Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время развитие хлебобулочных предприятий не может осуществляться без учета потребностей потребителей, оценки спроса и анализа деятельности конкурентов.
Поэтому необходимость решения современных проблем развития ……….ных предприятий в конкурентной среде обуславливает актуальность темы дипломной работы.
Объектом исследования явилось предприятие ООО «».
Предмет исследования – внутренние и внешние организационно-производственные и экономические отношения, а также проблемы, возникающие в процессе стратегического развития хлебобулочных предприятий и возможные их решения.
Цель дипломной работы состоит в разработке эффективных мероприятий по ………………………предприятия для повышения эффективности его деятельности.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить, что представляет под собой термин «», что он в себя включает и чем отличается от других мер повышения эффективности;
- рассмотреть ;
- определить современные тенденции развития предприятий…..
- исследовать специфику и особенности ……ных предприятий на российском рынке, а также выявить проблемы, тормозящие их развитие;
- изучить деятельность фирмы ООО «……»п
- провести финансовый и производственный анализ её активности, выявить её сильные и слабые стороны, угрозы и возможности развития, а также определить проблемы предприятия;
- разработать ряд мероприятий по …………….. и просчитать эффективность от их внедрения.
Теоретической и методологической базой послужили научные труды зарубежных специалистов и отечественных ученых по проблемам рыночной экономики, теории менеджмента, управления деятельностью промышленных предприятий, стандарты и рекомендации, используемые в практике работы предприятий хлебобулочной промышленности.
Основным методом исследования, обеспечивающим научную и практическую ценность результатов работы, являлись такие методы, как системный подход, позволивший с наибольшей эффективностью изучить вопросы функционирования предприятий в рыночных условиях. Для решения задач применялись методы стратегического планирования, экономического анализа и статистики.
Информационную основу составили материалы статистической и бухгалтерской отчетности предприятий данные органов статистики, материалы, характеризующие различные аспекты состояния …………..
Научная новизна результатов дипломной работы заключается в предложении и обосновании ряда рекомендаций теоретического и методического характера по повышению эффективности развития хлебобулочных предприятий и предприятия ООО «..» в частности.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования материалов работы в ходе разработки стратегии развития предприятий для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции
Вопросы конкуренции и конкурентоспособности до сих пор волнуют многих ученых и являются одной из распространенных тем в экономической теории. Еще Адам Смит говорил, что «невидимая рука рынка управляет миром, а конкуренция все расставляет на свои места, укрепляя рыночную экономику, и люди, стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге работают на благо общества»[1, с. 25]. Достаточно много работ, посвященных изучению данной проблемы, опубликовано как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
В настоящее время отсутствует общепринятое определение понятия конкурентоспособности продукции, в зависимости от научных взглядов, многие авторы трактуют данное понятие по-разному. Представим разнообразные подходы к толкованию определения конкурентоспособности продукции в виде таблицы 1.
Таблица 1 – Определение понятия «конкурентоспособность продукции»
№ Определение Автор
1 Способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам С.И. Ожегов
2 Возможность сбыта продукции на данном рынке Г. Степаненко
3 Создание конкурентных преимуществ продукта путем управления качеством И.М. Лифиц
4 Возможность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период А. А. Чурсин
5 Способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными товарами на данном рынке Ф. Котлер
6 Это свойство товара, услуги, способного выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами Т.Г Философова, В. А. Быков
7 Степень притягательности продукта для совершающего реальную покупку потребителя Н.К. Моисеева
Окончание таблицы 1
№ Определение Автор
8 Уровень экономических показателей продукции и потребительских свойств, которые позволяют выдержать соперничество с аналогичными товарами на рынке Н.В. Еремеева, С.Л. Калачев
9 Относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его отличия от конкурентных товаров А.В. Осташков
10 Оцененное потребителем превосходство продукции по цене и качеству перед аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка Х.А. Фасхиев
11 Рыночное свойство товара, которое означает его востребованность на рынке, способность приносить прибыль производителям и торговым представителям М.Г. Миронов
12 Способность применять совокупный конкурентный потенциал для борьбы с соперниками и достижения конкурентных преимуществ Ю. Б. Рубин
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в литературе не существует систематизированного подхода к понятию «конкурентоспособность продукции», в зависимости от научных взглядов, динамично изменяющейся экономики многие авторы разнообразно трактуют данное понятие. Так, например, С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» в основе конкурентоспособности продукции рассматривает способность противостоять конкурентам. Данное определение дает поверхностную характеристику конкурентоспособности, не раскрывая сущности явления, и не может быть применимо для оценки конкретного товара либо услуги.
