Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современной России особо актуальными являются семейнодемографические проблемы. На их решение направлена семейно-демографическая политика
государства, основным механизмом реализации которой является социальная работа. Особую
значимость в российской социальной работе в плане решения семейно-демографических
проблем имеет социальная работа с многодетными семьями, так как многодетная семья – это
наиболее ценный демографический ресурс российского общества, залог ее будущего развития.
Многодетная семья в обществе служит социальным ориентиром в плане повышения
деторождения в России, залогом формирования и укрепления семейных ценностей, гарантией
успешной реализации функций семьи. Успешное функционирование многодетной семьи в
обществе является важнейшим фактором сохранения семьи как социального института в
современной России.
Глава 1.Правовые основы социальной поддержки многодетных семей
1.1.Понятие и содержание социальной поддержки многодетных семей
3
Многодетная семья в современном российском обществе с одной стороны выступает важнейшим
социальным воспитательным институтом, с другой - способствует решению демографической
проблемы нашего государства. В связи с наличием большого количества проблем, а именно
социально-экономических, социально-бытовых, социально-психологических, проблем
стабильности семьи, семейного воспитания, общественного мнения, информированности
многодетные семьи в России характеризуются высокими социальными рисками. Именно поэтому
многодетные семьи особенно нуждаются в различных мерах государственной социальной
поддержки, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне. Зачастую
законы, направленные на социально-правовое обеспечение многодетных семей не всегда
эффективны ввиду социально-экономической нестабильности в стране.
Существующие проблемы данных семей определяют потребность в оказании им помощи со
стороны общества. Социальная защита возможна при помощи проводимой социальной работы,
поскольку многодетная семья активно и остро реагирует на все изменения, происходящие в
обществе как позитивные, так и негативные
Законодательство о государственной поддержке многодетных семей базируется на
общепризнанных принципах и нормах международного права, Конвенции ООН о правах ребёнка,
Конституции Российской Федерации, Семейном Кодексе Российской Федерации, иных
нормативных правовых актах Российской Федерации. Имеющаяся нормативно-правовая база
позволяет осуществлять правовую поддержку многодетных семей, демонстрируя, что
материнство, детство, семья находятся под защитой государства. При этом в настоящее время
многодетные семьи все же являются одной из самых уязвимых категорий населения.
В России на сегодняшнее время образовалось два типа воспроизводства населения:
традиционная патриархальная многодетность и современный постиндустриальный тип
воспроизводства - двое детей в семье
Понятие «многодетная семья» не имеет единого значения на всей территории РФ. Каждый
субъект РФ сам определяет социальный статус такой семьи. В семейном законодательстве
Российской Федерации не установлено однозначно, какая семья считается многодетной.
Основным документом, устанавливающим социальный статус многодетных семей в России на
федеральном уровне является Указ Президента Российской Федерации № 431 «О мерах по
социальной поддержке многодетных семей». В данном правовом акте закреплено понятие
«многодетная семья», которое определяется «с учетом национальных и культурных особенностей
социально-экономического и демографического развития региона». Количество многодетных
семей в России за последнее десятилетие имеет устойчивую тенденцию роста. По состоянию на
2016 год количество многодетных семей в РФ составляет 1,25 млн. всего населения страны.
Единого закона, регламентирующего права многодетных семей, на сегодняшний день в
Российской Федерации не существует. Существует большое количество нормативных актов, в
которых подробно изложены все права данных семей. Федеральный Закон № 81-ФЗ «О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей» включает в себя действующие правовые
нормы, распространяемые на семьи с детьми.
1.2.Формы поддержки многодетных семей
Многодетные семьи в России характеризуются высокими социальными рисками независимо от
фактических причин их появления:
семьи с запланированной многодетностью;
4
образовавшиеся от повторных браков родителей, в которых рождаются новые дети;
неблагополучные семьи, возникающие, как правило, по причине безответственного поведения
родителей.
