Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном мире человек находится под влиянием постоянных экстремальных условий: психологические стрессы, техногенные и экологические катастрофы, социально-экономическая и по-литическая нестабильность. В этой связи современный человек вынужден относиться к экстремальным условиям жизнедеятельности как элементу повседневной жизни и выработать механизмы, помогающие эффективно приспосабливаться к агрессивной внешней среде.
Зачастую экстремальные факторы оказывают негативное влияние на физи-ческое и психоэмоциональное состояние человека и без навыков и разви-тия внутренних механизмов преодоления стрессов, депрессии, фрустрации, что, в свою очередь, затем приводит к ухудшению общего физического со-стояния человека, невозможно поддерживать стабильное состояние.
Факторы, обеспечивающие состояние человека, можно выделить в две ос-новные группы: внешние и внутренние. К внутренним, относятся парамет-ры, связанные с физиологическими процессами организма, внешние со-ставляют факторы окружающей среды.
Особого внимания заслуживает степень воздействия экстремальных фак-торов на психическое состояние людей, поскольку, если в случаях чрезвы-чайных ситуаций медицинская помощь оказывается на должном уровне, то оказание качественной и своевременной психологической помощи часто оставляет желать лучшего. Интенсивность и длительность воздействия пе-речисленных ранее причин способствуют возникновению разного рода нарушений здоровья.
Последствия экстремальных условий могут проявляться в перенапряжении и истощении регуляторных механизмов функциональных систем, обеспе-чивающих адаптацию к измененным факторам жизнедеятельности, в ухудшении здоровья. Но в наибольшей степени проявления экстремаль-ных факторов отражаются в возникновении дезадаптивных нервно-психических расстройств. Как правило, психические расстройства по сте-пени выраженности могут отличаться уровнем феноменологического про-явления, начиная от функциональных сдвигов, то есть ухудшения таких показателей физического и психологического, эмоционального здоровья, выражающегося в появлении бессонницы, быстрой утомляемости, фобий, тревожности и фрустрации, вплоть до появления патологических состоя-ний внутренних органов организма человека. Основу этих изменений ста-бильного функционирования организма составляет нарушение адаптаци-онных возможностей под влиянием стрессового состояния. Поэтому важно более подробное исследование психологических особенностей лиц, побы-вавших в экстремальных ситуациях.
Цель исследования – изучить психологические особенности лиц, побывав-ших в экстремальных ситуациях.
Объект исследования – психология экстремальных ситуациях.
Предмет исследования – психологические особенности лиц, побывавших в экстремальных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения психологических особен-ностей лиц, побывавших в экстремальных ситуациях.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование психологических особенностей лиц, побывавших в экстремальных ситуациях.
3. Сделать выводы по результатам эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: предполагается, что факторы экстремальных ситу-аций отражаются на эмоциональных, поведенческих и когнитивных осо-бенностях человека.
Методы исследования: теоретические анализ научной литературы, эмпи-рические методы, методы количественной и качественной обработки.
Выборка исследования: 10 человек - военнослужащие, побывавшие в бое-вых действиях, все мужчины, возраст 26 - 43 года и 10 человек - военно-служащие, не участвующие в боевых действиях. Все мужчины, возраст 26 - 43 года.
Глава I. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей лиц, побывавших в экстремальных ситуациях
1.1. Характеристика экстремальных ситуаций
Под экстремальной ситуации понимается крайние проявления трудных си-туаций, требующих максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них [3].
Обычная форма существования – повседневная жизнедеятельность челове-ка в условиях приемлемого риска. Приемлемый (допустимый) риск – это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям. Риск является приемле-мым, если ради выгоды, общество готово пойти на этот риск. Таким обра-зом, приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, соци-альные и политические аспекты и представляет собой некоторый компро-мисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.
Аномальная форма жизнедеятельности человека представляет собой усло-вия, при которых произошло отклонение от нормы, ситуация выходящая за пределы и границы приемлемого риска. То есть ситуации, связанные с угрозой для жизни и здоровья человека. Парадигма «жизнь-смерть» лежит в сущностном основании любой экстремальной ситуации и может являться его обобщенной определяющей характеристикой [38].
Личность в условиях экстремальной ситуации погружается в аномальную реальность, характеризующейся совершенно другой ценностно-смысловой ориентацией. В такой ситуации человек подвергается опасности жизни и получает уникальный опыт действий. То есть в экстремальных ситуациях вступает в действие мощнейший из факторов – угроза смерти, превраща-ющаяся из возможного в реальное явление. Такое положение раскрывается перед человеком как самый актуальный момент его жизни, наносящий тя-желую травму по его чувствам личной безопасности и уверенности в отда-ленности смерти, на которых основывается вся обычная и спокойная жиз-недеятельность.
