Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время во всем мире происходит огромное количество глобализационных изменений, подчиняющие практически все стороны жизнедеятельности человека. К таким изменениям можно отнести глобальную автоматизацию и информатизацию. В настоящий момент практически все организационные процессы автоматизированы полностью или частично. Поскольку повышение эффективной производственной деятельности зависит от внедрения автоматизированных систем, сокращающие производственные затраты и время, затрачиваемое на изготовление единицы товара, а также уменьшающие влияние человеческого фактора на производство.
В большей степени на данной этапе от уровня развития информационных технологий зависит интеграция национальной экономики в мировую экономику. Не исключением стала и таможенная сфера. Поскольку от скорости роста товарооборота на внешнем рынке, уменьшением таможенной стоимости и коррупции, борьбы с недостоверным декларированием товаров, постоянного совершенства электронного декларирования товаров зависит эффективная работа таможенных органов Российской Федерации.
Основной задачей электронного декларирования товаров является минимизация человеческого фактора, обеспечение экономической безопасности, значительная экономия времени участников ВЭД на таможенное оформление, повышая эффективность внешнеэкономической деятельности.
Ежегодный рост внешнеэкономических связей связан с необходимостью внедрения передовых технологий электронного декларирования. В результате растет число документов, которые проходят через Федеральную таможенную службу Российской Федерации.
Таким образом, таможенным органам необходимо оперативно и четко обеспечивать таможенное оформление товаров с учетом вышеназванных факторов.
Целью дипломной работы является изучение взаимодействия электронных таможен и таможен фактического контроля на примере Уральской электронной таможни и разработка рекомендаций по совершенствованию.
Их вышеназванной цели можно выделить следующие задачи дипломной работы:
- изучить понятие, принципы и сущность технологии электронного декларирования;
- рассмотреть организация фактического таможенного контроля;
- исследовать роль взаимодействия электронных таможен и таможен фактического контроля ;
- оценить эффективность деятельности на примере Уральской электронной таможни;
- дать рекомендации по совершенствованию взаимодействия электронных таможен и таможен фактического контроля.
Объектом дипломной работы выступает Уральская электронная таможня. Предмет исследования – взаимодействия электронных таможен и таможен фактического контроля в анализируемой организации.
Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о разработке рекомендаций по взаимодействию электронных таможен и таможен фактического контроля.
Практическая значимость заключается в разработке мероприятий по совершенствованию взаимодействия электронных таможен и таможен фактического контроля.
Информационной основой исследования для проведения анализа явились формы статистической отчетности Уральской электронной таможни Нормативно-правовой базой является Конституция РФ и другие законодательные акты в сфере таможенного регулирования.
Методической базой исследования послужила совокупность различных методов финансово-экономического анализа предприятия, а именно: сравнительный анализ, табличное представление данных, анализ коэффициентов.
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.
Во введении определены актуальность, цели и задачи, объект и предмет исследования, теоретическая и практическая значимость, методическая и информационная база.
В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты взаимодействия электронных таможен и таможен фактического контроля, в частности, определено понятие, принципы и сущность технологии электронного декларирования, рассмотрена организация фактического таможенного контроля, выявлена роль взаимодействия электронных таможен и таможен фактического контроля .
Во втором разделе представлена характеристика деятельности Уральской электронной таможни, проанализирована структура таможенных операций в условиях электронного декларирования.
В третьем разделе предложены рекомендации по совершенствованию взаимодействия электронных таможен и таможен фактического контроля на примере Уральской электронной таможни.
В заключение работы сформулированы выводы и рекомендации по проделанной работе.
1 Теоретические аспекты взаимодействия электронных таможен и таможен фактического контроля
1.1 Понятие, принципы и сущность технологии электронного декларирования
В условиях интегрирования национальной экономики в мировую экономическую систему актуальным является применение таможенных технологий. Это предварительное информирование и предварительное декларирование, таможенное декларирование товаров в электронной форме с использованием сети Интернет, использование технологии удаленного выпуска.
Само по себе введение электронного документооборота в таможенном деле является исключительно положительной инициативой, поскольку значительно упростит администрирование данного процесса и сократит временные затраты как на подготовку соответствующих документов, так и на совершение таможенных процедур, а это в свою очередь однозначно принесет выгоду как бизнесу, так и таможенным органам.
