Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Пенсионное обеспечение - базисная и одна из наиболее значимых общественных гарантий устойчивого формирования общества, потому, что, как правило, напрямую затрагивает круг интересов нетрудоспособного населения (больше 25-30% жителей) каждый государства, а косвенно фактически все трудоспособное население. Обеспечение прав отечественных граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответственного пенсионного возраста гарантируется Конституцией Российской Федерации. Наравне с низким уровнем изученности нашей организации пенсионного обеспеченья необходимо заметить низкую степень изученности финансовых основ пенсионного обязательного страхования в зарубежных государствах с разным общественно-финансовыми и демографическими отличительными чертами. Для регулярного изложения основных принципов реформирования пенсионной организации РФ первоначально были установлены предметы реформирования (главные определения, типы и фигуры пенсионного обеспеченья в нашей государстве, аргументированы базовые принципы правительственного пенсионного страхования, уподоблялись с ведущий иностранной практикой и т.п.), сформулированы важные проблемы, мешающие прочному формированию пенсионной организации. На современном этапе пенсионная концепция нашей государства показана работой внебюджетного правительственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими фирмами.
Таким образом, выбранная для исследования тема представляет несомненный интерес и подтверждает актуальность данного исследования.
Это во многом объясняет обращение ученых - правоведов, социологов, экономистов, политологов - к анализу вопросов связанных со стратегией развития пенсионной системы до 2030 года. Вопросы стратегии развития пенсионной системы до 2030 года в современной России как самостоятельного правового явления изучают совсем не много ученых, например: А.В. Малько, И.С. Морозова, Д.Н. Бахрах, М.Н. Марченко.
При работе над темой была использована как учебная литература, так и статьи из журналов. Нормативно-правовую базу составили нормы Конституции Российской Федерации, Трудовых нормативных актов, в которых регламентируются правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Объект исследований представляет собой реально существующие общественные отношения, возникающие в области правового регулирования пенсий по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации.
Предмет работы – это положения законодательных актов Российской Федерации, которые призваны регулировать особенности правового регулирования пенсий по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации.
Основная цель работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить и глубоко проанализировать правовое регулирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации.
Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть становление пенсионного обеспечения.
2. Изучить основания пенсионного обеспечения.
3. Рассмотреть пенсию по старости и за выслугу лет.
4. Изучить пенсию по инвалидности и по случаю потери кормильца.
5. Провести правовой анализ итогов реформирования пенсионной системы РФ.
6. Проанализировать совершенствование методов реформирования пенсионного обеспечения.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования. Так, в процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.
Нормативная основа исследования. Явились имеющие отношение к теме исследования положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» а также иные нормативные правовые акты, регламентирующие общественные отношения, связанные с особенностями правового регулирования назначения и выплаты страховых пенсий.
Эмпирическую базу работы составляет анализ судебной практики по делам, относящимся к исследуемой сфере, справочная литература и другие источники.
Методы исследования: метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности правового регулирования пенсий по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации; метод анализа специальной литературы; метод системного анализа.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и других источников.
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Становление пенсионного обеспечения
История пенсионного обеспечения восходит еще с древних времен. Изначально государственные пенсии вводились как награда и имели привилегированный характер. Считалось, что лицо, которое получает государственную пенсию, награждается за определенные заслуги особым расположением. В качестве примера применения подобной привилегией необходимо указать легионеров Рима. Со временем в связи со становлением государственной власти стало трансформироваться назначение пенсии. На первое место стал выдвигаться социальный характер, а не какая-то избранность лица.
Государственные пенсии возникли больше ста лет назад. В 1889 году в Германии был установлен такой институт. В 1908 году пенсии были введены и стали выплачиваться в таких странах, как Австралия и Великобритания, в 30-е годы прошлого века пенсионная система возникла и в США.
Законодательство о назначении пенсии за выслугу лет прошло длительный путь формирования. Термин «пенсия» первый раз официально можно увидеть в именном Указе Петра II «О даче в пенсион жалованья вдовам умерших в военной службе иноземцев, по Морскому уставу».
В период правления Екатерины II были приняты положения, которые расширили категории лиц, которые имели право на пенсии, а также круг определенных оснований пенсионного обеспечения таких военнослужащих. С конца XVIII в. пенсионное обеспечение распространило свое действие и на лиц, которые оставляли службу по выслуге определенного числа лет. Тем не менее, архивные документы говорят о том, что в зачастую помимо выслуги лет служащие отмечали в качестве причины оставления службы и «разстройство здоровья, не позволяющие продолжать дальнейшую службу» .
