Фрагмент для ознакомления
2
1. Название номера, вид, жанр, форма и музыка
Название: «Озорные дробушки».
Названием (заглавием) хореографического произведения является название, данное автором, созданному им произведению, которое чаще всего является выражением сути произведения. Название является важной единицей метатекстуального уровня, являясь особым маленьким текстом, взаимодействующим на уровне ассоциаций с хореографическим выступлением и образующим особые системы отношений [5].
Название «Озорные дробушки» происходит из задумки номера и использованных в номере элементов русского народного танца – таких как дробушки, ковырялочка. Название настраивает зрителя заранее на озорной и веселый лад, вызывая необходимый ассоциативный ряд.
Вид: казачья плясовая.
Вид – это классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений с одинаковыми признаками, входящий в состав более общего разряда (рода). В хореографическом искусстве каждый вид имеет свою историю и этапы развития и становления, но все они идут от плясового фольклора. Все виды и формы танцевального искусства нужны, ибо они лишь средства выражения [15].
Пляска – один из основных жанров казачьего танца. Окунемся немного в историю.
Период конца XX – начала XXI века ознаменовался возрождением казачества. Цель концепции государственной политики в отношении российского казачества возрождение и развитие духовно-культурных основ, сохранение образа жизни, традиций и духовных ценностей.
Танцевальная этнокультура казачества, исполнительские традиции, представляет самобытное, яркое явление.
Казачий танец, также как и другие виды народного творчества, развивался на протяжении всей истории казачества, обогащаясь новым содержанием и своеобразными выразительными средствами. В нем нашли свое отображение героизм борьбы и величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие казачьему характеру.
Пляска является одним из основных жанров народного танца. Это наиболее распространенный и любимый вид танца казачества. Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют национальный колорит и отражают отдельные черты характера русского человека.
Пляской можно выражать различные состояния человека: бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь и т. д. Пляска – это, прежде всего радость, сила, здоровье, это выход энергии пляшущего человека.
В казачьей плясовой «Озорные дробушки» использованы следующие элементы русского народного танца (характерные для казачьих плясок): раскрывание и закрывание рук, поклоны, шаг с притопом "в две ножки", подскоки на месте, с продвижением вперед и назад, перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям), "Ковырялочка".
Жанр: игровой.
Жанр – (в переводе сfrançais означает «род», «вид») это род художественного произведения, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания [14].
Игровой жанр – танцы, созданные балетмейстером. В своей основе могут иметь сюжет, но отличаются от сюжетной постановки тем, что характеры героев здесь не изменяются, они статичны [10].
В данной хореографической постановке игровой жанр является ключевой основой происходящего действия. Он подчеркивает непринужденность поведения танцовщиц, дает эмоциональную окраску всей хореографической постановке.
Форма: крупная.
Форма – это внешнее очертание произведения. Это то, как выражается и с помощью чего раскрывается содержание на сцене. Форма включает в себя все средства выразительности танца. Ведь это не механическая совокупность отдельных движений, а их целостная система, подчинённая содержанию. Лишь в качестве элементов такой формы отдельные движения приобретают образно-содержательный смысл. В единстве содержания и формы определяющее значение принадлежит содержанию. Именно оно придаёт балету его общественное значение и идейный смысл. Вместе с тем, только совершенство и красота формы, отточенность и меткость выразительных средств делают содержание действительной духовной силой искусства [1, С. 419].
Массовый танец – форма танца, которая включает в себя неограниченное количество участников. В классическом танце – кордебалет, коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может использоваться как самостоятельно, в массовых танцах, так и в сочетании с ансамблем и с солистами. В народном танце это мужская или женская, массовая или парно-массовая пляска, массовый перепляс, хороводы, кадрили.
Содержанием хореографического номера, его идеей и темой, была определенна форма – массовый танец. В данной форме были использованы различные балетмейстерские приемы, такие как: композиционный рисунок; лексика; активные массовые, плавные переходы, выражающие национальные особенности характера женского хореографического номера.