С 2008 г. на основании приказа Федеральной таможенной службы России от 24 января 2008 г. № 52 «Об внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе использованием международных ассоциации сетей Интернет» действует система электронного декларирования, представляющая собой информационный сервис, который является доступным для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Доля электронных деклараций в общем декларационном массиве на 29.12.2018 г. составляет 99,97 % .
Таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и иных сведений, необходимых для выпуска товаров в соответствии со статьей 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) .
Декларация на товары представляет собой письменную декларации или декларацию в форме электронного документа, коммерческие, транспортные или другие документы, которые содержат информацию, необходимую для определения товаров под таможенную процедуру, исключением является таможенная процедура таможенного транзита.
Для внедрения новых перспективных таможенных технологий основой стало использование электронного декларирования. В новом ТК ЕАЭС прописана возможность проведения некоторых таможенных операций с использованием информационной системы таможенных органов, не привлекая к участию должностях лиц таможенной службы. Это позволило использовать метод автоматической регистрации декларации в таможне, которая была подана в форме электронного документа и не привлекала должностях лиц таможенной службы. Это позволяет уменьшать продолжительность таможенной операции, связанной с таможенным декларированием.
В кодексе ТК ЕАЭС был изменен порядок дополнения и изменения заявленной информации и отзыва таможенной декларации. В результате в ст. 112 и 113 ТК ЕАЭС прописано использование письменного и электронного варианта подачи мотивированного обращения декларанта. В ст. 104 ТК ЕАЭС прописано, что таможенное декларирование может осуществляться в электронной форме .
С 2008 г. начала работать система электронного декларирования ФТС России. Основанием является приказ ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, а в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»». Таким образом, под электронным декларированием понимается не просто применение электронных документов для таможенного контроля.
Главное преимущество использование электронного декларирования заключается в полном отсутствии непосредственного общения между лицом, осуществляющим декларирование товаров, и должностными лицами таможенного органа. Только по электронному каналу происходит обмен документами. Это существенно уменьшает время, которое нужно на таможенное оформление декларанту. Одним из преимуществом данной системы является рост степени компьютерной обработки поданных деклараций, т. к. большинство документов оформляется сразу в утвержденной форме с целью быстрой загрузки и обработки информационной системой.
В настоящий момент использование инновационно-информационных технологий позволило декларанту оформлять документы из удаленного доступа, т. е. находясь в собственном офисе. Поскольку таможенное оформление деклараций полностью осуществляется с применением программного обеспечения. Это позволило полностью избавиться от субъективного влияния должностных лиц таможенной службы, т. е. решить проблему человеческого фактора. Еще одним достижением является избежание очередей и сокращение времени на таможенное оформление документов.
Внедрение электронного декларирования позволило постоянно повторяющимся документам присваивать цифровой код, соответственно при подаче ДТ указывается ссылка на данный цифровой код. Это дало возможность сократить число бумажных документов, которые подаются на оформление в таможне.
Однако использование информационных технологий имеет и недостатки. Например, отсутствие квалифицированных специалистов, умеющих работать в системе электронного декларирования, наличие технических сбоев в системе. Названные факторы можно считать непостоянными.
Реализация одного из важнейших положений Киотской конвенции об упрощении и гармонизации российской экономики в мировую систему хозяйства является введение в таможне Российской Федерации электронной формы декларирования. Это стало основной причиной для внесения изменения в Таможенный кодекс РФ и Таможенный кодекс Таможенного Союза. Еще одной причиной является обязательное предварительное электронное декларирование при ввозе на территорию стран Европейского союза как основного торгового партнёра РФ с 1 января 2011 года.
Электронная таможня является специализированным таможенным органом. Электронная таможня входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивает осуществление функций и задач ФТС Российской Федерации. Это связанно с совершением таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме и исполнением функций органа валютного контроля, в регионе деятельности электронной таможни в пределах полномочий, определенных настоящим положением.
Электронная таможня в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами органов валютного регулирования, нормативными актами Банка России, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, правовыми актами регионального таможенного управления, которому подчинена электронная таможня.
Деятельность таможенных постов осуществляется электронной таможней, которые реализуют функции по электронному декларированию и являются по отношению к таможенному посту вышестоящим таможенным органом.
