Фрагмент для ознакомления
2
1. Название номера, вид, жанр, форма и музыка
Название: «Проводы зимы».
Названием (заглавием) хореографического произведения является название, данное автором, созданному им произведению, которое чаще всего является выражением сути произведения. Название является важной единицей метатекстуального уровня, являясь особым маленьким текстом, взаимодействующим на уровне ассоциаций с хореографическим выступлением и образующим особые системы отношений [5].
Название «Проводы зимы» берет свое начало из того, что автор задумал через танец показать обряд проводов русской зимы на Руси. Название вызывает ряд ассоциаций, зритель ожидает увидеть попытки залезть на столб, перетягивание каната, катание с горок, сжигание чучела.
Вид: обрядовый танец.
Вид – это классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений с одинаковыми признаками, входящий в состав более общего разряда (рода). В хореографическом искусстве каждый вид имеет свою историю и этапы развития и становления, но все они идут от плясового фольклора. Все виды и формы танцевального искусства нужны, ибо они лишь средства выражения [15].
Обрядовый танец — это пластические элементы языческого обряда, ритуала, которые связаны с какой-либо практической, профессиональной деятельностью людей (например, охотой, рыбалкой, землепашеством и т. п.).
В обрядовом танце «Проводы зимы» мы видим передачу через хореографию обряда прощания с зимой у славян. Мы видим, как танцовщицы через танец демонстрируют основные развлечения празднества. Восприятию помогает идущий на фоне ряд картинок, а также голосовое сопровождение и небольшой экскурс в то, чего ждать от танца, который можно услышать до того, как участницы начнут танцевать.
Жанр: игровой.
Жанр – (в переводе сfrançais означает «род», «вид») это род художественного произведения, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания [14].
Игровой жанр – танцы, созданные балетмейстером. В своей основе могут иметь сюжет, но отличаются от сюжетной постановки тем, что характеры героев здесь не изменяются, они статичны [10].
В данной хореографической постановке игровой жанр является ключевой основой происходящего действия. Через игру мы можем увидеть и представить, как проходил праздник в старые времена.
Форма: крупная.
Форма – это внешнее очертание произведения. Это то, как выражается и с помощью чего раскрывается содержание на сцене. Форма включает в себя все средства выразительности танца. Ведь это не механическая совокупность отдельных движений, а их целостная система, подчинённая содержанию. Лишь в качестве элементов такой формы отдельные движения приобретают образно-содержательный смысл. В единстве содержания и формы определяющее значение принадлежит содержанию. Именно оно придаёт балету его общественное значение и идейный смысл. Вместе с тем, только совершенство и красота формы, отточенность и меткость выразительных средств делают содержание действительной духовной силой искусства [1, С. 419].
Массовый танец – форма танца, которая включает в себя неограниченное количество участников. В классическом танце – кордебалет, коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может использоваться как самостоятельно, в массовых танцах, так и в сочетании с ансамблем и с солистами. В народном танце это мужская или женская, массовая или парно-массовая пляска, массовый перепляс, хороводы, кадрили.
Содержанием хореографического номера, его идеей и темой, была определенна форма – массовый танец. В данной форме были использованы различные балетмейстерские приемы, такие как: композиционный рисунок; лексика; активные массовые, плавные переходы, выражающие национальные особенности характера женского хореографического номера.
Музыка: Русский народный оркестр Осипова «Русская зима».
Музыка – (от греческого, musike, искусство), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные во времени звук и тишина. Основные элементы и выразительные средства музыки – лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка [2, С. 482].
Музыкальное произведение имеет свою драматургию. Хореография следует за музыкальной драматургией и ориентируется на неё. Она определяет жанр хореографического произведения его язык, форму. На метроритмической организации музыки, основывается национальный колорит (своеобразие чего-либо).
Темп в хореографическом произведении подчиняется темпу музыки, но может и не совпадать. Нужно добиваться образа видимого и слышанного замысла композиторского и балетмейстерского, сочетания слов и действия.
«Музыка – это душа танца». Она задает характер пластической выразительности, ритмическую основу номера. Она определяет строй хореографического произведения. Гармоничное слияние музыки и танцевальной лексики возможно только тогда, когда музыкальный материал соответствует содержанию номера. Балетмейстер, раскрывая тему своей постановки, всегда выбирает ту музыку, которая ближе по идейному замыслу, эстетике. Хореография в определенном отношении родственна музыке, практически слита с ней в творческом синтезе. Но в отличие от музыки, оперирующей выразительностью звуковых интонаций, язык хореографии обусловлен выразительными возможностями движения человека. В этом, смысле танец может быть определен, как интонированное движение, как особый строй сочетания ритмически организованных движений и жестов, способных глубоко эстетически значимо выражать состояния внутреннего мира людей, их сокровенные душевные переживания. Музыка задает характер пластической выразительности, ритмическую основу номера. В процессе постановки номера балетмейстер старается передать не только свои мысли и чувства, но и содержание музыки, слить воедино музыкальный материал и хореографический текст [10].
При выборе музыкального сопровождения было важно отобрать такое музыкальное сопровождение, которое бы соответствовало атмосфере и эмоциональности номера. В частности, с помощью музыки было важно передать зрителю озорной настрой, игривость и быстрый темп музыки и танца. При выборе музыкального материала, было прослушано большое количество различных музыкальных произведений, основанных на русском материале. Музыкальные и хореографические образы при прослушивании слились воедино. Кроме того, было использовано звуковое сопровождение.
2. Идея и тема номера
Идея (от греческого вид, образ, целостный смысл законченного произведения). Та главная мысль, которую автор хотел внушить, передать зрителю и отвечает на вопрос, что хотел сказать автор зрителю? Для того чтобы правильно сформулировать идею нужно в сюжетной драматургии поставить вопрос «Я хочу сказать зрителю, что…», в бессюжетной драматургии «Я хочу показать зрителю образ…» [7].
Идея хореографического номера «Проводы зимы» достаточно проста – автор стремился передать через танец обряд проводов русской зимы, традиционные игры и гуляния.
Тема (от греческого слова предмет) это наиболее широкий круг вопросов, проблем жизненных явлений, о которых рассказывается в произведении. Тема отвечает на вопрос о чём произведение? [8].
Основная тема номера «Проводы зимы» показать, что традиции не замыты, сохранять традиционные развлечения и обряды.