Т.Г. Философова, В.А. Быков отмечают, что конкурентоспособность продукции напрямую зависит от ее потребительских свойств, благодаря которым выпускаемые на конкретном рынке товары и услуги способны выдерживать конкуренцию с аналогами [2, с. 85].
И.М. Лифиц считает, что конкурентоспособность продукта связана с его ценностью, а не с превосходными характеристиками как таковыми (т.е. соотношение цена–качество) [3, с. 56].
А. А. Чурсин утверждает, что продукция является конкурентоспособной только тогда, когда соответствует требованиям определенного рынка в рассматриваемый период.
Несмотря на то, что конкурентоспособность устанавливается в текущий момент времени, при ее определении рассматриваются предпосылки для успешного функционирования и в будущем, то есть в среднесрочной и долгосрочной перспективе, о чем упоминает М.Г. Миронов [4, с. 67].
По мнению Ф. Котлера [5, с. 67], конкурентоспособность продукции заключается в первую очередь в способности товаров конкурировать между собой на определенном сегменте рынка. Данное определение дополняют Т. Г. Философова и В. А. Быков, выделяя помимо товара услуги.
Н.В. Еремеева, С.Л. Калачев определяют конкурентоспособность продукции через финансовые параметры [6, с. 89]. Согласно данному подходу продукция является конкурентоспособной, если ее эффективность просматривается в краткосрочном периоде. Необходимо учитывать, что финансовая сбалансированность текущей продукции не сможет обеспечить выживание и развитие предприятия с учетом рыночных изменений в долгосрочной перспективе. Только комплексная система стратегического управления, ориентированная на динамику изменений окружающей среды, позволит продукции предприятия занять твердые конкурентные позиции в будущем, что в частности подчеркивает Г. Степаненко [7, с. 74].
Еще одна позиция в отношении определения конкурентоспособности заключается в эффективности и результативности деятельности самого предприятия. Сторонником данной позиции является М. Портер, который считает, что чем эффективней предприятие использует имеющиеся ресурсы, тем выше его конкурентоспособность [8, с .54].
Положение о степени увеличения занимаемой доли рынка путем востребованности продуктов является ключевым в основе определения конкурентоспособности, которое предложил М. Г. Миронов. Чем востребованнее продукт, тем больше доля рынка, занимаемая предприятием, тем оно конкурентоспособнее. В данном случае следует отметить, что «доля рынка является одним из показателей конкурентоспособности»[4, с. 90].
Многие исследователи при определении понятия конкурентоспособности продукции берут за основу его конкурентные преимущества и конкурентный потенциал. Конкурентным преимуществом является «какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает продукция и которая дает ей превосходство над конкурентами» [2, с. 89]. Большая часть основных конкурентных преимуществ продукции является его характеристиками, с помощью которых оно утверждается в потребительской среде и которые формируют как уникальность продукции. К конкурентным преимуществам также относятся сильные стороны продукции, позиционирующие ее на рынке. Под конкурентным потенциалом понимаются «внутренние и внешние возможности продукции, которые позволяют вести эффективную борьбу на рынке за счет формирования конкурентных преимуществ на основе использования материальных и нематериальных ресурсов» [9, с. 67].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ансофф, И. Анализ конкурентоспособности/Книга конкурента. – М.: ИНФРА-М, 2014.- 425 с.
2. Философа, Т.Г. Быков, В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. – М.: РИД ГРУПП, 2015.- 243 с.
3. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. – М.: Литера, 2016. – 315 с.
4. Миронов, М.Г. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2015.-288 с.
5. Котлер, Ф, Боуэн, Д. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2010.- 787 с.
6. Еремеева, Н.В. Конкурентоспособность товаров и услуг. – М.: КНОРУС, 2016. – 284 с.
7. Степаненко, Г. Рыночное свойство товара–М.: ЭКСМО, 2015. –207 с.
8. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов – М.: ИНФРА-М, 2015.- 454 с.
9. Карпов, А.Л Конкурентоспособность продукции: тактика и стратегия. - М.: РИД ГРУПП, 2014.- 543 с.
10. Рубин, Ю.В. Конкуренция. Упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. –М.: ФЕНИКС, 2014.- 464 с.
11. Царев, В.В. Оценка конкурентоспособности продукции. Теория и методология –М.: ИНФРА-М, 2015.- 532 с.
12. Соловьев, Б.А. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2014.- 439 с.
13. Левшина, О.Н. Современные методы обеспечения конкурентоспособности в предпринимательстве. – М.: ЭСКМО, 2015.- 312 с.
14. Чурсин, А.А Теоретические основы управления конкурентоспособностью – М.: ЭСКМО, 2014.- 524 с.