Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процесс исследования деятельности элит на протяжении последнего столетия оставался актуальным. Объясняется это тем, что элиты являются сегодня не только социальной реальностью, объективно существующей и функционирующей, но и тем, что именно они определяют экономические, социальные, культурные и т. п. общественные отношения.
Именно элиты, как региональные, так и федеральные распределяют ресурсы (материальные, природные, культурны и др.), принимают управленческие решения, влияющие на социально-экономический механизм формирования, функционирования в области принятия управленческих решений.
Значимость элит состоит и в основной задаче – реализации разумных потребностей всей общественной системы, отдельных подструктур и уровней, гарантируя стабильность в развитии. Именно элиты должны обеспечить результативное функционирование и рационально организованную управленческую систему власти на всех уровнях общественной системы.
Проблема элит активизируется в условиях происходящих в настоящее время российском обществе трансформационных процессов, когда происходит значимое изменение как самих определяющих характеристик и функциональных особенностей элиты, так и типов её функционирования, процессов ее существования и формирования.
Следует отметить, что исследование изменений, действующих в теории и практике жизнедеятельности элитных групп, затруднительно без исследования исторического пути их деятельности. В данном аспекте требуется сосредоточение на накопленном богатейшем идейно-политическом наследии, запечатленном выдающимися исследователями политической и социологической науки. Бесспорно, что данный опыт и наследие на сегодняшнем этапе бесценны, т. к. теоретико-методологические, теоретические и практические предложения будут необходимы в разрешении возникающих вопросов управления и прогнозирования настоящего и будущего этапа общественного развития.
В данном аспекте, а именно для прогнозирования пути общественных трансформаций надлежит во всем объеме изучить весь комплекс вопросов, сопряженных с политической элитой, своеобразными, присущими только ей, теоретическими и практическими методами и путями её формирования и функционирования.
Актуальность представленной темы вызвана также сложившейся в научной среде ситуацией, когда в течение относительно короткого исторического периода были пересмотрены основополагающие концептуальные теории и модели.
Степень научной разработанности. Анализ исследованных материалов показал, что целесообразно разделить работы на несколько групп. В первую необходимо включить источники. А именно работы В. Парето и Г. Моска , а также оказавших влияние на их исследования труды К. Маркса и Н. Макиавелли .
Вторую группу составили труды отечественных исследователей. Среди них можно отметить К. Володина, С. Елина, Л. Итиуридзе, П. Рахшмир, А. Сковикова, Д. Замятина, Д. Кукарникова и др.
Отдельно следует отметить исследования Г. Ашина и Г. Кашина , в которых комплексно рассматриваются идеи теории элит от их основоположников до настоящего времени.
В третью группу мы включили работы зарубежных авторов. Среди них отметим Э. Альбертони, А. Бьянчи. Р. Коха, Я. Пакульски, Я. Василевски, М. Лопез, и др.
Несмотря на довольно значительный объем материалов, можно отметить, что сравнительный анализ концепций Г. Моска и В. Парето остается актуальным и недостаточно изученным в отечественной среде.
Целью работы является cравнительный анализ политико-социологических концепций В. Парето и Г. Моска.
К задачам работы следует отнести:
- рассмотреть интеллектуальную историю В. Парето;
- проанализировать концепцию элиты В. Парето;
- охарактеризовать интеллектуальную историю Г. Моска;
- рассмотреть концепцию «правящего класса» Г. Моска;
- дать сравнительный анализ концепций В. Парето и Г. Моска.
Объект исследования – теоретическое наследие, основателей элитологии В. Парето и Г. Моска.
Предмет исследования – заключается в том, чтобы показать динамику научных воззрений В. Парето и Г. Моски. А также сравнить их друг с другом, как по теоретическому содержанию, так и по историческому значению.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.
ГЛАВА 1 КОНЦЕПЦИЯ В. ПАРЕТО
1.1. Интеллектуальная история Парето
Вильфредо Фредерико Дамасо Парето считается одним из классиков и основоположников теории элит. На его взгляды на начальном этапе оказали значительное идеи его отца. Рафаэль Парето был маркизом, затем произведен в бароны, однако придерживался либеральных взглядов.
Вильфредо Парето закончил Политехнический институт в г. Турине и на следующий год начал карьеру в качестве инженера . Тема его выпускной работы стала «Основные принципы равновесия твердых тел» . Имея возможность путешествовать по Европе, он ознакомился с различными видами и методами ведения экономики и хозяйства, образом жизни и поведением людей .
