Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальное обеспечение населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения испытывающих в этом потребность членов общества.
Следует отметить, что правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг устанавливает Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , подготовленный Минтрудом России. Данный федеральный закон принят на смену с 1 января 2015 г. двух законодательных актов - Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» . Необходимость данных законодательных изменений диктовалась следующими фактами:
социальным обслуживанием в России ежегодно охватывается более 34 млн. человек - пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
модель организации социального обслуживания, базирующаяся на положениях действующих законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. Об этом свидетельствуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, в доступности и качестве предоставляемых социальных услуг, а также сохраняющаяся в субъектах РФ на протяжении длительного времени очередность на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях и другое.
По ранее действовавшему законодательству граждане, имеющие денежный доход ниже прожиточного минимума, имели право на бесплатное получение социальных услуг. Федеральным законом об основах социального обслуживания населения предполагается, что порог отсечения будет на уровне полутора прожиточных минимумов. Это увеличит количество людей, имеющих право на получение бесплатной социальной помощи, в том числе инвалидов, семей, в которых есть ребенок-инвалид, людей без определенного места жительства.
Федеральный закон содержит нормы, направленные на формирование рынка социальных услуг. Кроме государственного сектора, в сферу социального обслуживания будут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, которым будет оказываться поддержка со стороны государства.
Правовую базу социального обеспечения определенных категорий населения составляют, кроме того, следующие законы РФ: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» , Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» , Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» , Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» , Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» , Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и другие.
Приведенные выше факты говорят о том, что в сфере социального обеспечения в Российской Федерации интенсивно ведутся реформы. И актуальность поднятой в работе темы не вызывает сомнений, поскольку в настоящее время в России идут реформы почти во всех сферах государственного устройства (экономические преобразования, военная реформа и т.д.), что обязывает государство проявлять особое внимание и ответственность в области социальной защиты населения не только в плане перспектив ее развития, но и в целях недопущения «перекосов», отрицательно сказывающихся на ней, возможных под влиянием параллельно проводимых реформ.
Цель данной работы – рассмотреть современную концепцию реформы социального обеспечения в России.
В связи с поставленной целью в работе рассматриваются следующие вопросы:
1. Рассмотреть понятие, виды и систему права социального обеспечения.
2. Раскрыть общую характеристику основных источников права социального обеспечения.
3. Изучить роль и значение международных источиков в сфере социального обеспечения.
4. Рассмотреть необходимость кодификации социального законодательства (цели и задачи).
5. Раскрыть цели и задачи кодификации права социального обеспечения.
6. Проанализировать проблемы систематизации законодательства о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства.
Предметом исследования послужат нормативные правовые акты, выполняющие правовое регулирование мер по социальной защите, комментарии к ним, помогающие понять содержание законодательных норм, монографии и издания периодической печати.
В отношении выбранной для исследования темы следует отметить, что в после перестроечные и в последние годы вопросам социального обеспечения различных слоев граждан уделялось достаточно внимания со стороны научной общественности. И это вполне объяснимо, поскольку уровень социальной защищенности остро нуждающихся в ней категорий лиц в Российской Федерации был далек от существующих в развитых странах стандартов.
Так, в процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы юридического познания.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и других источников.
Глава 1. Общая характеристика источников права социального обеспечения
1.1 Понятие, виды и система права социального обеспечения
Несмотря на то, что со времени легального закрепления в «Положении о социальном обеспечении трудящихся» 1918 года понятия «социального обеспечения» прошло уже сто лет, вопрос его содержания данного всё ещё остается дискуссионным в исследованиях авторов.
В научных исследованиях, социальное обеспечение рассматривается, по справедливому утверждению В.С.Андреева, и в узком и в широком смыслах . В узком смысле, основной акцент сделан непосредственно на обеспечении нуждающихся граждан, а при широком рассмотрении, мы видим не только конкретизацию социального обеспечения в зависимости от социальных рисков, но и рассмотрение его определения с точки зрения организационного аспекта (социально-экономические мероприятия). Значимых изменений в концепциях исследования понятия СО не происходило, подобным образом суть данного явления рассматривается в монографиях и в учебной литературе .
Эти подходы указывают на то, что понятие СО достаточно неоднозначно и является сложным и многогранным явлением. Связано это также и с тем, что не только наполненность самого понятия СО, но и его признаков (экономический и правовой) формулируются специалистами по-разному.
Приведем отдельные примеры формулировок понятия СО на сегодняшний день.