Экстремальная ситуация характеризуется интенсивностью воздействия на человека, а также качественным своеобразием среды, характером воздей-ствия и объективной сложностью самой ситуации, также одним из важней-ших факторов экстремальной ситуации является время воздействия. В па-раметры качественных своеобразий среды входят температура, изменение давления, нехватка кислорода или ограниченность движений. На характер воздействия экстремальной ситуации могут влиять особенности личности, в частности жизненный опыт знания и другие параметры [3].
По степени внезапности экстремальные ситуации бывают внезапные (не-прогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихий-ные бедствия. Своевременное прогнозирование и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предот-вратить экстремальные ситуации.
По скорости распространения экстремальная ситуация может носить взрывной, стремительный, быстро распространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относи-тельно плавно развиваются ситуации экологического характера.
По масштабу распространения экстремальные ситуации бывают локаль-ные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансгра-ничные.
По продолжительности действия экстремальные ситуации могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение.
По характеру экстремальные ситуации бывают преднамеренные (умыш-ленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террори-стические акты, преступления и т.п. Стихийные бедствия по характеру сво-его происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.
По источнику происхождения экстремальные ситуации подразделяются на: техногенные, природные, биолого-социальные [7].
Факторы действий в экстремальных ситуациях:
1. Дефицит времени. Например, увидеть и воспринять цель при стрельбе по быстро движущейся мишени, прицелиться и выстрелить можно только в том случае, если отпущенный на все это лимит времени вполне достаточен, чтобы регулирующие эти действия психические процессы развернулись в привычном для себя темпе. Резкие расхождения задания извне скорости действия и привычного темпа функционирования психических процессов нарушают целенаправленное управление деятельностью. Способность преодолеть острую нехватку времени связана с динамическими характери-стиками действий, с определенными качествами личности.
2. Опасность. Ее важнейшая особенность проявляется в том, что по харак-теру влияния на поведение мнимая, кажущаяся опасность равноценна ре-альной. Следует различать две характеристики опасности - количествен-ную и качественную. В первом случае имеется в виду ее уровень, т.е. насколько, в какой степени ситуация опасна или кажется таковой. Дело в том, что нарастание угрозы до некоторой, характерной для данного чело-века степени влияет на поведение и деятельность положительно. Так, при ухудшении видимости (слабая освещенность, туман), казалось бы должно создаваться больше предпосылок к авариям. Однако обнаружено, что при плохой (но терпимой) видимости бывает не больше аварий, чем при весьма хорошей. Ухудшение условий вождения транспорта как бы мобилизует человека, повышает его бдительность, сообразительность, остроту слуха и зрения. С другой стороны, наблюдения показали, что опытные летчики в простых условиях допускают ошибки, которых не делают в сложных. Упрощение условий в известном смысле демобилизует человека, порожда-ет беспечность.
Дальнейшее нарастание угрозы жизни начинает отрицательно влиять на человека, порождает страх, а в крайних случаях ведет к потере контроля над действием, к беспорядочной активности или оцепенению. Уровень опасности, с которого деятельность испытывает отрицательное влияние, индивидуален. Но есть люди, которым страх вообще неведом: чем выше уровень опасности, тем активнее и энергичнее их деятельность, которая из-под контроля воли не выходит.
Качественная характеристика опасности описывает ее природу (в чем кон-кретно она состоит, какова она). Свойство личности противостоять страху зависит не только от уровня угрозы жизни, но и от природы фактора, от которого эта угроза исходит. Чаше всего человек проявляет мужество в тех ситуациях, которые он освоил, в которых бывал.
3. Значительные физические нагрузки. Нередко нагрузки, которые люди испытывают в экстремальных ситуациях, значительно превышают допу-стимые нормы.
4. Внезапность. Одно дело, например, когда человеку заранее говорят о сущности задачи и нормативах времени, в которые нужно уложиться. Здесь главная трудность - в скоростных навыках. Иначе все складывается, если дефицит времени наступает неожиданно. Успех в этом случае зависит не только от навыков и умений, но и от того, каковы особенности восприя-тия человеком внезапности представляющей собой более серьезное испы-тание, чем дефицит времени [2].
Большое влияние на человека, его деятельность оказывает резкое наруше-ние обычного жизненного стереотипа (нарушается распорядок жизни, ме-няется круг людей, с которыми приходится общаться и т.п.). В экстре-мальных условиях наблюдается значительное увеличение нагрузки на нервную систему. Сокращается время на сон и отдых, человек переутом-ляется, и на определенном этапе происходит истощение нервной системы, снижение эффективности деятельности.
