Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В произведениях И.А. Бунина поражает его удивительная память и высокоразвитая наблюдательность, будь это описание пейзажа, быта или внешности его героев. Исследователи творчества писателя называли это свойство образной памятью.
Для читателя-историка произведения И.А. Бунина имеют свое особое значение, поскольку они - великолепный исторический источник, в котором запечатлелась жизнь России конца XIX - начала XX вв. Поэтому присущая И.А. Бунину-писателю острая наблюдательность для историка выступает как особая историческая память.
Стоит вспомнить, что первые десятилетия жизни российского общества XX в. были окрашены активизацией деятельности либеральной и левой оппозиции, ставившей своей задачей свержение существовавшего режима. Представители российской либеральной и левой мысли XIX в. свято уверовали в то, что весь свет идей - только с Запада и что надо встать на тот путь развития, которым идет Запад, включая и революционные «преобразования», и тогда в России начнется «естественный прогресс». На этом «идейном» фоне стала развиваться литература с «направлением» и публицистика, красившие и историю России, и ее настоящее беспросветно черным цветом. В российских образованных кругах того времени, даже весьма далеких от политического радикализма, преобладало убеждение, что порядочные люди в России должны обязательно числиться среди «сочувствующих и негодующих».
Такие произведения Бунина как «Деревня» (1909-1910) и «Суходол» (1911) являют картины «многострадальной» деревни в духе взгляда на российскую жизнь либеральных кругов, согласно которым жизнь российского общества, включая и жизнь русской провинции должна изображаться, что называется, без «идеализации», т.е. без малейшей позитивной черты в ее описании. Дурновка в «Деревне» - собирательный образ, якобы воплощавший черты не только русской деревни начала XX в., но и всей России, как это виделось российскому либералу: «.. .Россия? Да она вся - деревня...».
Со всей подлинностью, не оставляя никаких надежд, рассказал Бунин о деградации близкого ему социального мира, оказавшегося неспособным «ни к труду, ни к общежитию». Как и в «Деревне», социально-исторические обобщения сводятся к национальным особенностям русского народа. В творчестве Бунина в этот период основным стала, по его собственным словам, «душа русского человека в глубоком смысле, изображения черт психики славян».
Социальные потрясения обострили писательское неприятие антигуманности человеческих отношений, ощущение общей катастрофичности действительности.
С середины 1910-х годов основной идеей в творчестве Бунина стала идея страдания, которое приносит любое соприкосновение с жизнью.
В гуманитарной науке творчество И.А. Бунина являлось предметом исследования в разных направлениях: биографический проект автора «Деревни» находился в сфере научных интересов А.К. Бабореко, особенности художественного мира писателя анализировались в работах Л.А. Смирновой и Г.П. Климовой, взаимодействие прозы и поэзии И.А. Бунина с русской литературой XIX века и библейским текстом на реминисцентном уровне интересовало Е.Т. Атаманову, значение поэтического наследия «последнего классика русской литературы» в эпоху Серебряного века определялось А.А. Дякиной, музыкальные мотивы бунинского творчества рассматривались Н.А. Трубициной, бунинско-пришвинский художественный дискурс, его мифопоэтические аспекты изучались Н.В. Борисовой и др.
Цель работы: системная реконструкция доэмигрантского периода жизни и деятельности И.А. Бунина, продолжившего и по-новому осмыслившего тему России и личности россиянина, русского феномена в мировой культуре.
Задачи исследования:
1. Установить основные события и периоды литературной деятельности И.А. Бунина до эмиграции;
2. Определить направленность и характерные черты эволюции мировоззрения писателя, а также ее воздействие на творчество в доэмигрантский период;
3. Провести сравнительный литературоведческий анализ российской темы в творчестве писателя в период до эмиграции.
Объект исследования: творчество великого русского писателя И.А. Бунина, его литературные и публицистические произведения, в которых нашло отражение мировоззрение писателя, его идейный и нравственный поиск.
Предмет исследования: проза Бунина периода до эмиграции.