Выплата пенсий из государственной казны рассматривалась как конкретная награда за добросовестную службу царю. Право на пенсионное обеспечение принадлежало служащим морского, военного, а также гражданского ведомств, которые прослужили на государственной службе не менее двадцати лет. Основаниями для выплаты таких пенсий выступали неспособность к службе в связи с наступившей старостью, инвалидностью, потерей кормильца и выслуга лет.
Пенсионное законодательство рассматриваемого периода было довольно разобщено, пенсионные положения имелись в очень большом количестве правовых актов. Помимо этого, не имели пенсионные права лица, которые не состояли на государственной службе, обеспечение таких лиц производилось за счет благотворительности.
В дальнейшем для привлечения служащих вводились специальные правила по пенсионному обеспечению. Императором Николаем I 6 декабря 1827 г. был утвержден Устав о пенсиях и единовременных пособиях (далее - Пенсионный устав), в котором была предпринята попытка объединить различные нормативные положения в один общий документ, а также установить понятные положения, определяющие условия назначения пенсий и механизм их расчета. Как было отмечено в Указе об утверждении Пенсионного устава, «правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх сего не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших» .
Впоследствии Пенсионный устав неоднократно изменялся и дополнялся, продолжали приниматься и отдельные пенсионные акты. Так, действовали особые уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам. Например, существовал Устав о пенсиях по придворному ведомству.
Следующий этан связан с Октябрьской революцией. Уже в период с 1917 г. по 1922 г. советской властью было принято около ста декретов и распоряжений в области социального обеспечения. Данные акты заложили фундамент для организации государственной системы социального обеспечения советского типа, предназначенной для трудящихся, которые никогда не эксплуатировали чужого труда и не имели иных источников средств существования, кроме вознаграждения за труд, а также для красноармейцев и членов их семей .
Радикальные преобразования в пенсионном обеспечении стали осуществляться после социалистической революции. В 1917 году вышло Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных», в 1918 году - Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». В 1924 году было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков, а в 1925 году установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи .
Тогда же, в 1920-х годах, система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам.
В результате к 1931 году появилась общегосударственная система назначения пенсий. В советскую практику пенсионного обеспечения впервые вошли понятия «пенсия по старости» и «пенсионный возраст». Пенсия стала начисляться исходя из размера максимальной зарплаты, которую установили в 300 руб.
Советская пенсионная система, окончательно сформировавшаяся в 1950 - 1960 гг., включала две главных компонента, это: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а также пенсионное обеспечение колхозников. Пенсии предоставлялись по старости (возрасту), инвалидности и потере кормильца. Отдельные категории граждан имели право на получение пенсий за выслугу лет, регламентирование такого обеспечения было осуществлено отдельными нормативными актами.
Существовали и республиканские персональные пенсии, которые назначались за особые заслуги .
С целью стабилизации и улучшения материального положения пенсионеров, а также сокращения численности малообеспеченных граждан 15 мая 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» .
Однако вскоре государственное устройство страны изменилось, и 20 ноября 1990 г. был принят Закон РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» . Данным Законом пенсионное страхование было выдвинуто в автономную систему, последовательно и довольно отчетливо были регламентированы принципы обязательного государственного пенсионного страхования.
В 1991 году после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам пенсионная система полностью исчерпала свои возможности. Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены быстро росли, что снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010 - 2020 гг. может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию, заметно превысит число начинающих работать.
В основу проведения пенсионной реформы легло принятие Федеральных законов от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» , от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, в 2001 году была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.
Спустя 10 лет после начала пенсионной реформы 2001 года в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р, были подведены основные итоги функционирования этой пенсионной системы. В частности, в этом документе отмечалось следующее.
Проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально приемлемого уровня пенсий. Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда.
1.2 Основания пенсионного обеспечения
М.Л. Захаров к пенсионной системой относит комплексное образование, которое регулирует отношения в области формирования определенных пенсионных фондов, при помощи которых выплачивают пенсию и осуществляют другие пенсионные выплаты, отношения в области материального обеспечения членов общества пенсией и другими пенсионными выплатами, а также отношения в области управлению и организации пенсионного обеспечения .
