Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Своевременное овладение русским языком и правильной речью является основой дальнейшего развития личности. Человек с хорошо развитой речью и полноценным знанием русского языка становится полноценным участником коммуникаций, ему легче адаптироваться к обществу. Полноценная личность может быть развита только при условии сформированной речи .
При помощи речи ребенок может легко взаимодействовать с окружающим миром, высказывать свои мысли, желания, аргументировать свою точку зрения, быть понятым. И наоборот, при несвязной речи и незнании родного языка ребенок становится необщительным, затрудняется коммуникативная функция, замедляется или нарушается дальнейшее развитие личности.
В настоящее время весьма значимым является компетентностный подход к обучению и личностно - ориентированная модель преподавания любой дисциплины. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и навыков самоконтроля и самостоятельности, в основе которой лежит способность школьников к самостоятельному выполнению заданий, поиску информации, организации собственной деятельности, а также проверки эффективности своей деятельности .
Кроме того, важно развить у ребенка способность к анализу, творческому поиску. Сегодня важно применять такие формы и методы организации занятий, которые будут способствовать развитию мышления, расширению кругозора, обеспечению осознанного подхода к обучению.
Важно применять дифференцированный подход к обучению, в рамках которого будут реализовываться основные потребности каждого учащегося, будет проявляться индивидуальный подход к обучению, будут учитываться индивидуальные особенности каждого учащегося.
Таким образом, актуальность темы диктуется изменениями, происходящими в современной образовательной системе. Современный образовательный процесс характеризуется процессом модернизации. Акцент делается на формирование таких качеств ребенка, при которых он будет готов к самостоятельному поиску информации, выполнению заданий и самоконтролю. Личностно-ориентированная модель в образовании переориентирует образование с ведущей роли учителя как транслятора и интерпретатора знаний, который преподносит ребенку информацию и новые знания .
Проблема исследования. Тенденция к поиску наиболее эффективного средства обучения школьников всегда остается актуальной. Особенно актуально это для уроков русского языка, поскольку любое усвоение новой информации требует от ребенка определенных навыков и развитого критического мышления, а также контроля того, насколько этот материал усвоен. В литературе предложено немало практических приемов, облегчающих обучение на уроках русского языка. Одним из рациональных способов организации учебного процесса по русскому языку является применение дифференцированного подхода, в рамках которого можно уделить максимум внимания ребенку, реализовав его индивидуальные потребности, ожидания. Однако как показывает практика, теоретические и практические аспекты реализации дифференцированного подхода на уроках русского языка все еще остаются недостаточно изученными.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что применение дифференцированного подхода на уроках русского языка будет способствовать повышению качества и эффективности обучения на уроках русского языка, будет способствовать реализации индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Объект исследования – дифференцированный подход как метод обучения.
Предмет исследования – дифференцированный подход на уроках русского языка.
Цель исследования – рассмотреть особенности применения дифференцированного подхода на уроках русского языка. .
Задачи исследования:
1. Привести краткую характеристику дифференцированного подхода как метода обучения.
2. Раскрыть возможности использования дифференцированного подхода на уроках русского языка.
3. Представить методическую разработку по использованию дифференцированного подхода на уроках русского языка в школе.
4. Оценить эффективность применения дифференцированного подхода к преподаванию русского языка в школе.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: метод анализа литературы по теме исследования, метод классификации, обобщения и систематизации данных. Эмпирические – педагогический эксперимент; анкетирование, обработка данных.
Практическая значимость. Заключается в возможности использования разработанных рекомендаций и материалов для организации образовательного процесса на уроках русского языка. Результаты позволят реализовать дифференцированный подход на уроках русского языка.
