Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время перед государством и обществом поставлена задача создания современной системы социальной защиты детей-сирот. Вопросы социальной защиты детей-сирот являются очень актуальными в настоящее время, поскольку они достаточно сложные, как в теоретических, так и в практических аспектах. Данные вопросы носят межотраслевой характер и входят, как и юриспруденцию, так и в социологию и другие науки.
В любом государстве всегда есть такая категория граждан, как дети-сироты, которые по различным причинам остались без попечения родителей. Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей сирот, число таких детей постоянно растет. К категории детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким–то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нём. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.
Главной целью в области правой защиты детства является закрепление прав детей во всех сферах нашей жизни в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации.
Основными государственными мерами в поддержке детей-сирот признается содействие в воспитание, образовании, социальном обеспечение, медицинском обслуживании. Наиболее важным из правовых актов, которые предусматривают социальную защиту и поддержку детей-сирот является Федеральный закон от 21.12.1996 №159–ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный закон предусматривает ряд дополнительных гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это: дополнительные гарантии права на образование (ст. 6); дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7); дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8); дополнительные гарантии права на труд (ст. 9).
К сожалению, на практике уровень заботы, который предоставляется детям-сиротам, невысок и причины этого достаточно разные. К ним можно отнести: низкий уровень финансирования на данную категорию граждан; недостаточный контроль за учреждениями, в которых содержатся дети-сироты; коллизии в законодательстве. Для решения данных проблем необходимо увеличение средств, выделяемых государством; коррекция законодательства и принятие новых, улучшающих положение детей-сирот нормативных правовых актов; стимулирование полноценной работы учреждений, где содержатся дети-сироты. Государство может достичь этого путем целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов.
Данная работа направлена на изучение и выявление проблем, связанных с осуществлением социальной защиты в отношении детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере гарантий на социальную защиту детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Предметом исследования являются направления социальной поддержки детей-сирот.
Цель данной работы заключаются в том, чтобы рассмотреть систему социального обслуживания детей-сирот в России, и в частности в Санкт-Петербурге.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить понятие сиротства и законодательных основ опеки и попечительства в Российской Федерации;
Проанализировать технологии и методы социальной работы с детьми-сиротами;
Провести исследование методов и форм социальной защиты детей-сирот применяемых в Санкт-Петербурге;
Выявить проблемы в системе поддержки детей-сирот в Санкт-Петербурге;
Предложить направления совершенствования социальной защиты детей-сирот в Санкт-Петербурге.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной политики в сфере поддержки детей-сирот
1.1 Понятие сиротства и законодательные основы опеки и попечительства в Российской Федерации
Такое явление как сиротство существовало на протяжении всей истории человечества. Возникновению сиротства, его динамике (увеличению или снижению количества детей-сирот) способствовали особенности того или иного времени, уровень развития общества как в глобальном, так и в локальном смыслах. В современных условиях немалое значение имеет концепция государственной социальной политики, благодаря которой любая социальная проблема, в частности сиротство, может быть преподнесена как значимая, а к ее решению привлечены широкие слои населения и большое количество ресурсов и средств.
В настоящее время различают понятия биологического и социального сиротства, последнее из которых наиболее характерно для нынешней ситуации, связанной с сиротством в стране. Под биологическим сиротством подразумевают категорию детей, потерявших родителей вследствие их смерти, а под социальным – детей, имеющих кровных родителей, но в силу тех или иных причин, оказавшихся им ненужными.
Кроме того, социальных сирот разделяют на: «скрытых» социальных сирот (дети, живущие в кровной семье, но фактически лишенные внимания и заботы со стороны родителей), которых сложно распознать в обществе – отсюда и название «скрытые»; и детей, чей статус определен, и в соответствии с этим они находятся в интернатных учреждениях, либо под опекой в замещающей семье [27,с.26].
Существует также еще одно условное деление социальных сирот в обществе на тех, кто оказался сиротой в результате лишения их кровных родителей родительских прав («лишенцы»); тех, чьи кровные родители сами добровольно отказались от этих прав, как правило, сразу же после рождения ребенка («отказники»).
Проблема социального сиротства стала наиболее актуальна в нашей стране в период перестройки (90-е гг. XX в.) и начала 2000-х XXI в. В прошлом веке огромный рост числа детей-сирот, в большинстве своем именно «социальных» сирот, был обусловлен кризисным состоянием всех сфер общественной жизни (политическая, экономическая, социальная сферы), разрушением моральных устоев, подрывом ценностей, высоким уровнем безработицы, бедности и преступности.
В настоящее время перед государством и обществом поставлена задача создания современной системы социальной защиты детей-сирот. Вопросы социальной защиты детей-сирот являются очень актуальными в настоящее время, поскольку они достаточно сложные, как в теоретических, так и в практических аспектах. Данные вопросы носят межотраслевой характер и входят как и юриспруденцию, так и в социологию и другие науки.