Следуя либеральным взглядам и критикуя правительство, В. Парето попытался начать серьезную политическую карьеру, однако проиграл выборы кандидатов в депутаты парламента .
Критика итальянского правительства, публикации и публичные выступления В. Парето привели его к близкому знакомству с экономистом Маффео Панталеони. Эта ассоциация привела к интересу Парето к непосредственному и глубокому изучению экономики. Его репутация принесла ему назначение в 1893 году на престижную должность профессора политической экономии в Лозаннском университете.
На этой должности В. Парето сменил другого известного экономиста Л. Вальраса. В 1894 году В. Парето опубликовал свою первую заметную работу «Cours d'économie politique» («Курс политической экономии»), которая вызвала множество комментариев и откликов у других экономистов .
В 1906 году была опубликована вторая фундаментальная работа В. Парето по экономике - «Учебник по политической экономии». Он сделал наблюдение о том, что примерно 20% населения владеют 80% собственности .
Выдвинутая В. Парето идея распределения доходов получила известность как «закон Парето». Он считал, что распределение доходов в обществе остается в основном неизменным, независимо от того, в какой стране или в какой исторической эпохе находится данное общество. Его «закон» определяет постоянную зависимость величины дохода и доли населения, его получающих . Этот же закон получил название принцип 80 на 20 (80/20) . Этот принцип распространяется на все общества . Более того, он применим и для оценки самых разнообразных дел и проектов . При этом, В. Парето, будучи в первую очередь математиком, вывел дальнейшие соотношения, например, 10% населения должны обладать 65% богатства, а на 5% населения будет приходиться около 50% всех ресурсов .
В этой же работе В. Парето уделяет значительное внимание идеям социального устройства и развития, рассматривая их как часть экономической жизнедеятельности. Он обосновывает положения, касающиеся теории элит, их циркуляции .
В. Парето в 1911 году опубликовал статью «Математическая экономика» во французской «Энциклопедии математических наук», которая считается третьей основополагающей работой этого выдающегося ученого по экономике .
Одной из наиболее знаменитых экономических идей В. Парето стала разработка критериев оптимального распределения ресурсов, которая получила название «оптимум Парето». Согласно этой идее, можно говорить о достижении наиболее приемлемого уровня благосостояния общества только в том случае, если улучшить положение любого субъекта хозяйственной деятельности невозможно без одновременного ухудшения уровня благосостояния любого другого или других. Эти идеи стали в 20 веке применяться в разработке социально-ориентированных рыночных экономик развитых стран .
По-прежнему находясь в оппозиции правительству, он подвергал разнообразной критике набравшие популярность социалистические идеи. Учение К. Маркса он отмечал прежде всего за обоснование зависимости экономических и социальных явлений.
В 1893 году В. Парето написал предисловие к дайджесту «Капитала» К. Маркса, а позднее, в 1902-1903 годах опубликовал работу «Социалистические системы» . Он предложил собственную классификацию этих систем, разделив их на «реальные», то есть имевшие место в истории или предлагавшие реалистичные модели хозяйствования на основе идей коллективизма, и «идеальные», которые можно отнести к разряду утопий. Он сделал вывод, что социалистические идеи по существу не противоречат на практике новому торжеству элит.
В. Парето приводил в пример набравший популярность «Манифест Коммунистической партии» как показатель того, что идеи марксизма ничем не отличаются от идей предыдущих поколений революционеров: «все до сих пор происходившие движения были движениями меньшинства или совершались в интересах меньшинства. Пролетарское движение есть самостоятельное движение огромного большинства в интересах огромного большинства». В то же время, «цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя» .
В публичную полемику с В. Парето посредством статей вступает П. Лафарг. В. Парето упоминает Ф. Энгельс, называя его «шарлатаном из буржуазных экономистов» .
В своих трудах по экономике В. Парето анализировал поведение индивидов с точки зрения рациональности. Он пришел к выводу, что теоретические обоснования рационального поведения далеко не всегда соответствуют поведению в реальной жизни. Это можно объяснить исходя из нелогичности и иррациональности людей. А поскольку экономическая наука изучает только рациональное поведение, необходимо обратиться к социологии.