Глава 1. Теоретические аспекты использования дифференцированного подхода к преподаванию русского языка в школе
1.1. Дифференцированный подход: сущность, характеристика
Если анализировать общую дидактику, моно заключить, что дифференцированное обучение представляет собой самостоятельный метод работы, при котором учащиеся самостоятельно работают над предварительно подобранным материалом. Сегодня такую форму обучения относят к самостоятельному методу обучения, находящему широкое применение практически на любом уроке, в том числе, на уроке русского языка. К основным чертам дифференцированного обучения относят :
1. Предварительный отбор материала, над которым будет вестись работа и его разделение по группам;
2. Составление указаний и рекомендаций по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части учебного материала (составление алгоритма действий);
3. Составление схем, опорных конспектов, направленных на освоение и закрепление учебного материала;
4. Задания, направленные на контроль усвоения каждой части материала;
5. Предъявление правильного ответа, показ степени правильности выполнения задания.
Кроме того, в рамках дифференцированной системы обучения предусмотрена домашняя работа, а также систематическое повторение ранее пройденного материала. По сути своей, данный метод представляет собой метод индивидуальной работы над заданием, который осуществляется в рамках общей групповой и фронтальной работы. Позволяет индивидуализировать процесс обучения, обеспечить непрерывный контроль над учебным материалом. В основе данного метода лежат специально составленные программы, которые дают возможность не просто изучить весь учебный материал, но и систематизировать его, а также зафиксировать деятельность учащихся, отметить степень усвоения учебного материала .
Данный метод обеспечивает последовательное и алгоритмизированное обучение, а также позволяет реализовать непрерывный контроль успеваемости. Отличительная черта состоит в разделении предметного учебного материала по группам, выстраивание этих групп в строгой логической последовательности, фиксация деятельности учащихся по усвоению материала. Группы, или шаги представляют собой небольшие наборы информации, которая доступна для восприятия учащихся и позволяет им самостоятельно организовать учебный процесс. При этом педагогу нет необходимости ориентироваться на среднего ученика, либо на того, кто медленнее всех усваивает учебный материал. Темп и скорость освоения учебного материала определяется для каждого учащегося в строго индивидуальной последовательности .
Еще одно преимущество состоит в наличии обратной связи, которая обеспечивает возможность самоконтроля. Это повышает уровень самостоятельности и заинтересованности учащегося в учебном процессе, а также способствует усвоению учебного материала на сознательном уровне. Таким образом, на основании указанного выше, можно сформулировать основополагающие черты дифференцированного обучения :
1. При использовании дифференцированного обучения можно использовать индивидуальный подход к каждому учащемуся даже на фоне общей фронтальной работе, что особенно удобно, если в классе есть дети со специальными образовательными потребностями;
2. Учащийся может выполнять задание в своем темпе и скорости, вне зависимости от заданий, полученных остальными учащимися класса;
3. Весь учебный материал разбивается по группам и выстаивается в логической последовательности. Порядок подачи материала строго согласовывается, что позволяет учащемуся освоить его самостоятельно;
4. Получив определенную порцию информации, учащийся конструирует ответ, путем подбора вариантов, либо составления краткого ответа на контрольные вопросы. Затем производится окончательный выбор ответа;
5. Подкрепление правильного ответа наступает сразу же, что указывает на наличие немедленной обратной связи. Ответ проверяется, при необходимости сразу же исправляются допущенные ошибки.
Как видим из вышеизложенного, система дифференцированного обучения является эффективным средством, позволяющим на уроках вести работу с детьми, индивидуально в рамках фронтальной работы. При этом учитывается индивидуальный уровень усвоения знаний каждым отдельным учеником. Преимущество метода состоит, в первую очередь, в том, что он позволяет при фронтальной работе вести обучение детей индивидуальным способом. При этом каждый обучаемый работает по какой-либо определенной программе, не зависящей от заданий, полученных другими учениками. Обучение ведется в рамках зоны ближайшего развития. При этом под зоной ближайшего развития подразумевают область вполне созревших, но не созревающих процессов .
