Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Бесконечные выбросы в атмосферу промышленных предприятий представляют огромную опасность и не могут больше оставлять равнодушными общество. Одной из ведущих и остро стоящих проблем нашего государства считаетсясоздание и формирование прогнозирования и обеспечения гарантий безопасностижизнедеятельности населения на всей его территории, как в мирное, так и в военное время.
Отмечающиеся в минувшие десятилетия перемены вприродоохранной областинакопления и концентрации потенциально опасных выбросов производств в атмосферу, прирост городов и в целом плотности населения серьёзно обострили проблемы охраны здоровьянаселения, объектовэкономики и окружающей среды от нарастающей природной и техногенной опасности, происходящей в современном мире.
Современный уровень вооружений ведущих стран таков, что в случае начала боевых действий способен нанести огромный, по своему существу, непоправимый вред. Всё это грозит сплошным разрушениям всей инфраструктуры городов, массовым пожарам и огненным смерчам, радиоактивному и химическому заражению (загрязнению) всей или почти всей территории планеты. Вследствие данных фактов, на государственном уровне решаются задачи по обеспечению и сохранению нормальной жизнедеятельности нашего населения и недопущению природных аномалий. Специалистами в этой сфере разрабатываются и внедряются вопросы с целью предупреждения и прогнозирования событий, влекущих за собой невероятные и непоправимые последствия.
Бесспорно и общеизвестно, что проблемы ГО и вопросы защиты в ЧС остаются актуальными и ослабление пристального внимания к ним пагубно для общества. Объём и содержание планируемых мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и прогнозированию катастроф, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся ресурсов и средств.
Одной из необходимых задач, вследствие этого,являетсяформирование необходимогопакета документов и действующих мер по ведению ГО и защиты в ЧС.Эффективностьиспользования всего комплекса мер по защите населения является фундаментальной задачей нашей страны.
Существующие системы нормативно-правовых актов на объектах и предприятияхнеобходимо постоянно обновлять и совершенствовать, учитывая все предшествующие недочёты. Внедрение новых продуктивных технологий способны справится в сложившейся ситуации 21 века.
Гражданская оборона признана важным элементом обеспечения национальной безопасности, составной частью оборонной функции государства. Данные положения зафиксированы в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, в Федеральных законах «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ, «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ.
Для реализации защитных мероприятий на случай чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) военного характера создана в стране и функционирует система ГО, а природного и техногенного характера – Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Статистические данные свидетельствуют, что в Российской Федерации ежегодно растет количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с гибелью людей и значительным ущербом экономике. За последние годы в средних и малых войнах в общей сложности погибло 50 млн. человек, 30 млн. стали беженцами.
На территории Российской Федерации наблюдается рост количества и масштабов последствий техногенных чрезвычайных ситуаций. Основную их часть составляют аварии на опасных производственных объектах (ОПО). Все это свидетельствует о том, что проблема защиты населения является приоритетом в сфере национальной безопасности России, гарантирующей защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Для уменьшения последствий, прежде всего, необходимо осуществить комплекс мероприятий по профилактике ЧС, в том числе подготовиться к экстренному и адекватному реагированию на различные виды ЧС.
Объект исследования: население, территория, инфраструктуры объектов экономики.
Предмет исследования: совокупность мер при принятии проектных решений, направленных на обеспечение защиты населения и территорий и снижения материального ущерба от ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих воздействий.
Цель работы: разработка актуальных мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС для объекта экономики и защите персонала объекта экономики, а так же анализ методов планирования мероприятий по защите объекта экономики.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
- разработка мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- анализ мероприятий гражданской обороны;
- разработка предложений по повышению устойчивости и защите населения на объекте экономики.
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ
1.1. Задачи гражданской обороны и защиты населения
В настоящее время изменились подходы к ведению войн и вооруженных конфликтов, изменились способы достижения целей войны. Объектами воздействия перспективных видов оружия, в том числе основанных на новых физических принципах, могут быть как пункты управления, информационные центры, личный состав войсковых соединений, вооружение и военная техника, критически важные объекты и объекты жизнеобеспечения городов, так и обычное население и леса и поля. При этом наиболее опасными для населения станут вторичные поражающие факторы, возникающие вследствие разрушений потенциально опасных объектов. Это химическое заражение, радиоактивное загрязнение, катастрофическое затопление, лесные пожары и др.
