Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных задач социального государства является охрана прав и свобод граждан. Правовая система Российской Федерации основывается на международном праве, а в ст. 2 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) установлено, что «…человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность страны». Охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями представляет собой одну из основных задач социально ориентированного государства. Следует отметить, что специфика регламентации труда женщин в связи с их беременностью и материнством, преимущественно касается таких институтов трудового права как трудовой договор, рабочее время, время отдыха и охрана труда.
Трудовые права беременных женщин и женщин с детьми закреплены в главе 41 Трудового кодекса Российской Федерации, которая обеспечивает гарантии соблюдения конституционных прав на труд данной категории граждан.
В рамках института трудового договора, законодатель установил запрет на отказ женщине в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ст. 64 ТК РФ). Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы отмечает дискриминационные проявления со стороны работодателей в отношении женщин, имеющих малолетних детей, многодетных матерей при приеме на работу. Законодатель также закрепил правило, согласно которому беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, испытательный срок не устанавливается (ст. 70 ТК РФ). Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что данное правило распространяется и на других лиц, воспитывающих детей в возрасте до полутора лет без матери (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1). Для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, предусмотрена возможность осуществления трудовой деятельности на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. Данная возможность может быть реализована по заявлению данной категории женщин (ст. 256 ТК РФ). Законодателем в ст. 254 ТК РФ для рассматриваемой категории женщин предусмотрена возможность снижения норм выработки, норм обслуживания, перевода женщины на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению.
Гарантии, предоставляемые женщинам, а также лицам с семейными обязанностями по уходу за детьми можно разделить в зависимости от факта рождения ребенка, окончания беременности на две группы:
1. Гарантии, предоставляемые женщине до рождения ребенка, то есть гарантии, предоставляемые беременной женщине.
2. Гарантии, предоставляемые женщине после рождения ребенка, в связи с материнством, а также гарантии, предоставляемые иным лицам, имеющим семейные обязанности по уходу за детьми.
Гарантии по беременности и родам, по уходу за ребенком напрямую связаны с физиологическими особенностями женского организма, его детородной функцией, непосредственно предоставляются матери. Иные гарантии, установленные законодательством после рождения ребенка, в полной мере должны предоставляться не только матери, но и отцу, тем самым будет соблюден принцип равенства прав мужчин и женщин по реализации прав и исполнению обязанностей по уходу за детьми. Международные нормы не указывают на родство или свойство лиц с семейными обязанностями. Формулировка «трудящиеся мужчины и женщины, имеющие семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей» может трактоваться широко.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями остается несовершенным, требующим внесения дополнений. Также актуальность обусловлена тем, что в юридической науке недостаточно внимания уделено сравнительно-правовым аспектам по рассматриваемой проблеме.
Существует ряд проблем, поэтому необходима разработка законодателем и принятие им дополнительных мер правового характера, связанных с социальной защитой женщин и лиц с семейными обязанностями, с учетом соблюдения общепризнанных принципов международного трудового права, национальных традиций.
Цель исследования – изучить и проанализировать правовое регулирование охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
Задачи исследования:
1) изучить особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями;
2) проанализировать проблемы реализации правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями;
3) предложить рекомендуемые меры, направленные на улучшение реализации правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
Объект исследования – охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
Предмет исследования - правовое регулирование.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
1.1 Понятие лиц с семейными обязанностями
В соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из направлений политики Российской Федерации как правового и социального государства является обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Магистральным целевым направлением государственной политики в области семейных правоотношений выступает разработка, и реализация комплекса мер, направленных на сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактика и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей. В этой связи обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства, выступает одной из основных задач, решение которой обеспечивает достижение обозначенных целей1.
Принятие Конвенций Международной организации труда, Европейской социальной хартии, Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств – участников СНГ, Концепции модельного Трудового кодекса и других международных актов предопределило развитие международного трудового права, трудового законодательства стран СНГ по пути дальнейшего совершенствования норм национального трудового права. В концепции модельного трудового кодекса стран СНГ отмечено, что «именно трудовое законодательство направлено на достижение социальной справедливости в социальнотрудовых отношениях, в обществе в целом». Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства в настоящее время является приоритетной задачей любого демократического государства, она имеет особую социальную значимость и, следовательно, предполагает наличие и создание правовых механизмов, которые обеспечивали бы эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики общества. Этому в немалой степени способствует единство и дифференциация норм правового регулирования труда2.
Россия как социальное государство (ст. 7 Конституции РФ) принимает меры к реализации своей социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Реализация этой политики осуществляется системно. Регулирование правом отношений по реализации мер, предпринятых государством для социальной защиты своих граждан, осуществляется комплексно. Это находит отражение в отраслевых законодательствах. Конкретизируются социальные права граждан, гарантированные Конституцией РФ и закрепляются в нормах права различной отраслевой принадлежности, например, в праве социального обеспечения, жилищном, трудовом, семейном и др. отраслях права.
Так, в рамках этого исследования упор сделаем на семейное и трудовое право. Развивая и наполняя содержанием конституционные положения о России как социальном государстве, в котором государством оказывается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, 38 Конституции), российский законодатель в Трудовом кодексе РФ (далее – ТК) выделил в отдельную главу правовую регламентацию трудовых отношений лиц с семейными обязанностями.