Музыка: ансамбль Казачий круг «Варенька».
Музыка – (от греческого, musike, искусство), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные во времени звук и тишина. Основные элементы и выразительные средства музыки – лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка [2, С. 482].
Музыкальное произведение имеет свою драматургию. Хореография следует за музыкальной драматургией и ориентируется на неё. Она определяет жанр хореографического произведения его язык, форму. На метроритмической организации музыки, основывается национальный колорит (своеобразие чего-либо).
Темп в хореографическом произведении подчиняется темпу музыки, но может и не совпадать. Нужно добиваться образа видимого и слышанного замысла композиторского и балетмейстерского, сочетания слов и действия.
«Музыка – это душа танца». Она задает характер пластической выразительности, ритмическую основу номера. Она определяет строй хореографического произведения. Гармоничное слияние музыки и танцевальной лексики возможно только тогда, когда музыкальный материал соответствует содержанию номера. Балетмейстер, раскрывая тему своей постановки, всегда выбирает ту музыку, которая ближе по идейному замыслу, эстетике. Хореография в определенном отношении родственна музыке, практически слита с ней в творческом синтезе. Но в отличие от музыки, оперирующей выразительностью звуковых интонаций, язык хореографии обусловлен выразительными возможностями движения человека. В этом, смысле танец может быть определен, как интонированное движение, как особый строй сочетания ритмически организованных движений и жестов, способных глубоко эстетически значимо выражать состояния внутреннего мира людей, их сокровенные душевные переживания. Музыка задает характер пластической выразительности, ритмическую основу номера. В процессе постановки номера балетмейстер старается передать не только свои мысли и чувства, но и содержание музыки, слить воедино музыкальный материал и хореографический текст [10].
При выборе музыкального сопровождения было важно отобрать такое музыкальное сопровождение, которое бы соответствовало атмосфере и эмоциональности номера. В частности, с помощью музыки было важно передать зрителю озорной настрой, игривость и быстрый темп музыки и танца. При выборе музыкального материала, было прослушано большое количество различных музыкальных произведений, основанных на русском материале. Наиболее близко по содержанию и музыкальной драматургии подошла пьеса ансамбля народных инструментов «Русские наигрыши». Музыкальные и хореографические образы при прослушивании слились воедино. Темп, ритм и мелодия натолкнули на подбор выразительных средств (дроби, хлопушки, присядки и т.д.), для данной хореографической постановки.
2. Идея и тема номера
Идея (от греческого вид, образ, целостный смысл законченного произведения). Та главная мысль, которую автор хотел внушить, передать зрителю и отвечает на вопрос, что хотел сказать автор зрителю? Для того чтобы правильно сформулировать идею нужно в сюжетной драматургии поставить вопрос «Я хочу сказать зрителю, что…», в бессюжетной драматургии «Я хочу показать зрителю образ…» [7].
Идея хореографического номера «Озорные дробушки», сохранение и развитие казачьих традиций в хореографическом искусстве. Используя лексику национального танца, раскрыть колорит, эмоциональность и темперамент народного танца.
Тема (от греческого слова предмет) это наиболее широкий круг вопросов, проблем жизненных явлений, о которых рассказывается в произведении. Тема отвечает на вопрос о чём произведение? [8].
Основная тема номера «Озорные дробушки» показать красоту и молодость, удаль и подвижность молодых казачек, юных, красивых девушек.
3. Очерк номера
Очерк – это литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка - писание с натуры [9].
Вечерним вечером объявляются смотрины, девушек будут выбирать, чтобы взять в невесты. Им нужно показать себя с лучшей стороны, лучше всех станцевать. Шесть девушек выходят друг за другом под задорную музыку и начинают веселый танец.
Девушки то сходятся в танце, то расходятся, постоянно перестраиваясь. Каждая старается показать себя с лучшей стороны.
Вот близится кульминация. Девушки скрываются, но две из них возвращаются назад и продолжают танец вдвоем.