. Менделевич, И.П.Бадьина, Б.Перри, М.Салавиц и др.) агрессивность, как свойство личности формируется вследствие нарушений процесса социализации, будь то агрессия, изоляция, отвержение со стороны взрослых, педагогическая запущенность или деструкции воспитательного воздействия.
Напрямую или косвенно, проблемы агрессивного поведения в подростковом возрасте и направления его психопрофилактики, рассматриваются в работах таких авторов, как Л.И.Бершедова, Е.Д.Божович, К.Обуховский, Х. Ремшмидт, Э. Шпрангер, Э.Эриксон, Л.С. Выготский, Б.С.Волков, М.Р. Гинзбург, К.Н. Поливанова, Л.Ф.Обухова и др., которые рассматривают особенности развития в подростковом возрасте; И.П.Бадьина, В.Д.Менделевич, Дж.Боулби, А.Фрейд, О.Кернберг, Б.Перри, М.Салавиц, и др.которые анализируют детскую психологическую травму, как причину агрессивного поведения; Т.Г.Визель, М.А.Ковальчук, Е.С.Степанова, К.Д.Хломов и др., рассмотревших особенности девиантного поведения подростков, среди которых и агрессивное поведение; Т.Г.Визель, А.И. Кочетков Н.Н. Верцинская, А.К.Колеченко и др. обосновывают направления психопрофилактики агрессивного поведения подростков.
Проблема исследования обусловлена существующими внутренними противоречиями, возникающим для личности в подростковом возрасте, в противоречивых условиях социума. С одной стороны, подростку необходима интеграция в социум, построение своей идентичности, осознание своего «Я», отстаивание границ и отреагирование всех своих эмоций. С другой стороны, формирующейся личности необходимо развитие волевых качеств, контроль над эмоциональными проявлениями, собственными желаниями, поиск путей интеграции агрессии, ее контейнирования, для выработки нравственных, экологичных, цивилизованных и гуманных поведенческих реакций. С одной стороны, подросток стремится к самотоятельности и сепарации от взрослых, с другой стороны, сопровождение устойчивого взрослого является одним из ресурсов для формирования психологически здоровой личности и созревания подростка.
Цель исследования: изучение профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.Представить понятие агрессивного поведения.
2.рассмотреть особенности подросткового возраста, обусловливающие агрессивное поведение.
3) Проанализировать направления профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте.
4) Провести экспериментальное исследование профилактики психологии агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Объект исследования: агрессивное поведение.
Предмет исследования: профилактика агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: технология профилактики агрессивного поведения подростков будет эффективной, при психологической проработке таких сфер, как эмоционально-волевая, когнитивная, коммуникативная, ценностно-мотивационная.
Теоретические и методологические основы исследования опираются на отечественную традицию понимания и принятия идеи о социально-психологической обусловленности развития личности на всех этапах ее становления, в том контексте, в котором данная идея разрабатывалась в трудах А.Ф. Лазурского, Л.С.Выготского, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, Н.И.Сарджвеладзе, Б.Г. Ананьева и др.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, наблюдение, изучение и обобщение опыта отечественной и зарубежной практики, моделирование.
Эмпирическая база исследования: образовательная организация МБОУ …
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в обучении студентов по социально-психолого-педагогическим специальностям, специалистам, работающим с подростками с отклоняющимся (агрессивным) поведением.
Структура исследования: работа включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1.Понятие агрессивного поведения
Термин «агрессия» давно существует во многих европейских языках, но определение давалось ему далеко не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, данный термин стал носить другой характер, и значение его достаточно изменилось, так скажем, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. В настоящее время ближайшими по смыслу словами к термину «агрессия» являются следующие: нападение, захват, переход границ, насилие, проявление враждебности, угроза и реализация воинственности.
Американский ученый, Леонард Берковиц, обратил свое внимание на то, что одной из главных проблем в интерпретации понятия агрессии является то, что в английском языке этот термин используется для обозначения большого количества действий. Когда люди характеризуют кого-то, как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать всё по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем [3].
В свою очередь, А. Басс предложил свое, более уточняющее, определение агрессии. Он определил ее как любое поведение, которое содержит угрозу или вовсе как поведение, которое наносит ущерб другим [Приводится по 14]. Л.Берковиц считал, что для того, чтобы поведение человека было квалифицированно как агрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Д.Зильманн ограничивался весьма резким и точным определением термина. Он писал, что агрессия – это не что иное, как попытка нанести другому человеку физические или телесные повреждения [Приводится по 2]. Р.Бэрон, Д.Ричардсон указывают, что агрессия – это любая форма поведения, которая нацелена на оскорбление или причинение вреда другому человеку, не желающему подобного обращения.
