Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время значение торговли огромно: экономика всех стран в основном базируется на удачной организации импорта и экспорта товаров.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических основ организации перевозок, рассмотрение функционирования рынка транспортно-логистических услуг, места логистического посредника в организации перевозок, проведение проектного исследования для внедрения транспортно-логистической информационной системы и разработка предложений по улучшению организации перевозок компании ООО "Мейджик Транс".
Объектом исследования является транспортная компания ООО "Мейджик Транс", работающая на рынке грузовых перевозок в РФ.
Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений и проблем, возникающих в процессе организации перевозок компанией-перевозчиком ООО "Мейджик Транс".
Для достижения поставленной цели работе обозначены следующие задачи:
• рассмотрение теоретических основ организации перевозок как логистической функции, выполняемой на условиях логистического аутсорсинга;
• представление общей характеристики компании ООО "Мейджик Транс" и изучение экономических, правовых и организационных основ деятельности компании;
• проведение анализа функционирования и тенденций развития организации ООО "Мейджик Транс" как логистического посредника; оценка конкурентоспособности компании;
• разработка предложений по улучшению организации перевозок организации в ООО "Мейджик Транс" с социально-экономической оценкой предложенных рекомендаций.
Таким образом, дипломный проект представляет собой исследование организации перевозок на примере ООО "Мейджик Транс", и содержит рекомендации по её совершенствованию, описываются конкретные мероприятия по повышению конкурентоспособности компании.
Практическая ценность дипломного проекта заключается в том, что он может служить практическим пособием руководителям транспортных компаний, а также послужить базой для дальнейшей разработки и исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ С УЧАСТИЕМ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОСРЕДНИКОВ
1.1 Роль и место логистических посредников в системах доставки грузов
Посредник – это партнёр, способствующий установлению деловых связей между производителями продукции и потребителями, с целью передачи товаров и прав на них. [6, стр.45]
Функции посредников можно разделить на три группы:
- обмена (купли-продажи), относящиеся к базовым функциям логистики;
- физического распределения, относящиеся к ключевым функциям логистики;
- специализированные (стандартизации качества, финансирования, информационной поддержки, страхования и т.п.), относящиеся к поддерживающим функциям логистики.
В процессах обмена товаров посредниками являются торговые организации, осуществляющие оптовые закупки, а также лизинговые компании, агенты, брокеры и иные юридические и физические лица, которые заключают многочисленные сделки купли-продажи и выполняют базовые функции логистики. Можно обозначить, что данные посредники занимают центральное место среди логистических посредников в распределении. [5, стр.168]
Торговые посредники кроме базовых функций непосредственного обмена товара могут также выполнять другие ключевые функции физического распределения, такие как транспортировка, экспедирование, грузопереработка и т.п.; а также специализированные поддерживающие функции, такие как страхование, кредитно-финансовое обслуживание, консалтинг, и т.п. Такие посредники относятся к широкофункциональным посредникам как выполняющим широкий круг логистических функций.
Тем не менее, большинство операций физического распределения осуществляется посредниками, выполняющими узкий круг функций физического распределения. Такие посредники относятся к узкофункциональным – специализированные транспортные компании, транспортно-экспедиторские организации, склады общего пользования, грузовые терминалы, организации, занимающиеся сортировкой и упаковкой продукции, таможенные брокеры, агенты и т.п. [12, стр.35]
Среди посредников, осуществляющих поддерживающие функции, можно назвать:
А) организации и учреждения финансового сервиса (банки, финансовые компании, страховые компании, клиринговые и расчетные центры);
Б) организации информационного сервиса (информационно-диспетчерские центры, организации связи и телекоммуникаций);
В) учреждения стандартизации и сертификации, лицензирования, санитарного контроля, а также являющиеся специализированными логистическими посредниками, выполняющими узкоспециальные функции. [14, стр.156]
Некоторые посредники в своей практике выполняют все или большую часть логистических функций, становясь интегрированными логистическими посредниками. Такие посредники являются логистическими операторами, логистическими провайдерами, провайдерами комплексных логистических услуг.
Кроме крупных посредников, выполняющих в логистических сетях и каналах распределения основную часть операций, существуют также менее заметные участники, играющие вспомогательные, но важные роли. Так, например, в международных логистических сетях при проведении определённых операций таким посредником может выступать переводчик.