На состояние и поведение человека в экстремальной ситуации, оказывают влияние такие её характеристики как нестандартность, внезапность появле-ния, жесткость, неумолимость и т.п. Попадание в уникальную, незнакомую ситуацию вызывает у человека ощущение ступора, когда он не знает, что делать. Вместе с тем, оценка ситуации, как экстремальной, во многом субъ-ективна. Очевидно, что профессиональный альпинист или пожарный не ощутит никакой экстремальности от выхода на крышу дома и подхода к ее краю в то время, как обычный человек почувствует как минимум стресс, или даже испытает шок от страха высоты. Иными словами, одна и та же ситуация может восприниматься как угроза, как опасность, как испытание или, наконец, как обычное событие [22].
Различают три уровня экстремальности ситуации (Склярова Т.В., 2010), каждая из которых определяется сугубо субъективно в зависимости от уровня устойчивости психики к стрессу:
Первый уровень – «повседневные неприятности». Здесь личность легко адаптируется, принимая ситуацию в качестве «нормального отклонения» в освоенной рутине своей жизнедеятельности. Выход из зоны психологиче-ского комфорта если и происходит, то не на долго, и с обязательным воз-вратом обратно.
Второй уровень – необычные жизненные ситуации. Здесь в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовле-творять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды жизни. Подобные ситуации характеризуются нарушением привычного распорядка жизни и побуждением к изменениям устоев, независимо от то-го, воспринимаются они человеком негативно или позитивно. Это могут быть такие кризисные ситуации, которые вынуждают человека совершать поступки, круто меняющие его привычный образ жизни: менять место жи-тельства, род деятельности, привычное окружение и т.п. Часто эти ситуа-ции связывают с возрастными кризисами. Выход из зоны психологическо-го комфорта происходит и носит протяженный во времени характер.
Третий уровень – экстремальные жизненные ситуации. В таких ситуациях, как правило, возникает угроза жизни или, как минимум, благополучия че-ловека и/или его семьи. Они, в отличие от необычных ситуаций, возникают неожиданно, резко меняя жизненный уклад, и выбивая человека из при-вычных схем поведения. Соответственно выход из зоны психологического комфорта происходит практически мгновенно [1].
Второй и третий уровень экстремальности, не обходится без психологиче-ского стресса, за которым может следовать жизненный кризис. Впрочем, объективной границы между уровнем «неприятности» и «экстремальной ситуации» провести невозможно, поскольку, как отмечено выше, порог стресса и формы реакции на него у каждого человека индивидуальны.
Глобальные изменения социальной и природной среды, привели к измене-ниям в организме человека. Как отмечает Э.С. Абдулаева, экстремальные ситуации, массовые конфликты и социальные катастрофы провоцируют изменения человека на биологическом и психологическом уровнях, под-страиваясь под чрезвычайную ситуацию, т.е. адаптируясь и впоследствии преобразуя механизмы личностного резерва организма и личности [1].
Таким образом, под экстремальными понимаются ситуации, нарушающие состояние стабильности организма. В их число входят природные (сти-хийные бедствия, экологические катастрофы), биологические (например, эпидемии), антропогенные, то есть вызванные результатами деятельности человека. Интенсивность и длительность воздействия экстремальных ситу-аций способствуют возникновению разного рода нарушений здоровья – от функциональных сдвигов до развития стойких патологических состояний и потому крайне важно своевременно оказать не только медицинскую, но и психологическую помощь человеку, попавшему в экстремальные условия.
1.2. Психическое состояние человека в экстремальных ситуациях
Любая экстремальная ситуация является для человека стрессом.
Слово «стресс» происходит от латинского «stringere» («затягивать удав-ку»), которое было использовано впервые в 17 веке для описания тягот и страданий. В 1910 году У. Озьер предположил, что «стресс» и «стрейн» (физическое напряжение) способны вызывать заболевания. У. Б. Кеннон также считал, что внешние воздействия способны вызывать вялотекущие заболевания, а также и то, что человек может противостоять этим воздей-ствиям. У. Кеннон изучал воздействие стресса на людях и животных, когда те попадали в необычные ситуации – нехватка кислорода, испытание хо-лодом [13].
Одна из первых научных попыток, объяснить заболевания, связанные со стрессом, была предпринята Г. Селье в 1936 году. Он начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате он обнаружил еди-ный компонент биохимических изменений в организме человека и живот-ных в ответ на разные воздействия. Г. Селье писал, что организм на любое вмешательство реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими из-менениями, назначение которых - справится с возросшими требованиями к человеческой машине. Стрессоры (факторы вызывающие стресс) различ-ны, но они пускают в ход одинаковую биологическую реакцию стресса [31].