В связи с этим государство должно уделять значительное внимание вопросам обеспечения
социальной поддержки семей при рождении третьего ребенка, четвертого и последующих,
особенно в условиях социальной и экономической нестабильности.
Однако в январе 2015 года в рамках обсуждения антикризисных мер в социальной сфере Минтруд
РФ сообщил, что дополнительные виды материального стимулирования рождаемости больше
предусматриваться не будут, поскольку его возможности с учетом предпринятых ранее
плодотворных мер уже исчерпаны .
В связи с этим в настоящее время можно рассматривать сложившуюся систему социальной
поддержки семей с детьми (включая многодетных) как завершенную и не предполагающую
существенного расширения.
Прежде всего, многодетные родители вправе претендовать на все виды социальных выплат,
предусматриваемых законом номер 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей» от 19 мая 1995 года, поскольку они устанавливаются независимо от количества детей и
очередности их рождения.
Особо в этой связи необходимо отметить только ежемесячное пособие по уходу за ребенком до
1,5 лет, поскольку в отношении него действующими нормами дифференцировано (нарастающей
суммой с увеличением числа родившихся детей) устанавливаются фиксированные минимальные
размеры с учетом очередности рождения:
на первого ребенка - 2718 руб. 35 коп.;
на второго и последующих - 5436 руб. 67 коп.
При одновременном нахождении матери в отпуске по уходу за несколькими детьми применяются
следующее правило: представленные выше минимальные размеры ежемесячных выплат
складываются (то есть объемы начислений не могут быть меньше суммы приведенных значений
на каждого ребенка).
Максимально возможная сумма ежемесячного пособия до 1,5 лет на нескольких детей при его
назначении в форме обязательного социального страхования не может превышать 100% среднего
месячного заработка за два предыдущих года, или 49 639,45 руб. с учетом установленных
пределов страховой базы.
В большинстве регионов страны социальная поддержка по многодетности оказывается адресно
на основании правовых актов различного уровня и юридической силы:
определяющих социальный статус и меры социальной поддержки «отдельных категорий
граждан» в наиболее общем случае;
определяющих меры поддержки семей с детьми из средств бюджетов субъектов Федерации;
исключительно адресованных многодетным семьям (наиболее удобно для практического
применения).
Например, ежемесячное пособие на ребенка до достижения 16 или 18 лет, условия
предоставления и размеры которого определяются в соответствии с требованиями ст. 16 закона
№ 81-ФЗ от 19 мая 1995 года, может устанавливаться в повышенном размере в отношении детей
5
из многодетных семей субъектами Федерации самостоятельно на основе соответствующих
нормативных актов.
Например, с 1 января 2015 года на территории Орловской области в соответствии с областными
законами 350-ОЗ от 2 октября 2003 года и 439-ОЗ от 19 ноября 2004 года (с актуальными
изменениями и дополнениями) размер ежемесячного пособия на ребенка составляет:
в общем случае - 263,87 руб.;
на ребенка в многодетных семьях - 461,76 руб. (на 64% выше базового размера).
Глава 2.Современное состояние социально-правовой поддержке многодетных семей в
Российской Федерации и её регионах
2.1.Анализ социальной и психологической поддержки многодетных семей в регионах
Социальная работа с семьёй - это организованная деятельность, которая направлена на малые
группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержке. В настоящее время социальная
работа с семьёй представляет собой многоаспектную деятельность по социальной защите и
поддержке, а также по социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Одной из
категорий населения, которая нуждается в повышенной защите государства, является
многодетная семья.
Согласно Указу Президента РФ (05.05.1992 №431) «О мерах по социальной поддержке
многодетных семей» многодетной считается семья, в которой родились и/или воспитываются
трое и более детей (включая усыновлённых) до достижения младшим из них возраста 18 лет.
Большинство семей данной категории в России сталкиваются с рядом трудностей, таких к
примеру, как нехватка денежных средств, проблемы с трудоустройством родителей, стеснённые
жилищные условия, проблемы воспитания детей и прочие.
