Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного общества предприниматель должен построить свой бизнес настолько ступенчато, чтобы не уступать другим на производственном рынке. Одно из центральных мест в успешном функционировании предприятия принадлежит системе логистики.
Сегодня трудно представить поставку или же покупку товара без логистики, которая присутствует везде, где есть спрос и предложение. Правильно построенная система логистики позволяет компаниям использовать ее как инструмент повышения своей конкурентоспособности, а также снижать затраты и повышать доходность активов компании.
Основной приоритет для эффективного развития субъекта хозяйствования - поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения в целях увеличения прибыли предприятия и роста качества, оказания комплекса услуг потребителю. Поэтому в условиях развития рыночных отношений принцип слагаемых расчёта, выгоды и потребителей ведёт к росту важности именно логистики. Именно этим объясняется актуальность темы исследования.
Логистика - это не только транспортировка и складирование, это понятие шире. Оно включает в себя и такие логистические операции, как закупка, сбыт, управление запасами и другие.
Когда предприятие решает начать производство определенных товаров или предоставление услуг, необходимо позаботиться о том, чтобы обеспечить процесс производства всеми нужными материалами. Приобретение материалов может иметь некоторые проблемы, поскольку требуется искать ресурсы соответствующего качества по приемлемым ценам. Решить такую задачу поможет закупочная логистика.
Логистика необходима для организации грамотного распределения сырья и готовой продукции. Она позволяет оптимизировать ресурсы организации, издержки, а также рационально планировать движение финансовых средств. Многообразие точек зрения на логистическую деятельность предприятий делает актуальным ее исследование.
Объектом данного исследования выступает компания ИП Осипов Илья Олегович. Основным видом деятельности является «Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания». ИП присвоены ИНН 511006926625 и ОГРНИП 314511011200014.
Предметом исследования является управление закупочной деятельностью на предприятии.
Цель работы – выявление проблем управления закупочной деятельностью в компании ИП Осипов Илья Олегович и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических основ системы управления закупками на современном предприятии.
- определение особенностей управления закупками в ИП Осипов Илья Олегович
- разработка программы повышения эффективности закупочной логистики в ИП Осипов Илья Олегович.
Выбор последовательности вышеуказанных задач и структуры работы были сформированы в прямой зависимости от поставленной цели, которая выражается в анализе закупочной деятельности реальной компании.
Для того чтобы провести анализ логистической системы ИП Осипов Илья Олегович была использована следующая документация: договоры с поставщиками и покупателями, годовая бухгалтерская отчетность, а также популярные и актуальные литературные источники.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и приложений.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Понятие, сущность, значение материально-технических ресурсов
Основной приоритет для эффективного развития субъекта хозяйствования - поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения в целях увеличения прибыли предприятия и роста качества, оказания комплекса услуг потребителю. Поэтому в условиях развития рыночных отношений принцип слагаемых расчёта, выгоды и потребителей ведёт к росту важности именно логистики.
В настоящее время логистика широко используется во всем мире. Как считают многие авторы, такие как И.Д. Афанасенко [7, c.13], М.Н. Григорьев [17, c. 15], А.М. Гаджинский [13, c. 21], и др. без решения логистических задач трудно победить в конкурентной борьбе.
Каждый предприниматель знает, что логистика - это важно, и что она должна быть налажена. Логистика актуальна не только для производственных или торговых компаний, но и для абсолютно любых компаний разных отраслей.
Логистика - это не только транспортировка и складирование, это понятие шире. Оно включает в себя и такие логистические операции, как закупка, сбыт, управление запасами и другие.
Когда предприятие решает начать производство определенных товаров или предоставление услуг, необходимо позаботиться о том, чтобы обеспечить процесс производства всеми нужными материалами. Приобретение материалов может иметь некоторые проблемы, поскольку требуется искать ресурсы соответствующего качества по приемлемым ценам. Решить такую задачу поможет закупочная логистика.
