Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы заключается в том, что задачи управления дошкольными образовательными учреждениями остаются актуальными в связи с осуществлением направлений Приоритетного национального проекта «Образование», Программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы
Анализ научной литературы и современных исследований показывает, что вопросы муниципальной политики в сфере управления дошкольными образовательными учреждениями в настоящее время находятся на стадии разработки.
Когда в России происходит переоценка всей системы общественных отношений, происходят социально-экономические изменения, значительные изменения происходят и в системе дошкольного образования.
Развитие системы дошкольного образования и изменение обусловлено тем, насколько оперативно происходит управление всеми звеньями, а самое главное, как вводится в практику детских дошкольных образовательных учреждений новых научно-педагогические достижения в сфере управления.
Современные психологи очень часто обращают внимание родителей, а также педагогов дошкольных учреждений на важность проблемы развития, обучения и воспитания детей с самого рождения. Именно в раннем возрасте должны ставиться воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
Зарубежные и отечественные ученые отмечают, что дети дошкольного возраста обладают особой чувствительностью к речевому развитию, к умственному, физическому и эстетическому развитию, а также к патриотическому и другим областям развития личности. Немаловажно создать условия именно в первые годы жизни для физического, эстетического, умственного и нравственного развития детей. В период адаптации к дошкольному образовательному учреждению большую роль в воспитании хорошо развитых детей имеет правильная организация жизни. Период адаптации для ребенка трудный этап, тем более в это время формируется нервная система ребенка. Необходимо обеспечить в этот период одинаковые воспитательные приемы, которые используются в семье и дошкольном образовательном учреждении. Уравновешенное и спокойное настроение у детей - это одна из главных правил полноценного развития. Оно поддерживается правильной организацией жизни.
У детей, которые занимаются с раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях по образовательным программам, формируется эстетические восприятие, осваивают нормы и правила поведения, становятся все более решительными и независимыми от взрослых, пополняется их социальный опыт, формируется индивидуальное представление о себе, начинают оценивать себя, свои действия и свои внешние качества. В процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении у детей появляется главное новообразование - понимание своего социального «Я». С раннего возраста дети учатся организованности, получают задания от педагога и учатся выполнять его и это приводит к перебарыванию застенчивости и непоявлению комплексов.
Воспитательно-образовательная программа, по которой работает каждое дошкольное образовательное учреждение, учит самоорганизованности, возникают предпосылки к организации деятельности, своей учебы и работы. Дети в дошкольном образовательном учреждении не только получают начальное образование и воспитание, они еще учатся работать в коллективе.
Вся система внутри садовского управления должна быть направлена на итоговый результат. Управление предполагает мотивационно - целевую направленность руководителей дошкольного образовательного учреждения, педагогический анализ, планирование организации, новые подходы к информационному обеспечению, контроль и регулирование своей деятельности.
Ключевое место занимает руководитель дошкольного учреждения, который несет большую ответственность за образовательное учреждение, за педагогов и воспитанников, а также за решения, которые принимаются и за их итоговый результат. Прежде всего, для того, чтобы мы поняли, как руководитель образовательного учреждения решает трудные задачи, мы должны изучить работу детского дошкольного образовательного учреждения и работу руководителя.
Немаловажную роль в развитии дошкольного учреждения должна осуществлять внутренняя культура. Внутренняя культура оказывает содействие в развитии высокопрофессиональных качеств и навыков, формирует психолого- педагогический комфорт всем принимающим участие в воспитательно-образовательном процессе.
В наше время руководитель обязан управлять качеством образовательного процесса: быть специалистом в области регулирования деятельностью образовательного учреждения, прогнозировать постановку целей и следить за результатом образования детей.
Значимость моей выпускной квалификационной работы представляется в анализе управления образовательного учреждения на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования - управление муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением.
Объект исследования – дошкольное образование МО г. Екатеринбург.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании повышения качества деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения и анализе функционирования.
Для результата нашей цели нужно разрешить задачи:
1.Проследить проблемы управления дошкольного образования в и исследовать состояние дошкольного образования.
2.Познакомится с особенностями документального управления.
3.Провести оценку структуры образования.
4.Разработать мероприятия совершенствования системы управления в детском дошкольном образовательном учреждении.
Методы исследования - анализ служебной документации учреждения, наблюдение за работой персонал, метод экспертных оценок (беседа с специалистами), анализ литературных источников, системный подход, метод социологических исследований и др.