Гарантии и льготы, предоставляемые многодетным семьям, содержатся в различных
федеральных законах РФ, это Жилищный кодекс, Трудовой кодекс, закон «О страховых пенсиях» и
т.д. В Санкт-Петербурге согласно ст.18 Социального кодекса СПб , семьям предоставляются
следующие льготы: право на получение жилья по договору социального найма, право на
получение земельного участка для жилищного строительства; право на получение выплат,
связанных с рождением и воспитанием детей; материнский (семейный) капитал; право на
получение скидки при оплате услуг ЖКХ и прочее. С 1996 численность учреждений социального
обслуживания семьи и детей в системе органов социальной защиты нас2е3ления возросла, к
концу 2000 г. в Российской Федерации было открыто 2 444 учреждения. В учреждениях
социального обслуживания согласно ФЗ №442 «Об основах социального обслуживания граждан в
Российской Федерации» семьи могут получить всю необходимую им социальную помощь:
юридические, психологические, социально-медицинские услуги и др.
Проблемы многодетной семьи можно рассматривать в разных аспектах. В связи с этим хотелось
бы обратить внимание на воспитательный потенциал отцов в многодетной семье. В настоящее
время проблемам института отцовства, а также отношениям, складывающимся между отцом и
ребёнком, уделяют намного больше внимания.
Для каждого региона «многодетность» выглядит по-разному: в одной области семья с тремя
детьми - норма, в другой - редкость. Так, например, в Республике Мордовия многодетная семья -
это семья, в которой не менее 3 детей, а в Чеченской Республике - не менее 5 детей. В Москве с
2009 года льготы предоставляются многодетным семьям, к которым относятся семьи с тремя и
более детьми до достижения 16 лет младшему ребенку (18 лет - если он обучается в учреждении,
осуществляющем общеобразовательные программы).
6
На территории Удмуртской Республики многодетной семьей считается семья, воспитывающая
(имеющая на иждивении) трех и более детей в возрасте до 18 и (или) до 23 лет при условии
обучения детей, достигших возраста 18 лет, в образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования по очной форме обучения.
Согласно закону Калужской области «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах
ее социальной поддержки», многодетная семья - семья, имеющая в своем составе трех и более
детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся учебных заведений всех
форм обучения любых организационно-правовых форм - до окончания обучения и также детей,
проходящих срочную военную службу по призыву, но не более, чем до достижения ими возраста
двадцати трех лет. В Республике Татарстан многодетными семьями являются семьи, имеющие
трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая родных и приемных.
Также некоторые регионы присваивают статус многодетных семьям с тремя и более детьми,
только если их доход ниже прожиточного минимума. Кроме того, есть регионы, где минимальное
количество детей в многодетной семье должно быть больше трех, например, в Республике Марий
Эл многодетной считается семья с 4 и более детьми, а в Красноярском крае для получения статуса
«многодетной семьи» нужно стать родителями как минимум пяти малышей.
В нашей стране лишь около 7 % семей имеет от трех и более детей, тогда как в Западной Европе
12-15 %. При этом в структуре российской многодетности 75 % составляют семьи с тремя детьми и
только 7,7 % - семьи с пятью и более детьми. Уровень многодетности существенно различается по
регионам страны. По субъектам Российской Федерации диапазон доли многодетных (от общего
числа домохозяйств) достаточно велик: от 53,4 % в республике Ингушетия до 1 % в городе СанктПетербурге. Причем, только в 4 регионах, включая Республику Ингушетия, она была выше 10 % от
общего числа домохозяйств (Чеченская Республика - 40,5 %, Республика Дагестан - 24,8 %,
Республика Тыва - 17,1 %).
2.2.Основные направления развития системы социально-правовой поддержки многодетных
семей
Кардинальные социально-политические и социально-экономические изменения, происходящие в
России в последние 20-25 лет, неизбежно ведут к изменениям системы жизненных ценностей
населения страны. Эти изменения затронули не только сферу идеологии, но и систему духовных,
этических, личностных ценностей человека.