В 1907 году он начал писать свою самую известную и весьма влиятельную работу «Трактат по социологии»; он завершил его в 1912 году и опубликовал в 1916 году. Свои социологические идеи он рассматривал с позиций классического позитивизма, стремясь создать исключительно экспериментальную социологию, подобную химии или физике .
Постепенная переоценка ценностей привела В. Парето к новой аргументации критики либерального итальянского режима, предшествовавшего фашизму Б. Муссолини. В. Парето полагал, что движение Б. Муссолини может предотвратить катастрофу в Италии на фоне экономического истощения и потерь после Первой мировой войны. В. Парето не разделял идеологию фашизма, точно также как ранее он критиковал итальянское правительство или социалистические идеи. Одобряя в целом тоталитарную форму правления, он считал подходящим наиболее мягкие ее варианты.
На позднем этапе своей жизни В. Парето выдвинул идею равновесной системы общества. Он обосновывал, что на общественную систему влияет комплекс взаимозависимых факторов. Системный подход В. Парето оказал влияние американского исследователя Т. Парсонса и его концепцию структурного функционализма.
В 1921 году вышел в свет последний труд В. Парето – «Трансформация демократии». Данная работа носит больше прикладной характер. В ней рассматриваются практические примеры, отражающие основные идеи концепции В. Парето. Анализируя положение в современной ему Италии и Европе, он делает выводы о происходящей смене элит.
Таким образом, научные труды В. Парето можно разделить на более ранний этап, когда основное внимание уделялось экономическим исследованиям, и более поздний период, в который важнейшие работы относились к сфере социологии.
Следуя своим научным идеям, от поддержки либерализма он перешел к критике и демократии, и марксизма, и социалистических идей в целом. При этом, с самого начала и практически до конца своей жизни он подвергал аргументированной критике все итальянские правительства. Выражая определенное сочувствие Б. Муссолини, он, тем не менее, не разделял его взгляды. Наиболее известной идеей В. Парето стала теория элит.
1.2. Концепция элиты В. Парето
Исходным постулатом теории В. Парето стало представление об обществе как единой системе, каждый из элементов которой выполняет свои функции. Он полагал, что «фундаментальным социальным законом является закон «социальной гетерогенности», внутренней дифференцированности, сердцевиной которого является противопоставление массы управляемых индивидов небольшому числу управляющих» , или элиты. Элита определяет основные общественные процессы, его динамику.
Возможности элиты предопределены не только тем, что они представляют собой высший по тем или иным параметрам слой общества, но и тем, что индивиды не всегда способны действовать рационально. Он выделял «логические» и «нелогические» действия.
«Нелогическое действие», с точки зрения В. Парето, более распространены среди индивидуумов. Логические действия встречаются реже. А разница между ними определяется в соотношении между целью и средствами. Анализируя поступки людей, можно, исходя из цели поступка и средств, выбранных для достижения цели, сделать вывод о логическом или нелогическом действии.
При этом, мнение индивида о цели и средстве и социолога- наблюдателя могут расходиться. Индивид относится к оценке своего действия субъективно, он находится «внутри ситуации», а наблюдатель более объективен, он не вовлечен в процесс, обладает относительно большими знаниями. Логическими можно называть такие действия, в которых субъективное мнение индивида совпадает с объективной оценкой.
К нелогическим действиям можно отнести и такие, при которых выбираются неправильные средства, но субъективно и объективно цели совпадают. В. Парето приводил в качестве примера действия революционеров. Они ставят логическую цель – установить более справедливый строй, однако выбирают средства, которые приводят к ухудшению ситуации.
Выявляя нелогические действия как основанные на иррациональных чувствах и инстинктах, В. Парето советовал политикам извлекать выгоду из чувств и предубеждений других .
В 1916 году был опубликован его главный труд по социологии – «Трактат по общей социологии» («Trattato di sociologia generale»). В нем В. Парето изложил основные идеи касательно теории элит.
В. Парето утверждал, что общество разделяется на два слоя или страты. Низшая страта, или неэлита, возможности которой ограничены влиянием на правительство, и высшая страта, или элита. Последняя разделяется на две части, правящую элиту и неправящую элиту, или контрэлиту. В. Парето отмечает, что к элите необходимо относить тех, кто получает наивысшие результаты в своей области, при этом границы между элитой и не-элитой нечеткие.