При этом обучение на этом уровне подразумевает решение таких задач, которые определенным образом затрагивают возрастные особенности ребенка, темнее менее, остаются сложными и недосягаемыми для ребенка. Справиться с решением подобных задач ребенок самостоятельно не способен. Тем не менее, с помощью учителя, эти задачи поддаются решению, и вполне осваиваются ребенком. Такое обучение подразумевает постоянное сотрудничество с учителем, при котором учитель оказывает помощь ученику в решении основных задач и постоянно ведет его за собой, опережая возрастные рамки учащегося. Принцип подразумевает решение на уроке тех задач, с которыми ребенок может справиться только при помощи учителя, в ходе совместной деятельности .
В рамках дифференцированной системы обучения для создания и закрепления алгоритмов работы могут применяться различные способы и средства, например, опорные сигналы. Под опорным конспектом следует подразумевать определенный символ, вызывающий ассоциации у ребенка. Этот ассоциативный смысл способен заменять определенное смысловое значение. Известно, что он способствует быстрому восстановлению в памяти ребенка пройденного материала, известного ребенку ранее. Постепенно ассоциации усваиваются достаточно прочно и переходят в информацию, усвоенную ребенком, вполне доступную и понятную ему .
Под опорным конспектом понимается определенная система опорных сигналов, которые выстроены в структурную связь. В целом эти элементы взаимосвязаны и определяют систему значений, которая помогает освоить учебный материал, и представляют собой определенную учебную конструкции, заменяющую систему значений, понятий и идей.
Под обучением при помощи опорных конспектов подразумевают активную мыслительную деятельность учащихся. При этом в первую очередь, развивается навык быстрого восприятия учебного материала. Также формируется и совершенствуется способность осваивать учебный материал, сортировать, группировать и классифицировать его, выделять главное .
Опорный конспект выступает в роли дидактического материала. Применение опорного конспекта способствует лучшему усвоению школьником полученных знаний, наглядности, иллюстративности преподаваемой информации. У ученика появляется возможность проанализировать материал, проследить возможности применения теоретических аспектов на практике, проработать конкретные ситуации и разработать пути их решения.
Опорный конспект выступает своеобразной схемой, в которой при помощи опорных сигналов закодированы основные теоретические сведения, касающиеся изучаемой теме. Обратившись к схеме, можно определенным образом восстановить в памяти всю необходимую информацию, касающуюся изучаемой темы. Это один из принципов эффективной подачи крупноблочного материала.
Не менее важным инструментом реализации утвержденного плана является контроль. Контроль необходим на всех стадиях обучения. Основная задача – произвести оценку качества выполнения текущих заданий. Данные, полученные в ходе контроля, результаты тестирования и контрольных работ, - это необходимые инструменты для реализации всех последующих шагов в принятии дальнейшего решения .
Контроль направлен на оценку уровня выполнения плановых заданий. Данные контроля, наряду с информацией о состоянии учащихся, их мотивированности, являются необходимыми для разработки плана на следующий плановый период. Таким образом, функция контроля заключает данный цикл обучения и в то же время дает информацию для начала следующего цикла .
В ходе обучения преподаватель обязательно должен проводить контроль знаний, в ходе которого определяются те моменты, на которых стоит акцентировать внимание для достижения целей. Также выясняются моменты, которые остаются сложными и непонятными для школьника. Кроме того, преподаватель может применять не только открытые приемы обучения. Часто важное практическое значение имеют скрытые приемы обучения. Они основаны на том, что школьник не понимает цели обучения. К примеру, ученик может не понимать, для чего он выполняет задание преподавателя. Для успешной реализации скрытых приемов применяют упражнения. Упражнение – это специально разработанная система действий, основанная на необходимости повторять в определенной последовательности некоторые действия. При этом происходит закрепление и полное усвоение отрабатываемых навыков. Целей некоторых упражнений ученик может также не понимать.
