Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы ВКР. Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы определена темой исследования, а именно – изучением правового регулирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (региональный аспект).
Анализируя статистические данные отметим, что количество детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях родовспоможения, выявленных в течение 2017 года, сократилась на 5,6 % по сравнению с предыдущим, но их по прежнему много - 58 168 детей .
Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей вне зависимости от того, в каком регионе их оставили, требуют пристального внимания со стороны государства, поскольку нуждаются и в организационных усилиях по обеспечению их благополучия, здоровья и воспитания, и в финансовых средствах на это направляемых.
Уже давно стало объективным фактом то, что в нашей стране существуют дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. И это, безусловно, требует повышенного внимания государства к проблеме их защиты, охраны, социального обеспечения. Одна из важных задач государства – это финансовая и материальная поддержка данной категории лиц. И с целью ее решения государством принимается на себя обязательство по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Это направление нам представляется верным, хотя и не легко реализуемым, но построение социального и правового государства предполагает признание приоритета общечеловеческих ценностей, достойный уровень жизни, иных законных прав и интересов личности. Особенно ярко эта задача проявляется применительно к детям, как самой беззащитной категории населения. Особый интерес вызывает региональное законодательство в данной области, а также успешность реализации механизмов предоставления жилья этим детям. В работе рассмотрена правоприменительная практика Пермского края. В том числе, выделены проблемы, которые требуют своего разрешения.
В связи с вышеизложенным тема настоящей ВКР актуальна и обладает существенной спецификой.
Цель и задачи ВКР. Основной целью работы является изучение правового регулирован¬ия обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (региональный аспект).
Достижением поставленной цели обуславливается постановка и разрешение следующих задач:
- изучение правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
- рассмотрение правового регулирования предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в Российской Федерации,
- выделение особенностей предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в Российской Федерации,
- рассмотрение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Пермском крае,
- характеристика основных гарантий, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями в Пермском крае,
- анализ проблем, возникающих при реализации права на предоставления жилья детям-сиротам и пути их решения.
Методологическая основа ВКР. При написании настоящей работы использовались: диалектический способ научного познания, методы: логического анализа и синтеза, системный метод, нормативно-логический анализ, метод сравнительного правоведения, правового моделирования и прогнозирования.
Теоретическая база ВКР включает в себя труды отечественных ученых, посвященных теоретическим и практическим вопросам в области правового регулирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Нормативной основой ВКР являются Конституция РФ, Семейный кодекс РФ , Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" , иные кодифицированные акты России, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты.
Объектом ВКР выступает комплекс правоотношений, складывающихся в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Предмет ВКР составляют теоретические и практические аспекты исследования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Пермском крае, проблемы их реализации и формирующиеся предложения по преодолению выявленных проблем.
Теоретическое значение ВКР состоит в возможности использования ВКР при преподавании спецкурса в ВУЗе, в аккумуляции материала с учетом его специфики.
Практическая значимость ВКР состоит в возможности использовать сформулированные предложения в процессе формирования отвечающей требованиям современного правового государства нормативной основы.
Структура ВКР. Работа представлена введением, двумя главами, которые включают в себя пять ГЛАВА 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в России как объект социальной защиты
1.1. Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Мы согласны с тем, что любой ребенок, исходя из его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения. Тем более, если этот ребенок является сиротой или остался без попечения родителей, то он нуждается в этом вдвойне.
К детям-сиротам относятся несовершеннолетние, у которых умерли оба или единственный родитель.
Возраст или же причина, по которой ребенок остался без попечения родителей, имеют значение для отличия сироты от других схожих категорий - лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сиротами являются дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с их смертью. К лицам из числа детей-сирот относятся совершеннолетние граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель (абз. 2, 4 ст. 1 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Дети, оставшиеся без попечения родителей, как и дети-сироты, являются несовершеннолетними, однако лишены родительского попечения по иным причинам, например в связи с лишением или ограничением родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, а также если единственный родитель или оба родителя ребенка неизвестны (абз. 3 ст. 1 Закона N 159-ФЗ).
Статус ребенка-сироты имеет значение для получения льгот и предоставления мер социальной поддержки (например, для получения благоустроенного жилья из специализированного жилого фонда). Такой статус можно подтвердить, например, свидетельствами о смерти родителей, распоряжением органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними (п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ ; ст. 8 Закона N 159-ФЗ).