П.В.Агапов указывает, что по Э. Фромму, под агрессией понимаются любые действия, причиняющие, или имеющие намерения причинить вред любому живому существу, а так же причинение ущерба всякому неживому объект [1].
В «Психологическом словаре» В.П. Зинченко понятие агрессии рассматривается в качестве деструктивного поведения, имеющего свою причину; описываемая деятельность направлена против объектов и субъектов социума, проявляется в противодействии правилам поведения в обществе; наносит материальный либо психологический вред объектам агрессии. Данная энергия может направляться на одушевлённые и неодушевлённые объекты. Результатом подобной деятельности выступает предметное разрушение, физический или психологический дискомфорт, тревогу, страх, ущерб. Агрессия предполагает материальное или физическое нападение, направленное на причинение ущерба кому-либо [15].
Агрессия тесно связанна с понятием насилия. Рассмотрим ряд определений понятия насилия.
Насилие – использование определённой социальной группой методов террора, принуждения, подчинения относительно другой группы/групп, с целью сохранения или установления экономического, политического, социального и других видов господства. Нападение на человека, физическое или нематериальное (словесные издевательства, унижение, психологическое давление и т.д.) [4].
Р.Харрис, рассматривает насилие как намеренное стремление причинить физическое страдание другому человеку. Автор не включает сюда случайные акты причинения боли, а также психологическое насилие или разрушение материальных объектов, вандализм. Здесь же он указывает, что на экране телевизора со всех сторон, подробно показаны акции насилия, их агрессивная сущность и структура. Всё безобразие происходящего в акте насилия [36].
Ещё одна характеристика насилия – силовое воздействие, с целью причинения физического вреда или смерти, а также уничтожение материальных объектов. Ещё одним вариантом насилия будет стремление к разрушению эмоционального состояния или психики индивида. Например, унижение, террор, угрозы, запугивания, надругательство, причинение вреда близким, осквернение ценностей, чего-либо значимого, священного [27].
Склонность к насилию рассматривается как характеристика индивида, готового причинить другому физическую боль или психологическое страдание, не имеющего табу на проявление агрессии [19].
Агрессия понятие весьма широкое. В своих проявлениях разделяют несколько вариантов агрессивных реакций. Это может быть целевая агрессия, когда она проявляется сознательно, с целью нанесения повреждения и урона другому человеку или материальному объекту. Агрессия может быть также инструментальной, когда проявляется для достижения какой-то цели, которая сама по себе не является актом агрессии. Например, когда человек бьёт боксёрскую грушу, чтобы снять агрессию, или «кричит в подушку», в этом случае, агрессия, отреагируется экологично[31].
Кроме того, агрессивные реакции можно классифицировать по нескольким направлениям [3]:
1) направление – агрессия направленная вовне и аутоагрессия;
2) активность (агрессия инициативная, защитная агрессия);
3)цель (интеллектуальная, психологическая);
4) способ выражения (словесная/вербальная или физическая);
5) способ выражения (открытая агрессия или косвенная агрессия) и т.д.
О. Кернберг приводит в своих исследованиях понятие травмы и хронической агрессии – связанных, но не идентичных понятий. Травма рассматривается автором как некое мощное, травматичное, однократное и ограниченное по времени переживание, а хроническая агрессия как устойчивая, систематическая и длительная по времени мера. Автор говорит о том, что в литературе понятия травмы и агрессии, насилия нередко смешиваются. Тогда как разделить их необходимо для понимания категории травмы и рассмотрения интегральной или хронической травмы и постравматического расстройства (ПТР) с его симптомами [19]. При этом в литературе многократно упоминается тот факт, что психологическое насилие вполне может стать сильнейшей травмой в контексте его влияния на самость, когда последствием психологического насилия становится синдром ПТР, с его компонентами:
- пограничное расстройство личности;
- аффективное расстройство ему присущее;
- тяжёлая депрессия;
- диссоциативный синдром, включающий в себя множественность личности;
- flash-backs;
- тяжёлые расстройства, связанные с едой;
- антисоциальные расстройства личности;
- хроническая виктимность;
- соматизация;
- хроническая суицидальность.
В психоаналитической традиции понятие психологической травмы соотносится с категориями хронической агрессии, насилия, дефицита, конфликта, нарушений интеграции агрессии, разрушения самости, идентичности, психики, убийства души, деструктивной агрессии и т.д. Для установления категории «детская травма», рассмотрим определения, напрямую, либо косвенно затрагивающие данное понятие.
Н.К. Асановой рассматривает психологическое насилие в семье, как травмирующее, разрушающее личность явление. Насилие ребенка в семье анализируется в контексте обзора нескольких понятий – это сексуальное насилие, злоупотребление детьми и жестокое обращение с детьми. Не смотря на сложность однозначного определения семейного психологического насилия, для разных авторов, можно выделить следующие виды жестокого обращения с детьми, среди которых выделяется и психологическое насилие:
- физическое насилие;
- пренебрежение;
- сексуальное насилие;
- психологическое жестокое обращение.