Для определения элиты В. Парето действует в духе позитивизма и использует статистический метод. В любой социальной группе имеются те, кто лучше или хуже справляется со своими задачами. Если в любой сфере оценивать способности индивида по шкале от 10 до 0, давая 10 баллов тем, наилучшим образом делает свое дело, то выделенная совокупность образует социальную группу, которая может быть обозначена термином элита. К элите относятся те, кто получает наилучшие результаты в сфере финансов или управления, науки или производства .
Хотя В. Парето выделяет широкий спектр индивидов, относящихся к элите в соответствие с достижениями во всех сферах жизнедеятельности общества, приоритетное внимание он уделяет анализу политической элиты, или элиты в узком смысле этого слова .
Неравномерное распределение ценностей в обществе основано в первую очередь на различных природных способностях человека. Эта неравномерность приводит к тому, что правящая элита, составляющая меньшинство, «управляет большинством, прибегая к силе и хитрости, причем оно стремится легитимизировать свою власть, внушая управляемым, что оно выражает интересы общества, что долг массы — подчиняться элите» .
Если правящая элита представляет собой руководящий слой общества, то неправящая элита, или контрэлита, не имеет доступа к власти, однако состоит из индивидов, которые по своим качествам также обладают способностями к управлению обществом. Они могут стать центрами противодействия правящей элите.
Общество пребывает в состоянии социальной динамики и стремится к равновесию. «Процесс колебания системы и прихода ее к «нормальному состоянию» равновесия образует социальный цикл; течение цикла зависит от характера циркуляции элит .
В политической элите следует выделять два типа – «львов» и «лис». Эта типология не является изобретением В. Парето. О «львах» и «лисах» говорил еще Н. Макиавелли: «и раз государю необходимо владеть искусством подражания зверям, он должен избрать из них льва и лисицу, потому что лев не защищён от капканов, а лиса — от волков. Следовательно, нужно быть лисой, чтобы избежать ловушек, и львом, чтобы напугать волков. Те, кто выбирает одного льва, этого не понимают. Благоразумный правитель не может и не должен быть верен обещанию, если это оборачивается против него и исчезли причины, побудившие его дать слово» .
В. Парето рассуждал о «львах и «лисах» применительно к конкретному периоду правления. Первые склонны больше полагаться на силу, вторые на хитрость. Правление «львов» более соответствует тому периоду, когда необходима «жесткая рука» и применение силы. Правление «лис» более эффективно при неустойчивой политической системе, когда возможности полагаться на силу ограничены.
Два типа правящих элит должны последовательно сменять друг друга. Для правления «львов» характерен консерватизм, а также «силовые» методы правления. Отличительный признак правления данного типа элит – стабильная политическая система. Для «лис» характерен манипулятивный способ управления, предусматривающий компромиссы и популизм. В зависимости от исторического этапа развития правление этих двух типов элит чередуется вследствие того, что каждый из них обладает своими преимуществами, востребованными обществом в определенный момент времени.
Общество поддерживает себя в состоянии равновесия тогда, когда происходит соответствующий требованию времени пропорциональный приток в элиту индивидов, относящихся к типу «львов» и «лис».
Сами типы элит и особенности проведения ими политического курса зависят от врожденных психологических установок, которые остаются неизменными. Различия в этих установках формируют деление на два типа элит «львов» и «лис».
Для «львов» характерны забота о сплоченности группы как перманентная психологическая установка. Ярко выраженный национализм является типичным отражением этой установки. В случае угрозы сплоченности, под которой подразумеваются оппозиционные действия или сопротивление их власти, они без колебаний применяют силу.
В целях достижения наибольшей сплоченности «львы» определяют общество через полярные категории: враги-друзья, чужие-свои и т.д. В ряды элиты не имеют шансов пробиться те, кто критически настроены по отношению к решениям власти, а также те, чьи мнения неизвестны. Подобная «узкая интеграция» является закономерной для правления «львов».
Также, в целях сплочения общества «львы» склонны опираться на сильные узы лояльности, персонализацию власти и разработку идеологических основ ее управления, куда обычно входят культ семьи и нации. Персонализация власти подразумевает харизматичность лидера, «доверие» и «веру» как основные компоненты ее легитимности. Действующие правовые нормы, включая конституцию страны, на практике не являются для «львов» обязательными к исполнению.
«Львы» выступают как решительные и последовательные лидеры, в то же время зачастую страдающие от недостатка гибкости и чрезмерной грубости и насилия. Деятельность оппозиции не просто преследуется, но и осуждается исходя из моральных критериев. Они легко становятся «врагами народа» .