Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Описание выборки исследования
В состав выборки исследования вошли 40 детей. Из них 17 мальчиков ( 42% выборки) и 23 девочки(58%) в возрасте от 9 до 11 лет.
Средний возраст девочек составил 10, 1, средний возраст в группе мальчиков составил 10, 2. Средний возраст по выборке составил 10,15
Выборка исследования была представлена детьми, находящимися на лечении в детском санатории «Солнечное». В это учреждение здравоохранения поступают дети из разных семей, в том числе и неблагополучных. Дети находятся на лечении 21 день. Многие дети прибывают в санаторий не первый раз. Ребята находятся в постоянном ожидании приезда родителей, мечтая о том, чтобы их быстрее забрали из санатория обратно домой.
2.2 Методы исследования
1. Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М.Фергюсона. ( Приложение А )
Данный диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким. Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее. Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой “болезни”, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное. В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак своей самости; оно сообщает человеку, "кто я такой в этой жизни". Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания.
2. Диагностическая методика эссе на тему « Я в санатории»
Психолог в целом оценивает сочинение, опираясь на свое профессиональное чутье и жизненный опыт:
– насколько грамотно изложено,
– соответствует ли изложенное тексту произведения,
– хорошо ли испытуемый чувствует смысл поведения персонажей,
– нет ли каких-то очень странных суждений.
Данный этап полезен для «прочувствования» психологом характера испытуемого.
Если ответы «блещут оригинальностью», это может свидетельствовать о шизоидных чертах личности.
3. Графическая методика «Кактус» (М. А. Памфилова). Методика предназначена для исследования эмоционально – личностной сферы детей младшего школьного возраста и респондентов
Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Цель методики: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
Инструкция
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция для ребенка: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
пространственное положение
размер рисунка
характеристики линий
сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :
Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы, которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
4. Рисуночно проективная методика «Я в санатории».
Оценка характера линий.
— легкие линии — недостаток энергии, скованность;
— линии с нажимом — агрессивность, властность, настойчивость, тревожность;
— неровный нажим — импульсивность, нестабильность, тревога.
Контуры фигуры.
— неотрывные линии — изоляция;
— разрыв контура — сфера конфликта;
— много острых углов — агрессивность, плохая адаптация;
— двойные линии — тревога, страх, подозрительность;
— штриховка — зона тревожности.
5. Рисуноный тест «Человек под дождем» (Л. Илюшина ). Методика предназначена для исследования эмоционально – личностной сферы детей и респондентов, умение их реагировать стресс, способность преодолевать жизненные трудности. Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.
Тест подходит как для детей 9-12 лет, так и для взрослых, выполняется по выбору обследуемого в черно-белом варианте (простым карандашом) или в цвете (например, цветными карандашами).
2.3 Процедура исследования.
1. Этап теоретического анализа научной литературы. На первом этапе исследования результатов проведенного теоретического обзора научной литературы была сформулирована цель эмпирического исследования.
2. Организационный этап. На втором этапе исследования мы обозначили его эмпирические задачи, а также выдвинули гипотезы, подобрали методики, позволяющие достичь поставленных задач, определились с базой и выборкой исследования.
3. Этап сбора эмпирических данных. На третьем этапе нами был проведен опрос испытуемых с применением выбранных методик. Участие в исследовании было добровольным. Сбор Исследований был проведен на территории санатория «Солнечное» в групповой форме. При необходимости экспериментатор отвечал на возникающие вопросы. Отказов от участия в исследовании зафиксировано не было, все респонденты демонстрировали доброжелательность, готовность к сотрудничеству и заинтересованность. Исследование проводилось с письменного согласия родителей детей.
2.4 Математико-статистические методы обработки данных
Корреляционный анализ активно используется в психологических исследованиях для выявления взаимосвязи между психологическими параметрами. Практическая глава курсовых, дипломных и магистерских работ психологии чаще всего содержит корреляционный анализ.
Для того, чтобы написать диплом по психологии и успешно его защитить, необходимо не только знать, что такое корреляция, но и понимать специфику использования этого статистического метода в психологических исследования.
Признаком использования корреляций в дипломной работе по психологии является наличие в названии темы следующих слов: «Изучение взаимосвязи…», «Исследование влияния…», «Выявление факторов…».
В курсовых и дипломных по психологии чаще всего используются два корреляционных метода: коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и корреляции Пирсона. Второй из них более строгий, то есть для его использования необходимо выполнения некоторых условий к данным. Чаще используется менее строгий коэффициент корреляции Спирмена. Но суть обоих коэффициентов корреляции применительно к психологическому исследованию одинакова.
Корреляция – это степень взаимосвязи между какими-то показателями. В психологическом исследовании психологические показатели коррелируют, если в некоторой группе они изменяются согласованно. Например, от испытуемого к испытуемому с ростом одного показателя растет и другой – корреляция положительная или прямая. Или от испытуемого к испытуемому с ростом одного показателя второй снижается – корреляция отрицательная или обратная.
2.5 Психологические особенности переживаний детского одиночества по методике субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М.Фергюсона.
Перейдем к рассмотрению и анализу полученных в результате исследования данных. Для этого рассмотрим процентные показатели уровней субъективного ощущения одиночества у респондентов исследуемой выборки. Затем проведём соответствующее сравнение этих данных для подтверждения выдвинутых в начале исследования гипотезы.
Переведя в проценты «сырые» баллы, полученные в результате исследования, составим таблицы процентных показателей уровня субъективного ощущения одиночества.