Дети, нередко, чаще всего страдают от нескольких форм насилия или переживают разные формы плохого обращения [27].
Термин «травма», очевидно, не имеет единого общепринятого определения и рассматривается неоднозначно в разных науках. Среди них – применение насилия, принуждения к кому-нибудь, принудительное воздействие на кого-либо, нарушение личной неприкосновенности, притеснение, беззаконие, произвол.
О.Кернберг также приводит понятия «злоупотребление детьми»/«злоупотребление и пренебрежение детьми» в качестве категорий, соотносимых с понятием физического, сексуального и психологического насилия [20]. Понятие злоупотребления распространяется на ребёнка до 18-летнего возраста, в отношении которого родители или другие лица, юридически несущие ответственность за заботу о нем, позволяют себе причинение серьёзных физических повреждений, создают или позволяют создать определённый риск причинения серьезного травмирования ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапов П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа // Вестник МГУКИ, 36 (50) ноябрь-декабрь 2012.- С.56-61.
2. Бэрон, Р.Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер пресс, 1997. - 330 с.
3. Берковиц, Л. Агрессия : причины, последствия и контроль : лучший в мире учебник по психологии агрессии / Л.Берковиц [пер. А. Боричев, Л. Царук, Л. Ордановская]. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 510 с.
4. Большой энциклопедический словарь / главный редактор: А. М. Прохоров. - Москва : Советская энциклопедия: СПБ: Фонд "Ленингр. галерея", 1993. - 1628 с.
5. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г. Э. Бреслав. - СПб. : Речь, 2004 (ГУП Тип. Наука). – 137 с.
6. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М. : Знание, 1979. 37 с.
7. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. Пер. с англ. М.: Академический проект, 2006. - 232 с.
8. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 9-19
9. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. – М., 1984. – 432 с.
10. Волков Б.С. Психология юности и молодости. – М.: Академический проспект, 2006. 255 с.
11. Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты. Монография. / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева, А.К. Железнова. - Тула, 2007. - 341 с.
12. Воронцова М.В. Социальная работа с девиантными подростками / М.В.Воронцова, Т.А. Дубровская. – Таганрог, 2011. – 436 с.
13. Воробьев С.М. Понятие психического насилия: теоретико-правовой анализ // Юридическая психология. – 2017. – № 1. – С. 23–26.
14. Еникопов С.Н. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28, № 1. – С. 115–124.
15. Зинченко В.П. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.
16. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. – 448с.
17. Ильин Е.П. Психология доверия. – СПб: Питер, 2013.- 288 с.
18. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2015. – 354с.
19. Кернберг, О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях / Пер. с англ. – ML: Независимая фирма «Класс», 1998. – 366с.
20. Кернберг, О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии / Пер. с англ. М.И. Завалова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 464 с.
21. Краева, М.Ю. Профилактика и выявление насилия над детьми в замещающих семьях / М.Ю. Краева, Л.Э. Зотова. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 130 с.
22. Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А.Ковальчук, И.Ю.Тарханова. – М.: Владос-Пресс- 2010. – 412 с.
23. Кочетков А.И., Верцинская Н.Н. Перевоспитание подростка. – М.:Педагогика, 1972. 120 с.
24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2016. – 460 с.
25. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
26. Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – с.3-8.
27. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 512 с.
28. Сафонова Т.Я. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита / Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал. – М.: Дом, 1993. – 38 с.
29. Самсоненко Л. С. Особенности психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной перспективы личности: Учебно-методическое пособие / Л. С. Самсоненко, Л. Ю. Колтырева. – Оренбург: ООО «Агентство «ПРЕССА», 2009. – 88 с.
30. Степанова Е.С. Мотивация аффилиации в подростковом возрасте как интегративное психологическое образование // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70314 (дата обращения: 30.11.2023).
31. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: МПСИ, 2005. 176 с.
32. Сердюк Л.В. Угроза как вид насилия // Уголовное право. – 2014. – № 3. – С. 69–72.
33. Сидорова И.В. Оскорбление как разновидность психического насилия // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2017. – № 1. – С. 28–32.
34. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков / Ю.В. Смык: дис. канд. психол. наук. – Иркутск, 2014. – 198с.
35. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. – 304с.
36. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. Секреты воздействия упр. сознанием, информ. безопасности, манипулирования обществ. мнением, информ. войны и информ. насилия / Ричард Харрис. – - СПб : прайм-Еврознак ; Москва : Нева, 2001. - 445 с.
37. Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. – 2016. Т. 7. № 2. С. 109–125.
38. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.