Изначально легальное закрепление ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – Дети), в законодательстве РФ давалось в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
Так, в соответствии с данным федеральным законом дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Соответственно, дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
В научной литературе встречается обоснование позиции о том, что объем прав Детей равен объему прав детей вообще. К примеру, А.Ю. Томиловым утверждается, что объем прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно полно проанализирован, изучен и совпадает с объемом прав несовершеннолетних .
Мы с данным подходом не согласны, поскольку сам правовой статус детей данных категорий имеет существенные особенности в отличие от института права ребенка, включающим в себя нормы ряда отраслей, таких как семейное право, гражданское право, административное право, жилищное право и др. Так, к примеру, важнейшее право ребенка - это право жить и воспитываться в семье, предусмотренное в ст. 54 СК РФ . Ребенок в семье получает поддержку и понимание, защиту. Дети, не имеющие семьи, лишены всего этого. Вследствие чего уже по этому, базовому основанию они не могут уравниваться друг с другом.
В результате анализа системы прав несовершеннолетних выделим следующую классификацию прав Детей:
- дополнительные права, предусмотренные в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ;
- экономические права;
- социальные права;
- идеологические права.
Иногда, к сожалению, бывает и так, что понуждение полномочных органов и должностных лиц к реализации прав Детей осуществляется в судебном порядке. Особенно часто это происходит при реализации прав Детей на получение (предоставления) жилья. Так, например, согласно Апелляционному определению Верховного суда Республики Дагестан от 08.06.2016 по делу N 33-2165/2016 : «Г.Р. и Г.М. обратились в суд с иском к администрации МР "Дербентский район" о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма согласно нормам, не ниже установленных социальных норм. Исковые требования обосновали тем, что постановлением главы администрации Дербентского района от <дата> N над ними было установлено опекунство, как над детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку их мать умерла 28 мая 2002 году, а отец осужден к лишению свободы за ее убийство.
Семь классов они проучились в пос. Белиджи, а затем вместе с опекуном (бабушкой) Р. уехали в г. Москву, где Р. работала в нескольких местах, чтобы поставить их на ноги. Они учились в школе-интернате N, а в воскресенье, праздничные и каникулярные дни проводили вместе на съемной квартире. В связи с временной регистрацией в г. Москве и отсутствия у них жилья они обратились в администрацию Дербентского района о предоставлении им жилья, т.к. с 2010 года они находятся в очереди на получение жилья. Однако, им сообщили, что жилье будет предоставлено в порядке очередности и при наличии денежных средств.
Принятое государством обязательство о предоставлении им жилья не исполнено до сих пор по вине ответчика в связи, с чем они вынуждены, обратиться в суд.
Просят возложить на ответчика обязанность по обеспечению их жилым помещением по месту их жительства в п. Белиджи Дербентского района по установленной норме предоставления жилых помещений.
Судом постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе представитель истцов по доверенности П.А. просит решение суда отменить по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 ноября 1996 года N 159-ФЗ по договорам соц. найма без какой бы то ни было очереди, поскольку законодатель связывает обязанность предоставления детям-сиротам жилого помещения с достижением ими 18 летнего возраста, в то время как указание на предоставление сиротам жилого помещения в порядке очередности по списку в законе отсутствует. При этом, закон предусматривает, что целью формирования списка является заблаговременный учет детей-сирот, имеющих право на получение жилья по достижении ими 18 летнего возраста, чтобы уполномоченные органы отслеживали наступление ими 18 летнего возраста и планировали предоставление жилья с наступлением данного события.
Между тем, в нарушение названного закона и п. 3 ст. 8 Закона РД от 29 декабря 2004 г. N 58, в соответствие с которым в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются лица достигшие 14-летнего, были включены в списки после исполнения им 18 лет. При такой халатности отслеживать, какое количество квартир необходимо в следующем году и включать их в бюджет невозможно. В то время, как права истцов нарушаются с 14 лет, сейчас они продолжают нарушаться и судом.