Изменились политические устройства многих государств, социально-экономические условия, технологии производств и системы оружия, изменились военные доктрины. Соответственно появились Концепция национальной безопасности России, законы "Об обороне", "О гражданской обороне", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В сентябре 2011 года утверждены Президентом России «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 г.», определившие основные направления развития и совершенствования гражданской обороны.
Все эти нормативные акты за последнее десятилетие не раз претерпели изменения и новые редакции.
Изменились и подходы к организации Гражданской обороны. В соответствии с требованиями статьи 1 Федерального закона № 28 от 12.02.1998 года по определению Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решение последней задачи наиболее востребовано именно в этом 2013 году.
Согласно приказу МЧС России от июля 2012 г. № 386 совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти была создана рабочая группа по выработке новых подходов к организации и ведению ГО с учетом современных военно-политических и социально-экономических условий. В рамках ее работы подготовлены предложения по изменению формулировки задач ГО, инженерно-технических мероприятий, а также по порядку и способам защиты населения и территорий от современных угроз.
В целом проведена значительная работа по совершенствованию гражданской обороны Российской Федерации, актуализации законодательных и нормативных правовых актов РФ в этой области, выработке новых подходов к защите населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.
Но проблем в области Гражданской обороны меньше не стало.
1. Проблемы:
а)-Невнятность Российского законодательства в области гражданской обороны порождает его необязательность:
• ФЗ-28 от 12.02.1998г. Статья 1. Основные понятия (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)
Полномочия органов власти, организаций в области гражданской обороны:
— ограниченное право использовать ресурсы органа управления или организации и направлять чьи-либо усилия на выполнение определенных задач. Полномочия – это не обязанность, поэтому на базе полномочий добиться системности в защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - не возможно или очень сложно.
Какова цель гражданской обороны?
Целью гражданской обороны должно быть какое-либо продуманное и взвешенное определение того результата, на достижение которого должны быть направлены мероприятия гражданской обороны.
Видимо, это определение того результата, на достижение которого направлены все мероприятия гражданской обороны (например, сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности, а также отдельных семей и личностей).
Хотелось бы в Федеральном Законе «О гражданской обороне» увидеть статью с названием: Цель настоящего Федерального закона, а в ней определена цель или ряд целей, например:
Целью гражданской обороны является
- сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности, а также отдельных семей и личностей и т.д.
Гражданская оборона должна быть организована так, чтобы имелась возможность сохранения 100% населения, материальных и культурных ценностей, однако даже при наличии укрытий и мест для эвакуации на 100% населения все сохранить не удастся.
Конечно, необходимо проводить модернизацию всех средств коллективной и индивидуальной защиты и других объектов гражданской обороны, что собственно и проводиться сейчас в недрах МЧС России, однако нужно иметь в понятийном порядке и определение принципов ведения гражданской обороны. Применение последних должно обеспечить максимальную сохранность населения, материальных и культурных ценностей при любом развитии ситуации.
Хотелось бы в Федеральном Законе «О гражданской обороне» увидеть статью с названием: Принципы ведения гражданской обороны, а в ней отражено, какими именно принципами ведения гражданской обороны должны руководствоваться должностные лица при управлении мероприятиями гражданской обороны, например:
Принципы гражданской обороны — это основные руководящие положения, важнейшие рекомендации по организации и ведению гражданской обороны, которые должны применяться вне зависимости от принимаемых решений для обеспечения максимальной сохранности населения, материальных и культурных ценностей.
Основными принципами ведения гражданской обороны являются:
- постоянная высокая готовность всех групп населения (условно – работающее и неработающее население) и группировки гражданской обороны (территориальной, местной или локальной) к действиям в любых условиях внезапного боевого воздействия противника;
- решительное сосредоточение основных усилий (приоритетность действий группировки ГО при боевом воздействии противника на укрываемое население) на проведение АСДНР на категорированных объектах или в местах массового скопления населения;
- высокая активность, решительность и непрерывность проведения мероприятий гражданской обороны;
- поддержание непрерывного взаимодействия при осуществлении мероприятий гражданской обороны (особенно при эвакуации и рассредоточении, а также в ходе боевого воздействия противника на укрываемое население);
- маневр силами и средствами группировки ГО;
- учет и использование морально-политического и психологического факторов во время боевого воздействия в условиях целенаправленного информационного воздействия противника на население;
- всестороннее обеспечение мероприятий гражданской обороны, поддержание и своевременное восстановление боеспособности аварийно-спасательных формирований ГО;
- твердое и непрерывное управление мероприятиями гражданской обороны, непреклонность в достижении намеченных целей, выполнение принятых решений и поставленных задач.