Логистика как наука сформировалась лишь к середине XIX века и стала активно применяться в период второй мировой войны, когда необходимо было четкое взаимодействие тыловых и фронтовых снаб-женческих баз и транспорта.
В экономике и предпринимательской деятельности, а также в научной экономической литературе выделяют два направления в логистике:
анализ рынка поставщиков и потребителей;
управление операциями, связанными с товародвижением между поставщиками и производителями, производителями и потребителями.
Однако все предпочитают видеть в логистике больше экономическую сторону, так как в той или иной степени связывают логистику с получением определенной прибыли при других наименьших затратах, причем такая система разрабатывается для каждого отдельного предприятия, в зависимости от вида произведенной продукции или предоставляемых услуг.
Закупочная логистика помогает руководству решить ряд вопросов: что купить, у кого купить и в каком количестве, а также когда купить.
Закупочная логистика – это процесс, направленный на обеспечение потребностей предприятия в необходимых материалах. Такое обеспечение должно достигаться с наиболее максимальной экономической выгодой. Достижение поставленных целей посредством закупочной логистики может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:
соблюдение сроков поставки необходимого сырья.
контроль количества закупаемых материалов и рациональной потребности в них.
обеспечение качества производства и качества товаров.
Закупочная логистика решает задачи установления взаимовыгодных, устойчивых отношений с поставщиками, организации ритмичных поставок высококачественной продукции для ее последующей переработки или продажи [6, c. 64].
Обеспечение производства материальными ресурсами можно разделить на группы:
Традиционное обеспечение. Происходит организация складов, разделяющихся на центральные и склады предприятий-снабженцев. Минусом такой системы является большое количество денежных и трудовых затрат, издержек.
Промежуточное обеспечение. Основывается на заключаемых с фирмами-посредниками договорах. Плюсом подобного процесса является отсутствие необходимости создавать собственные склады, а также организовывать срочные поставки.
Обеспечение, ориентированное на конкретную потребность производства. Этот процесс позволяет четко контролировать процесс закупок в целом и заключать договоры на длительный срок [45, c. 168].
1.2 Организация и планирование логистики снабжения
Чтобы логистика имела результат и эффективность, необходимо составить план закупок, позволяющий решить некоторые виды задач предприятия:
• подсчет потребностей в материальных ресурсах;
• разработка метода закупочной деятельности;
• контроль над ценой при заключении договора;
• мониторинг количества, качества и сроков поставок;
• организация процесса правильного размещения поставленных материалов на складе.
Для того чтобы процедура поставок сырья прошла эффективно, необходимо соблюдать правильную последовательность проводимых мероприятий (рисунок 1):
Установка потребности производства в том или ином сырье.
Подготовка заказа путем составления перечня необходимых материалов.
Выбор надежного поставщика.
Организация переговоров с выбранным поставщиком.
Составление и подписание договоров.
Контроль исполнения условий подписанных договоров.
Рисунок 1 - Процесс эффективной закупки сырья [Составлено автором]
Таким образом, для успешной деятельности каждого предприятия правильная организация закупочной логистики играет важную роль. Она охватывает следующие задачи:
Определение потребностей в ресурсах. Необходимо составить четкое понимание количества внутрифирменных потребителей и качества их потребностей.
Основные критерии выбора закупаемой продукции. Происходит формализация потребностей в товары, которые представлены на рынке.
Анализ рынка. Выявляются основные потенциальные поставщики товаров и услуг, которые необходимы предприятию.
Выбор поставщика. На основе, как правило, создания банка информации обо всех возможных поставщиках товаров или услуг, определяются те поставщики, которые могут максимально эффективно удовлетворить потребности компании.
Создание разнообразных баз данных. Это необходимо для максимально обоснованного принятия решений.
Операции по закупке. Потребитель проводит переговоры с потенциальными поставщиками, выбирает наиболее оптимальный для себя вариант, заключает договор, производит оплату.
Контроль над своевременной поставкой товара. Отслеживается выполнение сроков поставок, производится контроль состояния запасов материальных ресурсов.