Исследование мотивов репродуктивного поведения является необходимым условием разработки
социальной политики в сфере воспроизводства населения. Под репродуктивными мотивами
принято понимать состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода
личных целей через рождение определенного числа детей. Репродуктивный мотив характеризует
личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Большинство исследователей,
начиная с работ 70-х гг. ХХ в. и заканчивая современными трудами, выделяет три типа
репродуктивных мотивов: экономические, социальные и психологические .
Социальные и психологические мотивы обусловлены духовно-нравственным развитием
общества, проявляющемся, помимо прочего, в стабильности институтов семьи, брака,
благоприятном имидже многодетной семьи.
Социально-психологические составляющие восприятия многодетной семьи укрупнённо могут
быть объединены в три группы: на уровне массового сознания; на групповом уровне; на
личностном уровне. Остановимся на каждом уровне подробнее.
7
1. Формирование имиджа многодетной семьи на уровне массового сознания осуществляется
сквозь призму государственной семейной политики, а также через средства массовой
информации, влияющих на систему общечеловеческих духовно-нравственных ценностей .
На неэффективность государственной политики в сфере социальной поддержки многодетных
семей указывают и статистика, и авторитетные ученые и даже участники специализированных
форумов в Интернет-сообществах («Форум многодетных родителей», Форум «Многодетная
семья» и др.). Проблема неэффективности, в свою очередь, имеет два проявления. Первое
заключается в неблагополучии большинства многодетных семей, которые попадают в категорию
бедных, нуждающихся, имеют неполноценное питание, обременены серьезными жилищными
проблемами: около 40% многодетных семей испытывают проблемы с обеспечением детей
одеждой и обувью; 50% не могут приобрести необходимые лекарства; 30% вынуждены
ограничивать себя в продуктах питания.
Второе заключается в буквальном «игнорировании» благополучных, финансово устойчивых
многодетных семей. Дело в том, что объем государственной помощи зависит от уровня доходов в
семье и количества детей в ней. Поэтому финансово благополучные семьи (а благополучие
определяется средним доходом на одного члена семьи в соизмерении с прожиточным
минимумом) не относятся к льготным категориям семей и, как следствие, не имеют возможности
получать государственное пособие, бесплатное питание детей в школе, участвовать в программах
софинансирования для получения льготных путевок в летние оздоровительные центры и т.д.
Заключение
По данным последней полной переписи населения России, проведенной в 2010 году, в стране в
настоящий момент насчитывается более 1 млн. многодетных семей. При этом общее количество
семейных союзов, включающих двух человек и более, составляет 40,7 млн., то есть в среднем
многодетными являются родители в 2,5% от общего количества семей. Такие данные приводятся
в «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025
года», утвержденной распоряжением Правительства от 25 августа 2014 года № 1618-р.
Необходимо отметить, что сегодня многодетность в стране носит явно выраженный региональный
характер. Для многих субъектов Российской федерации данное явление можно назвать, по
крайней мере, нехарактерным. При этом более половины таких семей проживают не в городе, а в
сельской местности.