В.В. Куценко определил пенсионную систему в качестве составной части социального обеспечения, звена защитного механизма, призванного обеспечивать действенное функционирование одного сектора социальной сферы общества.
Изучая пенсионную систему, ряд экономистов квалифицируют ее в качестве механизма, обеспечивающего сбор, а также учет взносов, а также выплату пенсий каждому бенефициару.
Еремеева В. изучает пенсионное обеспечение в разных аспектах, так:
1. С юридической точки зрения пенсионное обеспечение является отрасль законодательства, которая регулирует отношения, возникающие во время содержания обществом нетрудоспособных граждан. Часть норм права пенсионного обеспечения одновременно составляют часть трудового законодательства, что отразило тесные связи пенсионного обеспечения, и прежде всего пенсии, с трудом .
2. В социальном понятии - это совокупность типов и форм содержания обществом и при помощи общества каждого нетрудоспособного в силу его возраста либо на основании состояния здоровья, которое препятствует исполнению оплачиваемой трудовой деятельности.
3. В экономическом понятии пенсионное обеспечение – является частью национального дохода, который используют на потребление для содержания каждого нетрудоспособного.
Останавливаясь на сути пенсионного обеспечения в качестве экономической категории, возможно, его квалифицировать в качестве обособленной части национального дохода, у которой есть своя специфику в отличие от иных подразделов – в том, что его направляют на создание достойных жизненных условий для каждого нетрудоспособного члена общества .
Пенсия – это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей. В зависимости от обстоятельств, по которым предоставляется право на пенсию, выделяют следующие виды пенсий: пенсия по государственному пенсионному обеспечению и трудовая пенсия .
Следовательно, пенсионной системой является совокупность правовых, а также финансовых экономических и организационных институтов, а также норм, которые имеют в качестве цели предоставление каждому гражданину материального обеспечения в форме пенсии; или это совокупность мероприятий в области компенсации каждому гражданину заработков.
При этом самые известные распределительная и накопительная пенсионные системы.
Распределительной пенсионной системой – является пенсионная система, при которой государственную пенсию выплачивают на основании принципа «солидарность поколений», то есть, тот, кто на данный момент на пенсии, получает денежные средства за счет налогов, которые уплачивают работающие граждане. Собранные денежные средства не инвестируют, они уходят на выплату текущих пенсий .
Накопительной пенсионной системой – является система пенсионных выплат, во время которой определенную часть пенсионных взносов, которые поступают за всех работников, не тратят на текущую пенсию, а инвестируют в ценные бумаги либо в финансовый актив. Данной системой дается дополнительный источник для увеличения размера пенсий при помощи инвестирования части пенсионных отчислений, и она находится в зависимости от размера заработной платы .
Трудовая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату, целью которой является компенсация заработной платы или другого вознаграждения застрахованным лицам, утраченных путем наступления нетрудоспособности вследствие инвалидности или старости. При этом на трудовую пенсию имеют права нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица, которым ее выплачивают в виде компенсации заработной платы или других выплат кормильца, утраченных в результате смерти застрахованного лица. Право на получение пенсии определяется на основании Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в РФ».
Действующим законодательством России установлены три основных вида трудовых пенсий, это: пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случая потери кормильца.
Финансирование выплат трудовых пенсий происходит из средств федерального бюджета за счет страховых взносов, которые вносятся работодателем и самозанятым населением страны. При этом тариф страхового взноса представляет собой солидарную и индивидуальную части, на счетах застрахованного лица находит свое отражение только индивидуальная часть тарифа, солидарная же применяется для выплаты фиксированного базового размера пенсии и других целей.
По данным Министерства труда РФ страховая часть пенсии по всем трем категориям с 01 февраля 2015 года увеличена на 6,6%. Величина индексации пенсий определена в соответствии с данными Росстата, где был зафиксирован рост потребительских цен за 2012 года 6,6%.
Таким образом, данная индексация позволит повысить уровень пенсионного обеспечения фактически для 37,3 миллионов человек, получающих трудовую пенсию на дату пересчета. Кроме того, для почти 540 тысяч человек из числа военных пенсионеров, которые получают трудовую пенсию по старости наряду с пенсией по государственному пенсионному обеспечению.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. от 21.11.1946 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Российская газета. - 06.02.1996. - № 23. - 07.02.1996. - № 24, 08.02.1996. - №25, 10.02.1996. - № 27.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Российская газета. - №233. – 28. 11. 2003.
5. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, N 14, ст. 1401.