Реакцию организма на разнообразные повреждающие воздействия он назвал общим адаптационным синдромом или стрессом. Г. Селье писал, что стресс - есть неспецифический ответ организма на любое предъявлен-ное ему требование [31].
Ученый выделил три стадии общего адаптационного синдрома:
1. Стадия тревоги. На этой стадии организм сталкивается с неким возму-щающим фактором среды и старается приспособиться к нему.
2. Стадия сопротивления (адаптации). Происходит адаптация к новым условиям, организм сопротивляется стрессору.
3. Стадия истощения. После длительного воздействия стрессора, постепен-но истощаются запасы адаптационной энергии. Процесс принимает пато-логический характер и может завершиться смертью индивида.
На финальной стадии разработки своего учения Г. Селье, основатель уче-ния выделял две формы стресса: эустресс- стресс «полезный» и дистресс – стресс вредоносный [31].
Оптимальный уровень стресса способен вызвать положительные эффекты: приятное возбуждение, душевный и творческий подъем, сверхмобилизация адаптационных возможностей [6].
По мнению Г. Селье, для того, чтобы стресс перешел в эустресс, необхо-димо наличие определенных условий: наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса, опыт решения подобных проблем в прошлом, поло-жительный эмоциональный фон. Дистресс - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда. Возникновению дистресса могут способствовать такие факторы: чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные воз-можности организма, продолжительное воздействие стресса, приводящее к истощению адаптационного ресурса [31].
В современной научной литературе под стрессом понимаются субъектив-ные реакции, отражающие внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Данное состояние интерпретируется как эмоции, оборони-тельные реакции и процессы преодоления (копинг), происходящие в самом человеке [6].
А.Г. Маклаков относит стресс к одному из видов эмоционального состоя-ния, а особенностью стресса считает его крайнюю неустойчивость. Он по-лагает, что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению ресурсов [21].
Другие авторы (Бодров В.А., Селье Г., Щербатых Ю.В., Суворова В.А. Судаков К.В.), считают, что стресс является следствием возбуждения, а не подготовкой и что он не предшествует трате энергетических ресурсов, а вызывает эту трату.
В настоящее время выделяется три группы основных научных подходов к пониманию стресса [28].
1. Модель стресса, основанная на реакции. Трактует стресс как ответную реакцию на беспокоящее окружение, проявляющееся в состояниях нервно-психической напряженности, негативных эмоциональных переживаниях, защитных реакциях, состояниях дезадаптации и патологии. Работа Г. Се-лье знаменует собой появление этого подхода к изучению стресса.
2. Модель стресса, основанная на стимуле. Обоснование этого подхода за-ключается в том, что некоторые внешние силы разрушительным образом воздействуют на организм. Суть данного подхода состоит в том, что чело-век постоянно подвержен атакам со стороны потенциальных источников стресса, но одно из очередных, незначительных может нарушить равнове-сие. Данная модель стресса рассматривает модель стресса как независимую переменную, которая вызывает какую-то реакцию человека. Главным не-достатком данного подхода является что, индивидуальные различия могут стать причиной того, что два человека совершенно по разному отреаги-руют на одну и туже ситуацию. При помощи объективных критериев, нельзя описать ситуацию как «стрессогенную», это можно сделать только с учетом индивидуальных особенностей человека, переживающего событие [18].
3. Трансактная модель. В рамках данного подхода стресс представляется как ответная реакция на отсутствие «соответствия» между возможностями личности и требованиями со стороны среды. Стресс рассматривается как результат предшествующих факторов и его последствий. Наиболее извест-ной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаева Э.С.Основы социальной медицины. Учебно-методическое пособие. Грозный, 2012. - 22 с.
2. Айсханов С.К. Влияние экстремальных факторов на здоровье чело-века // Аллея Науки. - 2018. - №5(21).
3. Аристова Л.В. Психологические подходы к пониманию экстремаль-ной ситуации // Вестник Камчатского государственного Технического Уни-верситета. - 2006. - №5. - С. 167-171.
4. Белялов Ф.И. Психические расстройства в практике терапевта. — Иркутск: РИО ИГМАПО, 2013. — 327с.
5. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2007.
6. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336с.
7. Волкова Н.Г. Экстремальность в обществе риска: автореф. дис. … канд. филос. наук. – Саратов, 2011. – 18 с.