Методы исследования: комплекс общенаучных и исторических методов: сравнительно-сопоставительный (анализ, синтез, аналогия, актуализизация, систематизация, классификация), историко-структурный (выявление основных структурообразующих и системнообразующих компонентов изучаемого явления), конструктивно-генетический (формирование позитивных, актуальных для современной теории и практики обучения выводов на основе изучения генезиса проблемы).
Практическая значимость: возможность использования ее материалов и выводов на уроках литературы в общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.
Глава 1.Тема России в прозе И.А. Бунина 1890-1900-х гг.
1.1.Тема России в рассказе «Танька»
Тема России позволяет проследить творческий рост И.А. Бунина как писателя. Расска¬зы Бунина, созданные в 1890-е годы, отличаются художествен¬ной правдой изображения деревенского быта, физических страданий и ду¬шевных мук крестьянина («Танька», «На край света», «Вести с родины»).
Идея художественного синтеза была основной в эпоху серебряного века в русской культуре, воплощалась в разных видах искусства, в том числе в литературе. Обращение к этой идее дало простор для творчества русским поэтам и писателям, выявление художественного синтеза в произведениях - ключ к пониманию замысла и внутренней формы произведения.
В позднем – эмигрантском творчестве – Бунин упорно и целенаправленно вел «спор» не только с «историей» (по справедливому замечанию Л.К. Долгополова, это «единственная тема» его романа «Жизнь Арсеньева») [4, 281], но и с историей собственной жизни, стремясь переосмыслить - вплоть до фальсификации фактов - свою мировоззренческую и эстетическую позицию, относящуюся к раннему периоду творчества. Думаем, что он глубоко сожалел о признании интервьюеру газеты «Голос Москвы» (было это 24 октября 1912 г., накануне 25-летнего юбилея литературной деятельности): «Пережил я очень долгое народничество...» [2, т. 9, 541]. То самое «народничество», роль которого в своей творческой судьбе alter ego Бунина Арсеньев абсолютно отрицает. Между тем вот еще одно авторское свидетельство. Получив в Одессе известие об оставшемся в революционной Москве старшем брате Юлии, бывшем народовольце, Бунин записал в дневнике 15/28 августа 1918 г.: «<...> Чуть не с детства я был под влиянием Юлия, попал в среду “радикалов” и чуть не всю жизнь прожил в ужасной предвзятости ко всем классам общества, кроме этих самых “радикалов”. О, проклятье» [3, 156]. Проклятье - проклятьем, однако факты - упрямая вещь: путевку в творческую жизнь дали Бунину критик-народник Н.К. Михайловский и редакция народнического журнала «Русское богатство», в котором начинающий писатель опубликовал первые свои вещи: «Деревенский эскиз» («Танька») (1894), «На хуторе», «Кастрюк», «Неожиданность» («Вести с родины») (1895).
Первым напечатанным прозаическим произведением писателя был рассказ «Без названия», который редактором журнала «Русское богатство» был переименован в «Деревенский эскиз». Этот рассказ с названием «Танька» (в журнальной редакции героиню звали Настька) И. Бунин в отличие от большинства своих ранних рассказов позднее включал во все последующие издания собственных сочинений. Про редакционное вмешательство автор писал И. Белоусову: «Еще хотел прислать Вам оттиск из апрельской книги «Рус<ского> богатства» - мой «Деревенский эскиз». (Не правда ли, дурацкое заглавие?)» [3, 182]. Действительно, художественно цельное, сюжетно завершенное произведение было непозволительно называть эскизом - предварительным наброском к будущей картине. Да и определение «деревенский» не отражало сути контрастного противопоставления глубоко психологических мотивов рассказа: молодости и старости, бедности и роскоши, голода и сытости. Название произведения, данное редакцией, очевидно, должно было подчеркнуть социальный характер изображенного сюжета, его народническую направленность. И. Бунину это не понравилось, очевидно, столь прямолинейное трактование произведения претило его тонкой натуре. Если искать в этом произведении некие параллели и влияния, то это не социальные теории земских деятелей, а скорее образы художников-передвижников, навеянные творчеством того же Григория Мясоедова и его полтавских собратьев по перу.