Согласно ст. 1 Закона РД от 14 декабря 2004 г. N 57 обязанность по обеспечению указанной категории лиц жилплощадью возлагается на органы местного самоуправления. Причем ст. 3 данного Закона предусматривает, что органы местного самоуправления имеют право получать из республиканского бюджета РД финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, и дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы.
Ссылку суда на закон РД от 28 декабря 2015 г. N 1121 "О республиканском бюджете РД на 2016 г. о распределении субвенции МО "Дербентский район" из республиканского бюджета и федерального бюджета в сумме 2994,915 тыс.руб. на 4 - 5 квартир считает не состоятельной, поскольку получение финансовой помощи из вышестоящих бюджетов не освобождает МО "Дербентский район" от обязанности предоставления жилья детям сиротам после исполнения 18 летнего возраста и от права дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Конституционный суд РФ в определении от 04 апреля 2006 г. N 113-О указал, что государство обязано обеспечить каждому реализацию права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Право на обеспечение жилым помещениям было реализовано Г.Р. и Г.М. путем обращения в 2010 году в администрацию Дербентского района Республики Дагестан с заявлениями о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, принятием их в том же году на соответствующий учет. Наличие у них права на получение указанной формы социальной поддержки в установленном порядке признано, никем не оспаривается. Из материалов дела усматривается, что бюджетом Республики Дагестан на 2016 год Дербентскому району предусмотрено распределение субвенций на осуществление полномочий по обеспечению полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также из материалов дела усматривается, что на учете для получения жилья указанной категории детей в Дербентском районе на 2016 год состоят 75 детей, в число которых входят дети, принятые на учет в 2003, 2006, 2008 гг., то есть до постановки на учет истцов по делу.
Соглашаясь с принятым судом первой инстанции решением, апелляционная коллегия учитывает и то обстоятельство, что удовлетворение требований истцов и предоставление им жилья в порядке исполнения судебного решения, с учетом вышеприведенных норм действующего законодательства, повлечет за собой нарушение прав таких же детей - сирот, обратившихся за получением жилья и поставленных на учет до истцов, что считать социально справедливым нельзя».
Достаточно интересным нам представляется законодательство Франции в части определения прав Детей. Так, в частности, анализируя права Детей по законодательству Франции отметим следующее. Рассматривая опыт Франции в вопросе устройства Детей мы положительно отмечаем выбор французского общества в пользу так называемого фостерного воспитания – в качестве альтернативны форме устройства Детей в семью. Можно говорить о том, что французская система фостерного воспитания своей основной задачей определяет меры по социальной и психологической реабилитации Детей, она способствует уменьшению его социальной отчужденности. Что нам представляется очень важным.
Замещающие семьи Франции централизуются в структуре Центра фостерной семьи. Для РФ данный опыт полезен так как в настоящее время в некоторых регионах страны подобная система создается, формируются центры замещающих семей. Время нахождение ребенка в фостерной семье используется для проведения работы с его кровной семьей для определения возможности возвращения ребенка в семью. Как особенность французской системы фостеринга выделим то, что на кровных родителей ребенка в судебном порядке налагается обязанность финансирования проживания ребенка вне дома, в фостерной семье.
Дети, направляемые в фостерные семьи на основании определению суда уже не очень малы, но еще и не достаточно взрослые (возраст: от 11 до 18 лет). Заработная плата фостерным родителями не выплачивается.
Таким образом, на сегодняшний день права Детей следует подразделить по блокам:
- дополнительные права, предусмотренные в специальном законодательстве о детях-сиротах и детях, оставленных без попечения родителей;
- экономические права;
- социальные права;
- идеологические права.
Но, каким бы образом ни фигурировало в СК РФ понятие обязанности, по своим параметрам и по своей сути оно полностью совпадает с доктринальным определением данного термина. В то же время следует
Фрагмент для ознакомления
3
Законодательные и нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 15.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2019) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019) // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
6. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.04.2019) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ, 12.08.1993, N 32, ст. 1227.
7. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
8. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2019) // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, N 41, ст. 4849.
9. Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 N 548 (ред. от 29.11.2018) "Об утверждении типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Собрание законодательства РФ, 15.07.2013, N 28, ст. 3826.
10. Информация Минюста России от 20.07.2015 "Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Социальный мир. N 32. 24 - 31.08.2015.
