Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации» не вызывает сомнений в силу множества факторов, среди которых можно выделить.
Проблема сиротства выступает одной из злободневных социальных проблем отечественного общества начала Третьего тысячелетия. Ее распространение определено форсированным переходом нашей страны к рыночной экономике, социальным расслоением населения на бедных и богатых, резкой социальной поляризацией общества и социальным неравенством.
Государство формирует социальную поддержку как одно из основных направлений становления социальной политики. В Государственной программе нашего государства «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 г. указано, что в период осуществления программы субъектами РФ в границах региональных программ устанавливается осуществление переориентации работы системы органов социальной защиты населения субъектов РФ и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи наиболее незащищенным слоям населения.
Тем не менее, на сегодняшний день тяжело оценить истинную результативность установленных мер, и дипломная работа призвана внести вклад в совершенствование этой проблемы.
Теоретические источники темы исследования в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают множество работ российских ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Г.А. Кутьиной, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, С.А. Сторчак, Е.А. Суханова, М.М. Тихомиров а, О.А. Чаусской, О.И. Чистякова и др. При этом эволюция социально-экономических отношений обусловлена адекватным развитием системы организационно-правового регулирования, которое невозможно без проведения научных исследований и разработок в рассматриваемой сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом исследования представляется совокупность организационно-правовых отношений, которые складываются при формировании, функционировании и развитии системы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.
Предмет исследования включает основы, принципы и механизмы системы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.
Цель и задачи работы.
Целью дипломной работы является изучение особенностей правового регулирования в сфере социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть права детей-сирот, их регулирование и обеспечение;
- выделить формы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обозначить органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- рассмотреть правовое нарушение прав на жилье и проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Теоретическая и практическая значимость исследования в возможности использования основных его положений в процессе изучения обучающимися курсов «Право социального обеспечения», «Социальное право» и ряда других учебных дисциплин.
Методологические основы дипломной работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Права детей-сирот, их регулирование и обеспечение
Основной приоритет нашего государства - это выполнение социальных обязательств перед гражданами. Этот тезис во многом определяет сегодняшнюю политику российского государства, которое делает все возможное, чтобы создать людям необходимые условия для активной, полноценной, достойной жизни. Насколько реальна эта политика, свидетельствует то, что с 2006 года продолжительность жизни выросла на 6 лет и достигла почти 72 лет. Это самый высокий показатель за всю историю страны. Внимания заслуживает также тот факт, что по рождаемости Россия обогнала многие европейские страны.
Несмотря на экономические трудности, в настоящее время предпринимаются меры по социальной поддержке граждан, сохраняется традиционный статус социального государства.
Как показывает практика, социальные приоритеты всегда были в центре внимания государства. При формировании бюджетов страны, в весьма сложные для России годы, проводилась принципиальная линия на сохранение этих приоритетов. И какие бы трудности ни обрушивались на российскую экономику, делалось максимум возможного, чтобы кризисные штормы и бури не нарушили социальную стабильность в государстве, чтобы не пострадали граждане России и прежде всего дети, инвалиды, ветераны. Именно из так называемых кризисных бюджетов был рожден материнский капитал, повышены пенсии, решены вопросы жилья для ветеранов и расширены льготы для инвалидов.
Таким образом, в стране сохраняется принцип социальных гарантий, который предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг, и государственная политика концентрируется на воплощении правовых норм, зафиксированных в Конституции РФ, что служит основой консолидации общества. Роль государства в защите уязвимых групп населения возрастает, функция социального обслуживания льготных категорий граждан становится все более разнообразной и качественной.
На международном уровне права детей традиционно разбираются в контексте прав человека.
Международная нормотворческая деятельность по защите прав детей проводилась по нескольким курсам. Так, права ребенка закрепились в универсальных декларациях и конвенциях по правам человека: в Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. , Всеобщей декларации прав человека 1948 г. .
В системе международно-правовой защиты прав человека значительное место отведено Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее – Конвенция) . Конвенция и решения Европейского суда по правам человека (далее – Европейский cуд, ЕСПЧ) в той части, в какой ими расшифровывается установленных в Конвенции прав и свобод, выступают составной частью отечественной правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Это осмысление роли решений ЕСПЧ отмечается и практикой Верховного Суда РФ. Например, на основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. Российская Федерация не отвергает юрисдикцию Европейского суда по правам человека непременной по проблемам толкования и применения Конвенции о правах человека и Протоколов к ней. В дальнейшем Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27 июня 2013 г. Указал, что с целью плодотворной защиты прав и свобод человека судами принимаются во внимание юридические положения Европейского суда, указанные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении иных стран-участников данной Конвенции. При этом юридические убеждения принимаются судом, если условия рассматриваемого им дела выступают аналогичными условиям, ставшим предметом рассмотрения и выводов Европейского суда» .