В качестве базовой ценности нашего общества признается семья, как основной институт общества. В любом государстве всегда есть такая категория граждан, как дети–сироты, которые по различным причинам остались без попечения родителей. Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей сирот, число таких детей постоянно растет. К категории детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким–то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нём. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.
Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 года, принятой генеральной Ассамблеей ООН, дети имеют право на особую заботу и помощь . Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства, статья 38 гласит, что материнство и детство, а также семья находятся под особой защитой государства .
Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей . Нормы Конвенции детализируются в нормах Семейного кодекса Российской Федерации, регулирующих правовое положение ребенка в семье (ст. 54-60) . Также Семейным кодексом Российской Федерации определен круг лиц, обязанных защищать права и интересы детей, основания и способы защиты. Данным нормативным правовым актом установлен приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов государством как принцип семейного права.
В научных исследованиях, официальных изданиях, средствах массовой информации сиротство и социальное сиротство признается одной из острейших социально-экономических и психолого-педагогических проблем и в России, и на всем постсоветском пространстве. Росту этого «заболевания» активно способствовали характерные для переходного периода утрата духовных ценностей, забвение традиций, снижение экономического благосостояния общества, асоциальное поведение родителей, конфликтная обстановка в семьях, жестокое обращение с детьми. Существовало мнение, что «сиротство» – явление временное, и оно само постепенно «изживет». Эта точка зрения, как показывает практика, оказалась ошибочной и привела к свертыванию исследований по данной проблематике, ослаблению внимания к этому проблемному вопросу со стороны государства. В результате, столкнувшись с новой волной «сиротства» в новых социокультурных, социально-экономических и политических условиях, представители науки и практики оказались к ней не готовы.
Сиротство характерно любой исторической эпохе, классу, социальному строю. Любое развитое государство знакомо с этим явлением. Значит, не одно общество даже самое «элитное» не застраховано от сиротства. Сегодня мир особо остро ощущает проблему сиротства.
По разным оценкам, в мире насчитывается от 143 до 165 миллионов детей-сирот . Это количество поражает. Но что скрывается за этими цифрами? Это число включает в себя как детей, имеющих одного родителя и зачастую живущих с родственниками или приемными родителями, так и детей, проживающих в детских домах или просто на улицах. Наряду с выявленными социальными сиротами, родители которых лишены родительских прав, за рамками статистики остаются т.н. «скрытые» социальные сироты, количество которых неуклонно увеличивается как в нашей стране, так и в мире в целом. Ребенок может находиться в семье, кажущейся абсолютно нормальной и даже респектабельной, однако внутри нее могут происходить процессы, характерные для социально неблагополучных семей: эмоциональная отчужденность, несформированность представлений о функциях семьи и ее членов, отсутствие или ослабление контроля, ведущие к педагогической запущенности и явному социальному сиротству. К сожалению, огромное количество семей, в которых формируется социальное сиротство, остается без внимания соответствующих органов до тех пор, пока уличный образ жизни ребенка не становится единственной возможной альтернативой его существования.
Известно, что реабилитационные мероприятия требуют больших расходов и времени. Вот почему именно в таком случае необходимо сконцентрировать внимание на родной семье ребенка, диагностировать причины, вызвавшие социальное сиротство, и наметить пути сближения детей и родителей.
Существует целый ряд определений понятия «социальное сиротство», но все они в конечном итоге сводятся к явлениям устранения или неучастия родителей в выполнении ими родительских обязанностей, к так называемому искажению родительского поведения. Социальные сироты – это особая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим и иным причинам, то есть сироты при живых родителях.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появлялось и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности последних исполнять родительские обязанности, в результате чего они отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Радикальные преобразования во всех сферах российского общества, начавшиеся в конце XX в., обусловили нарастание кризисных процессов в институте семьи, проявляющихся в ослаблении родительских функций, в уменьшении ответственности многих родителей за содержание и воспитание детей. Отчуждение части родителей от собственных детей, произошедшее в последние десятилетия по причине алкогольной и наркотической зависимости, привело к широкому распространению беспризорных и безнадзорных детей, которые в основном относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сиротство, как таковое, по сей день продолжает сохранять свою актуальность во всех странах современного мира, в частности, и для России.
Особую значимость в этой ипостаси приобретает социальное сиротство. Обостряет проблему то, что дети сиротеют при живых родителях, а их число продолжает неуклонно расти. Многие страны обеспокоены тем, что родильные дома, больницы и специальные учреждения неуклонно заполняются брошенными младенцами. Острейший социальный кризис в этой сфере по нарастающей охватывает в последние десятилетия Россию, который обусловлен тяжелым материальным благополучием населения и нравственным здоровьем семьи [10,с.3]. Семья, по определению, должна являться главной системой, обеспечивающей естественную социальную и биологическую защиту ребёнка. Однако в РФ она оказалась в непредсказуемо кризисной ситуации, что привело к появлению сентенции – «социальное сиротство».