Предметом закупочной логистики является покупка конечного продукта с максимально экономической выгодой, с минимальными затратами трудовых ресурсов и в оптимальные сроки. Закупочная логистика направлена на то, чтобы обеспечивать потребности предприятия не только в ресурсах. С ее помощью также осуществляется правильный подбор поставщиков, согласование цен, контроль над заключаемыми договорами, сроками поставок, запасами и прочие моменты.
1.3 Проведение снабжения материально-техническими ресурсами
В закупочной логистике выделяют три основных метода закупок:
Оптовые закупки;
Регулярные закупки мелкими партиями;
Закупки по мере необходимости.
Метод оптовых закупок предполагает поставку материально-технических ресурсов большой партией за один раз. Преимущества этого метода состоят в простоте оформления документации, гарантии поставки полного объема заказа, повышенных торговых скидках. Недостатками метода это необходимость в больших складских площадях и замедленная оборачиваемость капитала.
При регулярных закупках мелкими партиями предприятие заказывает необходимое количество товаров в течение определенного периода времени. Преимущества данного метода в ускорении оборачиваемости капитала и экономии складских помещений.
Метод закупки по мере необходимости похож на регулярную закупку, но отличается приблизительно заказанным количеством, согласованием с покупателем каждой поставки и оплатой только поставленного количества. Преимуществами здесь будут ускорение оборота капитала и отсутствие обязательств в покупке определенного количества [44, , c. 18].
В.С. Лукинский выделяет следующие методы в закупочной логистике (рисунок 2):
Рисунок 2 - Логистические методы управления закупочной деятельностью [Составлено автором на основе: 35, с. 54]
Далее целесообразно рассмотреть предложенные методы более подробно.
Алгоритм выбора поставщика материально-технических ресурсов.
Задачу выбора поставщика можно разделить на несколько этапов (рисунок 3):
Повышение эффективности управленческих решений закупочного процесса не может обойтись без применения более совершенных методов принятия решений в выборе поставщика. В научной и учебной литературе приводятся различные алгоритмы выбора поставщиков [40,c. 33].
определение потребности в ресурсах;
разработка требований к поставщику;
поиск потенциальных поставщиков;
анализ потенциальных поставщиков;
оценка результатов работы с поставщиками.
Рисунок 3 -Этапы выбора поставщика [Составлено автором на основе: 8, с. 97]
В результате выполнения вышеописанных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется. Дальнейшие шаги при выборе поставщика представлены в алгоритме процедуры выбора поставщика на рисунке 4.
Окончательный выбор поставщика осуществляется лицом, принимающим решения в отделе закупок. Выполнив алгоритм по выбору поставщика, руководству предприятия стоит задуматься о том, какую роль поставщик будет играть в дальнейшем развитии производства.
Рисунок 4 - Алгоритм выбора поставщика материально-технических ресурсов [14, с. 163]
Метод прогностики в логистике считается одним из ключевых, с его помощью прогнозируются условия динамики развития различных систем, при этом к принятию решений применяются научно обоснованные подходы. В пределах прогностического метода можно, используя различные подходы, использовать следующие пути:
• анализ и прогнозирование рядов данных, при котором между рядами данных выявляются зависимости;
• экспертные оценки, которые являются субъективными;
• метод исследования причинно-следственных связей [13, с. 131].
Модель «сделать или купить» (Make or Buy) предполагает решение вопроса о самостоятельном производстве необходимых предприятию деталей, комплектующих изделий и т.д. или закупки их из внешних источников.
Основной критерий оптимальности при решении «задачи МОВ» - максимизация прибыли, поэтому для принятия обоснованного решения необходимо сравнить расходы на собственное производство материалов (деталей, изделий) с расходами на их закупку.