Информационная база исследования - метод социологического исследования, литературные источники, беседы с сотрудниками, должностные инструкции.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения и библиографического списка литературы. Во введении обозначена актуальность исследования, поставлена цель и задачи, сформулированы объект и предмет исследования. Теоретические основы управления муниципальным предприятием рассмотрены в первой главе выпускной квалификационной работы. Во второй главе работы выполнено исследование управления дошкольным образованием г. Екатеринбург. В третьей главе работы предложены мероприятия направленные на совершенствование системы управления в дошкольном образовательном учреждении. В заключении сделаны обобщающие выводы.
1. Теоретические основы исследования дошкольного образования на муниципальном уровне
1.1 Понятие системы управления дошкольным образованием
Дошкольное образование - это первый этап образования в жизни человека. Именно на данном этапе начинается формирование тех умений и навыков, которые необходимы человеку на протяжении всей жизни. Хотя, в отличие от общего образования, дошкольное образование остается необязательным, именно дошкольное детство можно признать ключевым, а возможно, главным и наиболее ответственным этапом жизни человека, когда закладываются основы физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного личностного развития. На данном этапе ребенок начинает осознавать свое место в мире, постигает главные правила общения, взаимодействия с другими детьми и со взрослыми. [6]
Обучение детей дошкольного возраста, направленное на формирование развитой личности, является составной частью педагогического процесса в детском саду. Оно представляет собой длительный и сложный процесс, планомерно осуществляемый па занятиях и в повседневной жизни: в играх, в труде, в быту. Поскольку ребенок совершенно беспомощен, необходимость в его воспитании и обучения обусловлена самой природой и представляет собой вечную задачу человечества.
В настоящее время в Российской Федерации обеспечено стабильное функционирование системы дошкольного образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
Отличительными особенностями региональной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов. [7]
За последние время произошла смена унитарной формы дошкольного образования на вариативную. Это оказало влияние и на организации, и на осуществление дошкольного образования.
Направление обновления дошкольного образования включаются:
развитие моделей организации дошкольного образования;
пересмотр нормативно-правовой базы дошкольного образования;
разработка новых финансово-экономических механизмов осуществления дошкольного образования;
развитие материально-технического обеспечения дошкольного образования;
повышение качества методического обеспечения дошкольного образования;
расширение содержания дошкольного образования.
В основе муниципального управления дошкольным образованием лежат следующие принципы:
принцип гуманизма;
принцип приоритетности общечеловеческих ценностей и здоровья детей;
принцип развития свободы личности;
принцип доступности образования;
принцип адаптации образовательного процесса под особенности и нужды ребенка;
принцип светского характера дошкольного образования. [16]
Сущность муниципального управления дошкольным образованием сводится к строительству и поддержанию рабочего состояния муниципальных учреждений дошкольного образования, обеспечению условий их функционирования, частичного финансирования их деятельности, а также контроля за соблюдением образовательных стандартов и содержанием детей.
В настоящее время можно выделить ряд проблем, характерным для муниципального управления дошкольным образованием. К числу таких проблем относятся:
нехватка дошкольных образовательных учреждений, приводящая к образованию очередей на попадание в них;
ненадлежащий уровень качества работы учреждений дошкольного образования;
финансовые поборы с родителей, осуществляемые сверх установленной платы за обучение;
недостаточность материально-технического обеспечения и оснащения учреждений дошкольного образования;
низкий уровень материального стимулирования работников учреждений дошкольного образования;
недостаточное финансирование деятельности и обеспечения учреждений дошкольного образования;
переполненность учреждений дошкольного образования и так далее.
Муниципальное управление дошкольным образованием должно акцентировать внимание на решении указанных проблем, но при этом вырабатывать и общую концепцию его развития, а не только решать текущие вопросы управления. Такой подход к управлению обеспечит равномерное и полноценное развитие дошкольного образования. [11]
Реализация ФГОС ДО осуществляется по нескольким направлениям, но одно из них, это, конечно, создание кадрового обеспечения реализации ФГОС ДО. В стандарте четко формулируется требование комплектования ДОО квали¬фицированными кадрами. В наше время, в период, с одной стороны, непрестиж¬ности соответствующих профессий, текучести кадров, при увеличивающемся потоке непрофессионалов, идущих в образование по разным «жизненным» мотивам, и, с другой стороны, актуальности и необходимости обеспечения развивающего образования, твердого требования комплектования образовательного учреждения квалифицированными кадрами, крайне важно. Важен и стиль управления кадрами. Сущность управления любого коллектива - это деятельность, в которой находят отражение эффективная работа персонала в целом и отлаженная работа каждого сотрудника в частности. Общая модель управления персоналом включает такие тесно взаимодействующие механизмы, как подбор и расстановка кадров, развитие и подготовка сотрудников, анализ и оценка результатов работы, мотивация и вознаграждение персонала и др.