8. Гусев Е.И. Депрессивные расстройства у пациентов с церебро- вас-кулярными заболеваниями / Е.И. Гусев, А.Н. Боголепова. – М. : МЕД-преcс-информ, 2014. – 208 с.
9. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита / моно-графия. – М.: Издательство Перо, 2014. – 160 с.
10. Жариков Н.М., Тюльпин А.Г. Психиатрия: учебник. – М.: Медицина, 2015. – 544 с.
11. Залуцкая Н.М. Генерализованное тревожное расстройство: от меха-низмов формирования к рациональной терапии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. - 2013. - № 3. - С. 99-111.
12. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта: учебное пособие для студентов педагогических и психологиче-ских специальностей / В.Г. Каменская. - СПб.: Детство - пресс, 2009.
13. Картрайт С. Стресс на рабочем месте / С. Картрайт, К.Л. Купер / Пер. с англ. - Х.: Издво Гуманитарный Центр, 2004. - 236 с.
14. Кокс Т. Стресс. - М.: Медицина, 1982. - 216с.
15. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Стратегии коррекции созависимо-сти. – М.: Эксмо, 2012. – 157с.
16. Костюк Г.П., Масякин А.В., Старинская М.А. Организация психиат-рической помощи в амбулаторно- поликлинических условиях при рас-стройствах тревожного и депрессивного спектра // Психиатрия. - 2017. - № 4 (76). - С. 5-10.
17. Крот А. Ф. К83 Механизмы психологической защиты : учеб.-метод. пособие / А. Ф. Крот. – Минск : БГМУ, 2015. – 22 с.
18. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования.— В кн.: Эмоциональный стресс. - Л.: Медицина, 1970. - С.178 – 209.
19. Левин О.С. Генерализованное тревожное расстройство: диагностика, коморбидность и лечение // Современная терапия в психиатрии и невроло-гии. - 2016. - № 2. - С. 4-10.
20. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: Эксмо, 2008.
21. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Пи-тер,2007. - 583с.
22. Нефедов С.Ф. Анализ потенциальной природной и техногенной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в регионах// Медицина катастроф. – 2007. – № 2. – С. 5–9. 12.
23. Носачев Г.Н., Носачев И.Г., Дубицкая Е.А. Депрессивное расстрой-ство - депрессивная болезнь (эпизод) - депрессивная реакция - депрессив-ное настроение (вопросы нормы и патологии) В книге: Актуальные про-блемы психиатрии и наркологии в современных условиях. Сборник тези-сов региональной научно-практической конференции. - 2016. - С. 73-76.
24. Орлова Е. А. Клиническая психология / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник. - М.: Юрайт, 2014. - 368 c.
25. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М., Академия, 2005. - 288с.
26. Пизова Н.В. Утомляемость, астения и хроническая усталость. Что это такое? // Consilium Medicum. 2012. - Т. 14. - № 2. - С. 61-64.
27. Полякова Г.Ю. Независимые компоненты когнитивных вызванных потенциалов при депрессивном расстройстве: дис. ... канд. мед. наук. – СПб.: Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, 2012.
28. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Меж-дунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Костро-ма : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – Т. 2. – 302 с.
29. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. - 319 с.
30. Рассказова Е.И., Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования. – 2011. – N 3(17).
31. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: ЧеРо, 2002. - 127с.
32. Семенова И.А. Психология экстремальных ситуаций. Учебное посо-бие. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2012. – 138 с.
33. Склярова Т. В. Развитие личности в трудных жизненных ситуациях и экстремальных условиях. - М.: Эксмо, 2010.
34. Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б. Депрессия - актуальные проблемы систематики // Журн. неврол. и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2012. - №11. – С.11-20.
35. Толканец С.В. Соматопсихические нарушения при депрессивных и тревожных расстройствах // Проблемы здоровья и экологии. - 2013. - № 3 (37). - С. 62-67.
36. Томалинцев В.Н. Введение в социальную экстремологию / В.Н. То-малинцев, А.А. Козлов. – Санкт-Петербург, 2005. – 220 с.
37. Тревожные расстройства: учеб.-метод. пособие / ГОУ ВПО "Казан. гос. мед. ун-т" , Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию, каф. психиатрии и наркологии ; К. К. Яхин, Ю. А. Калмыков. - Казань : ИД "МедДок", 2014. - 92 с.
38. Хутуев Р.Г. - Специфика философского анализа экстремальности -// ГосРег. - 2015. - № 1.
39. Цыганков Б.Д., Овсянников С.А. Психиатрия: руководство для вра-чей. - М.: ГЭОТАР-медиа, 2011. – 489 с.
40. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
41. Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. — М.: Эксмо, 2014. - 1056 с.