Басов Н.Ф. рассматривает социальное обеспечение, как сложную систему экономических отношений по перераспределению государственных и негосударственных средств, которая направлена на частичное исполнение доходов от трудовой деятельности, от внутрисемейного содержания и дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, в частности, на предоставление бесплатных медицинских и социальных услуг лицам, которые пострадали в результате наступлении социального риска или других социально значимых условий .
В.Ш. Шайхатдинов рассматривает социальное обеспечение, как систему общественных отношений, которые складываются на основе законодательства, между гражданами и органами государства, местного самоуправления, а также различными организациями, относительно представления гражданам особых источников дохода, в форме медицинской помощи, пенсий, пособий и иных видов обеспечения при наступлении страховых и не страховых случаев, которые влекут за собой утрату или понижение доходов и/или повышение расходов, малообеспеченность и др., для того чтобы предотвратить, смягчить или устранить описанные отрицательные последствия наступления страховых и не страховых случаев .
Определение, которое мы рассматриваем у Васильевой Ю.В., отражает СО как совокупность мер экономического, правового, организационного характера, предусматривающих представление гражданам разного рода материальных благ (видов социального обеспечения), которые назначены в определенных объемах и при условиях, которые установлены законом, за счет средств государственных и/или внебюджетных фондов и средств бюджетов разных уровней, в ситуации наступления определенных законом обстоятельств, которые признаются уважительными (социальные риски) для поддержания материальной и социальной оптимальной ситуации .
В рассмотренных определениях обращают на себя внимание два сущностных признака СО – экономический признак и правовой признак. Так, в науке, социальное обеспечение представляется как соприкосновении двух точек зрения: установление государством правовых норм, на основе которых индивид может реализовать свое право на определенный вид материального обеспечения и наличие соответствующего источника финансирования, чтобы реализовать это право. Эти условия находят свое закрепление и в международных и в российских нормативных актах, а второе условие напрямую связано с тем, что государство перераспределяет ВВП и направляет часть его на реализацию этого права . В результате, отношения по СО рассматриваются как распределительные и носят яркий экономический характер.
То есть, Российское государство, обозначая себя правовым, закрепляет базовые положения о том, что человек, с его правами и свободами представляется высшей ценностью, с учетом чего, берёт на себя обязанность проводить политику, которая направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека. Гарантиями выполнения этих обязательств, как раз и являются, в том числе, устанавливаемые правовые нормы, закрепляющие право на социальное обеспечение.
В процессе формирования определения социального обеспечения, важным компонентом является еще и экономическая составляющая, т.к. исследование вопросов социального обеспечения находится в тесной связи не только с правовыми компонентами, но и с экономической и социологической наукой. Учитывая, что экономическая наука рассматривает социальное обеспечение как раздел системы социальной защиты, направленной на удовлетворение потребностей и поддержание уровня жизни нетрудоспособной части населения. В рамках социологической науки, социальное обеспечение исследуется и в области социальных прав, которые определяются как особое право каждого индивида на определенный минимум экономического благосостояния и безопасности, в который входит право на социальное обеспечение по болезни, в случае безработицы и установленный минимум заработной платы .
Важно упомянуть, что при анализе понятия СО, затрагиваются такие понятия, как социальная защита, социальное право, социальное страхование и др. В рамках данного исследования мы будем соприкасаться с этими понятиями, в связи с чем, видится целесообразным соотнести их с определением понятия СО.
«Социальная защита» рассматривается как одна из наиболее часто употребляемых правовых категорий, которая с учетом идеологии и воздействия экономических и социально-политических процессов, применяется для оценки политиками и специалистами-практиками социальной функции государства .
Понятие «социального страхования» исторически появилось даже раньше, чем понятие «социального обеспечения» – во второй половине XIX века. Впервые, на законодательном уровне, понятие социального страхования закрепилось в законах Германии об обязательном социальном страховании в рамках модели социального страхования, которая была ориентирована на замещение заработной платы, когда финансирование основывалось на страховых взносах работодателей и работников . Затем и другие государства, и Россия в частности, стали использовать данное понятие в законодательстве для урегулирования отношений по страхованию от несчастных случаев и на случай болезни.