Главная героиня рассказа И. Бунина «Танька» - маленькая сельская девочка Танька, ассоциативно связана с художником-передвижником,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бунин И.А. Новые материалы / Сост.: Коростелев О., Дэвис Р. - М., 2010. - Вып. 2.
2. Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1965-1967. - Т. 4.
3. Бунин И.А., Бунина В.Н. Устами Буниных. Дневники: В 2 т. / Сост. М. Грин, с предисл. Ю. Мальцева. - М., 2004. - Т. 1.
4. Атаманова Е.Т. Новозаветные реминисценции в поэтическом творчестве И.А. Бунина 1910-х годов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - №7 (49): в 2-х частях. - Ч.2. - С. 24 -27.
5. Атаманова Е.Т. Русская литература XIX века в контексте художественной прозы И.А. Бунина (проблема реминисценций): Ав- тореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1998. - 20 с.
6. Борисова Н.В. Бунин и Пришвин // Творчество И.А. Бунина и философско-художественные искания на рубеже XX - XXI веков: Мат. Межд. науч. конф., посвящ. 135-летию со дня рождения писателя / Отв. ред. Е.Т. Атаманова. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. - 420 с. - С. 151 - 164.
7. Борисова Н.В. Озёрки-Батурино: зов прошлого // Бунинская Россия: Озерки-Батурино: Коллективная монография / Отв. ред. Е.Т. Атаманова. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. - 227 с. - С. 4 - 13.
8. Борисова Н.В. Стихотворение И.А. Бунина «Петух на церковном кресте»: мифопоэтический аспект // Иван Бунин: Филологический дискурс: Коллективная монография / Отв. ред. Е.Т. Атаманова. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2001. - 239 с.
9. Газер И.С. Бунин-прозаик на рубеже столетий // Известия Воронежского государственного педагогического института. - Воронеж, Т. 114. - 185 с. - С. 27-38.
10. Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Проблемы структурной лингвистики. - М., 1988. - С.126.
11. Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX - начала XX в. - Л., 1985.
12. Дякина А.А. Иван Бунин - поэт Серебряного века. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2000. - 100 с.
13. Златовратский Н.Н. Деревенский король Лир. Повести, рассказы, очерки / Сост. и прим. Т.А. Поторацкой, вступ. ст. С.П. Залыгина. - М., 1988.
14. Климова Г.П. Художественный мир И.А. Бунина: Монография. - М.: «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1991. - 100 с.
15. Крутикова Л.В. И. Бунин // История русской литературы: В 4 т. - Т. 4. - Л., 1983. - С. 150-167.
16. Кулабухова М.А. Автобиографическое начало и художественный вымысел в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Творчество И. А. Бунина и русская литература XIX-XX веков. - Белгород, 1998. - С. 156-159.
17. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. - Франкфурт-на-Майне - М.: Посев, 1994. - 432 с.
18. Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. - М., 1976.
19. Михайлов О.Н. Строгий талант: Иван Бунин, жизнь, судьба, творчество. - М.: Современник, 1976. - 278 с.
20. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. - М.: Вагриус, 2007. - 512 с.
21. Нилус П.А. Иван Бунин и его творчество // Литературное наследство; [гл. ред. В. Л. Щербина]. - М.: Наука, 1973. - Т. 84 - кн.2. - С. 429-435.
22. Павлович Н.В. Язык образов: парадигмы образов в русском поэтическом языке; [2-е изд., испр. и доп.]. - М. : Азбуковник, 2004. - 527 с.
23. Сарычев Я.В. И.А. Бунин и русская литература ХІХ-ХХ веков / Тезисы. - Воронеж, 1995. - С. 21-24.
24. Семенова О.Н. О значимости цветовой палитры в поэтике И.А. Бунина // Цвет и свет в художественном произведении. - Сыктывкар, 1980.
25. Смирнова Л.А. Бунин Иван Алексеевич: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1991. - 191с.
26. Смирнова Л.А. И.А. Бунин: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
27. Трубицина Н.А. Музыкальные мотивы в творчестве И.А. Бунина: функционально-поэтический аспект: Автореф. дис. . канд. филолог. наук. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2000. - 19 с.
28. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной...» Система пейзажных образов в русской поэзии. - М.: Высшая школа, 1990. - 304 с.