Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что экономическая безопасность она предопределяет все без исключения жизненно важные интересы личности, общества и государства, даже не носящие, на первый взгляд, экономического характера.
Экономическая безопасность занимает особенное место в структуре национальной безопасности, представляющей собой весьма сложное социально-государственное явление.
Будучи элементом системы национальной безопасности, экономическая безопасность одновременно с этим составляет базу для формирования и функционирования всех других её структурных составляющих: военной, технологической, продовольственной, экологической безопасности и др.
Период развития Российской Федерации на современном этапе – это поиск максимально устойчивого социально-экономического положения страны в условиях внешнего экономического давления. Это влечет за собой необходимость решения двух весьма сложных и местами противоречивых задач. С одной стороны Россия стремится максимально интегрироваться в глобальное экономической пространство, достичь инвестиционной привлекательности для крупных международных акторов мировой экономики. С другой стороны, наоборот, в условиях непрекращающихся политических нападок и расширяющегося списка санкций, Федерация вынуждена направить огромные силы на достижение самодостаточности народнохозяйственного комплекса. Безусловно, последний пункт не может не вызывать положительных откликов, более того, реальная политика протекционизма, которая направлена на поддержку и защиту отечественного производителя, давно ждала своего часа. Но тут, важно понимать, что в результате вынужденности и срочности необходимых преобразований, неизбежны фундаментальные ошибки, которые могут дать о себе знать в необозримом будущем. И вместо независимого, процветающего и привлекательного экономического пространства, Россия останется на окраине глобальных экономических процессов.
Обеспечение экономической безопасности – это и есть гарантия достижение вышеперечисленных задач, а также условие стабильной и эффективной жизнедеятельности общества.
Важность обеспечения экономической безопасности на региональном уровне в системе национальной безопасности обусловлено федеративной формой государственного устройства нашего государства. Россия – это объединение экономик, поэтому возможность отдельного региона быть динамично развивающейся и стабильной территорией, эффективно противостоять, а по возможности и предотвращать, экономические угрозы, является важным элементом системы обеспечения экономической безопасности страны в целом.
Необходимость изучения обозначенной проблематики подтверждается результатами теоретических разработок и фундаментальных исследований авторов, которые легли в основу методик оценки состояния системы обеспечения экономической безопасности государства, в целом и региона, в частности: Л.И. Абалкин, И.Я. Богданов, Е.М. Бухвальд, Н.Г. Головацкая, С.Ю. Глазьев, Б.В. Губин, А.А. Куклин, А. Логвина, Р.С. Лунев, Ю. Любимцев, В.К. Сенчагов, В.И. Сигов, А.И. Татаркин, Т.Ю. Феофилова и др.
На протяжении последний нескольких лет Правительством Российской Федерации велась активная законотворческая деятельность для систематизация, унификации и усиления обеспечения экономической безопасности регионов страны: разработка перечня показателей и методики оценки эффективности работы органов исполнительной власти.
Основным нормативно-правовым актом, на основе которого будет осуществляться анализ показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ, а именно Калининградской области, является Постановление Правительства от 19 апреля 2018 г. № 472. Именно этот документ содержит интересующие нас положения:
перечень показателей, информацию о значениях которых для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют федеральные органы исполнительной власти и организации;
Методики по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов России в повышении уровня социально-экономического развития региона и оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов страны в достижении высокого темпа экономического потенциала территории.
Объект работы – экономическая безопасность.
Предмет работы – система экономической безопасности на примере Калининградской области.
Цель работы – комплексный анализ основ формирования и обеспечения экономической безопасности Калининградской области.
В связи с целью ставятся задачи:
- рассмотреть сущность экономической безопасности,
- выделить основные элементы системы экономической безопасности,
- проанализировать современное состояние и регулирование экономической безопасности Калининградской области,
- определить угрозы экономической безопасности,
- предложить меры по повышению экономической безопасности области.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Для раскрытия темы были использованы нормативно-правовые акты в области экономического развития России, статистические данные и ресурсы Интернет.
1 Теоретические аспекты изучения экономической безопасности
1.1 Понятие и сущность национальной экономической безопасности
Экономическая безопасность - это состояние защищенности экономики страны от внешних и внутренних угроз.
Цель экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны для удовлетворения социальных и экономических потребностей населения с учетом оптимальных затрат труда и эффективном использовании ресурсов [14, c.55].