Благодаря посредникам вся логистическая система функционирует лучше, они появляются и действуют там, где возникают нестыковки основных участников канала.
В каналах распределительной логистики действуют различные посредники. Рассмотрим каждый из пяти каналов. [15, стр.16]
В канале принадлежности самыми распространенными посредниками являются банки, лизинговые или кредитно-финансовые компании, которые могут принять товары (право собственности на товары) во временное или частичное владение в ходе выполняемой операции.
В информационном канале предприятия и организации часто обращаются к брокеру – посреднику между продавцом и покупателем, работающему на бирже. Товары народного потребления часто продаются через брокеров. При заключении контракта с водителем автомашины на перевозку груза также часто пользуются услугами брокера, так как водитель считает для себя более выгодным проводить время в пути, а не терять его на переговоры в попытках найти следующий заказ на транспортировку. Поэтому разумнее поручить брокеру поиск заказа, а затем отдать ему разумный процент от суммы заказа. [16, стр.103]
Посредники в канале финансирования – это, как правило, банки, которые предоставляют кредит, необходимый для совершения сделки. В ситуациях, когда договор нужно застраховать, посредниками выступают страховые компании. Иногда для проверки некоторой информации приглашают бухгалтеров или аудиторов, которые также выступают в роли посредников.
Посредники в канале продвижения – это юридические или физические лица осуществляющие проведение рекламных кампаний и другие действия в этой области. К ним относятся организации, которые проектируют, создают и транспортируют выставочные образцы для показа на ярмарках и выставках-продажах. Рекламные агентства занимаются подготовкой и размещением рекламных материалов в средствах массовой информации. [18, стр.154]
В таких ситуациях организации часто прибегают к услугам агентств по связям с общественностью. Но подобная рекламная деятельность посредников должна координироваться с общей маркетинговой политикой организации.
В канале товародвижения существует множество посредников – с широким и узким диапазоном функций. Одним из самых распространенных среди узкофункциональных посредников являются экспедиционные агентства, организующие перевозки отдельных партий грузов. В его функции входит сбор и объединение небольших партий товаров в большие, а затем доставка их в вагонах или автомашинах к месту назначения.
При формировании канала распределения товара ставится важный вопрос о структуре канала, то есть о числе уровней канала и конкретном составе его участников. При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников. Чаще всего посредников классифицируют по сочетанию двух признаков: от чьего имени работает посредник и за чей счёт посредник ведёт свои операции. Исходя из этого следует выделять два типа посредников: [17, стр.253]
- зависимые – оказывающие содействие в распределении продукции изготовителю (продавцу), но не получающие права собственности на эту продукцию;
- независимые – участвующие в распределении продукции изготовителя как собственники этой продукции.
Независимые организации участвуют в процессе распределения продукции изготовителя от своего имени и за свой счёт, приобретая тем самым право собственности на реализуемую продукцию. В свою очередь, в этой группе можно выделить следующих посредников:
- выступающих по отношению к изготовителю (продавцу) покупателями, приобретающими его продукцию на основе договора купли-продажи. Они становятся собственниками этой продукции и могут в дальнейшем реализовать её по своему усмотрению на любом товарном рынке и по любой цене. [29, стр.116]
Также посредников можно классифицировать по источникам их финансовых средств и виду осуществляемого ими представительства:
А) дилер – проводит операции от своего имени за собственный счёё, приобретает товар у производителя по договору с передачей прав собственности; после оплаты товара отношения с производителем прекращаются до заключения нового договора; это, как правило, оптовые посредники, приближённые к потребителю. [30, стр.18]
Б) дистрибьютор – производит операции от имени производителя за собственный счёт; по договору приобретается не товар, а право продажи товара в течение оговорённого срока в пределах конкретного региона; дистрибьюторы, как и дилеры, являются оптовыми посредниками.
В) комиссионер – проводит операции от своего имени за счёт производителя; производитель сохраняет права на товар вплоть до оплаты его покупателем; комиссионеры получают товар от производителя по договору комиссии.