Воспитательно - образовательная работа в детском саду осуществляется по базовой программе: «Основная образовательная программа». В состав вышеназванной образовательной программы включены все базовые задачи по воспитанию ребёнка через различные виды детской деятельности, такие как: предметная, игровая, театрализованная и т.д., предопределяя таким образом все общеразвивающие и содержательные аспекты образовательной деятельности. [21]
Для переключения детей на творческую активность и динамическую деятельность, а также с целью снятия физического и умственного напряжения, повышения эмоционального тонуса организма во всех возрастных группах в режим работы введены ежедневные игровые паузы между занятиями.
Все занятия проводятся в строгом соответствии с ФГОС. Процесс обучения и вся образовательная деятельность в целом строятся с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Детский сад при осуществлении образовательной деятельности, сотрудничает с семьёй. Детей дошкольного возраста активно приобщают к социальным и культурным нормам, а также к семейным и общественным традициям. Процесс обучения организован таким образом, чтобы у ребенка формировался познавательный интерес к различным видам деятельности. Условия, требования и методы дошкольного образования соответствуют возрасту детей и особенностям их развития. При организации педагогического процесса активно используются игровые методы и приёмы. [19]
Детский сад успешно функционирует в режиме развития. Коллектив стабилен, активно и инициативно позиционирует себя в городском педагогическом сообществе. Повышается уровень качества образования. Но, как известно, нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо двигаться вперед, так и в кадровой политике: она эффективна только в своем развитии.
Современные образовательные стандарты - это инструменты повышения качества образования, которое невозможно достичь без профессионального роста воспитателя, учитывая то, что квалификация педагога влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка, что, безусловно, должно являться достаточно высоким мотивационным фактором в повышении профессионального мастерства. Кроме этого, профессиональный стандарт педагога дошкольного образования предназначен еще и для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, формирования должностных инструкций, а также, что является немаловажным фактором - определенным этапом в планировании карьеры педагогами. [12]
С этой позиции, повышение квалификации воспитателей и специалистов дошкольного образования становится наиболее актуальным и необходимым, потому что каждое дошкольное образовательное учреждение доказывает свою неповторимость и привлекательность при помощи высокого качества воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого педагогами высокого профессионального уровня, готовыми к переменам в стремительно меняющемся мире, мобильными и способными к нестандартным действиям, ответственными и самостоятельными в принятии решений.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование - это единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторические обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
Дошкольное образовательное учреждение представляет собой открытую, социальную, педагогическую систему, которая имеет свои особенности, свою организационную структуру. Основными задачами дошкольных образовательных учреждений как составного элемента всей образовательной системы являются создание условий для гармоничного развития, воспитания и обучения детей. Значение дошкольного образования, как части системы образования в целом очень велико. Ведь образование играет важную роль в жизни общества. Именно благодаря ему люди приобретают знания, умения, навыки, а также имеют возможность развивать свои индивидуальные, профессиональные и личностные качества. [24]
Под управлением дошкольным образовательным учреждением понимается целенаправленная деятельность, обеспечивающая согласованность совместного труда сотрудников в решении целей и задач воспитания на уровне современных требований. Однако управление в сфере дошкольного образования представляет собой исполнительную и распорядительную деятельность соответствующих органов, направленную на непосредственное осуществление образовательной политики.
Наиболее распространенным в практике управления дошкольным образованием считается системный подход. Системный подход - это одно из методологических направлений современной науки, связанное с представлением, изучением и конструированием объекта как системы. Основанием системного подхода можно считать также определение сущностных признаков идеальной цели воспитания - формирования всесторонней и гармонически развитой личности. [34]
Одним из приоритетных направлений для развития системы управления образования деятельности является распределение прав, полномочий и ответственности между высшими звеньями управления образованием - Министерством образования Российской Федерации и краевыми, областными комитетами и управлениями, а также городскими управлениями образованием и отделами дошкольного образования. Федеральные, центральные органы управления образованием в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» прежде всего должны направлять свою деятельность на выработку идеологии и стратегии развития системы образования, определение
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145- ФЗ (ред. От 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // КонсультантПлюс:
4. Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 17.09.2013 №51-ФЗ
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
6. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
7. Баязитов С.Б. Управление развитием трехуровневой системы муниципального образования крупного города: автореф.дис.. канд.пед.наук: защищена 15.12.2000: утверждена 30.03.2001/ С.Б. Баязитов Уфа: Изд-во РГБ ОД, 2001.21с.