При этом глава 41 озаглавлена им «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями». Выделяя женщин и лиц с семейными обязанностями в отдельную категорию работников, законодатель учитывает психофизиологические особенности женского организма, природой предназначенного выполнить главное предназначение женщины – рождение ребенка, а также наличие семейных обязанностей, которые выполняет не только она, став матерью, но и члены ее семьи, либо семьи рожденного ею ребенка3. С точки зрения систематизации норм права, место данной главы закономерно определяется в разделе XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников». Нормы, содержащиеся в главе 41, относятся к особенной части, тем самым определяется их применение не ко всем видам трудовых отношений, а лишь к отдельному их виду и специфическим субъектам – работникам, имеющим кроме трудовых и семейные обязанности в семейно-правовой сфере.
Законодатель не дает определения понятия «лица с семейными обязанностями», что вызывает затруднения в правоприменительной практике, неоднозначные подходы к его формированию, а также противоречивую судебную практику. Так, в правовой науке сторонники более широкого понимания понятия «семья» дают расширенное толкование понятию лиц с семейными обязанностями, а сторонники более узкого понимания, наоборот, суживают его пределы. Представляется, что и то, и другое не совсем правильно, и, следуя великой мудрости «истина лежит где-то посередине», мы все же не можем гарантировать правильное решение проблемы, поскольку невозможно при таком подходе избежать субъективизма и судейского усмотрения, попадающего подчас под обоснованную критику. Поэтому для правовой науки этот вопрос представляет не просто исследовательский интерес. Можно выделить основные аспекты данного понятия.
Рекомендация МОТ № 197 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 г.) закрепляет, что государства должны принимать меры в целях обеспечения безопасности и охраны здоровья работников, как мужчин, так и женщин, включая меры защиты репродуктивного здоровья работников.
В настоящее время на многие рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда женщины допускаются, но при соблюдении определенных условий и требований, т.е. применение их труда ограничивается. Отказ российского законодателя от запрещения применения труда женщин на работах с вредными и опасными условиями труда противоречит международным принципам и нормам.
К лицам с семейными обязанностями относятся:
1. Работник, имеющий обязанности по воспитанию и развитию ребенка в соответствии с семейным и иным законодательством (родитель, усыновитель, лицо, наделенное правами и обязанностями опекуна или попечителя);
2. Другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случаях, прямо предусмотренных законом: В соответствии с частью второй статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации таким родственником может быть отец ребенка, бабушка, дед, другой родственник или опекун, фактически осуществляющим уход за ребенком.
3. Работник, имеющий обязанности в отношении других членов своей семьи, нуждающихся в установленных случаях в уходе или помощи.
Особенности их правового положения определены в главе 41 Трудового кодекса РФ.
Нормативные правовые акты, регулирующие права лиц с семейными обязанностями:
1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) (регулирование вопросов касающихся опекунов и попечителей)
3. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
Семья является предметом исследования не только правовой науки, но и социологии, педагогики, психологии и др. Семья не изолирована от социума, она сама есть малый социум, она, образно говоря, выражает собой квинтэссенцию общества. Семейная общность многочисленными нитями переплетается с юридическими и физическими лицами, взаимодействует ними, с обществом в широком смысле, с государством4.
Поэтому государственная политика социального государства всегда выделяет семью как объект охраны и защиты. Не случайно мы имеем и применяем слоган «Крепка семья – крепка держава», отражающий стремление государства через укрепление семьи, упрочивать положение государства. В зависимости от целей исследования различные специалисты выделяют в семье свои специфические черты. Многообразные признаки семьи характеризуют семью как специфическую общность. Это порождает наличие разных понятий семьи. Юристов интересует семья как круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, предусмотренными нормами права, в которых отражается государственный интерес. В праве нет единого понятия семьи. Оно применительно к отдельной отрасли права (конституционному, гражданскому, семейному, трудовому, жилищному, уголовному и пр.) имеет свои особенности, определяемые спецификой предмета правового регулирования отрасли права и целями ее правового регулирования. Поэтому можно сделать вывод, что определение понятия семьи носит отраслевой характер, что объективно закономерно и неизбежно. Далее следует выяснить, кто же является членами семьи как общности, связан ной самыми разнообразными узами.
В семейном праве законодатель в ст. 2 СК РФ называет членами семьи супругов, родителей и детей, усыновителей и усыновленных, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, – других родственников и иных лиц. В жилищном праве осуществляется правовое регулирование прав и обязанностей членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения5. В трудовом праве законодатель использует другую терминологию, а именно «лица с семейными обязанностями».
1.2 Прием на работу. Рабочее время и время отдыха. Перерывы
Право на труд порождает для работающего человека определенные трудовые обязанности. При этом часть работающего населения, в силу семейных обстоятельств, возраста и прочих причин должна трудиться на особых условиях. К такой категории граждан относятся женщины и лица с семейными обязанностями.
Особенности регулирования труда – это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.
Женщины с малолетними детьми и беременные женщины относятся действующим законодательством к социально незащищенной категории населения.
В связи с этим государство предоставляет им льготы и гарантии, распространяющиеся и на трудовые отношения.
Охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями является одной из главных задач государства. Регулирование этой области рассматривается на государственном и международном уровнях6.
Трудовые права беременных женщин и матерей с детьми в России закреплены в Трудовом кодексе РФ, который обеспечивает гарантии соблюдения конституционных прав на труд данной категории граждан.
Специальные гарантии и компенсации связаны, как уже было сказано, с защитой материнства, детства и семьи. Так как семейные хлопоты в большинстве случаев осуществляют именно женщины – им предоставляется