Важной группой методов является также контроль и самоконтроль, который позволяет выявить проблемы и определить недостающие знания и навыки и в дальнейшем скорректировать план и содержание обучения. Методы обучения реализуются при помощи различных средств обучения. Они различны для преподавателя и школьника. Для преподавателя это в первую очередь план и программа курса, план урока, для школьника – учебные пособия, методические рекомендации, словари, аудиовизуальные материалы, схемы, опорные конспекты .
Как показывает обобщение педагогического опыта, все существующие на сегодня методы контроля являются недостаточно эффективными. В первую очередь, это обусловлено тем, что контроль носит выборочный характер. Несмотря на то, что методов и способов обучения и контроля достаточно много, возможности их применения на уроке ограничены. Обычно у учителя есть возможность выставить за урок не более 5-7 оценок. При наличии в классе 30 человек и более, 5-7 учащихся, опрошенных в ходе обучения, составляют весьма маленький процент.
В результате, существенно снижается мотивация школьников к обучению. Все больше срабатывает стремление ребенка угадать, вызовут ли его сегодня отвечать, или нет. При несистематической проверки готовности к уроку, подготовка к нему также носит нерегулярный характер, в результате возникают существенные пробелы в знаниях.
Еще одним существенным недостатком является то, что ребенок отвечает не по всему школьному материалу, а лишь по отдельному его фрагменту. Учитель имеет возможность оценить только один фрагмент изучаемой темы, и на основании этого вставляет оценку, что в корне неправильно и формирует ложные представления о качестве знаний ребенка. Особенно не приемлем этот метод контроля при работе с детьми, имеющими специальные образовательные потребности, поскольку он не дает возможности оценить текущий уровень усвоения знаний детьми, не позволяет своевременно выявить непонимание, пробелы в знаниях. Соответственно, нет возможности своевременно отреагировать и принять соответствующие меры. Выход из ситуации – ответ по всей теме, полностью с применением опорных схем, которые дают возможность ребенку показать общую картину изучаемой темы. При этом учащийся отвечает по каждой теме в целом, временные затраты минимальны. Это дает возможность учителю оценить правильность выбора подхода к ребенку .
Таким образом, опорный конспект в системе дифференцированного обучения применяется не только как средство систематизации и обобщения учебного материала, но и как средство проверки знаний. Он позволяет выработать и закрепить алгоритм, который должен воспроизводиться в течение урока несколько раз. Кроме того, он должен повторяться в течение последующих 3-4 уроков, до полного усвоения учебного материала. Оценки выставляются не в журнал, а в ведомость учета знаний .
С целью контроля применяются и нестандартные методы проверки домашнего задания :
- Прием «активного слушания», в ходе которого отвечает один ученик. Остальные учащиеся выступают в роли «Экспертов». При этом они внимательно слушают, обобщают данные, заполняют карту ответа одноклассника. В карте отмечаю плюсом и минусом правильные и неправильные ответы. Учащиеся в своих картах оценивают ответ товарища, выставляют общий балл за ответ. Затем учитель собирает
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов, Э.Г. Живой русский: Учебник русского языка для начинающих / Э.Г. Азимов, Л.В. Фарисенкова. - М.: ИКАР, 2015. - 220 c.
2. Айзацкая, Н.И. Русский язык: 3 класс. Найди ошибку. Языковые игры / Н.И. Айзацкая. - М.: Эксмо, 2010. - 96 c.
3. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т. Русский язык по-новому. Часть 2: (уроки 16-22) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2010. - 408 c.
4. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т.Русский язык по новому. Часть 1 (уроки 1-15) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2010. - 648 c.
5. Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Изд.Дом “Литера”, 2012.
6. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
7. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи.: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений / Л.А. Баландина. - М.: Моск. ун-та, 2012. - 256 c.
8. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи: Практикум для аудиторской и самостоятельной работы студентов-нефилологов ВУЗов / Л.А. Баландина, Г.Р. Давидян, Г.Ф. Кураченкова и др. - М.: Моск.университета, 2012. - 96 c.
9. Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений , М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009
10. Барова, Е.С. Дидактический материал (упражнения) к: Учебнику "Русский язык" для 6-го кл. Бунеева Е.В. ФГОС / Е.С. Барова. - М.: Баласс, 2014. - 144 c.
11. Бенвенист, Эмиль. Общая лингвистика: Пер. с фр. / Э. Бенвенист. - М.: РФ, 2014. – 448 с.
12. Березовская Я.Л. Из опыта проведения Всероссийской акции «Тотальный диктант» для иностранных учащихся // Lingua mobilis. - №1(54). – 2016. – С. 14-18.
13. Богатова Е.Н. Роль творческого диктанта в процессе совершенствования содержания и качества преподавания русского языка как иностранного // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2015. - №1. – С.261-264.
14. Воскресенская, Е.О. ЕГЭ. Русский язык. Универсальный справочник / Е.О. Воскресенская, Е.М. Ткаченко, Н.В. Слаутина. - М.: Эксмо, 2015. - 336 c.
79.
15. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Синтаксис / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: КД Либроком, 2015. - 200 c.
16. Гвоздева, Е.В. Русский язык. Пособие для поступающих в ВУЗ. / Е.В. Гвоздева, Е.Ф. Косицына, В.Н. Орлова, И.В. Чирин. - М.: МГИУ, 2007. - 160 c.
17. Герд, А.С. Прикладная лингвистика. - Спб.: Изд-во СпбГУ, 2015. - 268 с.
18. Грудева Е.В., Покровская А.Л. Тотальный диктант – диктант для взрослых? // Вестник Череповецкого государственного университета. - №5. – 2016. – 65-68.
19. Грудева Е.В., Покровская А.Л. Тотальный диктант- 2015: анализ текста // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи: Сборник статей по материалам LI международной научно- практической конференции (17 августа 2015 года). №8 (51). Новосибирск, 2015. С. 32–43.
20. Девятова, Н.М. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки: Учебное пособие / Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймбух.. - М.: Проспект, 2013. - 208 c.
21. Дейкина, А.Д. Русский язык. 5-й класс. В 2-х т.Русский язык. 5-й класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: В 2ч / А.Д. Дейкина. - М.: АСТ, Астрель, 2011. - 444 c.
22. Диброва, Е.И. Современный русский язык: Учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин . - М.: Юрайт, 2013. - 559 c.
23. Докучаева, Р.М. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения: Учебное пособие / Р.М. Докучаева. - М.: Флинта, 2016. - 232 c.
24. Загидулина М.В. Русский язык: полный курс подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ. 2014.- 320с.
25. Загоруйка, А.Я. Конверсия – морфологический способ словообразования. – М.: Наука, 1961. – 219 с.
26. Каясова Т.А. Роль объяснительных диктантов в формировании языковой личности // Вестник ОГУ. - №9 (145). – 2012. – С. 13-17.
27. Кубрякова, С.С. Что такое словообразование. – М.: Наука, 1965. – 327 с.
28. Куликова, И.С., Салмина, Д.В. Введение в металингвистику. – СПб, 2012. - 352 с.
29. Орлова Н.В. Хроника IV Международной научно-практической конференции Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке» // Коммуникативные исследования. 2016. № 3 (9). С. 134–138.
30. Официальный сайт Тотального диктанта. Режим доступа: http://totaldict.ru/ (дата обращения – 24.03.2019).
31. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. – М.: Просвещение,2009.- 192с
32. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 кл., [И.И.Постникова, И.М.Подгаецкая, М.Н. Везерова и др.] -М.: Просвещение, 2007.
33. Розенталь Д.Э.Ю Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М. Московская международная школа переводчиков, 1994.
34. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЕ-2017.- Ростов н,Д: Легион, 2011, -524 с.
35. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Часть 1. – М.: «Просвещение», 2010. – С. 7, 8.