Рис.1 – Уровни экономической безопасности [25, c.112]
В качестве главного объекта экономической безопасности выступает экономическая система страны. Рассмотрим данное понятие более подробно.
Любая система представляет собой упорядоченную форму взаимосвязанных элементов, которые влияют друг на друга в рамках этого множества и находятся в постоянном тесном взаимодействии. Она имеет определенную структуру и подчиняется определенным законам.
Таким образом, экономическую систему можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих экономических категорий, которые определяют экономическую структуру общества. Главным образом, любая экономическая система отражает некоторые экономические процессы, на которых основано все функционирование общества, к которым относятся:
производство
распределение
обмен
потребление.
Эти экономические процессы протекают между основными хозяйствующими субъектами, которые, по сути, являются микро - экономическими системами: домашние хозяйства и предприятия.
Рис.2 – Элементы концепции экономической безопасности [22, c.190]
К определению экономической системы можно подходить с учетом разных подходов. Экономическую систему можно рассмотреть и как:
единство людей на определенной территории, объединенных общими экономическими интересами;
исторически определенный способ производства;
все экономические процессы, которые функционируют на основе отношений собственности и под влиянием организационно-правовых норм и законов.
Необходимость обеспечения экономической безопасности национальной системы связана с тем, что экономическая система осуществляет [2, c.128]:
1. производство материальных и нематериальных благ
2. взаимодействие общества и природы, которая выступает часто объектом экономической деятельности
3. регулирование социальной жизни.
Рис.3 – Основные направления государственного регулирования [30, c.182]
В связи с этим функциями перед экономической системой стоит ряд основополагающих задач:
обеспечение жизнедеятельности экономики и ее работоспособности
координация всех видов экономической деятельности
реализация социальных целей на благо общества.
Согласно диалектическому закону, наличие таких противоречивых свойств, как стабильность и изменчивость, и дает возможность любой системе развиваться.
Экономическая безопасность страны подвержена влиянию многих факторов, среди которых встречаются хозяйственные, информационные и административные факторы.
Рис.4 – Критерии оценки экономической безопасности [23, c.172]
К хозяйственным факторам относится состояние материально – технической базы общества, использующей и преобразующей ограниченные ресурсы в конечные продукты и услуги.
Административные факторы включают в себя весь свод юридических прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, а также норм, которые регулируют деятельность, связанную с владением и распоряжением этими ресурсами.
Информационные факторы объединяют в себе все сведения о характере факторов первых двух групп, координируя, таким образом, взаимодействия между субъектами.
В число субъектов, призванных обеспечить экономическую безопасность государства, входят отраслевые министерства и ведомства, налоговые и таможенные службы; банки, биржи, фонды, страховые компании, производители и продавцы продукции, работ и услуг, общества потребителей.
Рис.5 - Типы экономической безопасности [16, с.155]
Таким образом, экономическая безопасность страны поддерживает необходимый уровень развития экономики с учетом различных внутренних и внешних угроз, к которым можно отнести потерю государственного управления экономикой; нарушение межотраслевого баланса народного хозяйства; разрушение денежной и финансово-кредитной систем; рост внешнего долга; развал производства и т.д.
Экономическая безопасность страны достигается за счет обеспечения ее устойчивого экономического развития.
Стабильное состояние государства зависит от его экономического развития. Этот процесс многоплановый и охватывает множество систем. Каждая страна создает свою модель экономики, на которую опирается в усовершенствовании финансовой системы. Несмотря на собственные разработки, эти модели схожи и имеют общие закономерности.
Экономическое развитие – это положительный признак уровня экономики в контексте расширенного производства и постепенного улучшения качества, производительных сил и различных сфер общества. Помимо этого, экономическое развитие представляет собой формирование отношений в обществе. Оно происходит в устоявшихся условиях системы экономики и процесса, при котором распределяются материальные блага [12, c.114].
Впервые об экономическом развитии заговорили в 1911 году. Шумпетер написал книгу «Теория экономического развития», где помимо основных положений и классификаций, указал расхождение между понятиями «развитие» и «рост экономики». Рост экономики направлен на подъем количественных показателей, а вот развитие указывает на положительное движение в изменении качества, новшеств и производства.
Характер и динамика экономического развития страны являются предметом пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы и структурные изменения происходят в национальной экономике, зависит многое в жизни страны и ее перспективах.