Причина добровольных отказов родителей от детей складывается из того, что мать-отказчица зачастую пребывает за чертой бедности, может быть в наркотической или алкогольной зависимости, а также сама мать могла быть воспитанницей детского дома, в связи с чем у нее отсутствуют навыки и опыт самостоятельного планирования семейной жизни, а также то, что мать находится еще в весьма ювенильном возрасте. Не малое значение имеет и состояние здоровья родившегося ребенка [16,с.122].
По данным статистики в РФ на сегодняшний день около 110 тысяч детей-сирот, среди которых более 80% - дети, являющиеся социальными сиротами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что лишь у 10% из воспитанников детских учреждений складывается «успешная» жизнь. У остальных – вследствие низкого уровня социальной адаптации, наличия проблем с адекватной психикой и способности к обучению определенной степени происходит изоляция от социума [9,с.23]. Ежегодно выявляется порядка 120 тысяч сирот, а из них около 80% – социальные сироты, то есть дети, которые остались без семьи при наличии живых родителей. В то же время, часть родителей временно ограничена в родительских правах, как в силу состояния их здоровья, а также и отбыванием наказаний в местах лишения свободы. Порядка 80% детей в специальных учреждениях составляют те, от которых отказались родители сразу же после рождения, а по причинам наличия тяжелых заболеваний – около 60%, вследствие крайне тяжелых жизненных ситуаций (материального положения) – до 20%[36,с.305].
На сегодняшний день, по мнению авторов, таких как С.В. Довбня, Т.Ю. Морозова, С. Трушкина и Ю.А. Пучкина выделяют три основные причины социального сиротства:
1. Добровольный отказ родителей от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме.
2. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее.
3. Смерть родителей и отсутствие попечителей или кровных родственников. Государство берет на себя ответственность за воспитание ребенка. Вследствие чего, О.М. Горева, Л.Б. Осипова, Е.А. Сербина выделили ряд условий, провоцирующих появление и развитие такого феномена, как социальное сиротство:
1. Социально-экономические условия. В данную группу входят такие факторы, как безработица, низкая заработная плата, снижение общего уровня жизни, невозможность получить жилплощадь или ее отсутствие, а также недостаточная экономическая поддержка молодой семьи.
2. Кризис семьи: распад семьи, внебрачные дети, семейный алкоголизм, наркомания и токсикомания среди родителей, раннее материнство и т.д. [15,с.6].
3. Педагогическая несостоятельность семьи, а именно утрата традиций, отсутствие связи поколений, снижение ценности семьи в обществе, снижение ответственности за воспитание детей, нарушение прав детей и жестокое отношение к ребенку.
4. Нарастание психо-эмоциональных перегрузок у взрослого населения, связанных с различными экономическими и личными факторами, непосредственно отражающихся на детях
5. Развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей норм нравственности.
6. Влияние СМИ массовой культуры на молодое поколение.
Поэтому, происходящее в современном обществе изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация населения, снижение нравственных норм негативно сказываются на процессе развития и социализации детей и подростков. Решение данных проблем берет на себя государство, которое рассматривает стабилизацию социальных и экономических процессов в обществе, социальную поддержку семьи, материнства и детства, создает комфортные условия для жизни в обществе детям-сиротам [14,с.1].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Официальные источники:
1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года. М.: Проспект, 2014.
2.Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 года //СПС Гарант
3.Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года // СПС Консультант плюс.
4.Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон [принят Гос. Думой 29 декабря 2012 г.].
5.Семейный Кодекс Российской федерации от 29 декабря 1995 года. №223-ФЗ (ред. от 30.12. 2015г.) //СПС Гарант
6.Федеральный закон от 21.12.1996 №159–ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Научная литература:
7.Аксенов А.М., Шайденко Н.А., Кипурова С.Н. Опыт и тенденции государственной поддержки детей-сирот в России и за рубежом. - Тула, 2018.
8.Алферьева А.А. Меры государственной социальной поддержки детей-сирот // Вестник научных конференций. - 2017. - № 2-4 (18). - С. 16-18.
9.Антипова Е.И. Инновационные технологии профилактики социального сиротства // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №12, 2. С. 20 – 26
10.Балеева К.И. Отказы от новорожденных: динамика проблемы и актуальность ее в современной России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. №111. С. 1 – 4
11.Борисова Н.А., Шестерина В.В. Система социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации // Символ науки. - 2017. - Т. 3. - № 3. - С. 211-214.
12.Борода К.А., Кудлаева Ю.О. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Молодой ученый. - 2016. - № 10-3 (114). - С. 37-39.