В царской России в начале XX века был принят ряд страховых законов, согласно которым страхование рабочих от несчастных случаях возлагалось на страховые товарищества. Также присутствовали страховые лозунги и в революционной борьбе большевиков, которые были достаточно полно сформулированы В.И.Лениным как требования революционного пролетариата в области страхования рабочих в «Рабочей страховой программе», принятой в январе 1912 года на Пражской партийной конференции. Правда, уже в начале 1919 года понятие «социального страхования» в России было заменено понятием «социального обеспечения» - финансирования, которое реализовывалось за счет средств государственного бюджета.
Тем не менее, сущность социального страхования, начиная с первой половины XX века, была рассмотрена во многих научных исследованиях, которые в дальнейшем продолжались и в Советский период 60-х и 70-х гг., и в период становления рыночной экономики в России, в 90-е годы, и в начале XXI века в том числе. Правовая сущность обязательного социального страхования состоит в том, что государство реализует соответствующую политику в этой сфере, используя только правовые методы и способы регулирования всех отношений, в основе которых лежат правовые нормы, установленные законом. В рамках политики и правовой системы нашего государства подобным рамочным законом, который базируется на международных нормах является Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» в редакции от 16 июля 1999 г. № 165–ФЗ. В нем определено места обязательного страхования в общей системе социального обеспечения.
Таким образом, главный сущностный признак обязательного страхования это возвращение посредством системы страхования, при наступлении страховых случаев ранее отложенных на эти цели своих денежных средств, т.е. система обеспечения застрахованных в определенной степени это некая система самообеспечения, целью которой, по мнению Захарова М.Л., является представление обеспечения на уровне, который близок к тому, который человек имел до оставления трудовой деятельности . Это, в некоторой степени, возмещение утраченного заработка, сложившегося у человека социального статуса и привычных условий. Целью данного исследования не является подробный анализ социального страхования, данная категория рассматривается здесь лишь в соотношении с социальным обеспечением. Можно сказать, что по мнению экономистов, отличие социального страхования от социального обеспечения заключено в том, что финансовые ресурсы страхования выстраиваются в форме специальных фондов, которые созданы фактически, а иногда и формально за счёт застрахованных, тогда как СО полностью базируется на средствах государственных бюджетов. Таким образом, страхование – это самострахование трудящихся, а обеспечение – это система помощи неимущим, больным, престарелым, нетрудоспособным со стороны бюджета государства.
В системе правовых знаний, социальное обеспечение рассматривается с точки зрения его сущностных признаков как самостоятельный элемент системы.
Многие исследователи (В. С. Андреев, В.А. Тарасова, В.Ш.Шайхатдинов) включают в предмет права СО большинство общественных отношений, возникающих по поводу предоставления гражданам того или иного вида СО (пенсионные отношения, отношения по обеспечению пособиями, по оказанию медпомощи, по социальному обслуживанию поддержке и т.д.). М.В.Лушникова и А.М.Лушников указывают, что по своей природе эти отношения социально-обязательственные и возникают между органами (организациями) СО (государственными или негосударственными, которые рассматриваются государством как агенты социального обеспечения) и физическими лицами в отношении предоставления социальных благ (социально-страхового и нестрахового характера) чтобы устранить или минимизировать последствия социальных рисков через их материальную компенсацию и восстановление материального положения лица, а также и социальной интеграции, восстановления социального статуса лица . Анализ взглядов обозначенных авторов свидетельствует о том, что ученые, выделяя в предмете отрасли права СО, социально-обеспечительные отношения, возникающие на основании заключения договоров с негосударственными пенсионными фондами, обращают внимание, на то, что они выходят за границы отношений, включаемых в предмет данной отрасли, поскольку заключение договора и возникновение на его основе договорных отношений демонстрируют, что данные отношения не отвечают основным признакам СО, а прямо указывают на их гражданско-правовой характер.
В общих чертах, исследователи пытаются внести определенную ясность в это определение, указывая на то, что эти отношения имеют свои специфические черты. Для них характерны общеэкономическая природа, так как они носят распределительный характер; особый круг субъектов, особенности объекта отношений – они всегда являются материальными благами, предоставляемыми как социальное обеспечение гражданам; специфика социальных фактов с которыми связано их возникновение, их изменение и прекращение, а также законодательное закрепление норм
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Вместе с «Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности») (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // Авторское право. Международная Организация Труда.
2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
4. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11.12.1995, N 50, ст. 4872 (утратил силу).
5. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание законодательства РФ, 07.08.1995, N 32, ст. 3198 (утратил силу).
6. Федеральный закон от 07.11.2000 N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» // Собрание законодательства РФ, 13.11.2000, N 46, ст. 4538.
7. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, N 3, ст. 168.
8. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
9. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
10. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 21, ст. 699.
11. Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // Собрание законодательства РФ, 25.12.1995, N 52, ст. 5110.
12. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915.
13. Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 N 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, N 30, ст. 415.
14. Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.10.2000, N 40, ст. 3936.
15. Постановление Правительства РФ от 31.05.2012 N 535 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2012, N 23, ст. 3029.
16. Постановление Правления ПФ РФ от 09.10.2000 N 118 «О создании Управлений ПФР в федеральных округах» (вместе с "Типовым Положением об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе") // Вестник Пенсионного фонда России, N 1, 2001.
17. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2012 г. N ВАС-6031/12. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
18. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.05.2010 N КГ-А40/3253-10. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
Специальная учебная литература
19. Бочарова О.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. - 152 с.
20. Воронин Ю.В. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. – М., Норма, 2012. - 241с.
21. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения. - М.: ГроссМедиа, 2012. - 312 с.
22. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма, Инфра-М, 2012. - 1088 с.
23. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. - 2-е изд., доп. - М.: Юстицинформ, 2012. - 656 с.
24. Лушников А.М. Теория права социального обеспечения: прошлое и настоящее. Учебное пособие для вузов. Ярославль: ЯрГУ, 2012. - 287 с.
25. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. – М., Книжный мир, 2012. - 416 с.
26. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред.Е. Е. Мачульская. - М.: Юрайт, 2013. - 580 с.
27. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. Т.К. Миронова. - М.: Кнорус, 2015. - 312 с.
28. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. - М.: Юрайт, 2011. - 559 с.
29. Сажина М.А., Конышева А.Н. Пенсионная реформа в России // Вопросы экономики. – 2014 – № 3. – с. 45-47.
30. Толмачев А.П. Право социального обеспечения. Конспект лекций. – М., А-Приор, 2012. - 208с.
Статьи в периодических изданиях
31. Арутюнян, Р.Э. Судебная защита конституционного права граждан на пенсионное обеспечение / Р. Э. Арутюнян // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 2. - С. 62-64.
32. Беляков, А.А. Права граждан на пенсионное обеспечение и способы их защиты в судебном порядке / А. А. Беляков // Социальное и пенсионное право. - 2014. -№ 4. - С. 3-7. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
33. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год. [электронный ресурс]. Режим доступа http://files.pfrf.ru/userdata/presscenter/docs/2012_godotchet.pdf. Дата обращения 10.03.2019.
34. Зайцева, Л.В. Обязательное пенсионное страхование индивидуальных предпринимателей: новации правового регулирования / Л. В. Зайцева // Социальное и пенсионное право. - 2014. - № 3. - С. 3-6. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
35. Ильина В.В. К вопросу об эффективности Пенсионной реформы // Финансы. – 2014. - № 1. – с. 47-51.
36. Куртин А.В. О Пенсионной системе России // Пенсионные деньги. - 2013 .- № 9. – С. 26-35.
37. Климова М.А. О реформе системы обязательного медицинского страхования // Налоговый вестник. - 2011. - № 2. – С. 62-69.
38. Материалы официального сайта Пенсионного фонда Российской Федерации. [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.pfrf.ru/pfr_history/. Дата обращения 10.03.2019.
39. Куртин А.В. О Пенсионной системе России // Пенсионные деньги. - 2011 .- № 1. – С. 26-35
40. Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования // Вопросы экономики. - 2011. - №8. – С. 10-17.
41. Соловьев А. Прогноз развития пенсионной системы в условиях пенсионной реформы до 2015 года // Пенсия. Август. 2012. № 8 (107).
42. Сажина М.А., Конышева А.Н. Пенсионная реформа в России // Вопросы экономики. – 2011 – № 9. – с. 45-47.
43. Соколова Н.А. Страхователи неработающего населения в системе обязательного медицинского страхования // Юридический вестник. - 2012. - №3. – С. 52-58.
44. Шульман Л.С. Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Нормативные акты для бухгалтера. - 2011. - № 2. – С. 63-72.
45. Шевнина, Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении / Л.Е. Шевнина // Социальное и пенсионное право. - 2015. - №1. - С.5-10.
46. Ширант, А.А. Ответственность в праве социального обеспечения: онтологический аспект правового содержания / А.А. Ширант // Социальное и пенсионное право. - 2013. - №4. - С.11-13.