Г) агент – производит операции от имени и за счёт производителя и является служащим производителя; агент – это представитель третьего лица, работающий по договору агентирования. [27, стр.13]
Д) брокер – выполняет отдельные поручения производителя на основе разовых договорённостей; не владеет и не распоряжается товаром, производит операции за счёт производителя; деятельность брокера заключается в том, чтобы свести агентов различных звеньев канала распределения; чаще всего брокеры специализируются на биржевых и аукционных сделках. [35, стр.168]
1.2 Факторы эффективности деятельности логистических посредников при выполнении перевозок грузов
Многие зарубежные компании в течение уже длительного периода времени нанимают для оказания услуг по выполнению непрофильных для них функций сторонние организации. [39, стр.16]
Подобная схема носит название "аутсорсинг". Она означает привлечение на возмездной основе третьей стороны с целью выполнения задач, которые стоят перед компанией. Аутсорсинг помогает бизнесу быть более гибким, что позволяет ему получать хорошую прибыль. Логистические услуги На сегодняшний день существуют организации, которые предлагают выполнение широкого спектра операций, связанных с хранением, приобретением и перевозкой товаров. Среди них: складская логистика, производящая обработку, хранение и дистрибуцию грузов; логистика перевозок, призванная удовлетворить потребности компаний, у которых отсутствует собственный парк машин, в перевозке грузов; таможенная логистика, представляющая собой помощь в сертификации и таможенной очистке грузов. [37, стр.168]
На сегодняшний день услуги логистических компаний уже переросли уровень 2PL, предлагаемый небольшими провайдерами по выполнению простейших операций в сфере транспортных и складских услуг, а именно по хранению или перевозке грузов.
Современная логистическая компания - это организация, находящаяся на 3PL-уровне. То есть она придерживается схемы, в которой выступает третьей стороной в сделках между покупателями и поставщиками, предоставляя полнейший комплекс сервисов, позволяющих обработать груз. Сфера деятельности Логистика является наукой о контроле, управлении и планировании перемещения ресурсов и товаров. Основными целями данного направления являются: разработка процессов инфраструктуры товарооборотов, начиная от производителя сырья и материалов к производителю из этих ресурсов товаров, а далее - от компании, выпустившей продукцию, до конечного потребителя; формирование и постоянное поддержание на должном уровне функционирования общей системы обращения товаров; осуществление управления запасами; оптимизация и рационализация процесса перемещения грузов, а также производства и сбыта готовой продукции. [51, стр.156]
В менеджменте понятие логистики рассматривается при разработке стратегии управления закупками и перевозками, хранением и продажами, финансовыми и информационными потоками. Основной объект этой дисциплины – непосредственный процесс перемещения грузов, ресурсов и товаров. [55, стр.165]
Из этого вытекает и одна из основных задач логистики, которая заключается в использовании эффективных способов и методик, а также форм управления информацией и потоками товаров, сформированных благодаря проведенному предварительно анализу причинно-следственных связей в цепочке товарооборота. Стоит отметить, что логистика получила свое начало благодаря военной сфере. Именно там в первую очередь была необходима отлаженная работа промышленности и транспорта для достижения поставленных целей.
Тогда и появилась первая логистическая компания в нашей стране. И только после подобная система управления была заимствована бизнесом, что оказалось весьма эффективным для него.
Логистическая компания – это организация, предлагающая своим партнерам следующее: [50, стр.105]
• Оптимизацию логистических затрат.
• Сопровождение перемещаемых грузов представителями компании.
• Осуществление мониторинга передвижения товаров.
• Сертификацию и таможенную очистку грузов.
• Складскую обработку и последующее хранение материальных ценностей.
• Экспертные и консалтинговые услуги.
Логистическая компания – это надежный помощник бизнеса, который позволит предприятию совершенно легально сократить затраты на производство товаров благодаря оптимизации материальных потоков. Это происходит благодаря выбору оптимальных маршрутов, которые наиболее эффективны с точки зрения сроков и тарифов, а также в связи со снижением складских и таможенных издержек. [47, стр.145]
Логистическая компания - это организация, которая позволяет сэкономить значительные суммы на содержание собственного подразделения, выполняющего подобные функции. Кроме того, с ее помощью можно гибко перестраивать политику поставки, быстро реагируя на изменяющиеся требования рынка.
Логистическая компания создает собственную инфраструктуру, завязывает тесные деловые отношения с административными службами заказчика и с перевозчиками. Благодаря этому клиентам предоставляется механизм оптимизации и построения всех цепочек перемещения грузов. Весьма очевидным является преимущество, когда за дело берется логистическая компания.
Предприятие-заказчик получает значительный выигрыш не только по стоимости услуг, но и по срокам доставки своего груза. Как видим, бизнес-логистика решает обширный перечень задач. Они касаются практически всех сфер деятельности предприятия, не охватывая лишь вопросы бухгалтерии и кадров.