13.Бородина К.Д. Нормативно-правовое регулирование вопроса социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы сборник статей по материалам XXXIII международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 109-113.
14.Горева, О.М. Проблемы социального сиротства в современной России / О.М. Горева, Л.Б. Осипова, Е.А. Сербина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.
15.Довбня, С.В. В поисках решения. Проблема отказов от новорожденных детей / С.В. Довбня, Т.Ю. Морозова. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского института раннего вмешательства, 2016
16.Дубинина О.И. Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения // Человек и образование. 2015. №2 (43). С. 122 – 124.
17.Ильясова Р.С. Основы организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Форум молодых ученых. - 2018. - № 4 (20). - С. 557-561.
18.Кажаева К.В. Обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Актуальные проблемы социально-экологической культуры Межвузовский сборник научных трудов. Ответственный редактор Б.Г. Акчурин. Уфа, - 2018. - С. 109-112.
19.Калинина Н.Н. Генезис развития отечественного законодательства о защите прав детей-сирот // В сборнике: Материалы конференций ГНИИ "НАЦРАЗВИТИЕ". Июнь 2017 Сборник избранных статей. Выпускающий редактор Ю.Ф. Эльзессер Ответственный за выпуск Л.А. Павлов. - 2017. - С. 50-54.
20.Лотарева Т.Ю. Социальная поддержка жизнеспособности профессионалов сферы защиты прав детей-сирот // В сборнике: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Результаты и перспективы развития. Отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. Москва, - 2017. - С. 2452-2459.
21. Любина Ю.К. История развития мер социальной поддержки детей-сирот // В сборнике: Актуальные проблемы экономики, управления и права сборник научных работ (статей) обучающихся. Хабаровский государственный университет экономики и права. Хабаровск, - 2017. - С. 219-223.
22.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М. : Издательство Юрайт, 2015.
23.Наберушкина Э.К., Бессчетнова О.В., Волкова О.А. В поисках ресурсов и новых парадигм: проблема социального сиротства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2017. - № 4 (48). - С. 73-80.
24.Овчаренко Е.В. Региональный аспект проблем социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Проблемы социальной сферы в работах молодых исследователей Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Под общей редакцией профессора Е.И. Зритневой. Ставрополь, - 2016. - С. 80-83.
25. Оглезнева Т.Н., Третьякова П.А. Социальная поддержка детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей // Аллея науки. - 2018. - Т. 6. - № 10 (26). - С. 730-734.
26.Онучина Н.Ю. Социальное сиротство – реалии современной жизни // Международный научно- исследовательский журнал. 2014. №4-4 (23). С. 19 – 21
27.Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних // Ориентиры партнерства. Информационно-методический бюллетень. Специальный выпуск. М., 2014. – С. 25-27
28. Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы. М.: Издательский центр «Академия», 2015
28.Пучкина, Ю.А. Профилактика ранних отказов от детей в контекстке проблем социального сиротства / Ю.А. Пучкина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2014. – № 1. – С. 43–49
29.Садовская, В.С. От педагогики – к эгагогике: фьючерная логика развития [Текст] / В.С. Садовская, В.А. Ремизов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2016. – № 3. – С. 238.
30.Синицына Н.В., Гаврилова И.М. Проблема сиротства в современной России и участники ее решения // В сборнике: Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации: региональный и местный уровни IV всероссийская научно-практическая конференция. ФГБОУ В «Московский государственный психолого-педагогический университет». - 2018. - С. 195-201.
31.Тарануха А.А., Писарева Т.В., Иванова С.В. Проблемы социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: прорывные научные исследования как двигатель науки сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 73-77.
32.Холостова, Е.И. Технология социальной работы: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, Л.И. Кононовой. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
33.Шабанова О.В., Шарапова Л.Н. Исторические особенности развития форм социальной поддержки детей-сирот // В сборнике: Социум. Туризм. Образование Сборник работ по результатам Всероссийской научно-практической конференции. Составители и ответственные редакторы: Шмелева Н.Б., Шабанова О.В. - 2018. - С. 98-102.
34.Шахбанова Ю.А. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Социум, общество и государство: история и современное развитие Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 218-227.
35.Шихамирова Б.Г.К.Ф.А. Социальная поддержка и интеграция детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Развитие правового сознания в образовательном пространстве материалы 3-ой международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Цахаева А.А.. - 2016. - С. 78-87.
36.Юдина А.И. Технологическая карта как интерактивный инструмент предупреждения социального сиротства // Мир науки, культуры, образования. 2015. №6 (43). С. 304 – 307
Интернет-источники:
37. Статистические данные. URL: http://www.usynovite.ru/
38.Child adoption: trends and policies (2009) [Электронный ресурс] // Department of economic and social affairs. United Nations, New York. – URL: http://www.crin.org/docs/child_adoption.pdf