Экономическое развитие общества — многоплановый процесс, охватывающий все сферы экономической деятельности. Показатели динамики экономического развития многочисленны, основным из них является ВВП/НД на душу населения.
В связи с трудностями измерения процесса экономического развития чаще всего анализируется экономический рост, т.е. изменение объема производимых в стране товаров и услуг, хотя это лишь один из критериев экономического развития.
Экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и производительности этих факторов. Экономический рост выражается через увеличение потенциального и реального валового национального продукта страны (ВНП), возрастание экономической мощи страны [23, c.87].
Факторы экономического роста являются важнейшей основой общественного воспроизводства в сложившихся условиях хозяйственной системы страны. Экономический рост предполагает как количественное, так и качественное совершенствование общественного продукта за определенный промежуток времени. Наличие экономического роста в стране означает, что экономикой решаются проблемы ограниченности основных ресурсов. К основным факторам обеспечения экономического роста является развитие и увеличение основных факторов производства в стране, к ним относятся трудовые ресурсы, земельные ресурсы и капитал.
К важнейшим ресурсам, обеспечивающим рост экономики, относятся увеличение капитала и развитие финансовых рынков в стране, повышение качества трудовых ресурсов, которые бы обеспечивали модернизацию и инновационный путь развития экономики и улучшение состояния и использования природных ресурсов за счет улучшения системы природопользования, перехода страны на альтернативные источники ресурсов, которые бы обеспечили экономический рост [15, c.201].
Развитие производственного, торгового и ссудного капитала являются одним из главных экономических показателей развития любой страны, поскольку производство, торговля и финансовый рынок – это движущие и определяющие силы любой экономики.
Социально-экономическое развитие подразумевает некую систему, которая включает в себя динамическое развитие процессов производства, обменов, распределений и потреблений материальных и других благ. Из-за того, что социально-экономическая система – это сложная и многофункциональная схема, она содержит множество свойств, учитывая которые, можно охарактеризовать и смоделировать её.
Обеспечение экономической безопасности страны через экономическое развитие включает в себя:
-изменения общественного сознания;
-смена традиций и привычек;
-развитие производства и дохода;
-изменение структуры общества с точки зрения институций, социума и администраций.
Процесс данного развития имеет следующие задачи [17, c.226]:
1.Улучшение показателей уровня дохода, забота о здоровье населения, а также качественное образование.
2.Формирование условий, при которых повышается уровень самоуважения людей, благодаря созданию определенных систем (социальной, экономической, политической и т. д.).
3.Защита экономической свободы граждан.
Таким образом, обеспечение экономической безопасности страны должно стать приоритетом ее экономической политики.
1.2 Основные элементы системы экономической безопасности
Экономическая безопасность государства – это состояние максимально эффективного использования им всех своих ресурсов для сохранения контроля над ними и предотвращения возможных угроз стабильному функционированию государства как в настоящем, так и в будущем.
Экономическая безопасность государства – это многоуровневая структура. Объясняется это очень просто. Государство для обеспечения собственной безопасности должно гарантировать экономическую безопасность каждому гражданину своей страны, общественным организациям и объединениям, предприятиям, отраслям и экономике в целом, отдельным регионам и всей территории страны.
Ввиду этого выделяют такие формы экономической безопасности государства:
-личностная;
-общественная;
-производственная;
-отраслевая;
-региональная;
-национальная (федеральная);
-международная.
Каждый из упомянутых видов отвечает за соблюдение юридических, имущественных, правовых, производственных, финансовых интересов своих субъектов, за разработку государственной стратегии социального и экономического развития.
Экономическая безопасность заключается в определении и защите государственных экономических интересов.
Экономическими интересами государства называется совокупность потребностей, удовлетворение которых может гарантировать существование и прогрессивное развитие человека, объединений людей, общества, государства. Эти интересы могут быть направлены на:
-выживание в данных условиях;
- обеспечение прогрессивного развития;
-обеспечение определенной степени лидерства граждан, общественных формирований и государства в целом.
Поэтому к государственным экономическим интересам относятся:
-обеспечение экономической независимости и суверенитета;
-формирование правового механизма вмешательства государства в регулирование экономики;
-экономическое развитие государства и повышение уровня жизни и благосостояния населения;
-развитие международных экономических отношений;
-формирование, принятие и соблюдение государственной экономической политики.
Национальная безопасность включает такие составляющие, как военная, информационная,
Показать больше