Электронное декларирование как инновационно-сервисная технология имеет более высокий уровень автоматизации и формализации, которая имеет особенности:
удалённый компьютерный доступ декларанта и иных участников ВЭД при предоставлении документов, необходимых для таможенного оформления и контроля, а также получение решений таможенных органов в электронной форме;
использование в процессах таможенного оформления и контроля исключительно электронных форм документов;
возможность осуществления платежей с использованием электронной платёжной системы;
полная автоматизация документального контроля;
возможность применения электронной цифровой подписи для придания юридической значимости передаваемым документам особая нормативно-правовая база применение системы автоматической проверки рисков для оценки вероятности нарушения таможенных правил.
Для оформления таможенной декларации необходимо иметь электронную цифровую подпись, выдающиеся Центральным информационно-техническим таможенным управлением, информационного оператора, предоставляющего канал передачи информации и обеспечивающего исполнение критериев безопасности при пересылке сведений от участника ВЭД до ЦИТТУ ФТС России при работе в системе электронного декларирования через Интернет (технология ЭД-2программный продукт или), программный продукт. При подаче декларирования требуются некоторые сведения, а не все документы. Это тоже является одной из технологической особенности электронного декларирования. Если декларанту нужен документ, то он формируется из подданных сведений. Таким образом, удалось сократить объем информации и упростить процесс декларирования.
Технология электронного предоставления сведений представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Технология электронного предоставления сведений
Процедура электронного декларирования выглядит следующим образом:
1. Электронный пакет, который состоит из декларации на товары, описи и других документов, готовит специалист по таможенным операциям, необходимых при таможенном оформлении, подписывает его ЭП и направляет в адрес таможенного органа декларирования товаров. На сервере Центрального информационного технического таможенного управления (ЦИТТУ) ФТС России проводится форматно-логический контроль (ФЛК), проверка права доступа конкретного участника ВЭД к системе электронного декларирования и легитимность его ЭП.
2. Затем происходит пересылка пакета документов из ЦИТТУ ФТС России в адрес регионального центра обработки данных (РЦОД) СТУ, где ЭДТ по транспортно-технологической подсистеме (ТПП) перенаправляется таможенному посту декларирования.
3. При получении таможенным органом комплекта ЭДТ, автоматизированная система таможенных органов подтверждает его получение и начинает декларирование товаров. О ходе таможенного декларирования в диалоговом режиме декларанту направляются авторизованные сообщения.
Серьёзной правовой основой декларирования путём подачи документов в электронном виде является созданный Таможенный кодекс РФ в 2003 г. Однако опыты в данной сфере проводились таможенными органами Российской Федерацией и до его введения. Но на самом деле это не имело правовой основой, поскольку в таможенном кодексе России не было разрешения на электронное декларирования товаров, исключение было при пересечении товаров таможенной границы.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что под электронным декларированием понимается разработка электронной копии декларации на товары, её внесение в автоматизированной системе при помощи особых каналов связи, регистрации, прохождении через контроль с целью обнаружения несоответствий и ошибок.
Различные исследования подтвердили наличие некоторых причин, сдерживавшие реализацию электронного декларирования в Российской Федерации.
Одной из причин является человеческий фактор. Таможенный инспектор не может переложить ответственность на обезличенный электронный процесс, когда ему приходится принимать решение о выпуске товара. Не видя всех бумажных документов с печатями, таможенному инспектору тяжело взять на себя ответственность. Инспектор не понимает значение электронной цифровой подписи декларанта. Поэтому инспектор всегда ощущает необходимость в бумажных документах в процессе электронного таможенного декларирования.
Второй причиной является наличие различных технологических проблем таможенного декларирования. После выпуска товаров на стадии разработки находится Концепция таможенного контроля. Это является обязательным моментом таможенного контроля в виде электронного декларирования. Поскольку без таможенного аудита нельзя убедиться таможенным службам в лояльности участников.
Третьей причиной является наличие претензий участников ФТС России, связанных с непрозрачностью процедуры получения электронной цифровой подписи и значительной длительностью.
Решение только технических вопросов не приведет к значительному увеличению количества участников, которые будут использовать форму электронного декларирования.
Это не является обязательным условием. Осложняет факт развития электронного декларирования то, что около 40 % участников используют декларирование только один раз и больше не возобновляют внешнеэкономическую деятельность. Поэтому такие декларанты равнодушны в следовании условий выполнения требований, нужных для формирования декларирования в электронной форме.