Стоит иметь в виду, что подобные подразделения предприятия потребуют немалых дополнительных средств на содержание. Исходя из существующей практики, можно сделать однозначный вывод о том, что подобные отделы не всегда способны продемонстрировать необходимый уровень эффективности своей работы. Главное преимущество логистической компании заключается в том, что она реально позволяет повысить продуктивность товарооборота предприятия и его производительность. [49, стр.163]
Многие организации, видя бессмысленность существования собственных отделов, привлекают к сотрудничеству именно сторонние организации, которые: позволяют расширить рынок сбыта, выводя готовую продукцию заказчика на международный уровень; организуют процессы транспортировки мелких и крупных партий товара, специфических и опасных грузов, требующих особых условий перевозки; позволяют снизить себестоимость товара.
Для начала работы с логистической компанией необходимо заключить договор, в котором должны быть указаны: объемы и спектры предоставляемых услуг; ответственность обеих договаривающихся сторон; особенности оформления документов, сопровождающих груз; размер вознаграждения, а также способы и порядок уплаты услуг компании; собственность на товар.
На сегодняшний день в России открыли свой бизнес и работают множество логистических организаций. [42, стр.3]
Для выбора следует руководствоваться следующими правилами: Услугами, которые предоставляет транспортно-логистическая компания, стоит воспользоваться в большинстве случаев.
Исключение могут составлять ситуации, когда предприятие имеет собственный большой автопарк. В таком случае следует дать предварительную оценку варианту привлечения сторонней организации. Но даже и в такой ситуации существенную роль будет играть «эффект масштаба». [45, стр.112]
Ведь транспортно-логистическая компания осуществит перевозки быстро и сделает это дешевле. Она позволит сэкономить финансовые средства в связи со своими оптовыми закупками бензина, а также низкими заратами на техническом обслуживании транспортных средств, так как имеет свои мастерские или пользуется значительными скидками как постоянный клиент в сторонних ремонтных организациях.
При предоставлении услуг таможенного брокера отнестись к выбору логистической компании нужно будет максимально серьезно. Ведь ошибки, допущенные при декларировании, порой имеют отрицательный отложенный эффект. [22, стр.13]
Определим ранги важности, основываясь на шкалы отношений (таблица 1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиев Э.А. Международно-правовые правила автомобильных сообщений и перевозок //Транспортное право, 2015, N 4
2. Альбеков А.У. Логистика коммерции / Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. – Ростов - на -Дону: Феникс, 2016. 512 с.
3. Аникина Б.А. Логистика в вопросах и ответах. – М: ИНФРА-М, 2012.
4. Багиев Р.Е. Комплексная оценка качества транспортных услуг в международных смешанных перевозках. Автореферат. СПбГУЭиФ, 2010.
5. Бауэрсокс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: пер. с англ./ Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.- М: Олимп-Бизнес,2018. 635 с.
6. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 6-е издание, переработанное и дополненное, «Юристъ», 2015
7. Бочарников В.П., Свешников СВ. Основы моделирования и решения экспертно-аналитических задач.- К.:Эльга-Ника¬ центр, 2012. 296с
8. Воздушный кодекс Российской Федерации
9. Гаджинский А. М. Логистика. 6-е издание. Переработанное и дополненное. – М.: Дрофа, 2011.
10. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.: Юркнига, 2006. 432с.
11. Дмитриев С.А. Некоторые вопросы по информационному обеспечению в области транспортной безопасности //Транспортное право, 2018, N 2
12. Домнина С.В. Опыт работы транспортно-экспедиционных фирм за рубежом, их роль в организации логистических систем. – М.: ЮНИТИ 2015.
13. Егоров Н.С. Управление конкурентоспособностью предприятия. М.: ПроСофт-М, 2017. 170с
14. Ершов В.А. Международные грузоперевозки: справочник для импортеров и экспортеров. // ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016
15. 3еркалов Д.В. Международные перевозки. Терминология. - Киев.: Инита, 2014. 512 с
16. Зеркалов Д.В. Организация международных автомобильных перевозок. Справочник. Серия: Внешеэкономическая деятельность. К.: Дакор, 2017. 406 с.
17. Зеркалов Д.В. Транспортное обеспечение международной торговли. Справочник. Серия: Внешеэкономическая деятельность. - К.: Дакор, 2017. 532 с.