Следовательно, юридические позиции ЕСПЧ выступают непременными для отечественных судов при рассмотрении ими дел, например связанных с защитой прав детей.
Кроме стандартов, разработанных Европейским судом, при обосновании нарушения права несовершеннолетнего принимаются и поощряются ссылки и на иные международно-правовые положения, в которых зафиксированы права несовершеннолетнего .
Помимо всего прочего, права несовершеннолетнего зафиксированы в международных соглашениях, регулирующих права определенных социальных групп, тесно связанных с детьми (например, права беженцев), или в установленной сфере отношений – например, в области образования. Среди положений, которые предоставляют определенную защиту несовершеннолетнему, необходимо указать Конвенцию о статусе беженцев 1951 г., Протокол 1967 г., который касается статуса беженцев, отменивший ограничение действия Конвенции во времени, из-за чего она получила универсальный характер.
Кроме того, были созданы декларации и многосторонняя конвенция, специально регламентирующие права несовершеннолетнего, например, Декларация прав ребенка 1959 г. , Конвенция о правах ребенка 1989 г. .
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года является одним из самых значимых международных источников. Данный документ направлен на охрану и защиту прав ребенка.
На сегодняшний день Конвенция о правах ребенка 1989 г. выступает признанным международно-правовым положением по правам человека. Данная Конвенция объединила различные права несовершеннолетних в тексте одного документа, ставя перед собой три цели:
- заново засвидетельствовать в отношении несовершеннолетних права, которые уже обозначены в рамках иных документов по правам человека в целом;
- зафиксировать определенные права человека, предоставляя в связи с особым статусом несовершеннолетнего определенные гарантии их защиты;
- зафиксировать конкретные положения, которые затрагивают защиту тех прав, которые прямо относятся к детям, например, проблемы усыновления/удочерения, доступ к начальному образованию, защита от насилия и отсутствия необходимой заботы в семье, кроме того вопросы о взыскании алиментов.
Институт международной защиты прав несовершеннолетнего опирается на принципиальные нормативные положения отрасли международного публичного права «международное право прав человека» . Кроме основных, этот институт регламентируется особыми принципами международной защиты прав несовершеннолетнего.
Например, относительно прав несовершеннолетнего принцип недопустимости дискриминации значительно больше раскрыт в ст. 2 (1) Конвенции о правах ребенка 1989 г., где определено, что страны должны уважать и обеспечивать все отмеченные Конвенцией права за каждым несовершеннолетним «без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств».
Принцип наилучшего обеспечения интересов несовершеннолетнего указывает, что в большинстве случаев, когда действия государственных органов или физических лиц касаются интересов несовершеннолетних, в первую очередь внимание необходимо уделять соблюдению интересов несовершеннолетнего. Изначально данный принцип был закреплен в Декларации прав ребенка 1959 г., где сказано, что при издании с этой целью нормативных актов важным соображением должно быть наибольшее обеспечение интересов несовершеннолетнего. В отношении прав детей на образование принцип 7 этой Декларации говорит о том, что максимальное обеспечение интересов несовершеннолетнего должно быть возглавляющим принципом для лиц, ответственных за его образование и обучение.
Декларация 1986 г. о социальных и юридических принципах, которая касается защиты и благополучия несовершеннолетних, особенно при передаче их на воспитание либо усыновления на национальном и международном уровнях 1986 г., тоже содержит этот принцип: при анализе всех проблем, которые касаются передачи несовершеннолетнего иным лицам (не родителям), важным должно выступать наибольшее обеспечение интересов несовершеннолетнего (ст. 5).
На региональном уровне такой принцип зафиксирован в ст. 4(1) Африканской хартии прав и благополучия ребенка 1990 г., где отмечено, что во всех мероприятиях в отношении несовершеннолетнего, которые принимаются государственными органами либо физическими лицами, важное и первостепенное внимание уделяется наибольшему обеспечению интересов несовершеннолетнего . Необходимо указать, что исполнение этого принципа на Африканском континенте реализуется только в некоторых странах. Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г. тоже отобразила этот принцип в статье 24(2) .