8. Войтович В.Ю. Местное самоуправление – основа управления обществом. Институт философии и права УРО РАН (Удмуртский филиал), УРОО «СНИОО», Правовое отделение УРОО СНИОО; под редакцией В.Ю. Войтовича. Ижевск, 2008. С. 36.Аттестация руководителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений/ Т.С. Комарова [и др.].- М.:АРКТИ, 2012. - 128 с.
9. Войтович В.Ю. Правовое регулирование органов местного самоуправления в условиях его модернизации. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2016. Т. 26. № 5. С. 95.
10. Волобуева Л.М. Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении. Практическое пособие/ Волобуева Л.М. - М.: Айрис-Пресс, 2009. 180с.
11. Волосовец Т.В.Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей/ Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. - М.: Владос, 2012. 360с.
12. Воробьева С.В. Нормативно-правовое обеспечение государственно общественного управления образованием в Российской Федерации/ основы управления образовательными системами/ С.В. Воробьева. - М.: Изд.центр «Академия»,2008 -208с.
13. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения // Образование и наука. 2011. №27. С.163
14. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. и др.: Защита прав и достоинства ребенка: Координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников/ Доронова Т.Н. [и др.]. - М.: 2009 г. - 245 с.
15. Езопова С.А. Лицензирование дошкольных образовательных учреждений/ Езопова С.А., Полякова М.Н., Таратухина М.С. - М.: Центр педагогического образования, 2013. 64с.
16. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении/ Елжова Н.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 272с.
17. Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении. Педсоветы, семинары, методические объединения/ Елжова Н.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 256с.
18. Женило М. Ю. Детский сад от А до Я. Книга руководителя, воспитателя, психолога ДОУ/ Женило М. Ю.- М.: 2010 г. 416 с.
19. Женило М.Ю. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Книга современного руководителя/ Женило М. Ю.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 480 с.
20. Каралашвили Е.А. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ/ Каралашвили Е.А. - М: Сфера, 2007. С.84-114
21. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Часть 2. Практическое пособие/ Колодяжная Т.П. - М.: ЦГЛ, 2011. 290с.
22. Комарова Е. Показатели и виды доступности дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2016. № 5. С. 4-7
23. Копылова Н.А. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения: Методическое пособие/ Копылова Н.А., Микляева Н.В. - М.: Айрис-Дидактика, 2010. 64с.
24. Кузьменко Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко // Педагогика. 2011. №2. 28 с.
25. Маневцова Л.М. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении/ Маневцова Л.М., Бабак С.А. - М.: Академия, 2011. 115с.
26. Маханева М.Д. Перспективная модель организации деятельности дошкольного учреждения. Учебное пособие для вузов / Маханева М.Д. Князева О.Л. - М.: Юрист, 2012. 164 с.
27. Палиева Н.А. Педагогические основы муниципального управления развитием дошкольного образования: автореф.дис. ...канд.пед.наук: защищена 31.03.2000: утверждена 01.06.2000/Н.А.Палиева.-Ставрополь: Изд-во РГБ ОД, 2000.28с.
28. Поздняк Л.В., Волобуева Л.М. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ // Управление ДОУ. 2011. № 5. с. 43-46.
29. Соловей С.А. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях/ Соловей С. А., Львова Т. Н., Дубко Г. И. - М.: Педагогическое общество России, 2012. 80 с.
30. Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам/ Третьяков П.И., Белая К.Ю - М.: Сфера, 2011. 240 с.
31. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Пособие для руководителей ДОУ / Л.И Фалюшина Л.И. - М.: АРКТИ, 2010. 280 с.
32. Хабарова Т.В. Деятельность федеральной стажировочной площадки по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования»: первые итоги / Т.В. Хабарова, С.Н. Штекляйн // Дошкольная педагогика. 2012. № 4. С. 12.
33. Хабибуллина Р.Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения/ Хабибуллина Р.Ш. - М.: Детство-Пресс, 2012. 189с.
34. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для вузов / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Медиа, 2010. 423с.