Вопросы предоставления государственной социальной помощи и оказания материальной
поддержки семьям с тремя детьми и более (включая детские пособия и иные денежные выплаты)
имеют высокую общественную значимость, поскольку в целом именно многодетными
родителями воспитывается 20% от общего количества детей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: от 12.12.1993. (с изменениями от 30.12.2008,
05.02.2014, 21.07.2014) // Российская газета. – 25.12.1993. -21.01.2009, 04.12.2013, 06.02.2014,
23.07.2014
2. Федеральный закон от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в
Российской Федерации» №442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) //Российская газета, 30.12.2013 г. № 295
(6271)
8
3. Федеральный закон от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ
(ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) // Российская газета, 23.07.1999
4. Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (с
изменениями на 16.02.2016) //Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, 2011, № 40,
28.11.2011
5. Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 710-136 «О предоставлении земельных участков
для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более
детей» // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, 2011, № 40, 28.11.2011
6. Закон Санкт-Петербурга от 06.04.2011 № 176-49 «О почетном звании Санкт-Петербурга «За
заслуги в воспитании детей» и премии Санкт-Петербурга «За заслуги в воспитании детей» //
Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, 2011, № 11, 10.04.2011
7. Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2011 № 810-151 «О материнском (семейном) капитале в
Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, 2011, № 42,
26.12.2011
8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 № 343 «О реализации главы
5 «Социальная поддержка семей имеющих детей «Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс
Санкт-Петербурга» // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, 2013, № 18,
25.05.2013
9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.02.2012 «О мерах по реализации
Закона Санкт-Петербурга «О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге» // Вестник
Законодательного собрания Санкт-Петербурга, 2012, № 9, 04.03.2012
10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 № 1669 «О предоставлении
земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам,
имеющим трех и более детей» // бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, № 46, 14.12.2011
11. Антропова, Ю. Ю. Формирование общественного мнения в поддержку семейных
ценностей как одно из главных направлений государственной семейной политики // Работник
социальной службы. - 2006. - № 4. - С. 16-19.
12. Власюк, И. В. К вопросу о социально-педагогическом проектировании региональной
семейной политики // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 5. - С.
32-37.
13. Власюк, И. В. Приоритеты семейной политики с позиций социального педагога //
Педагогика. - 2007. - № 3. - С. 120-123
14. Герасимова, Е. Ю. Социальная поддержка семьи: ресурсы микрополитического подхода //
Власть. - 2011. - № 2. - С. 101-105.
15. Гримальская, Ю. В Реализация семейной политики // Семья в России. - 2009. - № 1. - С. 15-
24.
16. Ефимов, С. Г. Семья как естественная среда жизнеобеспечения детей: проблемы,
законодательная практика, ее реализация в условиях региона // Вестник Бурятского
государственного университета. - 2010. - Вып. 5. - С. 257-263.
17. Замараева, З. П. Антикризисная семейная политика // Медсестра. - 2013. - № 1. - С. 16-17.
9
18. Манукян, Э. А. Семейная политика в регионе: концептуальные подходы //Отечественный
журнал социальной работы. - 2009. - № 4. - С. 25-30.
19. Мелихова Д.Г. Социально-психологические детерминанты имиджа многодетной семьи у
российской молодежи: автореф. дисс. . – М., 2011. – 24 с.
20. Мусальникова, Н. Эффективные социальные технологии по укреплению семьи // Вопросы
социального обеспечения. - 2012. - № 1. - С. 11-13.
21. Павлов, Б. С. Семейная политика в регионе: симбиоз экономического и нравственного //
Журнал экономической теории. - 2010. - № 3. - С. 58-69.
22. Панфилова, Т. Н. Региональные аспекты реализации семейной политики //Проблемы
социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2010. - № 2. - С. 46-48.
23. Петрова Е.А., Мелихова Д.Г. Имидж многодетной семьи у российской молодежи. // Социс.
– 2011. - №2. – С. 27-35.
24. Устинова О.В., Осипова Л.Б. Семья – основной институт воспроизводства населения (на
примере юга Тюменской области) // Вестник Казанского государственного технического
университета им. А.Н. Туполева. – 2013. - №2. – С. 204-206.
25. Фарахутдинов Ш.Ф., Дейнеко С.В., Устинова О.В. Роль СМИ в духовно-нравственном
развитии общества // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №1.
26. Фролкин, П. П. Региональные аспекты государственной политики по социальной защите
материнства и детства в России // Власть. - 2012. - № 5. - С. 30-33.
27. Хайруллина Н.Г., Москатова А.К., Недосекина А.Г. Обидина Ю.С. и др. Социальногуманитарные проблемы современности. / Личность и общество. М.:2013.
28. Шагифуллина И.Э. Особенности социальной поддержки многодетных семей в России.
http://www.scienceforum.ru/2014/568/3491