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831
8. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.
9. Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.03.2001, N 11, ст. 998.
10. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3028.
11. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ, N 19, 11.05.1998, ст. 2071
12. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, N 18, ст. 1943.
13. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
14. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6989
15. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.
16. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 457 «Об утверждении коэффициента дополнительной индексации с 1 июля 2010 г. социальных пенсий» // Собрание законодательства РФ, 28.06.2010, N 26, ст. 3357
17. Постановление Правительства РФ от 18 марта 2010 г. № 168 «Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц» // Собрание законодательства РФ, 29.03.2010, N 13 ст. 1504.
18. Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 N 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, N 30, ст. 415.
19. Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.10.2000, N 40, ст. 3936.
20. Постановление Правительства РФ от 31.05.2012 N 535 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2012, N 23, ст. 3029.
21. Постановление Правления ПФ РФ от 09.10.2000 N 118 «О создании Управлений ПФР в федеральных округах» (вместе с "Типовым Положением об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе") // Вестник Пенсионного фонда России, N 1, 2001.
22. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2012 г. N ВАС-6031/12. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
23. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.05.2010 N КГ-А40/3253-10. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
24. Азарова Е. Страховая и накопительная пенсия // Хозяйство и право. 2014. № 6 (449). С. 40-54.
25. Белоусова Ю.В. Страховая и накопительная часть пенсии // В сборнике: Молодежь и научно-технический прогресс Сборник докладов VIII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 томах. 2015. С. 47-50.
26. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма, Инфра-М, 2012. - 1088 с.
27. Бочарова О.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. - 152 с.
28. Воронин Ю.В. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. – М., Норма, 2010. - 241с.
29. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения. - М.: ГроссМедиа, 2009. - 312 с.
30. Ильина В.В. К вопросу об эффективности Пенсионной реформы // Финансы. – 2010. - № 5. – с. 47-51.
31. Куртин А.В. О Пенсионной системе России // Пенсионные деньги. - 2011 .- № 1. – С. 26-35.
32. Курбангалеева О.А. Страховая пенсия после января 2015 года // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2014. № 4 (112). С. 83-98.
33. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. - 2-е изд., доп. - М.: Юстицинформ, 2009. - 656 с.
34. Лушников А.М. Теория права социального обеспечения: прошлое и настоящее. Учебное пособие для вузов. Ярославль: ЯрГУ, 2008. - 287 с.
35. Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования // Вопросы экономики. - 2011. - №8. – С. 10-17.
36. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. – М., Книжный мир, 2010. - 416 с.
37. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред.Е. Е. Мачульская. - М.: Юрайт, 2013. - 580 с.
38. Мамлеева Д.Ф., Сираева Р.Р. Страховые пенсии в России // Экономика и социум. 2015. № 2-3 (15). С. 389-391.
39. Османов М.М., Магомаева Э.Р., Абдуллаева М.Э. Страховые пенсии в России // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. 2016. № 5. С. 424-427.
40. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. Т.К. Миронова. - М.: Кнорус, 2015. - 312 с.
41. Роик В.Д. Социально-трудовые и социально-страховые методы определения возраста выхода на пенсию // ЭКО. 2015. № 6 (492). С. 93-108.
42. Социальная работа в России: образование и практика: сб. науч. тр. / Под ред. проф. Н.А. Грика. - Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. радиоэлектроники, 2009. - 250 с.
43. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. - М.: Юрайт, 2011. - 559 с.
44. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 352 с.
45. Сажина М.А., Конышева А.Н. Пенсионная реформа в России // Вопросы экономики. – 2011 – № 9. – с. 45-47.
46. Соловьев А. Прогноз развития пенсионной системы в условиях пенсионной реформы до 2015 года // Пенсия. Август. 2012. № 8 (107).
47. Толмачев А.П. Право социального обеспечения. Конспект лекций. – М., А-Приор, 2009. - 208с.
48. Шульман Л.С. Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Нормативные акты для бухгалтера. - 2011. - № 2. – С. 63-72.
49. Шевнина, Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении / Л.Е. Шевнина // Социальное и пенсионное право. - 2015. - №1. - С.5-10.
50. Ширант, А.А. Ответственность в праве социального обеспечения: онтологический аспект правового содержания / А.А. Ширант // Социальное и пенсионное право. - 2011. - №2. - С.11-13.
51. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций. - М.: «А-Приор»., 2010. - 144 с.