11. Методические рекомендации Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации о повышении эффективности организации работы по исполнению судебных решений о предоставлении жилья (утв. ФССП РФ) // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов, N 2, 2006.
12. Закон Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК (ред. от 15.06.2018) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ЗС ПК 20.04.2017) // СПС «Консультант Плюс».
13. Закон Оренбургской области "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан" // СПС «Консультант Плюс».
Судебная практика
14. Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 113-О // СПС «Консультант Плюс».
15. Определение Верховного Суда РФ от 16.04.2002 N КАС02-176 // СПС «Консультант Плюс».
16. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 3. Март. 2014.
17. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 5-КГ16-84 // СПС «Консультант Плюс».
18. Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 08.06.2016 по делу N 33-2165/2016 // СПС «Консультант Плюс».
19. Апелляционное определение Самарского областного суда от 14.03.2016 N 33-2761/2016 // СПС «Консультант Плюс».
20. Апелляционное определение Самарского областного суда от 21.03.2016 по делу N 33-3329/2016 // СПС «Консультант Плюс».
21. Апелляционное определение Московского областного суда от 30.03.2016 по делу N 33-8715/2016 // СПС «Консультант Плюс».
Учебная и научная литература
22. Бобров Е.А. Реализация права на страховую пенсию: вопросы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 78 – 80.
23. Томилов А.Ю. Защита прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14, 12.00.03. М., 2001. С. 63 - 66.
Учебники и учебные пособия
24. Бурняшев Д.В. Договоры найма жилого помещения (коммерческий, социальный и специализированный). М.: Редакция "Российской газеты", 2018. Вып. 24. 144 с.
Монографии
25. Деятельность прокурора по защите жилищных прав несовершеннолетних: Монография / Т.Г. Воеводина, Е.А. Кремнева, М.Л. Огурцова. М.: Проспект, 2016. С. 3.
26. Летова Н.В. Семейный статус ребенка: проблемы теории и практики: монография. М.: Проспект, 2018. 144 с.
Сборники статей
27. Беспалов Ю.Ф. Трудная жизненная ситуация ребенка в РФ: социально-правовой аспект // Нотариус. 2018. N 3. С. 30 - 33.
28. Бобров Е.А. О жилищных правах нанимателей спецжилфонда при вселении их без ордера и отсутствии регистрации по месту жительства // Семейное и жилищное право. 2016. N 6. С. 28 - 30.
29. Джандубаев З.А. Проблемы реализации права на судебную защиту для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении жилых помещений // Семейное и жилищное право. 2017. N 2. С. 6 - 8.
30. Карибян С.О. Правовые проблемы обеспечения жильем детей-сирот // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. N 1. С. 26 - 31.
31. Лунькова О.В., Скорик К.В. О некоторых разновидностях механизмов реализации социально-правовой защиты детей в России // Ленинградский юридический журнал. 2017. N 3. С. 77 - 84.
32. Мигущенко О.Н. Сущность публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2017. N 3. С. 3 - 6.
33. Неганова Е.Н. К вопросу о необходимости деликтообразования административных (управленческих) деяний за нарушения жилищных прав детей-сирот // Современное право. 2017. N 4. С. 37 - 40.
34. Селютина Е.Н. Государственная правовая политика в отношении сирот в России: исторический опыт и современное состояние // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. N 6(36) С. 189.
35. Сидорова Е.И. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2017. N 1. С. 12.
36. Селютина Е.Н., Холодов В.А. Проектное управление в муниципальных образованиях: проблемы нормативно-правовой регламентации // Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17. N 3. С. 14.
37. Соболев О.В. Соотношение запретов и ограничений прав граждан в административной деятельности органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2019. N 2. С. 77 - 81.
Интернет-документы
38. Интерфакс-Сибирь: [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax-russia.ru/ (дата обращения: 03.09.2019 г.).
39. Разъяснение по исполнению судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам // Управление ФССП России по Хабаровскому краю. URL: http://r27.fssprus.ru/2046833/ (дата обращения: 03.05.2019 г.).
40. Сайт губернатора и правительства Пермского края http://permkrai.ru/ (дата обращения: 05.05.2019 г.).
41. ИА REGNUM: [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/2343260.html (дата обращения: 05.05.2019 г.).
42. http://lawru.info/novosti/ (Дата обращения: 05.05.2019).