Принцип свободного выражения несовершеннолетним своих личных взглядов указывает на то, что каждый несовершеннолетний в праве независимо излагать личные взгляды и высказывать собственное мнение по всем вопросам, которые затрагивают жизнь ребенка. В качестве принципа данная норма отмечена в Конвенции о правах ребенка 1989 г. На основании ст. 12(1) страны должны гарантировать несовершеннолетнему, который способен излагать свои личные взгляды, право независимо выражать такие взгляды по всем вопросам, которые затрагивают несовершеннолетнего, причем взглядам его отдается соответствующее внимание исходя из возраста и зрелости несовершеннолетнего. Такое право близко объединено с правом несовершеннолетнего независимо высказывать свое мнение (ст. 13).
Принцип соблюдения (обеспечения) права несовершеннолетнего на выживание и здоровое развитие определяет, что страны не только обязаны гарантировать детям право на жизнь, но и способствовать поддержанию и продлению жизни несовершеннолетнего и его полноценному физическому и духовному развитию. Такой принцип может анализироваться как база для экономических, социальных и культурных прав несовершеннолетнего. Изначально он был введен в Конвенцию о правах ребенка 1989 г., на основании которой страны обязаны снабжать в предельно допустимой степени выживание и здоровое развитие несовершеннолетнего (ст. 6(2)).
Принцип особой защиты и охраны ребенка разрабатывался еще с довоенного времени. Уже после Второй мировой войны этот принцип был закреплен во Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила, что материнство и младенчество обеспечивают правом на специальное попечение и помощь (ст. 25(2)).
Отмеченные выше специальные принципы выступают юридической базой, на которой основываются определенные международно-правовые положения по защите прав несовершеннолетних. Кроме того, международные механизмы защиты прав несовершеннолетнего необходимо регулярно улучшать, что подтвердила, например, недействительное осуществление Соглашения между нашей страной и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в сфере усыновления (удочерения) детей от 13 июля 2011 г.
Если рассматривать в соотношении с российским законодательством, то Конституция РФ тоже гарантирует права и свободы человека и гражданина и, конечно, права ребенка, она выступает гарантом реализации прав. Так, ст. Конституции РФ определяет права и свободы человека высшей ценностью. Статья 7 в частях первой и второй находит социальную направленность политики государства и декларирует защиту, в частности, детства. Статья 18 Конституции РФ именует права и свободы устанавливающими смысл, содержание и применение нормативных актов всеми ветвями государственной власти и органов местного самоуправления. Статья 72 Конституции устанавливает совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка (п. «б»), а также защиту детства (п. «ж»).
Семейный кодекс России (далее СК РФ) в главе о правах несовершеннолетнего отражает многие из положений международных договоров. Так, в п. 1 ст. 68 СК РФ указано, что суд имеет право с учетом мнения ребенка отказать в иске родителям, если передача несовершеннолетнего родителям не защищает его права. В том случае, если судом определено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии создать ему хорошее воспитание и развитие, суд имеет право отдать несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 68). Статья 69 СК РФ определяет полный список оснований лишения родительских прав. Инициировать судебную процедуру лишения прав могут органы опеки и попечительства, прокурор. Статья 73 СК РФ предоставляет суду право ограничения родительских прав, происходящего в форме отобрания ребенка у одного из них без лишения прав. Пункт 2 дает основания для ограничения прав.
Способом защиты прав детей выступает и административное взыскание, которое налагается на основании ст. 5.35, ч. 1, КоАП РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или другими законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Уголовное законодательство Российской Федерации тоже имеет положение, которое устанавливает ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ) ).
И наконец-то в целях обеспечения лучшей защиты прав потерпевших 28 декабря 2013 г. принят ФЗ № 432-ФЗ , в котором значительное место уделяется защите прав именно несовершеннолетних потерпевших. Указанным Законом с 10 января 2014 г. внесены изменения в ряд действующих нормативно-правовых актов РФ. Некоторые положения данного Закона вступили в действие с 1 января 2015 г.
Кроме того, в различных сферах деятельности, определены права, которыми наделены исключительно дети-сироты.
К примеру, дети-сироты, вне зависимости от формы их социального устройства, равно нуждаются в государственной помощи, которая требуется им для преодоления тяжелой жизненной ситуации, отсюда они имеют право рассчитывать на получение госгарантий в полном объеме, независимо от принципа свободы усмотрения законодателя и экономического потенциала страны.
В Законе об образовании установлено преимущественное право детей-сирот приема в общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы, которые интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, владеющими целью подготовку детей к военной либо другой государственной службе. На основании данного Закона, студентам, которые выступают детьми-сиротами, должна быть назначена социальная стипендия.
Дети-сироты, при отсутствии жилого помещения имеют право на приобретение жилого помещения на основании жилищного законодательства. Если подобные выплаты подопечному еще не осуществляются, то опекун либо попечитель обязан предпринять все меры, которые направлены на получение отмеченных выплат.