18. Зеркалов Д. В., Тимощук Е.Н. Международные перевозки грузов. Учебное пособие. Киев «Основа», 2018. 524 с.
19. Каточков В.М. Эффективность логистического управления коммерческой деятельностью промышленного предприятия// Вестник ЮУрГУ: Рынок: теория и практика. – Челябинск, 2005. Вып.1. № 5(45) с. 144-151.
20. Каточков В.М. Вопросы теории логистики в аспекте взаимодействия потоковых процессов// Проблемы современной экономики. СПб.,2005. №6. с. 76-83.
21. Киршина М.В. Коммерческая логистика. – М.: Изд-во ЗАО «Центр экономики и маркетинга», 2016.
22. Ковалева Н. Транспорт под контролем // ЭЖ-Юрист, 2017, N 34
23. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
24. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
25. Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
26. Кретов И.И. Логистика во внешнеторговой деятельности: учебно-практическое пособие/ Кретов И.И., Садченко К.В.- М: ДИС, 2017
27. Кулешов В.В. Заключение договора транспортной экспедиции и экспедиторские документы// Транспортное право, N 2, 2018.
28. Курганов В.М. Логистические транспортные потоки: учебно-практическое пособие. М: Дашков и К, 2015. 252 с
29. Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. 4-е изд., переработанное и дополненное. - СПб.: Издательство «Модуль», 2016
30. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений/ Гаджинский А.М. – 6-е изд., перераб. и доп. – М: Дашков и К, 2016. 408с
31. Маликов О.Б. Деловая логистика. – СПб: Политехника, 2013.
32. Маркова О.В. Место и роль логистики в системе управления (обзорные лекции) ВуиТ – Тольятти: Издательство ТолПИ, 2018.
33. Мате Э., Тиксье Д. Логистика/ Пер.с франц. под ред. Н.В.Куприенко. М: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2013. 128с.
34. Митенкова Л.А. Экономическая роль государства в повышении эффективности логистических систем в России: научный сборник. Саратов, 2017.
35. Международное частное право: Учебник ./ Под. ред. Г. К. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. 688 с.
36. Модели и методы теории логистики: Учебное пособие. 3-е изд. / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2017
37. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика. Учебник. – М.: Юнити, 2015
38. Николайчук В. Е. Логистика в сфере распределения. – СПб: Питер, 2011.
39. Основные свойства и характеристики интермодальных транспортных систем // Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении.- Сборник научных трудов под. Ред. Соколова Д.В. СПб.: СПбГУЭФ. 2000
40. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. 180с
41. Постановление Правительства РФ N 89 от 16.02.2017 «Об утверждении Правил выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам»
42. Постановление Правительства РФ N 730 от 16.10.2001 (ред. от 23.11.2018) «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»
43. Приказ Минтранса РФ N 3от 09.01.1997 (ред. от 17.06.2003) «Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Российской Федерации»
44. Приказ Минтранса РФ N 73 от 30.09.1999 «О порядке выдачи лицензий на перевозки автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении»
45. Промыслов Б.Д., Жученко И.А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками: Проблемы, поиски, решения. – М.: Инфра-М, 2018.
46. Резер С.М. Логистика экспедирования грузовых перевозок. Минск. 2013. 472 с.
47. Сарафанова Е.В. Международные перевозки: основные положения. Уч. пособие – М.; Ролстов-на Дону: МарТ, 2015. 235 с.
48. Семенов В.М., Володина Е.В. Эффективность логистических систем. – Курган: КГУ, 2016.
49. Семененко А.И. Введение в теорию обоснования логистических решений СПб: СПбГУЭФ, 2012.
50. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. СПб: Политехника, 2017.
51. Сергеев В.М. Логистика в бизнесе. – М.: Инфра-М, 2015.
52. Сергеев В.И., Григорьев М.Н, Уваров С. А. Логистика: информационные системы и технологии, Учебно-практическое пособие. – М.: Юнити, 2018.
53. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020г., - М., Минтранс РФ, 2015. 77 с.
54. Федоренко А.Н. Методы обоснования инвестиционных решений в логистике// «Логинфо», вып.22, 2017. с.46-58
55. Харальд Фирон, Майкл Линдерс. Управление снабжением и запасами. Логистика / Пер. с англ. – СПб: Полигон, 2016.