В закупочной логистике пользуется популярностью метод АВС, содержание которого состоит в разделении всей номенклатуры материально-технических ресурсов по трем классификационным группам: к группе А относится 20% наиболее ценных объектов, обеспечивающих 80 % результатов (усиленный контроль текущего запаса, затрат на доставку и хранение), к группе В – 30 % объектов, от которых зависит 15 % результатов обычный контроль текущего запаса на складе и своевременностью заказа), к группе С – оставшиеся 50 % наименее ценных объектов, на них приходится лишь 5 % результатов (составляют большую часть запасов).
Цель применения метода АВС – сконцентрировать внимание менеджеров и ресурсы компании на той небольшой группе материально-технических ресурсов, от которой зависит основной результат. АВС - анализ основан на правиле Парето (20% объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дают, как правило, 80%-ный результат) [27, с. 201].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенов И.А.,Стрельцов Р.С. научная статья на тему: «Проблемы и перспективы логистических систем», Научный журнал : Экономика и предпринимательство, 2014
2. Арзуманова Т.И., Мачабели М. Ш. Экономика организации: Учебник для бакалавров / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. — М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 240 с
3. Астафурова И.С. Оптимизация процесса формирования и анализа показателей финансового состояния хозяйствующего субъекта – основа качественного менеджмента/И.С.Астафурова// Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 10. – С. 612-616.
4. Виноградов А.С. Проблемы логистики // Маркетолог. 2013. № 3. С. 5-15.
5. Волочиенко В.А.Логистика производства. Теория и практика. Учебник/В.А. Волочиенко , Р.В. Серышев. -М.: Юрайт ,2014.-462с.
6. Гайдаенко А.А., Гайдаенко О.В., Логистика, Учебник, М.: КноРус, 2016, 268 с
7. Гелета И.В., Захарченко И.Э. Пути повышения конкурентоспособности предприятия// Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7-2 (47). С. 143-146.
8. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / А.А.Канке, И.П.Кошевая - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017
9. Крикавский Е.В. Логистика. Основы теории: Учебник.- второй изд., Доп. и переробл.- М. - 2014. - 456 с.
10. Круминш Н. Логистика: Справочник по управлению системами логистики / Круминш Н., Витолиньш К. - Рига: Schenker, 2016. - 190 с.
11. Клочкова Е. Н, Кузнецов В. И., Платонова Т. Е. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.
12. Ковалева Е. Новая функция на «старом» производстве // Логистика и система. № 3.2014. С. 12-15.
13. Коломейцев Г. Опыт организации производственной логистики // Логистика и система. № 1. 2014. С. 23-27.
14. Корсаков А.А. Основы логистики: учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.,2015, 69 с
15. Косолапова М.В., Свободин В.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М. : Дашков и К, 2014. - 246 с.
16. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Системный анализ в логистике. М.: Экзамен, 2014, 479 с.
17. Мизюк Б. М. Современная логистика: моделирование информационных потоков в торговых сетях: монография / Б. М. Мизюк, Н. И. Бойко. - Мв: изд-во МКА, 2016. - 208 с.
18. Носов А. Л. Логистика запасов: оптимизация затрат // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 46–50
19. Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: учебник для бакалавров / Л.Г.Руденко - М.: Дашков и К, 2016. - 240 с.
20. Ржаной И.П., Щелокова Т.В. Оценка эффективности логистической системы / И.П. Ржаной, Т.В. Щелокова. - 2014. -№11 (153). Ч.1 - С. 241-244.
21. Решетник М. Логистическая информационная система предприятия / М. Решетник // РИСК. - 2014. - № 4. - С. 10-15.
22. Секерин В.Д. ,Логистика, Учебное пособие, М.: КНОРУС,2016 – 240с
23. Тяпухин А.П., Хайтбаев В.А., Чертыковцев В.К., Ювица Н.В., Коммерческая логистика – учебник, М.: КноРус, 2017 – 317 с
24. Федоров Л.С. и др, Логистика, Монография,М.: Русайнс, 2018, 272 с
25. Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар.науч.конф., Краснодар: Новация,2015, 148 с.