б) - Отсутствие в условиях рыночной экономики четкого механизма финансирования мероприятий ГО на территориальном, муниципальном и объектовом уровнях не позволяет заблаговременно и надежно осуществить подготовку защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) - Опережающее развитие средств поражения против вялотекущего развития адекватных средств защиты не позволяет эффективно осуществить защиту населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
г) – Информационная и материальная необеспеченность способов защиты населения от военных действий. Способами защиты населения от военных действий теоретически являются (1) применение коллективных и индивидуальных средств защиты, а также (2) эвакуация и рассредоточение населения категорированных городов в загородную зону, но воспользоваться этими благами смогут далеко не все..
Причины этому:
- Отсутствие современных технологий проведения массовых эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения войны с применением оружия массового поражения и обустройства безопасных районов;
- Низкие темпы накопления в целях ГО запасов имущества и защитных сооружений ГО;
д) - Низкая готовность (или полная неготовность) к проведению мероприятий ГО в условиях информационной войны и действий диверсионных групп противника по дезинформации населения, например, осуществляющего массовую эвакуацию в Загородную зону или в места укрытия, и других мероприятий ГО (в условиях целенаправленного информационного воздействия противника на население);
ж) - проблемы начального периода войны:
-Защита населения и территорий с момента объявления войны до периода боевого воздействия (в первые дни, когда осуществляется отмобилизование в интересах Вооруженных сил, вся техника используется военкоматами, а для целей эвакуации и рассредоточения техники нет; вопросы укрытия населения кроме, продолжающих работу в военное время, остаются не решенными);
-Защита населения с момента объявления войны и одновременным боевым воздействием (вопросы укрытия населения остаются не решенными, даже для организаций, продолжающих работу в военное время, достаточно проблематичны – отсутствуют практические тренировки, так как снижают рентабельность).
- И первое и второе последствие политической и гражданской близорукости как руководства всех уровней власти и руководителей организаций, так и отдельных граждан (патриотическая пропагандистская работа повсеместно не проводится, у должностных лиц приоритетностью не является, граждане не имеют какой-либо мотивации на участие в проведении каких-либо мероприятий по гражданской обороне.)
2. Пути решения:
- на фоне повышенной политической активности России при решении проблем Сирийского конфликта, возрождения Вооруженных сил России и военной промышленности, усиления авторитета МЧС в народе при действиях по ликвидации большой череды стихийных бедствий необходимо найти возможность принудить руководителей всех уровней власти и организаций развернуть патриотическую пропагандистскую работу с населением, найти мотивацию для населения по участию в проведении каких-либо мероприятий по гражданской обороне, в личной подготовке к защите собственной семьи и себя лично от военных действий и последствий военных действий, а также от последствий стихийных бедствий – это на сегодня самая главная задача;
- изучение характера войн XXI века, предвидение воздействия средств поражения возможного противника на человека, здания и сооружения, предприятия в целом, а также способов повышения устойчивости функционирования предприятий и выживания человека в этих войнах;
- уточнение и разработка местных и территориальных нормативных актов с учетом особенностей региональных условий размещения трудовых ресурсов и проживания местного населения, как в категорированных городах, так и в населенных пунктах загородной зоны;
- выход с законодательной инициативой об уточнении и изменении нормативной базы в области гражданской обороны, это и Федеральный закон № 28 «О ГО», и СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» и другие правоприменительные СП и инструкции;
- развитие системы управления гражданской обороны в рамках единой системы государственного и военного управления Российской Федерации, создание необходимых условий для организации эффективного менеджмента в области ГО и защиты населения – поднять статус органов, уполномоченных на решение вопросов гражданской обороны в организациях, дать право от имени руководителя организации, директора отдавать приказы по вопросам ГО, вернуть им их краткое, но емкое, всем понятное и, вопреки всему, до сих употребляемое название (штаб ГО и начальник штаба ГО);
-дальнейшее развитие системы управления в кризисных ситуациях, совершенствование технических систем управления и оповещения населения, модернизация средств связи, использование оптико-волоконной техники и спутниковых систем связи нового поколения;
-совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий: учеб. пособие: В 3 кн. / под. ред. С.К.Шойгу. - М.: Изд-во «АСВ», 1996.
2. Атаманюк В.Г. и др. Гражданская оборона. - М.: Высш. шк., 2013. - 208 с.
3. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Учеб. пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин и др. - 2-изд. - М.: Высш. шк., 2013. - 319 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: В 3 ч. Ч.З. Защита населения и территорий в ЧС: Метод. разработки для выполнения практических работ для студентов всех специальностей дневной формы обучения / НГТ У; Сост.: В.А.Горишний, В.Б.Чернецов. - Н.Новгород; 2012 - 164 с.
5. ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» (с Изменением №1, введённым в действие 01.01.2001 г. Постановлением Госстандарта России от 31.05.2000 г., № 148-ст.) [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
6. Гражданская оборона / под. ред. Е.П.Шубина.- М.: Просвещение, 1991. 223 с.
7. Гуменюк В.И., Основы организации и ведения ГО в современных условиях – М.: Изд. ООО «ИПП «КУНА» 2012.
8. Гуменюк В.И., Тактика сил РСЧС и ГО: Учебное пособие – СПб. СПбГПУ, 2013. – 136 с.
9. Действия командира сводной команды противорадиационной и противохимической защиты (СвК Пр и ПХЗ) по организации и проведению АС и ДНР при ликвидации последствий аварии на объектах химической промышленности: Метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения / НГТУ; Сост.: Н.М.Терехин. - Н.Новгород, 2008.
10. Демиденко Г.П. и др. Защита объекта народного хозяйства от оружия массового поражения. - Киев: Высш. шк., 2012. - 287 с.
11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ. - 1993. - № 4. - ст. 445.
12. О гражданской обороне Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
13. О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера Федеральный закон от 11.11.94 г. [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
14. О пожарной безопасности Федеральный закон от 21.12.1994№ 69-ФЗ (ред. от 23.07.2010), принят ГД ФС РФ 18.11.1994. [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
15. О промышленной безопасности опасных производственных объектов Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 27.12.2009) (принят ГД ФС РФ 20.06.1997) [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
16. Об утверждении положения о Гражданской Обороне в Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
17. Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. № 999 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
18. Определение масштабов заражения аварийно химически опасными веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах: Метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения / НГТУ; Сост.: В.А.Горишний, В.Б.Чернецов, В.В.Волков. - Н.Новгород, 2013. - 36 с.
19. Основы защиты населения и территорий в ЧС / под. ред. В.В. Тарасова - М.: МГУ, 2014. – 98 с.
20. Оценка инженерной обстановки при гидродинамических авариях, наводнениях, землетрясениях и взрывах: Метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения / НГТУ; Сост.: В.В.Волков, В.А.Горишний, В.Б.Чернецов. - Н.Новгород, 2013.
21. Оценка устойчивости работы объектов экономики при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: Метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения / НГТУ; Сост.: В.А.Горишний, В.Б.Чернецов, В.В.Волков. - Н.Новгород, 2011. - 37 с.
22. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
23. Приказ МЧС России от 16 февраля 2012 г. № 70-ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).
24. Прогнозирование и оценка радиационной обстановки при авариях, катастрофах на радиационноопасных объектах и при ядерном взрыве: Метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения / НГТУ; Сост.: В.А.Горишний, В.Б.Чернецов, В.В.Волков. - Н.Новгород, 2013. -34 с.
25. Промышленные взрывы. Оценка и предупреждение / М.В.Беспалов - М.: Химия, 2012. - 432 с.
26. СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ99/2009)» [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
27. СНиП 2.01.09-91 «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах» [Электронный ресурс] – Справочноправовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
28. СНиП 2.01.15-90 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования» [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
29. СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
30. СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства» [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
31. СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий» [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
32. СНиП II-7-81 «Строительство в сейсмических районах». [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
33. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности Федеральный закон (№123-ФЗ от 22.07.08 (ред. от 02.07.2013) [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система. - Код доступа: http://www.consultant.ru/
34. Титаренко Г.П., Рябиков А.А., Чебыкин А.Д. Гражданская защита: учеб. пособие - М.: МГТУ, 2010.
35. Указ Президента РФ № 1265 от 30.09.2011 г. «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
36. Храмов Г.Н. Опасные природные процессы. Учебное пособие - СПб.: СПбГПУ, 2014. – 210с.
37. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Характеристика зон ЧС: Метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения / НГТУ; Сост.: В.А.Горишний, В.Б.Чернецов, В.В.Волков. - Н.Новгород, 2010. - 34 с.